Современные методы развития слуха у детей

Современные методы развития слуха у детей

В рамках исследования было проведено изучение особенностей формирования фонематического слуха у детей с расстройствами аутистического спектра, вошедших в предлингвистическую группу по уровню сформированности фонетики, лексики и грамматики. В процессе углубленного анализа результатов исследования были выделены два основных речевых фенотипа детей предлингвистической группы. На основании результатов оценки индивидуальных речевых профилей и состояния слухового восприятия детей с расстройствами аутистического спектра была применена программа по различению неречевых звуков, основанная на сформированных навыках имитации. В психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль имитативных навыков в процессе научения. Результаты коррекционной работы доказали эффективность методов и приёмов коррекционно-педагогической работы, поскольку дети с расстройствами аутистического спектра научились не только дифференцировать предметы по их названию, но и приобрели первоначальные аудиальные компетенции. Полученные результаты представляют интерес для теории и практики логопедии, т.к. определяют базовые стратегии обучения, направленного на развитие фонематического слуха и навыков понимания речи. Обозначенные в исследовании компоненты языковой способности являются необходимыми условиями появления экспрессивной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Адильжанова М.А., Тишина Л.А. Характеристика коммуникативных профилей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием критериев оценки речевого развития // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4. С. 89–94.

2. Глухоедова О.С., Тишина Л.А. Формирование речи неговорящих детей на ранних этапах коррекционного воздействия // Педагогика. 2014. № 10. С. 53–58.

3. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. М.: Владос, 2007. 176 с.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2014. 380 с.

5. Артёмова Е.Э., Тишина Л.А., Глухоедова О.С., Адильжанова М.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 33–38.

6. Grow L.L, Carr J.E, Kodak T.M, Jostad C.M, Kisamore A.N. A comparison of methods for teaching receptive labeling to children with autism spectrum disorders. J. Appl. Behav. Anal. 2011 Fall. Vol. 44(3). Р. 475–498.

7. Sakko G, Martin TL, Vause T, Martin GL, Yu CT. Visual–visual nonidentity matching assessment: a worthwhile addition to the assessment of basic learning abilities test. American Journal on Mental Retardation. 2004. Vol. 109. Р. 44–52.

8. Адильжанова М.А. Технология применения имитативных модулей у детей с аутизмом на логопедических занятиях // European Social Science Journal. 2014. № 11–1 (50). С. 252–257.

9. Toth K., Monson J., Dawson G. Early predictors of communication development in young children with autism spectrum disorders: Joint attention, imitation, and toy play. Journal of autism Dev. Disord. 2006. Vol. 36 (8). Р. 993–1005.

10. Визель Т.Г. Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 248–251.

11. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда. М.: Владос, 2015. 50 с.

12. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015. 320 с.

13. Eikeseth S., Hayward D.W. The discrimination of object names and object sounds in children with autism: a procedure for teaching verbal comprehension. Journal of Applied Behavior Analysis. 2009. Vol. 42. Р. 807–812.

14. LaMarca V., LaMarca J. Designing Receptive Language Programs: Pushing the Boundaries of Research and Practice. Behavior analysis in practice. 2018. Vol. 11(4). Р. 479–495.

Появление разговорной речи всегда является важным рубежом для оценки глубины задержки развития и прогноза для жизни и обучения у детей с особыми возможностями здоровья. Однако, выбирая стратегию коррекционного воздействия, будь то раннее интенсивное вмешательство или логопедическая работа в более поздние сроки (после трех-четырехлетнего возраста), крайне важно учитывать основополагающие долингвистические коммуникативные навыки, которые должны быть развиты еще до появления разговорной речи и зачастую выступают, как прогностические [1; 2]. К ним, несомненно, относятся совместное внимание, жесты и имитация.

Наличие речевых нарушений является одним из основополагающих признаков расстройств аутистического спектра (РАС) [3; 4]. Дети дошкольного и школьного возраста с РАС имеют асинхронные коммуникативные профили и демонстрируют значительную индивидуальную вариабельность речевого развития, что подтверждается психолого-педагогическими исследованиями [4]. Считается, что примерно третья часть аутичных детей оказывается не способна использовать речь для общения, что приводит к коммуникативным дефицитам, напрямую влияющим на социализацию ребёнка с РАС. Именно социальная неосведомленность препятствует включению ребенка с РАС в инклюзивную среду, призванную максимально способствовать раскрытию его личностного потенциала. Таким образом, именно наличие у ребенка речи, пригодной для коммуникации, является основным социальным запросом родителей при обращении к специалистам [5].

Изучая экспрессивную речь детей с РАС, мы выделили два основных речевых фенотипа, характеризующих детей, включенных в предлингвистическую группу. К первому фенотипу были отнесены дети, вокальный репертуар которых состоял из малого количества преимущественно гласных звуков, вокализировали они крайне редко, вариативность вокализаций была низкой, понимание речи и мотивация к какой-либо деятельности отсутствовали. Дети, имеющие второй фенотип, демонстрировали более высокую речевую активность: произносили много разнообразных звуков, вокализировали часто, создавая новые звуковые комбинации, частично понимали обращенную речь. Мотивация к деятельности присутствовала, но была резко ограниченна.

Целью нашего исследования являлось изучение оптимальных методов формирования фонематического слуха и понимания обращенной речи, учитывая специфику проявления речевого недоразвития и способность к активной коммуникации дошкольников с РАС.

Читайте также:
Развитие зрения у ребенка : особенности, нарушение зрения у детей, игры и упражнения для развития зрения

Материалы и методы исследования

Как известно, дети с РАС имеют особенности в восприятии и переработке слуховой информации, что приводит к трудностям в понимании речи. Понимание речи всегда предшествует говорению и должно быть развито на достаточно высоком уровне. В последние годы в научной литературе было описано множество стратегий и даны общие рекомендации по развитию понимания речи [6]. К наиболее концептуальным рекомендациям относятся формирование реакции обозревателя, минимизация непреднамеренных подсказок со стороны педагога в процессе обучения рецептивной идентификации предметов (интонация, жесты, взгляд, поза, движения тела, расположение предметов или картинок), выбор и применение эффективных подсказок с последующим своевременным их устранением, обучение идентификации нескольких новых предметов одновременно.

Ряд авторов (Sakko, Martin, Vause, Martin & Yu [7]) указывает на потенциально необходимые навыки, которые являются базой для развития понимания речи. К ним относятся визуально-когнитивные навыки: сличение одинаковых предметов и картинок; выбор картинки или предмета, соответствующих предложенному образцу из нескольких картинок или предметов, находящихся перед ребенком; умение сканировать каждый предмет из комплекта для сопоставления визуальной идентичности (реакция обозревателя). Мы считаем, что навыки имитации – имитация действий с предметами; имитация движений крупной моторики; жестовая имитация – также чрезвычайно важны [8]. Ряд исследователей (Toth, Monson, Dawson, [9]) подтверждает, что наличие имитационных навыков и совместного внимания является необходимым условием для появления речи и прогнозирует расширение словарного запаса у детей раннего возраста, имеющих диагноз РАС.

Предлингвистическая группа, выделенная нами по результатам экспериментального исследования экспрессивной речи детей с РАС, проводившегося на базе коррекционно-развивающего центра «Ботакан», центра развития «Затейники», центра по оказанию помощи детям с аутизмом «Тамшилар» (г. Астана, 2015–2017 гг.), а также коррекционно-развивающего центра «Росток» (г. Москва, 2018–2019 гг.), включала 19 человек. В нее вошли дети, не сумевшие достичь критериев речевого развития в области фонетики, лексики и грамматики, соответствующих этапу «Первые слова». В речевой продукции девяти детей присутствовало менее 8 согласных звуков, их вокализации были редкими и однообразными. При наблюдениях в естественных условиях педагогами и родителями фиксировалась частота вокализаций от 5 до 12 звуков в час (в среднем). Десять детей демонстрировали наличие прямого открытого слога (СГ), от четырех до семи двусложных слов (СГСГ), вокализировали часто и много, в речи присутствовали немедленные и отсроченные эхолалии. В среднем дети произносили 5–6 приближенных слов в час и около 60–80 звуковых комплексов, включающих гласные и согласные звуки с различной интонацией.

Учитывая возраст детей, вошедших в предлингвистическую группу (4–6 лет), анализ их речевого профиля, состояние мотивационной сферы, уровень понимания речи, нами были выработаны стратегии логопедической работы, которые включали в себя интенсивный тренинг по развитию имитационных навыков, формирование совместного внимания, реакции обозревателя, развитие визуально-когнитивного восприятия и применение систем альтернативной коммуникации.

Приоритетным направлением логопедической работы по развитию понимания речи являлось развитие фонематического слуха, который, по мнению В.А. Артёмова, отвечает за то, что звуки речи «воспринимаются слушающим не просто как физические звуки, а как фонемы, как звуки, служащие для различения слов и их грамматических форм», и, следовательно, без формирования фонематического слуха, восприятие и понимание речи остаются недоступными [10]. В современных исследованиях указывается, что развитие фонематического слуха не только позволяет удерживать звуковые сигналы в кратковременной памяти, но и стимулирует навык внутреннего проговаривания звуков и соотнесения их с определенным смысловым значением. Таким образом, фонематический слух является фундаментом для появления устной, а в дальнейшем и письменной речи, поскольку осуществляет не только анализ чужой речи, но и контроль за собственной.

Результаты исследования и их обсуждение

Дети, вошедшие в предлингвистическую группу, являлись низкофункциональными относительно мотивации, учебного поведения и понимания речи. Для оценки состояния слухового восприятия и фонематического слуха детям были предложены следующие задания: реакция на имя; выполнение простых инструкций; идентификация предметов; реакция на музыкальные инструменты и звучащие предметы. Большинство детей не реагировали на собственное имя, не выполняли инструкции, не могли идентифицировать игрушки и мотивационные для себя предметы. Производили впечатление детей со снижением слуха. Реакции на звучащие предметы и музыкальные инструменты оказались наиболее сохранными. Дети оборачивались и ориентировали голову и тело по направлению звука, иногда зрительно пытались определить источник звука.

Как известно, логопедическая работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения ребенка различению неречевых звуков [11; 12]. Применение традиционных приемов работы («Покажи, что звучало?», «Угадай, кто подал голос?») не представлялось возможным. Поэтому нами была применена процедура обучения, в которой делался упор на имитативные навыки ребенка. Программа различения неречевых звуков для детей с РАС включала несколько этапов.

Этап 1. Имитация с предметами.

Ребенок и педагог сидят напротив друг друга. Перед ребенком и педагогом лежат два комплекта идентичных предметов. Например, бутылка с водой, бумага, колокольчик.

Современные методы развития слуха у детей

Кафедра оториноларингологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета, Уфа;
Уфимский филиал ФГУ “Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России”

Уфимский филиал ФГУ “Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России”;
ГУЗ РДКБ, Центр патологии речи, нейрореабилитации и реабилитации слуха, Уфа

Современные возможности диагностики и электроакустической коррекции слуха у детей

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2012;77(6): 16‑18

Савельева Е.Е., Каргина Ю.С. Современные возможности диагностики и электроакустической коррекции слуха у детей. Вестник оториноларингологии. 2012;77(6):16‑18.
Savel’eva EE, Kargina IuS. Currently possibilities for diagnostics and electroacoustical correction of hearing in the children. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2012;77(6):16‑18. (In Russ.).

Кафедра оториноларингологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета, Уфа;
Уфимский филиал ФГУ “Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России”

Читайте также:
Рост и вес новорожденного ребенка: таблица показателей, статистические нормы и средние значения для детей при рождении

Проведено сравнение различных объективных методов исследования функции слуха у 132 детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой. Оценены факторы риска врожденной и приобретенной тугоухости и глухоты, а также факторы, влияющие на эффективность и качество электроакустической коррекции слуха детей, в том числе после кохлеарной имплантации.

Кафедра оториноларингологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета, Уфа;
Уфимский филиал ФГУ “Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России”

Уфимский филиал ФГУ “Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России”;
ГУЗ РДКБ, Центр патологии речи, нейрореабилитации и реабилитации слуха, Уфа

Цель работы — оценка различных методов диагностики слуховой функции у детей.

Последние годы характеризуются быстрыми темпами развития сурдологии. Внедрение в практику современной диагностической аппаратуры, развитие и усовершенствование новейших технологий электроакустической коррекции слуха и кохлеарной имплантации позволяют обосновать современную методическую базу для пациентов с нарушением слуха, открывая новые возможности в диагностике и лечении заболеваний органа слуха.

Несмотря на достижения современной сурдологии, возникает много сложных задач при реабилитации слуха детей. У детей, особенно до 3 лет, возникают трудности диагностики точных порогов слуха, выбора параметров электроакустической коррекции слуха, а при решении вопроса о необходимости кохлеарной имплантации у маленьких детей до 2—3 лет достаточно трудно объективно оценить эффективность электроакустической коррекции слуха.

Кроме того, среди новорожденных России рост недоношенности отмечается многочисленными исследованиями и статистическими показателями [2]. Частота заболеваний и осложнений у недоношенных детей выше, чем у доношенных. Роль перинатальной патологии как причины детской инвалидности определяется разными авторами в 60—80% [1]. Среди причин, способствующих инвалидизации детей, значительный удельный вес занимает врожденная и наследственная патология, недоношенность, экстремально низкая масса тела при рождении, внутриутробные инфекции (цитомегаловирусная, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, краснуха, бактериальные инфекции, менингит, септические состояния). Это обусловливает рост числа детей с сочетанной патологией и сложной структурой дефекта, что требует комплексного подхода и ранних реабилитационных мероприятий.

Таким образом, диагностика и реабилитация слуха детей является одной из наиболее сложных и актуальных задач современной сурдологии.

При определении порогов слышимости у детей широко применяются субъективные методы (исследование с применением звукореактотеста, игровая аудиометрия, аудиометрия с визуальным подкреплением, ориентировочная поведенческая аудиометрия), а также объективные методы (тимпанометрия для оценки состояния среднего уха, акустическая рефлексометрия, регистрация различных классов отоакустической эмиссии (ОАЭ), регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) и стационарных потенциалов (ASSR)).

Несмотря на большое количество методов исследования слуха, диагностика порогов слуха у детей сложна и трудоемка. У маленьких детей возникают трудности диагностики точных порогов слуха, так как невозможно проведение тональной пороговой аудиометрии. У большинства детей старше 3—4 лет возможно проведение игровой аудиометрии, однако пороги аудиограммы могут быть завышены, так как у детей с нарушением слуха отсутствуют навыки прислушивания к звуку и они реагируют лишь на стимулы, интенсивность которых значительно превышает пороговую. Считается, что наиболее надежными методами исследования слуха у детей является использование объективных методик исследования.

Кроме того, у маленьких детей возникают трудности оценки результата слухопротезирования и определения показаний к кохлеарной имплантации.

Цель исследования — оценка различных методов диагностики слуховой функции детей, страдающих сенсоневральной тугоухостью, а также изучение факторов, влияющих на эффективность и качество электроакустической коррекции слуха, в том числе после кохлеарной имплантации.

1. Сравнить различные методы диагностики нарушенной слуховой функции детей, страдающих сенсоневральной тугоухостью или глухотой.

2. Изучить факторы, влияющие на эффективность и качество электроакустической коррекции слуха детей, в том числе после кохлеарной имплантации.

Пациенты и методы

Проведено углубленное клиническое обследование слуха 132 детей в возрасте от 1 мес до 7 лет, страдающих сенсоневральной тугоухостью или глухотой. Дети с кондуктивным или смешанным типом тугоухости в группу исследования не включались. Исследование проводилось в период с 2008 по 2010 г.

Исследование включало сбор жалоб, анамнеза, клинический осмотр ЛОР-органов, проведение тимпанометрии и рефлексометрии, исследование задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ) и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения, регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов и слуховых потенциалов на постоянно модулированный тон — ASSR. Кроме того, детям до 3 лет проводилась поведенческая аудиометрия, а старше 3 лет — игровая аудиометрия. Все дети консультированы сурдопедагогом, неврологом, психологом. Всем детям проведена электроакустическая коррекция слуха, при ее неэффективности в дальнейшем у 56 детей проведена кохлеарная имплантация.

Результаты и обсуждение

Врожденный характер тугоухости или глухоты преобладал в группе исследования и наблюдался у 104 (79%) детей.

На основании проведенных исследований были отмечены преимущества и недостатки различных объективных методов исследования органа слуха.

1. Регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ) и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (DP-грамма) применяется в качестве скринингового метода. Оба метода являются объективными, легко выполнимы, занимают не более 10—15 мин. Недостатком этих методов является их зависимость от состояния среднего уха, в связи с чем они требуют очистки слухового прохода от серы, эпидермиса, а также малоинформативны при наличии патологии среднего уха. Кроме того, методы регистрации ОАЭ не выявляют ретрокохлеарную патологию.

2. Тимпанометрия используется с целью исключения патологии среднего уха.

3. Акустическая рефлексометрия позволяет косвенно судить о порогах слуха маленьких детей, так как при наличии выраженной степени снижения слуха пороги рефлекса увеличиваются с последующим исчезновением.

4. Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов ствола мозга (КСВП) используется как для углубленного аудиологического обследования, так и в качестве скрининга (если применяется один уровень стимуляции — 40 дБ нПС). Регистрация КСВП отражает активность всего слухового проводящего пути и в меньшей степени зависит от состояния звукопроводящей системы. Метод регистрации КСВП является достаточно чувствительным и специфическим, косвенно позволяет судить о порогах слуха в диапазоне 2—4 кГц. Недостатками метода являются его длительность и необходимость неподвижной позы ребенка при проведении исследования.

Читайте также:
Развитие моторики у ребенка - мелкой , крупной и общей

5. Стационарные слуховые потенциалы на модулированные тоны (ASSR-Auditory Steady-State Response). Методика позволяет получать частотно-специфичную информацию отдельно на каждое ухо. Преимуществом методики является возможность предъявления интенсивностей стимулов и оценки порогов слуха до 120 дБ. Однако возможны колебания порогов слуха, что требует сравнения полученных данных с результатами других методов.

Таким образом, определение порогов слуха у маленьких детей по данным ASSR и КСВП требует сопоставления с данными ориентировочной поведенческой аудиометрии и тестирования ребенка сурдопедагогом.

Электроакустическую коррекцию слуха проводили с помощью бинаурального протезирования современными цифровыми программируемыми заушными слуховыми аппаратами с вкладышами индивидуального изготовления. Качество электроакустической коррекции слуха оценивалось на основании слухового и речевого развития ребенка и динамического тестирования ребенка сурдопедагогом. Наиболее значимыми факторами, влияющими на качество слухопротезирования и слухоречевое развитие детей, являлись правильность выбора параметров слухового аппарата, адекватность настройки слухового аппарата, качество индивидуального ушного вкладыша.

Кроме того, наиболее значимыми факторами, которые влияли на речевое развитие ребенка, были степень тугоухости, своевременность электроакустической коррекции слуха и регулярный постоянный сурдопедагогический контроль.

Наилучшие результаты слухоречевого развития ребенка наблюдались при раннем выявлении тугоухости (до 3—6 мес), раннем слухопротезировании (до 6—12 мес), отсутствии сопутствующей патологии, адекватном выборе параметров стимуляции и индивидуального вкладыша, а также при регулярных занятиях ребенка с сурдопедагогом и наличии мотивации родителей.

Детям с глубокими нарушениями слуха при неэффективности слухопротезирования и наличии показаний проводилась кохлеарная имплантация (КИ). Послеоперационная реабилитация детей включала настройку речевого процессора, развитие слухового восприятия и речи детей (индивидуальные и групповые занятия с сурдопедагогом и логопедом), общее развитие ребенка (улучшение моторики, памяти, мышления), психолого-педагогическую помощь ребенку и его родителям. При условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения ребенок начинал активно имитировать характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удалось сформировать через 8—15 мес после проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составлял не менее 50 слов. Приблизительно через 1,5—2 года после операции у ребенка формировалась связная речь. По мере развития слухового восприятия и речи многие дети нуждались в переводе из школ глухих в школы для слабослышащих, а некоторые дети были готовы к переходу в речевые или общеобразовательные учебные заведения.

Особое значение имела оценка динамики развития слухоречевого восприятия у ребенка с КИ. Она позволяла понять, правильно ли происходит развитие слухоречевых процессов, своевременно откорректировать программу реабилитации. Динамика слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами отслеживалась нами при помощи тестов MAIS (шкала значимой слуховой интеграции для оценки эффективности использования ребенком КИ при общении в реальной жизни) и MUSS (шкала значимого использования речи для оценки эффективности использования ребенком устной речи) [3]. Оба теста заполнялись на основании наблюдений родителей и педагогов, занимающихся с ребенком. Данные тесты использовались нами в исследовании слухоречевого восприятия детей после КИ. Оценку уровня разборчивости речи проводил сурдопедагог, который занимался с детьми, и родители детей. В результате реабилитации у всех детей отмечалась положительная динамика. По данным тестам можно сделать вывод, что наилучшие результаты показывают дети, прооперированные в младшем дошкольном возрасте, с достаточными показателями интеллектуального развития, хорошей мотивацией родителей, регулярно занимающиеся со специалистами (сурдопедагог, логопед, психолог).

Выводы

1. Несмотря на достаточно большой арсенал объективных методов исследования слуха, наиболее целесообразно комплексное аудиологическое обследование, сочетающее объективные методы исследования слуха с субъективными психоакустическими методами.

2. Слухоречевое развитие ребенка зависит от своевременности и адекватности выбора технического средства реабилитации (слуховой аппарат, кохлеарный имплант), достаточности сурдопедагогической помощи и наличия у ребенка сопутствующей патологии.

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух у детей с речевыми проблемами.

Работу по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза необходимо проводить в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха.

– развитие навыка узнавания неречевых звуков;

– различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

– построение моделей (схем).

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, мы проводим игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используем символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.) Предлагая детям игры на определение источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), мы используем схему группы и модель источника шума. При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек, полосок, ниточек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длина высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация). В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используем различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки).

Читайте также:
Цвет глаз у новорожденного: какого цвета? когда меняется?

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Работу начинаем с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даем через звукоподражание, которое оформлено картинкой, где звук произносится изолировано. Внимание ребенка обращаем на работу органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагаем схему анализа артикуляции звука (единая для всех звуков). Воздух свободно идет через рот, во рту нет преград, участвует голос, голос поет. Звук получается гласный. При изучении гласных звуков особое внимание уделяем положению губ. Оно изображено на схемах гласных звуков.

Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводим игры «Внимательные ушки», «Кто внимательный». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор. Далее определяем место звука в слове с опорой на картинки. Проводим игру «Звуковой вагончик» Педагог показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука. Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуется в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, кружочек красного цвета выставляется в нужное окошко. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

После изучения гласных звуков мы знакомим детей с понятием «слог» (часть). Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом-

На занятиях дети пробуют составлять слоговые схемы, в которые вводятся гласные звуки (буквы). Проводится игра «Папа зовет детей» — папа произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша», «Дятел-телеграфист», «Телефон» — передать по телеграфу(телефону) слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.

Далее мы знакомим детей с понятием «ударение».

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так недаром…

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Проводится игра «Помоги Федоре собрать посуду» — Федора идет по лесу и зовет свою посуду. Дети помогают ей позвать посуду, выделяя голосом ударный гласный звук (сИто, ножИ, самовАр, вИлка, чАйник и т.д.)

Далее детей знакомим с согласными звуками. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме делается вывод о согласном звуке.

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков мы используем домики синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам.

Аналогично мы делаем домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный). Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Если в голове звенит,

Значит, звонкий звук звучит.

Если тихий звук такой,

Значит, звук звучит глухой.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаем в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие. Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода. Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Примерные игры для работы воспитателя с детьми

«Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д.

Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос. «Угадай, что звучит?» Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

«Звукоедик» Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

Читайте также:
Физическое развитие ребенка по годам от рождения до 7 лет

«Подарки друзьям» Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.

«Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки.

«Найди свой домик» Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*). Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем. Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов.

«Отгадай загадку» Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели. Например: Хитрая плутовка, Рыжая головка. – ЛИСА Ребенок пишет отгадку: зеленый | красный | синий | красный

«Назови слово по модели»Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например: синий | красный | синий Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д. Модели берем разные. Играем до победителя.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.

Что нужно знать родителям про детский слух

Вот уже более 40 лет компания Phonak занимается разработкой и внедрением в сурдологическую практику инновационных технологий для детей с расстройствами слуха. Высокотехнологичные решения от Phonak помогли сотням тысяч маленьких пациентов с несовершенным слухом влиться в нормальную коммуникативную среду.

Это пособие предназначено для родителей, чьи дети здоровы или уже страдают сниженным слухом. Ознакомившись с ним, Вы узнаете о причинах проблемы, профилактике тугоухости, и о том, как помочь своему ребенку обрести чудесный мир звуков, если он плохо слышит. В добрый путь!

Зачем ребенку нужен хороший слух

Значение слуха в детском возрасте сложно переоценить. Благодаря этому чувству ребенок развивает речевые и коммуникативные навыки, познает окружающий мир через его многоголосое «звучание», учится читать, наслаждается музыкой, получает предупреждение об опасности.

Хороший слух — это мир, полный красок, знаний и безграничного общения — это яркое и интересное настоящее и перспективное будущее!

Как мы слышим

Узнайте как устроено ухо, и как оно функционирует. Это поможет Вам определять условия и состояния, оказывающие влияние на слух вашего ребенка.

Человеческое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.

  • Наружное ухо – это ушная раковина. Она собирает и передает звуковые волны по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку.
  • Среднее ухо имеет сложную конструкцию: это полость в височной кости, образованная тремя крошечными слуховыми косточками – молоточком, наковальней и стремечком. Среднее ухо проводит звуковые волны от барабанной перепонки к внутреннему уху.
  • Улитка – часть внутреннего уха, благодаря которому мозг получает звуковые сигналы. Камеры улитки заполнены жидкостью, которая колеблется, когда двигаются слуховые косточки среднего уха. Это стимулирует волосковые сенсорные клетки внутреннего уха, преобразующие звуковые вибрации в электрические импульсы.

Электрические импульсы, попадая в слуховой нерв, и являются тем, что наш головной мозг воспринимает, как звук, который мы слышим. Нарушения на любом участке этой цепочки — будь-то обычная серная пробка в слуховом проходе, отек при воспалении среднего уха, разрыв барабанной перепонки, повреждения косточек или нервов, станут препятствием для хорошего слуха у ребенка.

Как проверить слух у ребенка самостоятельно

Оценку остроты слуха у детей в плановом порядке выполняет врач — сурдолог, но ухудшение или полная потеря слуха могут наступить внезапно, поэтому главная ответственность за выявление нарушений слуха ложится на плечи родителей. Узнайте, как оценить остроту слуха у детей.

Когда ребенок начинает хорошо слышать?

Органы слуха у плода развиваются полностью к 20 неделе беременности, поэтому новорожденный малыш должен вас слышать, различать высоту звука и интонацию

А это значит, что следить за остротой слуха нужно с самого рождения.

Как нам узнать, что у ребенка слабый слух? Симптомы тугоухости зависят от степени сниженности слуха. У ребенка может присутствовать один симптом или все сразу. Типовые признаки нарушений слуха в детском возрасте:

  • Новорожденные, малыши до 3-х месяцев
    Малыш не реагирует на резкие звуки и на тихий голос матери, не интересуется звуковыми игрушками. Отсутствует рефлекс Моро (движение или расширением зрачков в ответ на громкий звук).
  • Дети до 3-х лет
    Ребенок не реагирует на сказанное тихим голосом, пока не увидит говорящего, инстинктивно поворачивается к источнику интересующего его сигнала ухом или приближается к нему, громко и плохо разговаривает, плохо усваивает информацию.
  • Дети от 3-х лет
    Каверкают слова, произнося их без окончаний или пропуская часть букв, часто переспрашивают, пристально всматриваются в лицо собеседника, повышают громкость звука телевизора, плохо усваивают информацию, поданную в звуковом режиме.
  • Дети старшего возраста
    Жалуются, что плохо слышат учителя, делают ошибки в словах, слабо учатся.
Читайте также:
Физическое развитие ребенка-дошкольника в возрасте 6-7 лет: особенности, показатели и развивающие методы

Этапы развития речевых и языковых навыков ребенка

Эта таблица поможет Вам узнать, правильно ли развивается Ваш ребенок.

Возраст ребенка Навыки
9 месяцев Малыш демонстрирует понимание простейших слов «мама», «папа», «да», «нет», «пока».
10 месяцев Детское «агуканье» постепенно приобретает первые признаки речи. Ребенок произносит целые серии слогов («да-да-да», «на-на-на» и т.д.), которые начинают со временем складываться в первые распознаваемые слова.
1 год Словарный запас годовалого ребенка исчисляется несколькими словами.
1,5 года Ребенок включается в беседу, показывает знакомые ему части тела и предметы, когда его спрашивают о них. Его лексикон состоит из 20-40 слов и коротких фраз.
2 года Словарь ребенка включает до 150 слов и полновесных словосочетаний. Появляется усидчивость и желание слушать читаемые вслух книги. В этом возрасте речь ребенка должны понимать уже не только родители, но и посторонние люди.
3-5 лет Ребенок активно пользуется языком для выражения своих потребностей, проявления эмоций, получения и обмена информацией. Он должен понимать собеседника без каких-либо затруднений. Словарный запас на данном этапе в норме приближается к 1000-2000 словам, пользуясь которыми, ребенок составляет сложные фразы. К моменту начала занятий в школе он должен быть в состоянии четко и разборчиво произносить все звуки.

Отставание от графика развития может быть вызвано невнимательностью, рассеянностью или гиперактивностью, но не рискуйте! Заметив, что симптомы тугоухости проявляются регулярно, нужно немедленно записаться к детскому ЛОРу который проведет проверку слуха инструментальными методами.

Как проверяет слух ЛОР?

Слуховые способности у детей, в т.ч. у новорожденных, исследуются с помощью методов акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), отоакустической эмиссии (ОАЭ), тимпанометрии. Эти тесты могут проводиться уже в первый месяц после рождения, когда ребенок спит или отдыхает. Они точны и безболезненны.

  • КСВП. В уши ребенка с помощью наушников подаются щелчки или тональные сигналы. Метод КСВП дает информацию о состоянии проводящих путей слухового анализатора до уровня ствола мозга. Острота слуха оценивается по реакции на тональные сигналы.
  • ОАЭ. Этот диагностический инструмент оценивает функциональность улитки. В ухо ребенка с помощью маленьких динамиков посылают звуковые сигналы. По реакции на них улитки можно судить о состоянии сенсорных волосковых клеток.
  • Тимпанометрия. Исследование определяет состояние и функциональные характеристики барабанной перепонки и среднего уха. Меняя давление в ухе ребенка, врач отслеживает подвижность барабанной перепонки.
  • Поведенческие тесты и игровая аудиометрия — дополнительные экспериментальные исследования. Оценочный критерий теста — реакция ребенка на негромкие звуки аудиометра. Тест используется в отношении детей старше 3 лет. В младшем возрасте используют поведенческие тесты со зрительным подкреплением (анимированные игры, видеоряд и т.д.).

Как оценивается качество слуха?

Мера измерения степени тугоухости – децибелы (дБ). Результаты диагностического исследования, проводимого специалистом отображаются в виде графика — аудиограммы. На аудиограмме фиксируется отображение остроты слуха в диапазоне от низкочастотных до выскокочастотных звуков. График показывает уровень и тип тугоухости — расшифровывает аудиограмму доктор. На основании этой информации подбирается метод коррекции слуха.

Как предотвратить проблемы со слухом у ребенка: 5 правил для заботливых родителей

Существует ряд причин, по которым слух может ухудшиться. Узнайте, как предотвратить тугоухость у своего ребенка.

  • Правило 1. Если у ребенка болит ухо, никогда не занимайтесь самолечением. Запущенный отит, применение сильных антибиотиков и неправильно подобранных ушных капель — частая причина тугоухости у детей.
  • Правило 2. Никогда не оставляйте малыша наедине с мелкими предметами, которые он мог бы засунуть в ухо. Объясните подросшему ребенку, чем закончится такая игра, и как будет больно.
  • Правило 3. Никогда не повышайте звук выше нормы. Пока ребенок растет, исключите громкую музыку, громкий звук телевизора, и не надевайте ребенку наушники.
  • Правило 4. Не запускайте заболевания, связанные с носоглоткой и легкими. Инфекция с гланд легко переходит на среднее ухо. Сильный кашель может стать причиной тугоухости и глухоты.
  • Правило 5. При первых признаках ухудшения слуха у ребенка — немедленно обратитесь к специалисту. Многие проблемы легко решаются на начальных стадиях.

Что делать, если у ребенка плохой слух

Новость о том, что у ребенка диагностировано расстройство слуха, заставляет родителей нервничать и бояться за будущее малыша. Возьмите себя в руки и узнайте, как себя вести и что делать в этой ситуации. Только четкие и грамотные действия помогут решить любую проблему.

К какому специалисту обратиться?

  • ЛОР. Начинать обследование нужно у детского ЛОРа. Этот специалист есть в любой детской клинике. Доктор проведет диагностику и вылечит заболевания, являющиеся причиной тугоухости.
  • Сурдолог.Этот врач занимается диагностикой и лечением расстройств слуха. Сурдолог оценивает показатели слуха, производит подбор слуховых аппаратов и других устройств, занимается проблемами, сопутствующими тугоухости (коммуникативные нарушения, расстройства координации движения и т.д.).
  • Сурдопедагог. Если слух значительно снижен, понадобиться помощь специалиста по развитию речи. Сурдопедагог занимается коррекцией и восстановлением речи.
Читайте также:
Рост и вес ребенка от года до двух: для мальчиков и девочек

Типы, причины, степени тугоухости

Причина тугоухости не всегда очевидна. Во многих случаях это не наследственное заболевание. Можно выделить целый ряд факторов и условий, способных вызывать расстройства слуха у человека. Причину тугоухости может определить только врач.

Выделяют два основных типа тугоухости: кондуктивная и нейросенсорная.

  • Кондуктивная тугоухость. Потеря способности различать тихие и средние по громкости звуки вследствие нарушения проводимости в наружном и/или среднем ухе. Кондуктивная тугоухость может быть временной или постоянной в зависимости от вызвавшей ее причины. Вызвать кондуктивную тугоухость могут: серная пробка, инородные тела, отит (инфекционное воспаление) среднего или наружного уха, разрыв барабанной перепонки, холестеатома (опухолевидное образование в полости среднего уха) и др. патологии. Если причиной кондуктивной тугоухости является скопление избыточной жидкости (экссудата) в полости среднего уха (как, например, при отите), то проблема решается медикаментозно, и слух в скором времени полностью восстанавливается. В других случаях прибегают к хирургическому лечению или использованию слуховых аппаратов.
  • Нейросенсорная тугоухость. Нейросенсорная тугоухость часто связана с повреждением улитки или нервного пути, что влияет на громкость и качество (чистоту, разборчивость и т.д.) воспринимаемых звуков. Причины нейросенсорной тугоухости — врожденные патологии, влияние токсичных медикаментов, шума, старость. Именуемая порой «нервной глухотой» (что, впрочем, не совсем верно), она не лечится ни хирургически, ни медикаментозно. Помочь могут лишь современные технологии цифровые слуховые аппараты и кохлеарные импланты.

Выделяют четыре степени тугоухости:

Степень тугоухости Примеры звуков Нижняя граница воспринимаемого звука, дБ Проблемы и их решения Информация носит общий характер: конкретные терапевтические опции врач-сурдолог определяет в индивидуальном порядке
Нормальный слух Шуршание листвы, тиканье часов от 20 дБ Отсутствуют
I степень Шепот, щелчки пальцами 20-45 дБ Трудности с восприятием тихих голосов. Поможет звукоусиление и дополнительная поддержка в школе (размещение за первой партой и др.).
II степень Нормальная разговорная речь 45-60 дБ Речь воспринимается, когда собеседник расположен близко и лицом к лицу. Поможет слуховой аппарат, дополнительная поддержка в школе (дополнительные занятия, беспроводные технологии Roger). Технологии Roger можно использовать и дома.
III степень Нормальная и громкая речь, звонок в дверь 60-75 дБ Воспринимается только громкая речь. Поможет правильно настроенный слуховой аппарат.
IV степень Телефонный звонок, детский плач, гром 75-90 дБ Различима громкая речь при условии близкого расположения собеседника. Для нормального восприятия разговорной речи необходим слуховой аппарат.
Глухота Грузовик, бензопила свыше 90 дБ В зависимости от индивидуальных показаний помогут слуховой аппарат или кохлеарный имплант.

Чем помочь ребенку: как улучшить слух

На сегодняшний день медицинские технологии зашли столь далеко, что могут помочь ребенку с любым расстройством слуха. Узнайте, что именно поможет Вашему ребенку.

Правильный выбор слухового аппарата практически полностью нивелирует дисфункцию органа слуха ребенка и обеспечит нормальное развитие навыков речевого общения. Выбор типа слухового аппарата зависит от целого ряда факторов: остроты слуха ребенка, его индивидуальных потребностей (а в старшем возрасте – личных предпочтений), образа жизни и т.д.

  • Заушный слуховой аппарат (BTE). Рекомендован для маленьких детей. Слуховой аппарат располагается за ухом, имеет компактный размер и выпускается в разнообразной цветовой гамме. Детские слуховые аппараты помогают как при легкой, так и при тяжелой тугоухости.
  • Внутриушной аппарат (ITE). Подходит для самостоятельных подростков от 15 лет. Изготавливается индивидуально в соответствии с анатомическим строением слухового канала. Может использоваться при тугоухости I-III степени.
  • Аппарат с внешним ресивером (RIC). Еще один вариант для детей старшего возраста. В этой модели микрофон, как и в заушном слуховом аппарате, помещается внутри корпуса, а ресивер выносится наружу и помещается в слуховой канал. Такой аппарат имеет меньший размер и выглядит эстетичнее. Может использоваться при тугоухости I-III степени.

Сколько необходимо слуховых аппаратов: один или два?При двусторонней потере слуха рекомендуется бинауральное слухопротезирование, т.е. ношение двух слуховых аппаратов.

У моего ребенка тугоухость IV степени или глухота, как ему помочь?

Вашему ребенку можно будет помочь, как только ему исполнится годик: в самых тяжелых случаях на помощь приходят кохлеарные импланты.

Кохлеарный имплант – электронный медицинский прибор, внедряемый во внутреннее ухо хирургическим путем

Имплант заменяет поврежденные участки структуры уха или нервной цепи. Прибор имеет и наружную часть, которая выглядит как обычный слуховой аппарат и включает в себя микрофон, речевой процессор и приемник. Кохлеарный имплант показан детям от 1 года и старше, страдающим тугоухостью IV степени или глухотой на оба уха, при отсутствии эффекта от ношения слуховых аппаратов.

Мой ребенок носит слуховой аппарат, но все-равно плохо слышит в школе

Индустрия слухопротезирования – это не только слуховые аппараты, но и множество полезных аксессуаров, позволяющих детям общаться друг с другом, слушать музыку, смотреть телевизор, обмениваться информацией с помощью Bluetooth-девайсов. Очень удобное устройство — FM Система Roger.

Эта беспроводная технология будет полезна для школьника. Использование в учебном процессе основанных на Roger платформ позволяет ребенку наравне со всеми воспринимать информацию. Это цифровая радиосистема, которая улавливает звуковые сигналы и передает их на слуховой анализатор пользователя без искажений. Roger делает речь разборчивой и понятной, даже если вокруг шумно. Система Roger включает один или несколько беспроводных микрофонов, предназначенных для говорящего (это могут быть родители дома или учитель в школе) и ресиверы, прикрепляемые или интегрированные в слуховой аппарат.

Как научить ребенка лучше воспринимать информацию

Многих родителей беспокоит, сможет ли ребенок с тугоухостью хорошо учиться и полноценно общаться. У ребенка не будет никаких препятствий к этому, если вы помимо технологичных решений, научите его нескольким правилам.

Читайте также:
Прорезывание зубов у детей: последовательность и средства для облегчения

Ваш ребенок должен уметь:

  • Смотреть на собеседника. Так он сможет получать информацию не только с помощью звуков, но и считывая артикуляцию, жесты, наблюдая выражение лица и глаз.
  • Не перебивать говорящего. Если он не разберет начало фразы, то по ходу разговора уловит смысл и поймет о чем речь.
  • Вежливо просить повторить сказанное. Так он не будет вызывать раздражения.
  • Кратко резюмировать услышанное. Говорящему было понятно, на какой информации ему следует повторно заострить внимание.
  • Пользоваться коммуникативными функциями. Ребенку помогут субтитры, FM система Roger и т.д.

Слабый слух — не повод для уныния, тем более, что есть множество возможностей его улучшить

Научите вашего ребенка идти по жизни с улыбкой, рассказывайте о новых возможностях, читайте истории людей, ставших известными, даже будучи на инвалидности. А компания Phonak поддержит Вас новыми высокотехнологичными разработками, делающими жизнь детей с нарушениями слуха проще и ярче!

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

Аудиологические или аудиолого-педагогические проблемы?

Современное развитие науки и техники позволило разработать методики исследования слуха у детей с первых дней жизни, и даже у функционально зрелого плода.

В начала 80-х годов в Институте коррекционной педагогики РАО велись поиски эффективных и доступных методов исследования слуха, позволяющих не только установить факт снижения слуха, но и определить степень его поражения, начиная с первых месяцев жизни. Разработана комплексная методика медико- педагогического исследования слуха младенцев и детей раннего возраста. Она состоит из электрофизиологического, аудиологического и педагогического изучения слуховой функции. Она позволяет не только разграничить глухоту и тугоухость, но и определить степень снижения слуха внутри каждой из этих категорий. Ранняя диагностика состояния слуховой функции позволяет своевременно – с первых месяцев жизни – начать целенаправленную коррекцию дефекта.

Остановимся кратко на характеристике методики педагогического обследования слуха. Она разработана нами совместно с Т.В. Пелымской. Ее разработка была связана с рядом факторов.

Во-первых, с учетом географического и экономического положения России для выявления детей младенческого и раннего возраста с подозрением на снижение слуха была необходима методика, не требующая сложного аппаратурного оснащения.

Во-вторых, мы считаем проблему выявления детей с подозрением на снижение слуха не чисто аудиологической (как принято на Западе), а аудиолого- педагогической. Известно, что дети первого года жизни значительно лучше реагируют на голос и естественные шумы, чем на синтетический сигнал. Поэтому при чисто аудилогическом обследовании возможна гипердиагностика.

И, в-третьих, данные педагогического обследования (в комплексе с медико-психологическими) являются необходимой основой для разработки коррекционной программы, оценки динамики развития слухового восприятия и уточнения режима работы индивидуального слухового аппарата.

Подчеркнем еще раз, что педагогическое обследование слуха является не самостоятельной частью, а компонентом комплексного аудиолого-педагогического исследования состояния слуховой функции. Если педагогическое обследование проводится первым, то в его ходе выявляются лишь дети с подозрением на снижение слуха. В дальнейшем организуется углубленное аудиологическое исследование (регистрация вызванных слуховых потенциалов коры и ствола мозга, акустического рефлекса, отоакустической эмиссии, импедансометрия т.п.). Как правило, вначале проводится аудиологическое исследование слуховой функции. Полученные данные должны быть подтверждены педагогическими данными субъективных реакций ребенка на звуковые стимулы.

Педагогическая методика обследования слуха зависит от возраста детей. Педагогическое обследование слуха детей первых 1,5 лет жизни основано на регистрации безусловно-ориентировочных (поведенческих) реакций ребенка на комплекс звуковых стимулов. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки: низкочастотные (барабан), среднечастотные (дудка, гармошка), высокочастотные (шарманка, погремушка), синтетический сигнал – тоны аудиометра, подаваемые в звуковом поле, голос и шепот. Звуковые стимулы предлагаются в случайной последовательности то справа, то слева.

Безусловная ориентировочная реакция на звук проявляется в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизация движений, повороте головы или глаз в сторону звука, плаче, расширении глаз, прекращение или активизация сосания и т.п.

В связи с тем, что безусловно-ориентировочные реакции характеризуются быстрым угасанием при повторных предъявлениях, звуковые стимулы предлагаются, начиная с высокочастотных и с максимального расстояния.

Обследование проводят двое взрослых: один устанавливает контакт с ребенком и наблюдает за его реакциями, а второй подает звуковые сигналы. После того, как с ребенком установлен контакт (эмоционально-личностный с младенцем до 0,5 года и ситуативно-деловой с более старшим ребенком) справа или слева от него подается сигнал шарманки с расстояния 3-5 м. Величина расстояния зависит от возраста ребенка: чем он моложе, тем оно меньше. Если реакция на звук отсутствует, то расстояние постепенно уменьшается до 5-10 см от уха ребенка. Получив первую реакцию на звук с того или иного расстояния, делается попытка определить то максимальное расстояние, с которого ребенок реагирует на данный звук. Затем также исследуются реакции ребенка на то же звучание с другой стороны.

В специальном протоколе отмечаются:

  • наличие или отсутствие реакции;
  • расстояние, на котором она обнаружена;
  • способность ребенка локализовать звук.

Затем таким же образом предъявляются сигналы погремушки, дудки, гармошки, и, наконец, барабана.

После этого исследуются реакции на голос разговорной громкости, а при их отсутствии – на голос повышенной громкости. Если у малыша отмечается реакция на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м., то сигнал предъявляется и шепотом.

При исследовании реакции на синтетический сигнал малыш сидит на коленях матери между колонками аудиометра. Первоначальный сигнал подается на частоте 250 или 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции ребенка на частотах 1000, 2000, 4000, 6000 Гц.

Читайте также:
Рост и вес ребенка до года: таблица развития и принципы

Совокупность полученных данных позволяет оценить слух детей в возрасте до 1,5 лет.

Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до барабана), зависит от его возраста: чем он младше, тем оно меньше. Дети старше трехмесячного возраста локализуют источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Голос разговорной громкости и шепот воспринимаются также с расстояния 3-5 м. Реакции на синтетический сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемого частот интенсивностью 30-70 дБ.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей с нормальным слухом могут отсутствовать реакции на тоны аудиометра. Ряд исследователей и ранее отмечал это у детей первого года жизни (Т.Susuki, У.Oguba). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы: звучащие игрушки и голос.

При тугоухости ребенок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно изменяется в пределах 0,5-5 м. При этом на максимальных расстояниях воспринимаются звучания с наиболее выраженными низкими частотами. Дети способны локализовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспринимается на расстоянии не менее 1 м. Незначительная часть этих детей реагирует на голос разговорной громкости с расстояния 0,3-1,5м. Синтетический сигнал воспринимается в диапазоне до 4000-6000 Гц при интенсивности 45-100 дБ; направление этих сигналов не определяется.

При значительной тугоухости ребенок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращение их числа происходит за счет звучаний, имеющих наиболее выраженные высокие частоты.

Расстояние, с которого ребенок реагирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1-0,3 м при восприятии высокочастотных стимулов до 2,5-5 м. при восприятии средне- и низкочастотных. Ребенок способен локализовать звучания, которые ощущает на расстоянии не менее 1 м. Большинство детей не реагирует на голос разговорной и повышенной громкости. Синтетический сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне (до 2000 Гц) при интенсивности 50-100 дБ. Этот сигнал не локализуется.

Глухой ребенок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний (в основном на низкочастотные звуки – барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим – до 2,5-5м. Некоторые глухие дети вообще не реагируют на предъявляемые неречевые стимулы. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На синтетический сигнал реагируют лишь в диапазоне до 1000 Гц при интенсивности 70-100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии. В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов (неречевые звучания, голос, синтетический сигнал) не согласуются. Это происходит вследствие индивидуальных особенностей ребенка, его соматического состояния, особенностей внимания. Данный факт подчеркивает необходимость педагогической оценки состояния слуха по совокупности данных на различные группы стимулов. Если при повторном обследовании картина остается прежней, следует оценивать состояние слуха по лучшим данным.

У детей старше 1,5 лет происходит затухание безусловно- ориентировочного рефлекса, и они уже не дают видимые реакции на звуки, доступные их слуху. Как правило, большинство детей, слух которых впервые обследуется в возрасте старше 1,5 лет, реагируют лишь на очень громкие звуки (барабан, громкий голос). Достоверные данные можно получить лишь в ходе целенаправленной работы по выработке условной двигательной реакции на звук.

Под такой реакцией мы понимаем определенное игровое действие ребенка в ответ на звуковой стимул. Таким образом, детей старше 1,5 лет к исследованию слуха нужно специально готовить. Эта подготовка осуществляется сурдопедагогом и родителями в течение 2-4 недель. В это время ребенка учат реагировать каким- либо игровым действием на звук; например, в момент звучания игрушки или голоса надевать кольцо на стержень пирамидки, класть кубик в кузов машины и т.п. Для создания адекватных условий для овладения этим навыком в качестве источника звука вначале используются “лучшие слышимые звучания”, т.е. низкочастотные (барабан и т.п.). Упражнения проводятся на близком расстоянии, которое затем постепенно увеличивается до максимально возможного для данного ребенка. Методика выработки условной двигательной реакции на звук у детей 1,5-3 лет описана нами ранее (1990).

Когда условная двигательная реакция на звук у малыша выработана, то в качестве источника звука может выступать и тон аудиометра. Следовательно, становится возможным аудиометрическое обследование малыша повсеместно используемым методом игровой пороговой аудиометрии по условно-рефлекторной методике.

Подготовка к исследованию тонального слуха предполагает выработку условной двигательной реакции на вибрацию костного телефона в руке и лишь затем – на звучание тона в воздушном телефоне аудиометра. При этом исследование лучше начинать с частоты 250 Гц при интенсивности 70-80 дБ, т.к. этот сигнал не должен вызвать болевых ощущений и в то же время воспринимается абсолютным большинством детей. У маленьких детей, как правило, необходимо вырабатывать условную двигательную реакцию на каждую новую частоту (т.е. на 250 Гц, на 500 Гц, на 1000 Гц и т.д.).

Тональная аудиометрия в диагностический период проводится неоднократно до получения стабильных порогов. Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка как на звучащие игрушки, голос и шепот, так и на тоны аудиометра.

Совокупность результатов педагогического и аудиологического обследования позволяет оценить степень снижения слуха на начальном этапе коррекционной работы. Учитывая известную сложность аудиологического обследования маленьких детей, мы считаем, что оценивать состояние их слуха следует именно по совокупности педагогических и аудиологических данных.

Читайте также:
Физическое развитие ребенка от 3 до 4 лет: изменение роста, веса и пропорциональности тела, формирование мышечной силы и советы родителям

Данные педагогического и аудиологического обследования слуха как детей до 1,5 лет, так и более старших являются основой, на которую ориентируется сурдопедагог при уточнении режима работы индивидуального слухового аппарата, при составлении индивидуальной программы коррекции.

Особенности коррекции слуха у маленьких детей

В последние годы увеличилось число детей, которые уже с рождения имеют проблемы со слухом. К счастью, сегодня доступны широкие возможности для его коррекции. Правильно подобранные слуховые аппараты с индивидуальными настройками или системы кохлеарной имплантации задействуют остаточный слух ребенка и тренируют слуховой анализатор, помогают малышу полноценно развиваться, социализироваться и радоваться жизни.

На фото – маленький ребенок

Чем раньше выполнено слухопротезирование, тем лучше для ребенка

С какого возраста можно использовать импланты?

Минимально возможного возраста нет: есть ряд показаний и ограничений. Устанавливать кохлеарный имплантат маленькому ребенку рекомендуют при таких условиях:

  • диагностировано снижение слуха четвертой степени, граничащее с глухотой;
  • использование сверхмощных заушных слуховых аппаратов с индивидуальным вкладышем оказалось неэффективным в период не менее 6 месяцев.

Окончательное решение о возможности операции принимает консилиум врачей в клинике. В него входят врач-хирург, отохирург и сурдолог. Специалисты учитывают результаты компьютерной томографии височных костей в коронарной и аксиальной проекциях (значение имеет толщина костей черепа). Также берут во внимание данные объективных исследований слуха.

В разных клиниках действует минимальный порог веса ребенка, которого принимают на кохлеарную имплантацию, – от 8, от 9 или от 10 кг. Это связано с показаниями по анестезии.

Как работать с маленьким пациентом после операции?

Большинство детей, которым показана кохлеарная имплантация, еще не умеют говорить. Это осложняет реабилитационный период, поэтому в нем всегда принимают участие квалифицированные сурдопедагоги.

Первый год после операции проходит для ребенка очень насыщенно: ему предстоит заново знакомиться с внешним миром, открыть для себя много нового. Чтобы реабилитация была успешной, врачи постепенно, в несколько этапов увеличивают порог стимуляции системы кохлеарной имплантации. За год выполняют не менее четырех настроек, чтобы малыш легче адаптировался в мире звуков.

Если ребенок до операции уже освоил речь, задача родителей – соблюдать несложные правила. В первые месяцы при разговоре нужно находиться не дальше чем на 1,5-2 м от ребенка и стоять так, чтобы он видел ваше лицо. Хорошо, если во время общения в комнате не будет посторонних помех – звуков от телевизора или уличного шума. Говорить стоит медленнее, чем обычно, но четко и естественно. Успех адаптации во многом зависит от терпения и участия родителей.

На фото – удивленный ребенок

В течение первого года после слухопротезирования или установки системы КИ ребенка ожидает целая гамма открытий

Чем отличается слухопротезирование у детей и у взрослых?

Снижение слуха у взрослых наступает, как правило, после периода нормального функционирования слухового анализатора. К этому моменту уже сформировано мироощущение в плане звуков, есть определенный объем библиотеки данных. Человек знает, как звучит речь, имеет представление о неречевых звуках – шуршании пакетов, сигналах автомобиля, шуме прибоя.

Задача слухопротезирования у взрослых – напомнить известные звуки и вернуть их в обыденную жизнь. С этой целью человеку надевают цифровой программируемый многоканальный аппарат – внутриушной, заушный, с ресивером или с динамиком в ухе.

У ребенка чаще всего снижение слуха начинается с раннего возраста, поэтому в памяти еще нет богатой библиотеки звуков. В детском слухопротезировании звучание подается по-другому. Иначе, чем у взрослых, настраивается система обработки звуков и усиление микрофона, используются другие органы управления.

Еще одно отличие – процесс подбора слухового аппарата. Маленький ребенок, в отличие от взрослого, не способен понятно изложить субъективные ощущения. Специалисты задействуют объективные методы, чтобы подобранная модель помогла юному пациенту максимально полно и разборчиво воспринимать звуки.

Размер слухового прохода у ребенка меньше, чем у взрослого, и в нем создается большее звуковое давление. Поэтому юным пациентам подбирают меньшее усиление, чем взрослым с аналогичной потерей слуха.

На фото – проверка слуха у ребенка

Эффективность кохлеарной имплантации зависит от точности настроек системы

Исследования слуха проводят новорожденным сегодня уже на 3-5-й день после рождения. Это позволяет как можно раньше обнаружить нарушения и принять меры. Современные технологии детского слухопротезирования шагнули так далеко вперед, что теперь даже малыши с серьезными проблемами имеют шансы на полноценное развитие и общение с окружающими.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Пожалуйста, не тяните! «МастерСлух» обращается ко всем, кто продолжает откладывать покупку слухового аппарата

Пожалуйста, не тяните! «МастерСлух» обращается ко всем, кто продолжает откладывать покупку слухового аппарата

Началось! Рост цен на слуховые аппараты и комплектующие, нарушения логистических цепочек и поставок, отсутствие необходимых моделей… К чему теперь готовиться и что вообще можно и нужно делать в сложившейся ситуации? Читать далее →

Лучше перебдеть! Когда нужно обращаться к детскому сурдологу?

Лучше перебдеть! Когда нужно обращаться к детскому сурдологу?

Детский врач-сурдолог: зачем он нужен, что делает на приеме, как проверяет слух ребенка. Почему этого специалиста не надо бояться и когда к нему обращаться. Дайджест от «МастерСлуха». Читать далее →

Ушко чешется! И болит… Что нужно знать про отомикоз, особенно – у детей

Ушко чешется! И болит… Что нужно знать про отомикоз, особенно – у детей

Когда болят и чешутся уши. Отомикоз у детей и взрослых. Что это за болезнь, заразен ли отомикоз, причины, лечение и прогнозы на выздоровление. Читать далее →

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: