Заболевания нервной системы у детей: основные причины и симптомы расстройств психики в детском возрасте, органические болезни головного мозга и периферических органов

Проблемы лечения заболеваний нервной системы у детей раннего возраста

Перинатальная патология нервной системы у детей раннего возраста является одной из наиболее актуальных проблем в педиатрии, так как нередко приводит к дезадаптации ребенка в социальной среде, а в тяжелых случаях – к инвалидизации. В связи с этим большое значение приобретают поиски новых эффективных методов лечения поражений ЦНС у детей раннего возраста, о чем мы попросили рассказать Галину Станиславовну Голосную, доктора медицинских наук, профессора кафедры неврологии, нейрохирургии и клинической генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздравсоцразвития РФ.

Галина Станиславовна, расскажите, пожалуйста, каковы варианты последствий перинатального поражения нервной системы (ППНС) у детей раннего возраста?

Варианты последствий перинатального поражения нервной системы отражены в классификации, представленной ниже (табл.). Наиболее актуальными для практических врачей являются именно гипоксические поражения головного мозга, которые занимают первое место в структуре ППНС и являются основными причинами перинатальной смертности, составляя от 20 до 50% в ее структуре, а также факторами возникновения необратимых дефектов ткани головного мозга. У 5–15% недоношенных детей, перенесших гипоксическое поражение ЦНС, впоследствии формируются выраженные спастические параличи, эпилепсия, поражение органов слуха и зрения, а у 25–50% детей диагностируется расстройство когнитивных функций и нарушения поведения. Развивающийся мозг новорожденного чрезвычайно чувствителен к воздействию гипоксии, которая не только вызывает очаговые повреждения мозговой ткани, но и задерживает развитие сосудистой системы, а также нарушает клеточную дифференциацию. Толерантность к воздействию повреждающих факторов у каждого ребенка различна. Поэтому при относительно равных условиях у детей развиваются не равнозначные последствия ППНС. Как таковой инсульт новорожденных вследствие гипоксических изменений отличается от инсульта у взрослых не только локализацией, но и обширностью дистрофических изменений и задержкой миелинизации нервной системы.

Таблица
Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных
(Н.Н. Володин, А.С. Петрухин, 1999)

I. Гипоксические поражения ЦНС
A. Церебральная ишемия (Р.91.0)
1. Церебральная ишемия I степени (легкая)
2. Церебральная ишемия II степени (средней тяжести)
3. Церебральная ишемия III степени (тяжелая)
Б. Внутричерепные кровоизлияния гипоксического генеза (Р.52)
1. Внутрижелудочковое кровоизлияние I степени (субэпендимальное)
2. Внутрижелудочковое кровоизлияние II степени (субэпендимальное + интравентрикулярное)
3. Внутрижелудочковое кровоизлияние III степени (субэпендимальное + интравентрикулярное + перивентрикулярное)
B. Сочетанные ишемические и геморрагические поражения ЦНС (не травматические)
II. Травматические повреждения нервной системы
A. Внутричерепная родовая травма (Р.10)
1. Эпидуральное кровоизлияние
2. Субдуральное кровоизлияние (супра-, субтенториальное)
3. Внутрижелудочковое кровоизлияние
4. Паренхиматозное кровоизлияние (геморрагический инфаркт)
5. Субарахноидальное кровоизлияние
Б. Родовая травма спинного мозга (Р.11.5)
1. Кровоизлияние в спинной мозг (растяжение, разрыв, надрыв) с травмой или без травмы спинного мозга
B. Родовая травма периферической нервной системы (Р.14)
1. Травматическое повреждение плечевого сплетения
а) проксимальный тип Эрба – Дюшена (С5-С6)
б) дистальный тип Дежерин-Клюмпке (С7-Т1)
в) тотальный паралич (С5-Т1)
2. Повреждение диафрагмального нерва (С3-С5)
3. Травматическое повреждение лицевого нерва
4. Травматическое повреждение других периферических нервов
III. Дисметаболические и токсико-метаболические нарушения функций ЦНС
А. Преходящие нарушения обмена веществ (Р.70-Р.71)
1. Ядерная желтуха (билирубиновая энцефалопатия)
2. Гипогликемия
3. Гипокальциемия
4. Гипермагнезиемия
5. Гипомагнезиемия
6. Гипонатриемия
7. Гипернатриемия
Б. Токсико-метаболические нарушения функций ЦНС (Р.04)
1. Состояния, обусловленные приемом во время беременности алкоголя, табакокурение, употребление наркотиков и медикаментов, вызывающих зависимость
2. Состояния, обусловленные действием на ЦНС токсинов (вирусных, бактериальных)
3. Состояния, обусловленные действием на ЦНС лекарственных препаратов (или их сочетание), введенных плоду и новорожденному
IV. Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода
А. Поражение ЦНС при внутриутробных инфекциях (Р.35-Р.37)
1. Энцефалит, менингит, менингоэнцефалит
2. Цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, врожденная краснуха, ЕСНО-вирусы, сифилис и другие
Б. Поражение ЦНС при неонатальном сепсисе (Р.36; Р.37.2; Р.37.5)
1. Менингит, менингоэнцефалит, вентрикулит, энцефалит
2. Стрептококк, стафилококк, колибактерии, клебсиелла, синегнойная палочка, листериоз, грибок

Уже доказано, что смерть клеток при гипоксии происходит не только по типу некротического поражения, но и с развитием апоптоза клеток, который, в свою очередь, угнетается и индуцируется факторами специфической и неспецифической защиты.

В настоящее время получено значительное количество новой информации о патогенезе гипоксического перинатального поражения ЦНС, его молекулярных и биологических основах. На биологических моделях установлена многоуровневая система химической регуляции, обеспечивающая жизнеспособность и защиту нейронов от неблагоприятных влияний, а также программируемую гибель клеток в случае повреждения мозга с участием многочисленных нейротрофических и ростовых факторов. В связи с этим большой интерес представляет изучение этих факторов и репаративных механизмов, определяющих течение, исходы гипоксии мозга у новорожденных, а также возможности реабилитации в неонатальном периоде.

Какова комплексная терапия данных заболеваний? Какие современные группы препаратов можно использовать в реабилитации детей с ППНС, особенно с первых дней жизни?

Основные принципы комплексной терапии следующие:

  • Профилактика и ранняя терапия внутриутробной гипоксии новорожденного.
  • Скорейшее восстановление нормальной проходимости дыхательных путей и адекватная вентиляция легких.
  • Ликвидация возможной гиповолемии.
  • Поддержание адекватной перфузии мозга за счет предупреждения как кратковременных изменений давления, так и полицитемии, гиперволемии.
  • Охранительный режим: профилактика охлаждения, перегревания.
  • Введение дексаметазона (0,5 мг/кг).
  • При судорогах введение фенобарбитала (10–20 мг/кг), затем – 3–4 мг/кг/сут.
  • Введение фуросемида (1–2 мг/кг) 2 раза в сутки детям после 2 суток жизни. При не восстановившемся диурезе введение мочегонных препаратов неэффективно.
  • Гемостатическая терапия.
  • Лечение отека мозга.
  • Ноотропные препараты, улучшающие трофические процессы: пантогам (40 мг/кг/ сут), инстенон (10–15 мг/кг/сут), кортексин (10 мг/сут), актовегин (1 мл/сут, внутривенно, капельно).
  • Церебролизин, витамины группы В назначают новорожденным после 2-й недели жизни. Церебролизин противопоказан новорожденным с судорогами в анамнезе.

В реабилитации детей с первых дней жизни, имеющих ППНС, используют в основном препараты, улучшающие микроциркуляцию и состояние сосудистой системы: актовегин, кавинтон, траумель S (чаще используется при гемморагическом типе нарушений), ноотропные препараты, циннаризин, витамины группы А, Е. При развитии ликвородинамических нарушений и необходимости их медикаментозной коррекции – диакарб, триампур. Необходимо отметить, что важна индивидуальная оценка неврологических нарушений и темпов развития каждого ребенка.

Каково патогенетическое обоснование применения в комплексной терапии неврологических заболеваний у детей ноотропных препаратов, в том числе препаратов гопантеновой кислоты? Какова фармакодинамика Пантогама?

Современные представления о механизмах нейронального повреждения при длительном или значительном действии таких повреждающих факторов, как гипоксия и ишемия, знание нейропатофизиологических процессов при гипоксическом поражении мозга дает возможность применения в комплексной терапии реабилитационных программ у детей первого года жизни нейропротективных препаратов. В последние годы в лечении различных заболеваний ЦНС у детей все большее значение приобретают препараты, воздействующие на обмен центральных медиаторов, особенно лекарственные средства, влияющие на метаболизм тормозного нейромедиатора – гаммааминомасляной кислоты (ГАМК).

Читайте также:
Состояние языка у детей при заболеваниях: изменение цвета, появление налета и язвы как симптомы болезней

Одним из таких препаратов является Пантогам, разработанный в 70-е годы XX века НПО «Витамины» и с 1995 года выпускаемый российской компанией «ПИК-ФАРМА». Пантогам по химической структуре представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил гаммааминомасляной кислоты и относится к ноотропным препаратам смешанного типа с широким клиническим применением. Пантогам обладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других лекарственных средств. Пантогам является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК-призводных ноотропных препаратов. Благодаря присутствию в молекуле Пантогама пантоильного радикала, препарат проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС. Пантогам в организме практически не метаболизируется и в течение 48 часов выводится в количестве 95–98%.

Фармакологические эффекты Пантогама обусловлены прямым влиянием на ГАМК-рецепторно-канальный комплекс. Препарат оказывает также активирующее влияние на образование ацетилхолина. Пантогам способствует нормализации метаболизма ГАМК при различных видах патологии, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах. Пантогам применяется при лечении неврологических и психических заболеваний как изолированно, так и в комбинации с другими препаратами, при этом хорошо переносится детьми. Сочетание мягкого психостимулирующего и умеренно седативного эффектов Пантогама (в отличие от других ноотропных средств) позволяет активировать когнитивные функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка. У детей раннего возраста применение препарата Пантогам оптимально при самых первых признаках задержки темпа моторного или психоэмоционального развития, а также в комплексном лечении более выраженных нарушений развития. С года до 3 лет – в комплексной терапии задержек развития нарушения темпа предречевого и речевого развития.

В действии Пантогама сочетаются противосудорожный, дезинтоксикационный и нейровегетотропный эффекты. Препарат может применяться у детей, страдающих эпилепсией и другими судорожными состояниями. Пантогам наряду с нейрометаболическим обладает нейропротекторным и нейротрофическим действием, улучшает когнитивные функции, повышает психическую активность и объем познавательной деятельности.

Наличие двух лекарственных форм Пантогама – таблеток и 10%-ного сиропа, не содержащего сахар, – особенно удобно для применения у детей первого года жизни, дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Каковы результаты клинических исследований эффективности использования препарата Пантогам в лечении ППНС у детей?

В основном в отечественной литературе хорошо известны исследования по применению препарата Пантогам при коррекции когнитивных расстройств, синдроме дефицита внимания, астеноневротическом синдроме, нарушении речевого развития. В практике педиатров и неврологов препарат Пантогам широко применяется у детей на первом году жизни при легком и среднетяжелом варианте нарушений психомоторного развития. В настоящее время проведены исследования по эффективности применения препарата Пантогам (сироп) при нарушении психомоторного развития легкой и средней степени у детей второго полугодия жизни (результаты собственных наблюдений (рис.).

Рисунок
Динамика изменений в двигательной, сенсорной и эмоциональной сферах (оценка по О.В. Баженовой) у детей первого года жизни при лечении препаратом Пантогам (сироп)

Неврозы у детей

Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10

Неврозы у детей

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Неврозы у детей

Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.
Читайте также:
Цитомегаловирус при беременности - симптомы, диагностика, лечение, последствия

Симптомы неврозов у детей

Астенический невроз (неврастения)

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Консервативное лечение

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н.И.// Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). − 2016.

3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г.В., Кузнецова Е.Н.// Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва — 2012.

Резидуально-органическое поражение ЦНС: причины, симптомы, лечение и прогноз

ребенок в инкубаторе

Органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) – это диагноз, который указывает на то, что человеческий мозг находится в нестабильном состоянии и считается неполноценным.

В результате таких поражений в мозгу происходят дистрофические расстройства, разрушение и отмирание мозговых клеток или их некротизация. Органическое поражение делится на несколько степеней развития. Первая стадия является присущей большинству обычных людей, что считается нормой. Но вторая и третья – требует врачебного вмешательства.

Читайте также:
Боль при беременности по локализации - причины, лечение

Резидуальное поражение ЦНС – это такой же диагноз, который показывает, что болезнь появилась и сохранилась у человека в перинатальный период. Чаще всего этим страдают младенцы.

Отсюда можно сделать очевидный вывод. Резидуально-органическое поражение ЦНС – это нарушения головного или спинного мозга, которые были получены в период, когда ребенок находится еще в утробе (не менее 154 дней со дня зачатия) или в течение недели после его появления на свет.

Механизм повреждения

Одной из всех «не состыковок» болезни является тот факт, что нарушение такого типа относится к невропатологии, но его симптоматика может относиться к другим ответвлениям медицины.

Из-за внешнего фактора у матери появляются сбои при формировании фенотипа клеток, которые отвечают за полноценность перечня функций центральной нервной системы. Вследствие этого появляется задержка развития плода. Именно такой процесс может становиться последним звеном на пути к нарушениям ЦНС.

Касательно спинного мозга (так он тоже входит в ЦНС), соответствующие поражения могут появиться в результате неправильного акушерского пособия или при неаккуратных поворотах головки при выведении ребенка.

Причины и факторы риска

Перинатальный период также можно назвать «хрупким периодом», потому что в это время буквально любой неблагоприятный фактор может служить причиной развития пороков ЦНС младенца или плода.

К примеру, врачебная практика имеет случаи, которые показывают, что органическое поражение центральной нервной системы вызывают следующие причины:

стресс у беременной женщины

  • наследственные болезни, которые характеризуются патологией хромосом;
  • заболевания будущей мамы;
  • нарушение родового календаря (долгие и тяжелые роды, преждевременные роды);
  • развитие патологии во время беременности;
  • нарушенное питание, недостаток витаминов;
  • экологические факторы;
  • принятие медикаментов во время беременности;
  • стрессовое состояние мамы во время беременности;
  • асфиксия при родах;
  • атония матки;
  • инфекционные заболевания (и в период лактации);
  • незрелость беременной девушки.

Кроме этого, на развитие патологических изменений может влиять употребление различных биодобавок или спортивного питания. Их состав может пагубно сказываться на человеке, с определенными особенностями организма.

Классификация поражений ЦНС

Перинатальное поражение ЦНС делится на несколько типов:

  1. Гипоксически-ишемические. Характеризуется интернатальными или постанальными поражениями ГМ. Появляется в результате проявления хронической асфиксии. Проще говоря, главной причиной такого поражения является дефицит кислорода в организме плода (гипоксия).
  2. Травматическое. Это тип повреждения, которое получено новорожденным в процессе родов.
  3. Гипоксически-травматические. Это сочетание кислородной недостаточности с травмой спинного мозга и шейного участка позвоночника.
  4. Гипоксически-геморрагическое. Такое повреждение характеризуется травмой при родах в сопровождении сбоя кровообращения мозга с последующими кровоизлияниями.

Симптомы в зависимости от тяжести

ребенок плачет

У детей резидуально-органические повреждения трудно увидеть невооруженным глазом, но опытный невролог, уже на первом осмотре малыша сможет определить, внешние признаки болезни.

Зачастую это бывает непроизвольное дрожание подбородка и ручек, беспокойной состояние младенца, синдром тонусных нарушений (отсутствие напряжений в мышцах скелета).

А, если поражение тяжелого характера, то оно может проявляться неврологическими симптомами:

  • паралич любой конечности;
  • нарушение движений глаз;
  • рефлекторные сбои;
  • потеря зрения.

В некоторых случаях симптоматику можно заметить только пройдя определенные диагностические процедуры. Такая особенность называется немым протеканием болезни.

Общие симптомы резидуально-органического поражения центральной нервной системы:

  • безосновательное утомление;
  • раздражительность;
  • агрессия;
  • психическая неустойчивость;
  • переменчивое настроение;
  • снижение интеллектуальных способностей;
  • постоянное душевное волнение;
  • заторможенность действий;
  • ярко выраженная рассеянность.

Кроме этого, больному свойственны симптомы психического инфантилизма, мозговой дисфункции и нарушения личности. При прогрессировании заболевания, комплекс симптомов может пополняться новыми патологиями, что при отсутствии лечения может привести к инвалидности, а в худшем случае – летальному исходу.

Необходимый комплекс мер

лечение ребенка у невролога

Далеко не секрет, что заболевания такой степени опасности трудно вылечить одиночными методами. А уж тем более для устранения резидуально-органического поражения ЦНС и подавно необходимо назначение комплексного лечения. Даже при сочетании нескольких методов терапии процесс выздоровления будет длиться довольно долго.

Для правильного подбора комплекса, строго-настрого необходимо обращаться к лечащему врачу. Обычно в комплекс назначенной терапии входит следующий комплекс мер.

Лечение с помощью препаратов разного направления:

  • успокоительные;
  • психотропные препараты;
  • ноотропы;
  • антипсихотические средства;
  • витамины и минералы для улучшение работы мозга.

кинезитерапия для детей

Внешняя коррекция (лечение внешней стимуляцией):

  • массаж;
  • лечение специальными нагрузками (кинезотерапия);
  • физиотерапия (лазеротерапия, миостимуляция, электрофорез и др);
  • рефлексотерапия и иглотерапия.

Методы нейрокоррекции

Нейрокоррекция – психологические методики, которые используют для восстановления нарушенных и потерянных функций ГМ.

При наличии дефектов речи или нервно-психических нарушений, специалисты подключают к лечению психолога или логопеда. А в случае проявления слабоумия, рекомендуется обратиться за помощью к педагогам образовательных учреждений.

Кроме того, пациент стоит на учете у невролога. Он должен проходить регулярное обследование у врача, который ведет его лечение. Доктор может назначать новые лекарства и другие лечебные мероприятия с появлением такой потребности. В зависимости от степени тяжести болезни, пациент может нуждаться в постоянном наблюдении родных и близких.

Подчеркнем, лечение резидуально-органического поражения ЦНС в период острого проявления ведется только в условиях стационара, и только под присмотром квалифицированного специалиста.

Помните! Своевременное лечение органического поражения ЦНС сможет остановить развитие осложнений, уменьшить последствия заболевания, устранить симптоматику и полностью реабилитировать нервную систему человека.

Реабилитация — все в руках матери и медиков

ребенок спокоен

Реабилитационные мероприятия при данном заболевании, как и при его лечении, должен назначать лечащий врач. Они направлены на устранение сформировавшихся осложнений в соответствии с возрастом больного.

При оставшихся двигательных расстройствах, обычно назначают физические методы воздействия. В первую очередь рекомендуется делать лечебную гимнастику, основная идея которой, будет направлена на «оживление» пораженных областей. Дополнительно физиотерапия снимает отеки нервных тканей и возвращают тонус мышц.

Задержки психического развития устраняют с помощью специальных препаратов, которые обладают ноотропным эффектом. Кроме таблеток также проводят занятия с логопедом.

Для снижения активности эпилепсии используют противосудорожные средства. Дозирование и сам препарат должен выписывать лечащий врач.

Читайте также:
Гайморит при беременности - лечение , последствия для ребенка и матери

Повышенное внутричерепное давление должно устраняться постоянным контролем ликворной жидкости. Назначаются аптечные препараты, которые повышают и ускоряют ее отток.

Очень важно искоренить болезнь при первых тревожных звоночках. Это даст возможность человеку в дальнейшем вести нормальный образ жизни.

Осложнения, последствия и прогноз

Согласно опыту медиков, органическое поражение ЦНС у детей может вызвать такие последствия:

ребенок плачет

  • нарушения психического развития;
  • дефекты речи;
  • задержку речевого развития;
  • отсутствие самоконтроля;
  • приступы истерики;
  • нарушение нормального развития ГМ;
  • посттравматическое стрессовое расстройство;
  • приступы эпилепсии;
  • вегето-висцериальный синдром;
  • невротические расстройства;
  • неврастению.

У детей довольно часто такие нарушения сказываются на адаптации к условиям окружающей среды, проявлениями гиперактивности или, напротив, синдромом хронической усталости.

На сегодня диагноз «резидуально-органическое поражение ЦНС» ставится довольно часто. По этой причины медики стараются улучшить свои диагностические и лечебные способности.

Точные характеристики и особенности определенного типа поражения дают возможность просчитать дальнейшее развитие болезни и предупредить его. В лучшем случае можно вовсе снять подозрения на заболевание.

Заболевания нервной системы

Нервная система является самой уязвимой системой в организме. В процессе роста и развития ребенка она претерпевает существенные изменения. Критическими периодами для нервной системы являются возраста: период новорожденности, 1-2 года, 2-4 года, 6-8 лет, 12-16 лет.

В период новорожденности мозговая ткань мало дифференцирована, нервные клетки расположены на поверхности мозга. С возрастом увеличивается поверхность головного мозга, клетки мигрируют в вещество мозга, увеличивается сеть мозговых сосудов. Только в 15-16 лет мозговые процессы приближаются к взрослому состоянию, а к 20 годам становятся как у взрослого. В периоды бурного роста происходит рассогласование нервной, эндокринной и сосудистой регуляции. Соматическое развитие в пубертатный период опережает нервно-психические процессы, что приводит к функциональным расстройствам нервной системы. В 12-16 лет отмечаются значительные поведенческие изменения: резкие, порывистые не только движения, но характерна и порывистость психологических процессов: конфликтность, взрывная реакция на замечания. Различные невротические проявления всегда присутствуют у детей, оставшихся без родителей.

Среди неврозоподобных состояний наиболее часто встречаются невроз нарушения сна, заикание, энурез – недержание мочи, энкопрез – недержание кала, навязчивые действия. Неврозы – основной источник патологического развития характера, ведущий фактор трудновоспитуемости и правонарушений, развития различных соматических заболеваний. Это обратимые состояния, если своевременно уделить им внимание. Нашими эмоциями управляет вегетативная нервная система, центром которой является ее отдел – гипоталамус. Это часть подкорковой зоны, которая первой реагирует на все вредоносные факторы: алкоголь, лекарства, вирусы и т.д., это самая чувствительная область нервной системы, начиная с внутриутробного периода. Различные отделы гипоталамуса несут ответственность за чувство насыщения, полового развития, терморегуляции, сна, состояние кожи и т.д. При поражении этого отдела алкоголем, наркотическими веществами, вирусами развиваются различные патологические состояния, такие как булемия – отсутствие чувства сытости, гиперсексуальность, проявляется склонность к бродяжничеству, характерны грубость, мстительность, агрессивность. Эмоциональная неустойчивость – характерное состояние для детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. В настоящее время самой распространенной проблемой среди детского и подросткового возраста, которая приводит к нарушениям поведения и трудностям в обучении является гиперактивное расстройство поведения с дефицитом внимания. Причиной этому являются минимальные мозговые дисфункции, которые являются последствием перинатального повреждения головного мозга.

Перинатальные поражения нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод перечисленных выше вредоносных факторов во время беременности, во время родов и в первые дни после родов. Патогенными факторами также могут быть заболевания матери во время беременности, токсикозы, инфекции, интоксикации, нарушение обмена веществ, акушерская патология (узкий таз, неправильное положение плода и т.д.). Помимо этого определенную роль играют химические вещества, излучение. Установлена роль генетических факторов. Имеет значение время воздействия вредоносного фактора на плод.

Проявления минимальных мозговых дисфункций можно объединить в несколько состояний:

  • расстройства развития речи
  • расстройства развития школьных навыков
  • расстройства развития двигательных функций
  • поведенческие и эмоциональные расстройства

На практике часто наблюдается сочетание вышеперечисленных симптомов. По современной международной классификации болезней гиперактивное расстройство с дефицитом внимания характеризуется несоответствием нормальным возрастным характеристикам, снижением адаптационных возможностей, нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Первые симптомы появляются в возрасте до 7 лет, сохраняются постоянно на протяжении длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти проявления сохраняются в различных ситуациях и в различной обстановке ( дома, в школе). Основные признаки невнимательности:

  • ребенок не может удерживать внимание на деталях, допускает ошибки из-за небрежности
  • с трудом сохраняет внимание во время заданий, игр
  • складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь
  • не может справиться до конца с предложенным ему заданием
  • сопротивляется выполнять школьное и домашнее задание, требующее умственного напряжения
  • часто теряет вещи
  • отвлекается на посторонние стимулы
  • проявляет забывчивость
  • беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится
  • часто встает в классе во время уроков
  • проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-нибудь залезть
  • не может играть тихо и спокойно
  • находится в постоянном движении
  • часто болтлив

Проявления импульсивности характеризуются:

  • отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца
  • с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
  • мешает другим, пристает к окружающим во время беседы или игры

Может быть сочетание всех трех проявлений данного синдрома или преобладание какого-либо из них. Этот синдром встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Данный диагноз считается обоснованным лишь в тех случаях, кода наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, даже если они имеют сходства, не могут считаться основанием для данного диагноза. Это может быть на фоне болезни, в ситуациях протеста или когда ребенок хочет привлечь к себе внимание, т.е. когда имеют место психологические конфликты, психотравмирующие факторы.

Все эти симптомы проявляются и при психических расстройствах. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первые два года жизни. Их невозможно удержать от постоянных перемещений по дому, они повсюду забираются и все хватают руками. Ребенок постоянно оказывается в опасной ситуации, часто получает травмы, если его оставить без присмотра. С возрастом ребенок остается чрезвычайно подвижным, его избыточная активность всегда бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Но оказавшись в новой обстановке с незнакомыми людьми, его гиперактивность тормозится на фоне волнения. Наиболее выраженная гиперактивность наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дальнейшем это проявляется неусидчивостью, суетливостью, беспокойством в виде таких проявлений, как: что-то крутит в руках или трясет ногой. Импульсивность проявляется в ходе событий, которые не совпадают с желанием ребенка, он ломает игрушки, обижает детей. Эти дети не могут учиться на собственных ошибках. Не смотря на постоянные наказания со стороны взрослых, ситуации эти повторяются изо дня в день. У таких детей часто бывает энурез, энкопрез. Но надо отметить, что у таких детей все же существует избирательная заинтересованность, когда они могут часами уделять время любимому занятию. После 7-9 лет гиперактивность ослабевает. Но импульсивность и нарушение внимания сохраняются на весь период школьного обучения. Для подростков с данным синдромом характерны несамостоятельность, безответственность. Трудности в организации и выполнении поручений. Многих подростков отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинении требованиям взрослых. Они склонны к вовлечению в подростковые группировки, совершению правонарушений, употреблению наркотиков и алкоголя.

Читайте также:
Стоматит у детей - афтозный, герпетический, кандидозный и другие формы: признаки, симптомы и лечение

Все эти симптомы сохраняются и в зрелом возрасте у 20-30% пациентов, трансформируются и проявляются рассеянностью, забывчивостью, отсутствием навыков планирования, частой сменой работы, проблемами в семейной жизни, конфликтностью и т.д. Раннее выявление гиперактивного синдрома с дефицитом внимания и проведение коррекционных мероприятий с применением эффективных современных методов позволяет достичь значительных результатов. К таким мероприятиям относятся: медикаментозные методы лечения. Обратившись к специалисту, ребенку будут назначены препараты, необходимые для улучшения мозговых процессов -особое внимание должно быть уделено организации режима дня и особенно физической деятельности и закаливанию. К сожалению, многие забывают об этом и часто недооценивают значение физической деятельности для развития ребенка. Организации режима дня вашему вниманию будет предложена отдельная тема. Методом коррекции может служить эстетическое воспитание ребенка. Музыкотерапия в виде музыкально-ритмических занятий или прослушивание музыки перед сном: музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, создает радостное настроение, воспитывает активное внимание.

Следующей важной проблемой являются расстройства школьной адаптации. Институтом мозга человека РАН им. Н.П.Бехтеревой были обследованы в 2009 году 336 детей с явлениями школьной дезадаптации в возрасте 7-14 лет. Из них у 49,7% были выявлены тревожные расстройства. Эти явления, как говорилось ранее, чаще проявляются у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, примерно у половины таких детей стоит этот диагноз, и особенно его проявления, связанные с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и неврозоподобные синдромы. На третьем месте стоит умственная отсталость, аффективные расстройства. Т.е. зная диагноз ребенка, вы сможете вовремя и правильно подготовить ребенка к школе, правильно определить его маршрут обучения. Под школьной дезадаптацией понимают нарушения приспособления личности ребенка к условиям обучения в школе. Наиболее часто эти проявления регистрируются в начале обучения в 1 классе, при переходе из младшей школы в среднюю в 5 классе, при окончании средней школы в 7-9 классах.

В настоящее время рассматриваются 3 основных компонента школьной дезадаптации:

  • когнитивный, который проявляется в неуспеваемости, недостаточности знаний и навыков
  • личностный, т.е. определяющий отношение к обучению
  • поведенческий, который проявляется в нарушении поведения в школе

Дополнительно к этим компонентам можно добавить психоневрологический, к проявлениям которого относятся тревожные расстройства, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тики, головные боли, астенические расстройства. Данные патологические состояния могут выступать как в качестве причины школьной дезадаптации, так и являться следствием ее появления. Одним из наиболее частых проявлений школьной дезадаптации является возникновение тревожных расстройств. Тревога представляет неприятное эмоциональное состояние и проявляется чувством неопределенности, ожиданием плохих событий, предчувствиями. Это патологические состояния. Развитие их происходит при взаимодействии психологических, биологических и средовых факторов. Факторы риска включают родительскую тревожность, “тревожный” темперамент ребенка с тенденцией к замкнутому стилю поведения, травматические, негативные и стрессовые события в жизни ребенка. Поведение таких детей характеризуется робостью, застенчивостью, подавлением эмоций в обществе незнакомых людей или в непривычной обстановке. Причинами тревожности могут быть негативные требования к ребенку, неадекватные, чаще завышенные требования, несовпадения между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Проявляются тревожные состояния в виде жалоб на постоянную нервозность, мышечное напряжение, дрожь, потливость, сердцебиение, головные боли, головокружение, боли в животе. У детей младшего школьного возраста тревожные состояния часто сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, у старших – с развитием страхов, депрессий, формированием низкой самооценки, склонностью к суициду. Если родитель в течение всей дошкольной жизни ребенка принимает активное участие в его воспитании, знает особенности его характера, он не будет предъявлять завышенных требований к ребенку, будет любить ребенка таким, какой он есть. Необходимо поддерживать ребенка, особенно, если это ребенок из детского дома, не злиться на его неудачи, а учить тому, с чем он возможно никогда не был знаком на протяжении всей своей жизни вне семьи. Огромную роль в формировании нервных связей играет общение ребенка с окружающим миром при помощи взрослых. Основным качеством, которое надо проявлять взрослым при воспитании детей является терпение. И еще надо помнить, что поощрение ребенка дает больший результат, чем наказание. Следующей актуальной проблемой, с которой часто приходится сталкиваться, воспитывая ребенка из детского дома, является проблема нарушения мочеиспускания.

Энурез отнесен к категории психических и поведенческих расстройств и определяется как стойкое непроизвольное мочеиспускание днем и, или ночью, не соответствующее физиологическому возрасту ребенка. Известно, что мальчики в 2 раза чаще страдают энурезом, чем девочки. От времени появления выделяют первичный и вторичный энурез. При первичном энурезе ребенок с первых лет жизни не имеет длительных, в течение 3-6 месяцев, периодов, когда он просыпался сухим. В большинстве случаев первичный энурез проявляется только ночью. Вторичный энурез – состояние, когда ребенок начинает снова мочиться в постель после значительного периода ремиссии в течение не меньше 3 месяцев. При вторичном энурезе отмечается связь с различными урологическими, неврологическими, психическими или эндокринными заболеваниями. Чаще распространен первичный энурез и также чаще ночной, чем дневной. Для возникновения энуреза основой являются неврологические расстройства, задержка созревания нервной системы, анатомо-функциональные изменения со стороны моче-выводящих органов, инфекции моче-выводящих путей. Наиболее популярной гипотезой возникновения энуреза является задержка созревания нервной системы. Задержка темпов созревания центральной нервной системы и развитие энуреза являются следствием раннего органического поражения головного мозга, связанного с патологией беременности и родов. Обычно таким детям ставят диагноз перинатального поражения центральной нервной системы гипоксического и травматического генеза. Под влиянием гипоксии (недостаточного кислородного снабжения) возникают нарушения мозгового кровообращения, которые сохраняются длительное время после рождения и являются одной из причин формирования органической патологии и нарушениями психомоторного развития.

Читайте также:
Хорионкарцинома и ее связь с беременностью: причины возникновения, прогноз, диагностика и лечение

Клиническими проявлениями этого состояния являются поражения вегетативной нервной системы, о чем говорилось ранее, и в том числе нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. Так, довольно распространенными являются сочетания энуреза с гиперактивностью, энуреза и нарушений поведения у детей и подростков. В норме к 3-4 годам или даже раньше у ребенка должен сформироваться волевой контроль мочеиспускания, в этот же период родители активно формируют у ребенка навыки опрятности.

Таким образом, развитие волевого контроля мочеиспускания зависит от родительских усилий и является одним из этапов психического развития детей. Имеет значение и характер сна. Чаще всего эпизоды ночного энуреза отмечаются на границе стадий сна. Считается, что во время заполнения мочевого пузыря, при переходе глубокого сна в поверхностный, импульсации от мочевого пузыря оказывается недостаточно для пробуждения ребенка, что и завершается мочеиспусканием в постель в сонном состоянии. Имеет значение и наследственная предрасположенность к этому заболеванию. Хочется подчеркнуть влияние психологических факторов и стресса в прогрессировании энуреза. В исследованиях последних лет показано, что не психопатология ведет к энурезу, а напротив, энурез приводит к поведенческим аномалиям и проблемам социальной адаптации, причем нарушения поведения у детей 5 лет и старше отмечаются вне зависимости от частоты энуреза. Установлен несомненный факт, что после излечения энуреза у детей наблюдаются положительные психологические изменения.

Чтобы выбрать тактику лечения энуреза, необходимо обратиться к врачу. В последние годы наиболее эффективными считаются два основных направления терапии: коррекция поведения и медикаментозная терапия. Считается, что такие методы, как ограничение приема жидкости, частые пробуждения для опорожнения мочевого пузыря, гипноз не имеют никаких научных доказательств пользы от их применения. Важную роль в лечении энуреза играет мотивационная терапия, которая направлена на установление позитивных отношений между ребенком и родителями. Родителям необходимо помочь избавиться от чувства вины ребенка. Необходимо убедиться, что сам ребенок уже созрел и готов избавиться от этого недуга. Время отхода ко сну должно быть спокойным, рекомендуется чтение сказок или разговор на нейтральную тему. Перед тем как лечь в постель, ребенок должен обязательно помочиться, его постель должна быть достаточно жесткой. При очень глубоком сне спящего ребенка рекомендуется несколько раз перевернуть во сне. Следует сократить потребление продуктов, содержащих кофеин, таких как шоколад, чай, кофе, газированные напитки. Родителям не следует акцентировать внимание на неудачах, но не забывать похвалить ребенка, когда ему удается не помочиться в постель. Выбор медикаментозной терапии остается за врачом. Частым вариантом дисфункций мочевого пузыря является нестабильный мочевой пузырь, что проявляется синдромом частого дневного мочеиспускания, стрессовым недержанием, недержанием мочи при смехе и т.д. Причиной указанного типа может также являться перинатальная энцефалопатия.

Терапия должна быть комплексной с применением средств, нормализующих обменные процессы в центральной нервной системе, седативных препаратов, физиотерапии и благоприятного эмоционального комфорта, созданного ребенку.

Нозологии детских психических расстройств

Все известные на сегодняшний день заболевания классифицируют по разным признакам. С точки зрения нозологии, науки о болезнях, заболевания объединяют в группы исходя из причин их возникновения и механизмов развития. Психические расстройства, характерные для детей и подростков, также принято объединять в группы, исходя из симптоматики.

Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом

Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.

В эту категорию расстройств входят:

1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.

detskie_fobii_strahi

2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.

3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.

4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.

Читайте также:
Менингит у детей - серозный : признаки и симптомы, лечение и профилактика

К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков

Такие нозологические единицы, как шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройство объеденены в одну группу, так как имеют много одинаковых симптомов:

shizofrenia_u_detei

1. Для шизоаффективных расстройств характерно наличие аффективных и шизофренических симптомов одновременно, приступы могут длиться несколько дней. В промежутках состояние пациента может рассцениваться как нормальное, близкое к выздоровлению. Изменения личности, наблюдающиеся при шизофрении, начинают проявляться после 3-5 приступа. Этиология заболевания до конца не выявлена, предполагается что данный вид расстройств представляет собой одну из разновидностей шизофрении.

2. Шизотипическое расстройство сопровождается эксцентричным немного странным поведением, аномалиями эмоций и мышления. Подобные отклонения наблюдаются у пациентов, больных шизофренией. Но течение шитопического расстройства не соответствует основным стадиям шизофрении. Диагностировать данный вид расстройства довольно сложно, так как не выраженность симптомов делает его схожим с простым видом шизофрении, а также параноидальным личностным расстройством. В связи с этим шизотипическое расстройство часто называют латентной шизофренией.

3. При шизофрении наблюдается прогрессирующее изменение личности, которое не поддается коррекции. У детей в раннем возрасте данный вид психического заболевания встречается редко, но диагностировать его возможно уже в 2-3 года. Первым признаком является угасание интереса у ребенка к играм, отсутствие реакции на ласку близких. Затем наступает период угасания психической активности и торможение развития психики. Склонность к шизофрении передается по наследству, но толчком к прогрессированию болезни может стать любая стрессовая ситуация.

Все формы шизофрении тяжело поддаются коррекции. Больной не может излечиться полностью, удается добиться лишь некоторых улучшений. При расстройствах, имеющих сходные с шизофренией симптомы, прогнозы более благоприятные.

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга. Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает.

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

anorexia_bulimia_u_detey

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия и анорексия чаще всего развивается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Расстройства сна (бессонница, сноговорение, снохождение)

Большинство из расстройств сна вызваны эмоциональными переживаниями. Но причинами бессонницы вполне могут являться и заболевания каких-либо внутренних органов. Прежде чем начать коррекцию данного вида расстройства необходимо точно определить его причину.

bessonica_u_detei

Хождение и разговоры во сне, считаются безобидными расстройствами. Как правило, они проходят к пятнадцатилетию. У взрослых людей и подростков такие виды расстройств встречаются крайне редко. У снохождения и сноговорения механизм возникновения одинаковый. При переходе сна от медленной фазы к быстрой, возникает аномальная активация головного мозга. Если воздействие оказывается на двигательный центр, то ребенок начинает ходить во сне, а при активации речевого центра – разговаривать.

Коррекция расстройств сна сводится за наблюдением ребенка, выявлением психологических причин, которые могли спровоцировать расстройство. Медикаментозное лечение назначается крайне редко.

Читайте также:
Гестоз при беременности - симптомы, лечение, последствия и влияние на плод

Расстройства, характерные для детского и подросткового возраста

psihicheskie_rasstroistva_u_deteyПсихические расстройства, проявляющиеся у детей, особенно в раннем возрасте, могут иметь несколько причин. Если отклонения развиваются в результате стрессовых ситуаций, то при своевременном обращении к специалистам их удается скорректировать в большинстве случаев. Расстройства у детей могут быть вызваны органическими поражениями головного мозга, в этом случае полное излечение вряд ли возможно. Основная деятельность врачей и близких будет направлена на облегчение состояния и адаптацию в социуме.

Наиболее характерными расстройствами психики у детей являются:

detskaya_depressiya

  • задержка психического развития. Данный вид расстройства характеризуется особенностями развития головного мозга. Дети, у которых диагностировано ЗПР, при правильном педагогическом подходе и психотерапевтическом лечении могут стать успешными и активными людьми во взрослой жизни;
  • задержка речевого развития, элективный мутизм. Расстройства речи могут быть вызваны социальными или биологическими причинами. Если ребенку недостаточно уделяют внимания, то он может иметь дефицит контактов. Подобные расстройства могут быть и у детей, окруженных гиперопекой. Большая часть речевых расстройств имеет биологические причины, это различные нарушения головного мозга, тугоухость и т.д.;
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) характеризуются невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Чтобы выявить СДВГ необходимо длительное наблюдение за ребенком, не менее полугода. Отклонения в поведении, характерные для СДВГ, начинают формироваться примерно с 7 лет. Если они были выявлены, то необходимо провести тщательное обследования для выявления или исключения других заболеваний, способных привести к подобным нарушениям;
  • депрессии в детском возрасте диагностируются редко. Это связано с тем, что симптоматика расстройств у маленьких детей выражена не ярко. К тому же, дети не могут точно рассказать о своих эмоциональных переживаниях. Чаще всего дети жалуются на общее недомогание, страхи и тревоги. Если не провести лечение депрессивного состояния у ребенка, то это может привести к более серьезным отклонениям в будущем;
  • детские фобии могут возникнуть по разным причинам. Эмоциональные переживания по поводу расставания с мамой, когда возникает необходимость идти в детский сад или школу, тяжелые болезни родственников или бесконтрольный просмотр телепередач – все это может привести к появлению детских фобий. Не стоит недооценивать серьезность подобных психических расстройств. Если ребенок постоянно пребывает в тревожном или паническом состоянии, то это может сказаться на развитии его психики;
  • неврозоподобные расстройства (тики, энурез, энкопрез) очень часто наблюдаются у детей. Большинство из них проходят к периоду полового созревания и взрослых людей встречаются крайне редко. Большое значение при лечении подобных состояний имеет выявление причин, приведших к расстройствам.

nevrozi_u_detey

Психические расстройства у детей, в основе которых нет серьезных нарушений ЦНС, в большинстве случаев поддаются успешной коррекции.

Достижения современной медицины, которые используют в своей работе специалисты Городского Психоэндокринологического Центра, позволяют успешно корректировать различные психопатологические состояния у детей и подростков.

Подростковые психические расстройства

Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.

1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.

2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.

psihopatopodobniy_sindrom

3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)

4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.

5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз. Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов. Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.

Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Невроз у детей симптомы и лечение — рекомендации психолога Елены Лагуновой на medalvian.ru

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

Читайте также:
Температура 37 при беременности - причины, лечение, профилактика

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Нарушение психики у детей

Screenshot_1-4-300x179

Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

Читайте также:
Заболевания опорно-двигательного аппарата у детей: основные причины и профилактика сколиоза, рахита, плоскостопия, кривошеи, ДЦП и других болезней в детском возрасте

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали;
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Вы всегда можете узнать цены на диагностику и лечение, обратиться за консультацией к нашим специалистам предварительно записавшись на прием по телефонам +7 (495) 541-76-30, +7 (498) 547-29-20

В КЛИНИКАХ «ПРЕЗИДЕНТ-МЕД» ВЫ МОЖЕТЕ

  • пройти обследование и лечение по более чем 30 медицинским специализациям, реабилитацию после инсультов, операций, травм, (более 5000 видов анализов и лабораторных исследований), (УЗИ, эндоскопия: гастроскопия), ЭКГ, установка и расшифровка СМАД и Холтер-ЭКГ и другие,
  • пройти медицинскую комиссию за один день, пройти профосмотр (как для организаций, так и для частных лиц), – справки в ГИБДД и для допуска к занятиям спортом, для приобретения оружия, в санаторий,
  • при наличии показаний – оформить лист временной нетрудоспособности,
  • оформить и получить другие виды медицинской документации,
  • сделать любые инъекции, одного дня или дневного стационара.

Лаврова Нина Авенировна -врач-терапевт, медицинский центр на Коломенской

Автор: Лаврова Нина Авенировна

Окончила Ярославский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело»
Медицинский опыт работы – 25 лет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: