Сенсорное развитие детей от 3 до 4 лет: особенности возраста, способность различать цвета и предметы, игры с конструктором и советы родителям

Сенсорное развитие детей 3-5 лет в процессе игровой деятельности

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно. А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. На данном этапе – это главный источник развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие детей происходит через дидактические игры, реализующие ряд принципов активного обучения.Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Огромный вклад в теорию и практику сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори. Она разработала ряд упражнений, способствую-щих развитию тактильных ощущений. Автор отмечала, что самое важное, чтобы игры и пособия своими размерами, видом, удобностью и цветовым сочетанием соответствовали потребностям детей.

Данная тема была мною выбрана, так как сенсорное развитие имеет огромное значение в жизни дошкольников. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Поэтому, важно создать детям условия для обогащения чувственного опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, усвоения сенсорных эталонов, развития речи и формирования представлений о свойствах предметов.

Цель – повышение профессиональной компетентности в вопросах сенсорного развития детей 3-5 лет.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Систематизировать и оформить материал для организации сенсорно – моторных игр (в соответствии с возрастом детей).
3. Изготовить игры и пособия, способствующие сенсорному развитию детей 3-5 лет.

Принципы организации работы:

  • Дифференцированный подход.
  • Принцип вариативности.
  • Принцип сотрудничества.

Методы и приемы:

ü Наблюдение за действиями взрослого и сверстников.

ü Показ и объяснение.

ü Словесная инструкция.


Работая с группой детей 3-5 лет, большое внимание уделялось обогащению и накоплению сенсорного опыта через игровую деятельность.Для успешной организации сенсорно-моторного развития в группе создана предметно – развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, в котором преобладают игры и пособия, сделанные своими руками.Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги, создаём свои, которые не менее, а порой и более любимы детьми.

Для обогащения сенсорного развития младших дошкольников в нашей группе используются следующие игры и пособия:

  • тактильные дорожки и таблички;
  • дидактические игры на восприятие цвета и формы;
  • тактильные карточки «Животные наших лесов»;
  • разнообразные шнуровки;
  • массажеры (массажные мячи, грецкие орехи, ребристые палочки и др.);
  • сухие бассейны с крупой и игрушками;
  • игры с прищепками;
  • игры с цветными камешками («Большой-маленький», «Подбери по форме», «Заготовки на зиму» и др.);
  • игры с пуговицами («Подбери по цвету», «Цветочная полянка»);
  • многофункциональное игровое пособие «Обитатели Земли»;
  • тактильная книга «Мир насекомых»;
  • многофункциональное игровое пособие «Шумелки»;
  • игры с пособиями Марии Монтессори и другие.

Игровое пособие «Обитатели Земли» создано в соавторстве с коллегой, воспитателем 1 квалификационой категории, Одышевой Евгенией Юрьевной. Пособие развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое мышление и пространственное восприятие, навыки сортировки и классификации, терпение и координацию движений. Пособие отвечает принципу мобильности, ребенок самостоятельно может выбрать пространство для игры. Фигурками можно манипулировать и перемещать на игровой поверхности, придумывать сказки и интересные истории.

Тактильные карточки «Животные наших лесов» подарила деткам родительница, любящая мамочка, коррекционный педагог и рукодельница –Хабибуллина Наиля Ташбулатовна. Ребята с удовольствием занимаются и играют с данным пособием. Она яркое, красивое и приятное на ощупь.

Родители воспитанников активно участвуют в жизни группы, а также, в изготовлении игр и пособий для своих детей. В преддверии праздника «День Матери» Наиля Ташбулатовна Хабибуллина организовала и провела мастер-класс по созданию многофункционального игрового пособия «Шумелки». Замечательные зайчики украсили наш сенсорный уголок. Дети особо дорожат этой игрой, ведь она сделана добрыми, умелыми руками дорогих мамочек.

В результате первого года работы с сенсорным материалом у младших дошкольников прослеживалась положительная динамика, а именно:

– проявление словесной активности;

-интерес к предметам ближайшего окружения и их свойствам;

– активное включение в экспериментальную деятельность;

– выполнение простейшего сенсорного анализа.

Мы не останавливаемся на достигнутом! Опыт работы по данной теме будет пополнятся и активно использоваться в практике.

2. Монтессори М. Помоги мне следать это самому: Статьи, советы и рекомендации. Издательство: «Карапуз», 2002.

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008.

4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Фотографии из личного архива педагога.

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004568

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей по годам от раннего до дошкольного возраста

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры»
учебно-методический материал (младшая группа)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Младший возраст – благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Дидактические пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

Цели:

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость. Описание приготовления пособия: Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

Цели:

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

Цели:

  • формировать умение различать цвета;
  • учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Читайте также:
Сенсорное развитие детей в 4-5 лет: зрительное и слуховое восприятие, их отклонения от нормы, двигательные и кожные ощущения, эстетические чувства

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Дидактическое пособие «Божья коровка найди свою полянку

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Описание приготовления пособия:

Божьих коровок делаем из дисков, обклеив их самоклеящейся плёнкой. Цветы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Оставить не обклеенной часть диска, что бы при попадании солнечного луча они бликовали. Пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием, малыши с удовольствием с ним занимаются.

Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»

Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

«Сделай дереву веточки»

Использование прищепок одного цвета

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

«Сделай колючки ёжику»

Чередование прищепок по цвету

Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.

«Сделай лучики солнышку»

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.

Описание приготовления пособия:

Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами.

Скачать:

Вложение Размер
samoobrazovanie.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека”

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. “Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего”, – говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей по годам от раннего до дошкольного возраста

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры»

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

– расширить знания о сенсорном воспитании детей младшего возраста.

– обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)

– образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» и проведение бесед.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Работа в данном направлении поможет мне:

– научить детей различать основные цвета;

– познакомить детей с величиной и формой предметов;

– сформировать навыки самостоятельной деятельности;

– повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

– развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

– сплотить детский коллектив.

– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

– совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие;

память; речь детей.

– Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

– Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

– Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

– Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет.

– Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

– У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

– консультация для родителей

– консультация для педагогов

– родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

– картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

Формы работы с родителями и детьми:

– сотрудничество через консультации,

– совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

– Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

– Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

– Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

– Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Подготовка и проведение родительского собрания

Конспект родительского собрания.

Работа с детьми

занятия по сенсорному воспитанию

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

Сенсорное развитие трехлетнего ребенка

Сенсорное развитие – это совершенствование восприятия ребенка. Наиболее прогрессивный период в развитии органов чувств и появлении знаний о мире, который окружает кроху – это четвертый год жизни, так как к этому возрасту у малыша уже сформирована хорошая база элементарных понятий о том, что его окружает, и теперь родители могут познакомить маленького исследователя с различными свойствами предметов:

  • величиной;
  • формой;
  • цветом;
  • массой;
  • разными вкусами и ароматами.

важноДети в этом возрасте уже умеют называть признаки предметов, их качества, взаимоотношение друг к другу. За счет формирования этих качеств происходит смена типа мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному.

Сенсорные навыки детей трех лет

На четвертом году жизни малыш начинает осмысливать и анализировать ту информацию, которую получает благодаря работе органов чувств.

Познание всегда берет свое начало с понимания явлений, происходящих вокруг нас. Сенсорика становится фундаментом, на котором мы потом можем возвести прочное здание познания крохи.

Разница между предметами

К этому возрасту, дети могут определять разницу между предметами, на основании какого-либо признака, умеют устанавливать связи и обобщать. Но, при этом, малыши отличаются очень своеобразной логикой, не всегда понятной взрослому уму.

Кроха может, глядя на пример, построить пирамиду, разделяя предметы по их размеру или величине. Самостоятельно создает башенки из кубиков. С помощью взрослого или с примером может правильно собрать матрешки или другие формочки, при этом ребенок правильно соблюдает последовательность, складывая все по размеру, и хорошо понимает, как вставить один предмет в другой, чтобы они совпали по форме. Малыш может из многих фигур найти ту, которую просит взрослый.

Может называть некоторые фигуры:

информацияМалышу сейчас интересно узнавать разные свойства предметов, он их сортирует по размеру, форме, цвету. Начинает различать и их фактуру (твердый, мягкий).

Цвета

Кроха в 3 года различает 8 цветов:

  • черный;
  • белый;
  • красный;
  • желтый;
  • зеленый;
  • синий;
  • оранжевый;
  • фиолетовый.

Также ему будет несложно узнать распространенные оттенки – розовый, голубой.

Конструктор

Теперь маленькому человечку становится интересно играть с конструктором. Он может собирать модели, глядя на образец или с подсказками взрослого. Теперь это уже не просто нечто бесформенное, фигурки становятся сложнее и даже имеют предназначение в сюжетной игре крохи.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей в 4-5 лет: зрительное и слуховое восприятие, их отклонения от нормы, двигательные и кожные ощущения, эстетические чувства

информацияРебенку в этом возрасте становится особенно любопытно, что же внутри предметов. Чтобы узнать это, кроха бьет, ломает, разбирает игрушки.

Советы родителям

  • Регулярно знакомьте свое чадо с новыми предметами (для этого используйте развивающие игрушки). Купив что-то новое, покажите игрушку крохе – «познакомьте» их, расскажите о том, что это, из чего сделан предмет. Затем вы заметите, как быстро и без вашей помощи кроха сам разберется, как играть с этой игрушкой.
  • Для малыша будут одновременно интересны и полезны интерактивные игрушки, детские компьютеры – они помогут крохе быстро освоить цвета, цифры и другую полезную информацию.
  • Научите кроху различать цвета. Во время его игры с разноцветными предметами называйте их. Затем, когда малыш освоится, начинайте просить его принести вам предмет определенного цвета, например: зеленый кубик, синюю машинку или красный мяч.
  • Когда вы знакомите свое чадо со свойствами предметов – делайте это последовательно. Сначала расскажите ему о резко отличающихся свойствах (желтый и зеленый цвет, круглая и квадратная форма), а потом приступайте к знакомству с более сходными признаками, например: с цветами, которые более близки по окраске – красный-оранжевый-желтый.

дополнительноКак всегда, внимание деток заострено на необычных и ярких вещах. Поэтому вам придется постоянно проявлять фантазию, чтобы регулярно поддерживать и разжигать интерес в юном исследователе.

Заключение

Первые годы жизни малышей – это период постоянного изучения окружающего мира. Карапуз постоянно делает для себя открытия, знакомится со всем, что его окружает, как дома, так и на улице. Это время постоянного познания свойств и качеств предметов. Мы же можем помочь своим детям, создавая для них благоприятную почву для того, чтобы их интерес к познанию никогда не угас.

Методические рекомендации для родителей по использованию дидактических игр как элемента сенсорного развития детей 3-4 лет

для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей не только в ДОУ, но также и дома с родителями.

Содержимое публикации

Методические рекомендации для родителей по использованию дидактических игр как элемента сенсорного развития детей 3-4 лет

Именно в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей не только в ДОУ, но также и дома с родителями.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом, наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Как сказано в концепции дошкольного воспитания идея дошкольного воспитания социализируется в окружающем мире и определяется социальной ситуацией развития ребёнка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечён ребёнок, с кем он её осуществляет. Ребёнок усваивает знания о предметах, явлениях, жизни людей, животных и так далее.

Решать задачи сенсорного развития детей дошкольного возраста можно с помощью разных средств: учебной, бытовой, трудовой, игровой и других видов активной деятельности ребёнка. Однако игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в раннем дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, игра является ведущей деятельностью в этом возрасте, сенсорные способности детей развивают дидактические игры. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей, но и дома, в семье родителям стоит целенаправленно, систематически побуждать детей 3-4 лет к сенсорному развитию с помощью проведения совместных игр.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить ребенка с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей в 4-5 лет: зрительное и слуховое восприятие, их отклонения от нормы, двигательные и кожные ощущения, эстетические чувства

Комплекс дидактических игр с детьми 3-4 лет:

Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой, показывать ребенку картинки с изображением цветов.

Сначала в определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или, что они разные.

Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов.

На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

На улице, дома, в гостях обращаем внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета. Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет поможет игра «Разложи по цвету». Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики. «Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, попросите ребенка исправить ошибку. В следующий раз увеличьте количество шариков. К примеру, по 5 шариков каждого цвета. В следующее использование игры шарики заменяем другими предметами, чтоб цвет для ребенка не ассоциировался с шариком, «не привязывался» к данному объекту.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет».

1. «Накормим птичек».

Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.

Ход игры: ведущий демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает ребенку покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Ребенок заполняет емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.

Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек; цветные вкладыши-окна (красные, желтые, зеленые, синие).

Ход игры: ведущий предлагает вниманию ребенка домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.

Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек.

Ход игры: ведущий показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.

Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие), пластилиновые основы с изображением домика.

Ход игры: ведущий предлагает вниманию ребенка пластилиновые основы и предлагает придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотри, к домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давай мы сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Ребенок выкладывает камушки на основу, чередуя их по цветам.

Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном. При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия. Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей по годам от раннего до дошкольного возраста

Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик). Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Спросите, знает ли ребенок, как зовут этого человечка, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у нас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.). Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры-человечки. На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности.

Научить классифицировать предметы по форме поможет игра. Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т.п.), наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т.д. На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т.д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Форма».

1. «Дополни картинку».

Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение (машина, игрушки, посуда и другое), вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник).

Ход игры: ведущий демонстрирует ребенку картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее).

2. «Пуговицы на платье».

Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник), куклы.

Ход игры: детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами определенной формы. Ведущий говорит: «Помоги куклам! У них оторвались пуговки с платьев и все перемешались. Посмотри внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Ребенок сортирует пуговицы по форме.

Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками.

Ход игры: вниманию ребенка предлагается ряд предметов (картинок), одинаковых по форме (например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Вместе с ребенком рассматриваем предметы, проговариваем их названия, назначение и, главное, форму. Затем просим внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Ребенок, возможно с помощью родителя, выбирает предмет, форма которого отличается от формы других предметов.

4. «Найди такой же».

Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника.

Ход игры: показывать ребенку картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просить найти в помещении предмет такой же формы. Например, круг. Ребенок находит в комнате мяч, тарелку, барабан, овощи и другое.

В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова-понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: ленточки длинная и короткая (а не большая и маленькая), папа большой, а сын маленький. В раннем возрасте авторитет взрослого очень весом. Ребенок – ваше зеркало. Он подражает вам во всем, «ловит» ваши слова «на лету». Говорите правильно и ребенок тоже будет говорить правильно. Не забывайте в быту, на прогулке, в гостях, дома закреплять понятия величины: «Посмотри, Ваня, какой высокий дом, а вот низкий».

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина».

1. «Спрячем шарики в ладошках».

Материал: массажные шарики (большие и маленькие).

Ход игры: Предложить ребенку разнос с массажными шариками разной величины. Берем маленький шарик и просим ребенка взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик, и просим спрятать его в ладошках. Ребенок убеждается, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются с обязательным словесным обозначением величин.

Обычно к трем годам дети уже обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. Малыши, как правило, не отдают себе отчет в том, что именно они слышат, т.е. воспринимают на слух. Это происходит потому, что окружающие звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими, более важными для них впечатлениями. Звуки порою не замечаются детьми, слабо выделяются ими.

Последовательность игр определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Вначале дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку. В дальнейшем дети под руководством взрослого улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств – движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей по годам от раннего до дошкольного возраста

Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия. Во-первых, нужно обязательно отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Звук».

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.

Оборудование: различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.)

Описание игры. Взрослый, отвернувшись от ребенка, производит шумы и звуки разными предметами. Ребенок, догадавшись, чем производен шум, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.

Для ознакомления детей младшего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, эффективно используются различные виды деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительная деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика и другое), игры с песком и прочим природным материалом (листьями, шишками, цветами, глиной), но наибольшее внимание должно уделяется дидактическим играм, организованным взрослым, так как они предоставляют широкие возможности для реализации всего круга задач данного направления.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Дидактическую игру нужно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами деятельности педагога с детьми являются: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности. Когда детям предлагаются игры, они достаточно живо и с интересом принимают участие. Для поддержания интереса вводится соревновательный момент. Дети активно включаются в игры: каждый ребенок имеет возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою. Отмечается более уверенное владение детьми эталонами, небольшое количество ошибок даже в сложных заданиях.

Подводя итог можно отметить, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Важный период для формирования правильного восприятия окружающего мира у детей – 3-4 года. Главный кирпичик в “здании” формирования интеллекта закладывается именно в этот период. Ребенок уже хорошо умеет общаться, его словарный запас весьма обширный. Теперь ему легче на этой основе узнавать о формах, структурах и величинах предметов, понимать их положение в пространстве. От родителей зависит, насколько своевременно будет оказано воздействие на совершенствование детского организма, его психических и физических навыков, а также полноценное раскрытие заложенных потенциалов.

Развитие сенсорного восприятия

Для воспитания сенсорного восприятия и воображения дорогие игрушки не обязательны – иногда подручные материалы даже удобнее и интереснее

Важно вовремя показать широкую дорогу, ведущую к познанию. При помощи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста это сделать проще всего. Путь к практической деятельности открывается именно посредством совершенствования системы ощущений и восприятий. Самый оптимальный способ для этого – обучающие и развивающие упражнения и занятия. Материал для таких игр можно найти абсолютно везде – и дома, и на улице. Небольшой кусочек материи, с помощью которого ваша дочка одевает свою принцессу, представляя, что это бальное платье – тоже способ познания мира. Это может быть и бутылочная пробка, в которую кроха посадил жука для путешествия по ручейку-реке у дома.

Развитие сенсорики у детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста подразумевает комплексные обучающие и развивающие меры по улучшению органов чувств, способствующие более быстрому и эффективному познавательному процессу. С помощью тактильного, слухового или зрительного воздействия предметов на ребенка осуществляется процесс, называемый ощущения. Ощущения являются основным источником получения информации в этом возрасте. Они помогают лучше познать себя и мир вокруг.

Перечислим 4 вида ощущений:

  1. Слух – ощущение звука.
  2. Обоняние – способность различать запахи.
  3. Вкус – умение чувствовать разнообразные вкусы: сладость, горечь, кислоту и соленость. Остальные вкусовые вариации будут являться их всевозможными сочетаниями.
  4. Осязание – чувства, помогающие различать осязательные характеристики предметов, а также способность кожи чувствовать различные воздействия (болевые, тепловые, холодящие, давящие).

Есть ли разница между ощущениями и восприятиями? Их отличие в том, что в основе восприятий лежат ощущения. Действуя целенаправленно на органы чувств, они помогают понимать целостность каждого предмета и в то же время осознавать разницу свойств.

Перечислим задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: обучение ребенка основным навыкам познания предметов – осязанию, синтезированию, сравниванию и обобщению. Детям крайне важно освоить базовые сенсорные знания, которые подразумевают под собой весь опыт, накопленный предыдущими поколениями. Благодаря этим знаниям сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более согласованно.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей в 4-5 лет: зрительное и слуховое восприятие, их отклонения от нормы, двигательные и кожные ощущения, эстетические чувства

Тренировка осязания

Осязание – очень важный для ребенка навык, который дополняет картину целостного восприятия мира через физический контакт

Сенсорные эталоны

Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:

  1. система мер веса;
  2. система величины;
  3. система цвета;
  4. система геометрических фигур (подробнее в статье: где найти и какие покупать геометрические фигуры для детей 3-4 лет?);
  5. система мер длины;
  6. система направлений;
  7. система звуков;
  8. система запахов;
  9. система фактуры.

Осваивание данных знаний требует длительного времени. Процесс воспитания должен совершенствовать юный организм во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное дидактическое развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.

Этапы освоения эталонов

К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:

I. Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет.

Формирование понятия

Освоение понятия “расстояние” начинается сразу после того, как ребенок учится перемещаться самостоятельно

II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения. Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом, имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко, желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические фигуры познаются через сравнение с привычными вещами. К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч – на круг, окно – на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.

III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами. Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка – как радуга. Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка, семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается данный этап от 6 до 7 лет.

Что должен знать дошкольник?

Каким образом ребенок может усвоить все общепринятые эталоны? Разумеется, через игру и активное взаимодействие с предметами. Какими знаниями должен обладать ребенок до школы? Перечислим основные из них:

  • цвета;
  • величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
  • основные геометрические формы;
  • вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
  • запах;
  • фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
  • вес (легкий – тяжелый);
  • звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
  • время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные моменты, такие как временные интервалы – 1 минута, 5 минут, 1 час, умение определять время по часам);
  • речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки языка, умение сочетать их и составлять слова);
  • музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
  • пространственное ориентирование (впереди – сзади, внизу – вверху, под – над).

Направления развития

На сегодня в практике педагогического воспитания существует несколько систем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее распространенные из них две: система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Родители имеют возможность отдать свое чадо в детский сад, где применяется та или иная методика (см. также: что это значит – детский сад комбинированного вида или типа?). Чем отличаются данные системы дидактического развития от общепризнанных, стоит ли их так отделять? Разберем каждую из них, чтобы понять, стоит ли отдавать малыша в особый детский сад.

Система Марии Монтессори

В основу системы воспитания Марии Монтессори заложена мысль о том, что ребенок должен познавать окружающий мир с помощью всевозможных предметов вокруг себя. Важно наполнить место пребывания ребенка различными вещами для манипуляций. Должна быть возможность выбора, чтобы хотя бы что-то из предложенного вызвало у него интерес.

Мария Монтессори была убеждена, что главное в развитии дошкольника помочь развить его силы и способности: слух, зрение, мускулатуру. Сама основательница системы разработала для развития детей массу упражнений, каждая группа которых направлена на развитие одного конкретного органа чувств.

Создательница метода предполагала научить ребенка тактильному восприятию через работу с различными видами тканей, дощечек, металлических пластин – гладких и шершавых. Все действия с предметами ребенок должен осуществлять самостоятельно.

Развитие тактильного восприятия

Обучение тактильному восприятию по Монтессори включает в себя взаимодействие с предметами различных фактур и форм

Система Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель заложил в основу своей системы воспитания цель развить у детей познавательные и творческие способности посредством практической деятельности. Развивающие занятия имеют своей целью совершенствование моторики, а также они попутно рассказывают ребенку о свойствах предметов. «Дары Фребеля» – материал для занятий, разработанный лично автором системы, который состоит из шести даров. Особенностью дидактических сенсорных пособий является то, что большинство из них создано по принципу «от целого – к части и обратно». Крупные детали «разбираются» на множество маленьких.

Поняв суть и значение каждой из систем, вы сможете выбрать наиболее подходящую и использовать ее в домашнем воспитании. Каждая мама в состоянии сделать такую сенсорную среду у себя дома своими руками.

Игра будет полезной и эффективной, если в ее основе лежит развитие и воспитание ребенка, его комплексное совершенствование в физическом и психическом плане. Полезной и эффективной игра будет тогда, когда ее целью ставится воспитание личности ребенка, его комплексное развитие в физическом и психическом плане. Игры с предметами подразумевают сенсорное воспитание детей-дошкольников. Любая из них призвана быть развивающей. Приведем примеры дидактических упражнений и игр.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей в 4-5 лет: зрительное и слуховое восприятие, их отклонения от нормы, двигательные и кожные ощущения, эстетические чувства

Играем с младшими дошкольниками

«Мозаика из пуговиц»

Необходимо подготовить разнообразный набор пуговиц. Среди них должны быть большие и маленькие, разноцветные и разноформенные варианты. Сначала педагог выкладывает некий узор из данных пуговиц, затем просит ребенка воспроизвести его. В начале занятий следует помогать крохе составлять узор. Освоив технику повторения, просим карапуза придумать свой собственный рисунок. С помощью такого упражнения руками малыш получает представление о форме, размере и цвете.

Мозаика из пуговиц

Чтобы облегчить малышу задание, мозаику из пуговиц можно выложить на уже готовый рисунок или раскраску

«Солнечный зайчик»

Главный инструмент игры – зеркало. Обязательно при этом наличие безоблачной погоды, когда солнечные лучи проникают в помещение. Покажите малышу, как пускать солнечного зайчика, а затем помогите ему сделать это самостоятельно. Предложите поймать зайчика или дотронуться до него. Цель занятия – развить зрительное чувство.

«Разложи по цвету»

Для забавы вам понадобятся фигуры или предметы разных цветов. Это может быть мозаика, конструктор или кубики. В задание малыша будет входить сортировка этих предметов по цветам. Благодаря этой игре ребенок учится различать цвета, сравнивать их и уметь видеть разнообразие.

«Где звонят?»

Для упражнения понадобится платок для завязывания глаз и колокольчик. Крохе нужно повязать платок, закрыв обзор, а затем позвонить в колокольчик. Повязку снимают и просят малыша показать, с какой стороны производился звук. В такой игре ребенок учится контролировать свое слуховое внимание, понимать, откуда идет звук и уметь ориентироваться в пространстве. Также полезно давать простые музыкальные инструменты ребенку в руки, чтобы он лучше научился различать их.

«Что звенело?»

Для занятий подготовьте любые предметы, которые могут воспроизвести звук (барабан, ложки, дудочка, свисток, ксилофон, бумага, колокольчик). В начале упражнения покажите крохе, как звучит каждый из предметов. Затем малышу нужно завязать глаза, и воспроизвести звук одним из объектов. Глаза развязываем и просим указать предмет, звучавший только что. Направлена данная забава на совершенствование слухового внимания и музыкального слуха.

«Собери игрушки»

Для игрового процесса вам нужно подготовить две коробки и игрушки. Одна из коробок дается ребенку, вторая – взрослому. По команде оба начинают складывать игрушки в коробки. Каждый при этом наполняет именно свою коробку. Надо складывать игрушки так, чтобы у крохи в итоге получилось бы больше. Ребенку объясняем разницу между много и мало.

Формирование музыкального слуха

Самостоятельное взаимодействие с музыкальными инструментами помогает ребенку научиться различать их на слух

Играем с дошкольниками

«Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.

«Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.

«Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.

«Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться. Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку. Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.

Заключение

Ребенок раннего и дошкольного возраста способен развивать свои органы чувств с небывалой быстротой. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей, переоценить которую крайне сложно. Благодаря обучению в форме игры малыш учится познавать мир вокруг себя. Кроха получает огромный поток информации о различных понятиях: цвет, величина, форма. Сенсорика направлена на гармоничное и целостное развитие личности ребенка.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Сенсорное развитие детей 3-4 лет

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности .

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного.

Читайте также:
Сенсорное развитие детей по годам от раннего до дошкольного возраста

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях .

Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

-Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

-Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой— имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.Программой воспитания в дошкольном учреждении четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени.

Сенсорное воспитание тесно переплетается с развитием мышления ребенка, так как усвоение отдельных тем (например, системы форм) выходит за рамки сенсорного воспитания, что значительно усложняет эту работу. При этом важно, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и особенно с оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величин. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д.

На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т.д.— и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию .

Названные задачи решаются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.К концу дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: