Развивающие игры и игрушки для ребенка от 1 до 2 лет: потешки, Алиса, гимнастика, сказочники, кукольный театр и др.

30 лучших развивающих игрушек для детей от 1 года до 2 лет

Универсальная подборка игрушек: пособия для развития мелкой моторики и логики, игры на развитие координации, игрушки,
с которыми детки играют самостоятельно – одним словом, всё здесь. Не забудьте добавить в закладки!

1. Различные пазлы

Один из лучших инструментов для развития мелкой моторики и логического мышления. Пазлы рассматривайте различные:
горизонтальные и вертикальные, со скреплением и без.

2. Рамки-вкладыши

Тот случай, когда ребенок развивает свои когнитивные навыки, учит названия предметов – и при этом получает огромное удовольствие. Особенной любовью пользуются вкладыши с соответствующим звуковым сопровождением. После полутора лет задачу усложняем: смотрите вкладыши Радуга Кидс.

3. Кубики и кубики-головоломки

Второе крупное достижение для ребенка после сбора своей первой пирамидки – это построение башни из кубиков, для которой подойдут самые традиционные. А кубики-головоломки – это и полезный, и очень увлекательный вариант. Рекомендуем:

4. Конструктор

Приходит в жизнь малыша постепенно, но остается, разумеется, надолго. Начинайте с самых простых наборов из крупных деталей. Рекомендуем:

5. Мозаика

К 2 годам малыш уже сможет делать «дорожки» из классической мозаики. В этом возрасте предлагайте также варианты с трафаретами. Рекомендуем:

Не забывайте! Игра с мозаикой – строго под присмотром взрослых!

6. Развивающие игры

Потрясающие «тренажеры» для логики, пространственного мышления и концентрации.

7. Краснокамская игрушка «Геометрик»

«Геометрик» помогает малышу познакомиться с формами, цветами и счетом. При этом развивает мелкую моторику и координацию.

Larsen Smile Decor TopGame

8. Квадраты Никитина, кубики Никитина

Обучающие пособия, разработанные российским педагогом. Сегодня интеллектуальные игры Никитина включены практически во все методики раннего развития.

Larsen Smile Decor TopGame

9. Сортеры

Сортеры на удивление универсальны: сначала знакомят малыша с цветами и формами, а затем плавно перекочевывают в песочницу:) Рекомендуем:

10. Наборы цилиндров (по Монтессори)

Монтессори-игрушки – это когда нет кричащих цветов и пластика, а есть натуральные материалы и ненавязчивое вовлечение в развивающую игру. Очень популярный пример – наборы деревянных цилиндров. Рекомендуем:

11. Шнуровка (бусы)

Первые шнуровки у малышей, как правило, появляются еще до годика. Но после 1 года размер бусин следует пересмотреть: для того, чтобы шнуровка оставалась развивающей игрой, диаметр бусин не должен превышать 1 см. Рекомендуем: Goki

Larsen Smile Decor TopGame

Не забывайте! Игра с мелкими деталями – строго под присмотром взрослых!

12. Досочки Сегена

Одновременно игровое и обучающие пособие для детей, разработанное по методике французского педагога Эдуарда Сегена. Развивает зрительное восприятие и логическое мышление.Рекомендуем:

13. Настольные игры на развитие мелкой моторики и координации

Они могут быть совершенно различными, приведем лишь несколько надежных примеров: для начала — игры-стучалки с молоточком (Ikea, Игрушки из Дерева), затем — «Соберу я урожай» (Вальда) и игры-рыбалки с крючками (Djeco).

Larsen Smile Decor TopGame

14. Лото с толстыми элементами

В полтора года у ребенка появляется первое лото. Не стоит выкладывать перед малышом сразу весь набор: начните с одной простой карточки – и один за одним сами положите все соответствующие элементы на место. Затем предложите это сделать ребенку: постепенно, по одному предмету. Так и продолжайте – элемент за элемент, карточка за карточкой. Рекомендуем:

15. Тесто для лепки, мягкий пластилин, классический «советский» пластилин

Занятия лепкой развивают мелкую моторику и творческие способности, поэтому пластилин (всех видов) должен быть у ребенка обязательно. Еще полезнее будет подобрать соответствующее возрасту пособие по играм с пластилином. Рекомендуем:

16. Пальчиковые краски

Как и для детей до года, рисование пальчиковыми красками (лучше в ванной, где у ребенка нет никаких ограничений) – замечательный способ психологической разгрузки, которая на самом деле нужна в любом возрасте. Кроме того, для малышей от полутора лет существует целый комплекс развивающих заданий по работе с красками, которые учат его осмысленно манипулировать и пальчиками, и красками. Рекомендуем: Jovi

Larsen Smile Decor TopGame

17. Фигурки животных

Какой малыш не любит животных? Фигурки можно смело давать малышу для самостоятельной игры – и в то же время с ними можно придумать массу интересных заданий для совместных занятий с мамой.

18. Бизиборд, бизикуб

Развивающая игрушка, на которой малыши непременно «залипают» (только убедитесь заранее в ее безопасности). Сортер, шнуровка, молния, лабиринт и другие игры на развитие мелкой моторики и концентрации – в одном месте. Отличный шанс для мамы попить чая:) Рекомендуем:

19. Музыкальные инструменты

Казалось бы, все эти детские барабаны, бубны, ксилофоны и маракасы способны лишь производить шум (хотя одним этим они уже нравятся малышам) – но нет, детские музыкальные инструменты развивают чувство ритма, музыкальный слух, координацию и внимание. Обязательно приобретайте такие игрушки, если планируете развивать творческие способности ребенка. Рекомендуем:

20. Ортоковрики

В чем незаменимая польза ортоковриков? Специалисты говорят про усиление кровообращения стопы, укрепление мышц и стимуляцию сенсорики. Желательно, чтобы такой коврик появился у ребенка в самом раннем возрасте, когда он только начинает передвигаться с опорой. Не поверите, но затем коврик останется с ним вплоть до подросткового возраста! Просто выстелите им пол под рабочим местом – и регулярный массаж стоп обеспечен. Рекомендуем:

21. Кольцеброс

Активная и веселая игра для развития крупной моторики. Играть можно всей семьей! Только не начинайте учить годовалого ребенка бросать кольца с 6-ти метров:) В самый первый раз малыш стоит прямо над игрушкой и старается бросить кольцо на штырь сверху вниз. Только с течением времени игру усложняем и расстояние постепенно увеличиваем. Не забывайте, что для ребенка очень важно добиваться успеха и побеждать, поэтому форсировать ситуацию ни в коем случае не стоит.

Читайте также:
Развивающие игры для детей: для сенсорного развития, внимания и памяти

22. Боулинг

Развивающая игрушка для малыша, а затем – веселое развлечение для всей семьи. Начинать играть можно уже в годик. И пусть ребенок после броска сам поднимает кегли – это полезно! Рекомендуем:

23. Баскетбольное кольцо (растущее)

Баскетбольную стойку в комнате ребенка можно поставить уже тогда, когда малыш начал уверенно и свободно ходить. Для начала установите кольцо на уровне груди ребенка и научите его забрасывать в него мячик – лучше мягкий, пожалейте соседей снизу:) Со временем игра «растёт» с ребенком: кольцо будет подниматься, а расстояние до него при броске – увеличиваться. Полезнейший инструмент для развития координации движений, крупной моторики – и отличного настроения! Рекомендуем:

24. Мини-гольф, крокет

Игра, которая нравится всем деткам! Незаметно для себя даже малыши учатся концентрировать внимание и управлять своим телом – и получают при этом массу положительных эмоций. Как и в других играх, главное – поставить перед ребенком посильную задачу. Начните с самого минимального расстояния от лунки и отчаянно хвалите за каждое попадание:) Рекомендуем:

25. Активная игра «Ложки – яйца»

Вариант разнообразить прогулки с малышом – добавить соревнование по переносу яиц в ложках! Веселая и полезная игра на развитие крупной моторики и координации увлечет не одного малыша на детской площадке. Рекомендуем: Bondibon

Larsen Smile Decor TopGame

26. Игрушки-каталки, крупный транспорт

Игрушки, которые так любят дарить взрослые, — а все потому, что их так любят получать дети:) Искренний сиюминутный восторг любимого малыша бесценен. В этой категории для фантазии нет предела: каталки на веревках и палках, большие машины с прицепами, транспорт с первыми в жизни ребенка элементами конструктора – выбирайте на свой вкус. Рекомендуем:

27. Машинки

В полтора-два года просыпается интерес и к более мелким моделям транспорта – причем как у мальчиков, так и у девочек. Рекомендуем:

28. Железная дорога

Кто из нас в детстве не мечтал о железной дороге? Потрясающая игрушка сегодня доступна и безопасна даже для малышей полутора-двух лет. Вам достаточно будет всего несколько раз показать ребенку, как играть с железной дорогой – и поверьте, в итоге он проведёт за игрой (причем, игрой самостоятельной) не один час! Если не в полтора, то в два или в два с половиной года – но в определенный момент железная дорога ребенку «зайдет» точно. Проверено! Рекомендуем:

29. Посуда или кухня (и для мальчиков тоже!)

Одно из главных желаний ребенка – быть похожим на своих родителей. Именно поэтому готовить в этом возрасте любят все: и мальчики, и девочки. Смело приобретайте для малыша детскую кухню или посуду: и приготовьтесь каждый день кушать суп, кашу или пюре от «маленького шефа»! Рекомендуем:

30. Машина-каталка толокар пушкар (абсолютный маст-хэв!)

Не родился еще тот ребенок, которого бы не осчастливила машина-каталка:) С ней он делает первые неуверенные шаги, учится ходить, а затем «седлает» и начинает ощущать себя настоящим автомобилистом. Рекомендуем:

Как видите, теперь есть из чего выбрать подарок ребенку от 1 года до 2 лет. Добавляйте список в закладки и обязательно разошлите его родственникам! Пусть вашему малышу дарят только полезные и нужные игрушки.

Развивающие игры для детей от года до двух лет

Когда вашему ребенку 1 год, конечно же, вы начинаете задумываться о том, какие развивающие игры помогут в кратчайшие сроки достичь самых оптимальных результатов в интеллектуальном и физическом взрослении малыша.

И даже если окружающим кажется, что карапуз в 12 месяцев не способен на большие достижения, и вы зря теряете время – не теряйте энтузиазма и продолжайте занятия. Ведь, тратя своё время и силы, вы закладываете основательный фундамент, который впоследствии поможет вашему малышу освоить гораздо более сложные навыки.

Общие рекомендации

Помните о том, что несмотря на то, что ребенок перешагнул годовалый рубеж, все же довольно сложно удержать его внимание. Поэтому не расстраивайтесь, если после пяти минут ваш сын или дочь теряет интерес к игре. Это нормальная ситуация, которая требует мудрости и терпения со стороны родителей. Если ребенок не хочет сейчас играть в конкретную игру – предложите другую. А если он вовсе не в духе – займитесь чем-то приятным для обоих, например, поваляйтесь вместе в кровати, обнимаясь. Продолжите занятия тогда, когда малыш в настроении.

Важным фактором является и выбор правильной игры. Например, если вам кажется, что у ребенка есть особые способности, например, у него невероятно развита мелкая моторика – вы можете акцентировать внимание на этом параметре, тем более, если ваше чадо получает от этого удовольствие. Нужно учесть и другую крайность – при отставании по какому-то критерию имеет смысл вплотную им заняться. Если же ваш кроха одинаково хорошо развит по всем нужным параметрам, выделите по одному-двум дням в неделю для развития крупной и мелкой моторики, речи. Правда, зачастую в одной игре имеются несколько целей, которые можно достичь с ее помощью.

Также стоит учитывать и возрастные особенности. Развитие ребенка от года до двух будет происходить очень быстро, ведь в этом периоде формируется рекордное количество связей между нейронами (клетками головного мозга). То есть, чем больше достижений освоит карапуз в этом возрасте, тем более солидная база будет лежать в основе его психики. И для того чтоб использовать все возможности малыша, вам нужно быть хорошо знакомыми с этапами развития ребенка от года до двух.

Читайте также:
Игры для развития памяти ребенка раннего и дошкольного возраста

Поэтому, говоря о детских развивающих играх от года, мы будем проводить параллель с взрослением маленьких первооткрывателей.

Варианты развивающих игр для детей

дополнительноЛюбое упоминание об играх в этом возрасте, скорее всего, будут вызывать бурный восторг у вашего ребенка. Особенно, если в них участвует один из родителей (а лучше оба). Используйте это для получения высоких результатов в развитии, а также для того, чтобы укрепить контакт с ребенком.

Итак, лучшие игры для этого возраста это:

  • сюжетные игры;
  • занятия с игрушками;
  • подвижные игры.

Сюжетные игры подразумевают простые сценарии, в которых участвуют любимые игрушки ребенка – куклы, медведи, зайцы. Также можно использовать специализированных актеров – варежки для кукольного театра. Это вызовет бурный восторг у ребенка, и надолго привлечет его внимание. Эти игры также станут проводником вашего крохи в мир эмоций и общения, ведь на примере игрушек он научится корректному поведению с другими детьми, а также с членами семьи.

Занятия с игрушками являются неотъемлемым компонентом развивающих игр от года. К ним относятся:

  • конструктор;
  • машинки;
  • кубики;
  • куклы.

Эти предметы открывают перед вашим чадом невероятные возможности. Теперь, он самостоятельно придумывает различные игры, основываясь на доступных ему вещах.

информацияБыло отмечено, что дети, которые используют для своих игр простые игрушки, имеют гораздо более богатую фантазию, в сравнение с малышами, которым родители обеспечили готовые кукольные замки, автотрассы и другие дорогие и усложненные забавы.

Подвижные игры тоже являются очень важными для карапузов в этом возрасте. Ведь, около года ребенок осваивает ходьбу, а в скором времени прыжки и бег. Упражнения, которые нацелены на развитие его крупной и мелкой моторики, будут радовать малыша, ведь его нескончаемые запасы энергии будут расходоваться весело и с ощутимой пользой для него.

Примеры детских игр

Теперь приведем конкретные развивающие игры для ребенка от года, которые станут лишь основой ваших занятий. Единожды начав, вы отметите, как легко и непринужденно, будто бы сами по себе, рождаются интерактивные идеи для эффективного времяпрепровождения с малышом.

Потешки

Испокон веков наши мамы и бабушки активно играли с детьми в «ладушки», «идет коза рогатая», рассказывали нам различные стихотворные прибаутки, которые мы запомнили на всю жизнь. К сожалению, в последнее время родители все реже используют эти занятия для работы со своими детьми.

советНе игнорируйте веселые стишки, так как исследования показывают интересную статистику: дети, которые выросли на потешках и прибаутках, значительно раньше начинают говорить, читать, имеют хорошую память, устойчивы эмоционально и опережают сверстников по критерию общего развития.

Например, начните утро малыша со стишка «Потягушки». Это поможет малышу проснуться, а также настроит его на позитивную волну. Можно сопровождать проговаривание этих четверостиший легкой гимнастикой.

Потягуши-потягуши,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Русский фольклор богат такого рода стишками, и поэтому для каждой ситуации вы можете адаптировать по одному. Купание, прогулки, сон – все эти рутинные процедуры станут веселее и интереснее для малыша, а также будут ощутимо способствовать его развитию.

Алиса в зазеркалье

Зеркало – является интересным инструментом для детских игр. Оно дает возможность малышу познакомиться с самим собой, оценить свою внешность, играть со своим отражением. Также детские психологи установили, что для того чтобы осознать любовь и привязанность родителей, кроха должен видеть ее (в прямом смысле этого слова).

советПоэтому после того, как малыш познакомится со своим отражением в зеркале, постарайтесь проводить каждый день несколько минут с ним на руках, рассматривая себя и его в зеркале. Целуйте его, гладьте, обнимайте, чтобы он осознавал, какие чувства вы к нему испытываете. Это является важным упражнением для эмоционального развития однолетки.

Есть огромное количество игр, которые можно проводить перед зеркалом. Например, ребенок может научиться, таким образом, узнавать части своего тела. А это, в свою очередь, является важным компонентом развития.

Есть одна интересная игра – «обезьянка». Стоя перед зеркалом, повторяйте все движения за вашим малышом. Сначала, возможно, он не поймет что происходит, но вникнув в суть, он будет весело хохотать и придумывать все новые движения для того, чтобы усложнить их копирование.

Веселые игрушки

Разбросайте по комнате предметы различных размеров и форм. Подготовьте две коробки, достаточно большие для того, чтобы туда поместились разбросанные игрушки. Это занятие легко адаптировать под малышей любого возраста. Суть в том, что нужно собрать в коробку как можно больше игрушек. Поучаствуйте со своим ребенком в этом соревновании.

Годовалого малыша можно так обучить убирать за собой, а также развить его мелкую и крупную моторику. Для детей постарше можно придумать правила, которые усложнят игру – например, игрушки можно собирать только на корточках или не сгибая ножек.

Гимнастика

После полутора лет, когда ребенок усвоил ходьбу, прыжки и немного бег, вы можете привить ему прекрасную привычку – делать гимнастику по утрам. Для начала это могут быть совсем простые упражнения – поднять ручки наверх, в стороны, опустить. Согнуть верхние конечности в локтях, повторить несколько раз.

информацияПодбор гимнастики очень индивидуален и тесно связан с развитием конкретного ребенка. Поэтому присмотритесь к своему малышу и его возможностям, и доверьтесь своей интуиции – она наверняка подскажет вам лучший комплекс упражнений для вашего крохи.

Читайте также:
Развивающие игры для детей до года: примеры и советы

Сказочники

Интересное занятие, которое способствует развитию речи и фантазии, — это составление собственных сказок. Для этого нужны карточки с различными зверушками, персонажами, фруктами или овощами (на ваш вкус). Перемешивайте карточки, и разрешите малышу выбрать одну из них. Начните рассказывать историю, основываясь на данном изображении. Далее предложите выбрать еще одну – и продолжите свой рассказ. Постепенно ваш ребенок начнет сам «рассказывать» различные истории и придумывать сюжеты.

Кукольный театр

Для этой игры вам понадобятся «сцена» и «актеры». Подиум можно легко организовать – натянуть ширму между двумя стульчиками со спинкой, а актеров можно смастерить самостоятельно, или же купить в любом детском магазине.

Сюжеты театра могут соответствовать любимым сказкам малыша, повторять различные бытовые ситуации, или же быть чистой воды фантазией родителей и детей. Такого рода игры способствуют адекватному развитию малыша от года до двух лет и учат его правильному общению и проявлению эмоций. Постепенно, можете предложить ребенку стать актером. Это в свою очередь станет основой для улучшения мелкой моторики и фантазии.

Развивающие игрушки для ребенка

Конечно же, не стоит забывать и про развивающие игрушки. Для детей в этом возрасте очень важно наличие таких предметов, как конструкторы, мозаики (крупные), машинки, пасочки, карандаши, наборы для лепки. Все эти вещи раскрашивают жизнь малышей яркими красками, и вкладывают неоспоримую лепту в общее развитие.

опасноПри выборе интерактивных вещей для своего чада постарайтесь оценить их безопасность. Необходимо выбрать правильный материал, из которого изготовлены игрушки. В последнее время всё чаще бывают скандалы, связанные с токсичностью пластика, из которых изготовлены предметы детского пользования. Поэтому тщательно подойдите к подбору фирмы-изготовителя любого предмета, который попадает в руки к вашему карапузу.

Также игрушки должны соответствовать возрасту. Не предлагайте малышу те, которые рассчитаны на детей постарше, ведь последствия могут быть плачевными.

Заключение

Теперь ваши знания в области психологии развития стали гораздо шире. Большего вы сможете достичь только практикой. Помните, что предложенные развивающие игры для детей от года являются лишь наброском для ежедневных занятий. Поэтому, дорогие мамы и папы, когда вы планируете поиграть со своим ребенком, вспомните свое детство. Думайте и играйте как ребенок, фантазируйте, смейтесь вместе со своим чадом, и развивающие занятия приобретут для вас новую окраску и смысл – помимо первичной задачи, вы разбавите скучные будни позитивом и весельем.

Развивающие игры для детей с 1 года до 2 лет: полезные занятия с мамой и “обучалки” для малышей

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

Мама с ребенком

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски – все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

  • развить тонкую и крупную моторику (ползать, прыгать, бросать, хватать, перебирать);
  • развить коммуникативные навыки (поделиться эмоциями, уметь задать вопрос, рассказать); и способствовать расширению словарного запаса (произносить слова и предложения, уметь понимать чужую речь);
  • тренировать эстетическое восприятие (уметь слушать музыку, понимать художественное слово, создавать красоту вокруг себя);
  • занимаемся интеллектуальным развитием (учимся считать, читать, ориентироваться в пространстве).

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).

1,5-2 года

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье о развитии ребенка с 1 года до 2 лет.

Игры с кубиками

Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: как научить ребенка различать цвета в 3 года: советы);
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).
Читайте также:
Игры для сенсорного развития детей в раннем и дошкольном возрасте

Занятия от года

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.

Пальчиковые краски

Пальчиковые краски – отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Лепка из пластилина

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом – сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» – отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

Детский сортер

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте – чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Читайте также:
Игры и упражнения на развитие внимания детей дошкольного возраста

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.

Ребенок с цветными шариками

Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования – не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» – бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице:

Возраст Время
1 год и 2 мес. – 1 год и 3 мес. 8 – 10 минут
1 год и 3 мес. – 1 год и 6 мес. 10 – 12 минут
1 год и 6 мес. – 2 года и 6 мес. 12 – 15 минут
2 года и 6 мес. –3 года 15 – 20 минут

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Развивающие игры с ребенком в 1,5 года

К полутора годам жизни малыши становятся более самостоятельными и коммуникабельными. Ежедневно они учатся чему-то новому, получают полезные навыки, с любопытством изучают окружающий мир. Этот период жизни очень важен в жизни ребенка. Родителям нужно придумать, как разнообразить досуг малыша, чтобы он получал правильное развитие. В этом помогут специальные развивающие игры.

В статье мы расскажем, как развивать во время игр полуторагодовалых детей, во что и как можно играть с малышами от 1,5 года до 2-х лет, дадим описание подвижных забав, логических, сенсорных занятий, упражнений для пальчиковой гимнастики ребенка в 1–1,5 года.

Играем с детьми старше 1 года: что развиваем

Игры для детей старше одного года ориентированы на развитие важных навыков и знаний, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни.

Координация

Чтобы малыш мог ловко и уверенно двигаться, необходимо развивать его координацию движений. Она также способствует формированию правильной осанки.

Игры для развития координации у малышей от 1 года:

  1. Мама выкладывает дорожку из подручных материалов. Ребенок должен пройти по ней ровно, не сбивая боковые ограждения.
  2. Малышу дается поднос, на который помещается небьющийся и нетяжелый предмет. Ребенку нужно аккуратно перенести его, не уронив груз с подноса.
  3. Хождение по наклонным поверхностям, лестнице.
  4. Игры в догонялки.
  5. Имитация передвижения разных животных.
  6. Хоровод с мамой и другими родственниками.
  7. Ежедневная зарядка с комплексом несложных упражнений.
  8. Толкание игрушечной коляски или тележки.
  9. Ходьба босиком по массирующим поверхностям, специальному массажному коврику.
  10. Перешагивание препятствий.
Читайте также:
Развивающие игры для детей до года: примеры и советы

Мышление и логика

С раннего возраста следует развивать мышление и логику ребенка. Тренировать эти важные навыки помогут специальные игры, которые можно проводить ежедневно, затрачивая на игровой процесс не более 10 минут, чтобы не утомлять малыша.

Какие игры развивают логику и мышление:

  1. Определение нужного цвета. Мама выкладывает картинки разных цветов. Малышу даются карточки разного цвета. Он должен находить определенный цвет, на который указывает мама. Аналогичным способом можно играть в игру «Поиск фигуры или животного», а также других предметов, которые уже знакомы малышу.
  2. Рисование, раскрашивание.
  3. Лепка из теста и мягкого пластилина.
  4. Игра «Найди лишнее». Мама выкладывает в ряд 4–5 предметов, один из которых лишний. Например, 4 предмета – игрушки, а один – фрукт. Малыш должен указать на лишний предмет.
  5. Чтение книг, сказки на ночь.
  6. Устный счет, изучение цифр.
  7. Можно собирать легкие пазлы для малышей, состоящие из 2–4 фрагментов.
  8. Складывать кубики, строить башню.
  9. Собирать пирамидку по размеру колец.
  10. Складывание деталей разных форм в специальный кубик с отверстиями, рассчитанными по размеру на каждую деталь.

Речь и словарный запас

Не менее важно развивать речь и словарный запас ребенка старше 1 года. Развитию этого навыка способствует содержательное общение взрослых и малыша. А во время совместного досуга можно проводить различные игры, которые также обогатят словарный запас ребенка и улучшат его речь.

Как развивать речь и словарный запас малыша:

  1. Постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с окружающим миром, называть предметы, с которыми сталкивается малыш в повседневной жизни.
  2. Используя книги и различные игровые комплексы, нужно знакомить ребенка с животными, растениями, предметами обихода и т. д.
  3. Разучивайте с малышом легкие стихи.
  4. Читайте книги с интересным сказочным сюжетом.
  5. Можно петь с малышом детские песенки.
  6. Поиграть в поиск предметов. Ребенок должен отыскать спрятанную вещь по названию.
  7. Учите с малышом новые слова, проговаривайте их четко, чтобы ребенок мог быстро их повторить и запомнить.
  8. Фантазируйте с малышом, придумывайте интересные сюжеты, создавайте дома мини-спектакль с игрушками.
  9. Полезно дуть мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, задувать свечки на праздничном торте.
  10. Играйте с малышом в пальчиковую гимнастику с веселыми потешками.

Сенсорика и мелкая моторика

Специалисты также советуют родителям проводить с малышами различные игры, способствующие развитию мелкой моторики и сенсорики.

Театрализованные игры с детьми от рождения до школы

Когда вы играете с вашим малышом – это не просто игра, это еще и учеба: развивается речь ребенка, пробуждается его любознательность и жажда творчества, он тренируется разрешать споры и управлять своими эмоциями. Чем более разнообразным и разноплановым будет время, которое вы проводите вместе, тем лучше для малыша. И здесь нам на помощь может прийти театр.

Ребенок до года: благодарный зритель

Домашний театр универсален: он выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Как только ребенок начал сидеть, ему можно начинать показывать пальчиковый театр.

домашний кукольный театр, домашний театр своими руками, как сделать домашний театр, кукольный театр в домашних условиях

Не нужно думать, что организовать театр слишком хлопотно, наряду с обычным рассказыванием любая мама может использовать и театрализацию. Ребенок видит объемное изображение персонажа, видит, что он не статичен, а движется. И это привлекает малыша, ему интересно. Пальчиковый театр можно купить, а можно легко сделать в домашних условиях – вырезать картинку из журнала и прикрепит ее на бумажный ободочек/

домашний кукольный театр, домашний театр своими руками, как сделать домашний театр, кукольный театр в домашних условиях

От года до двух: на вторых ролях

Позже, когда ребенку исполнится год-полтора, он уже может сам исполнять небольшие роли. Для этого нужно надеть на один пальчик игрушку, мама будет произносить основной текст, а маленький артист помогать (договаривать отдельные слова, звукоподражание голосам животных). Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами, развивает воображение.

От двух до четырех: театр на столе

Когда ребенок начнет говорить, мы можем подключить театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить или связать самим (при этом четко соблюдая пропорции, например, кошка не может быть меньше мышки), такой театр приобрести и в магазине

домашний кукольный театр, домашний театр своими руками, как сделать домашний театр, кукольный театр в домашних условиях

Все куклы для одного спектакля должны быть из одного материала!

Ребенок может наравне с взрослым или даже самостоятельно показывать небольшие известные сказки (начинать лучше с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба»). В этот момент мама должна помочь малышу подобрать правильную интонацию к каждому герою, следить за дикцией, темпом речи.

От четырех до пяти: сам себе режиссер

В 4-5 лет мы можем познакомить ребенка с верховыми куклами или куклами-рукавичками. И в этот же период для домашнего театра можно сделать ширму, но я бы рекомендовала так называемый «телевизор». Сделать его просто: нужно взять коробку, вырезать довольно большое окошко, на которое необходимо повешать шторки.

домашний кукольный театр, домашний театр своими руками, как сделать домашний театр, кукольный театр в домашних условиях

Ребенок надевает на ручку рукавичку с изображением героя и, сам находясь «за кадром», показывает спектакль, действуя только руками.

Еще один очень интересный вид театра, но, правда, требующий присутствия нескольких актеров – это театр масок.

домашний кукольный театр, домашний театр своими руками, как сделать домашний театр, кукольный театр в домашних условиях

Его хорошо устраивать, например, на день рождения или во время любого другого праздника, на котором присутствует достаточно много детей. От всех остальных видов театра этот отличается тем, что малыш должен пластикой передавать повадки, характер персонажей. Участие в таком театре очень полезно для замкнутого, необщительного малыша.

Читайте также:
Игры для развития памяти ребенка раннего и дошкольного возраста

Театр как семейная традиция

Стоит еще упомянуть о семейном театре. Очень хорошо из этого сделать традицию. Например, каждую пятницу все члены семьи участвуют в постановке спектакля. Виды театра при этом каждую неделю можно менять. Совместная творческая деятельность сближает семью. Ребенок и взрослые выступают как равные партнеры, это повышает самооценку малыша, придает ему уверенности в себе.

Организовать театр в домашних условиях под силу любому из нас, это не требует больших материальных и временных затрат. А пользу, которую несет в себе театрализованная деятельность, нельзя недооценивать.

о детях до года, о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет Другие статьи автора

Потешки и стихи с движением для детей 1-3 лет

Потешки и стихи с движением для детей 1-3 лет

Потешки с движениями не только повышают настроение и позволяют ребенку совершать разнообразные двигательные действия, способствующие физическому развитию. Эти небольшие стихотворения:

• Формируют умение имитировать слова стихотворения;

• Развивают эмоции, произвольное внимание, слух, зрение, речевую память;

• Pазвивают чувство ритма, быстроту реакций;

• Будят творческую фантазию и воображение.

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка –
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою – топ.
(топаем ногой)

Все стишки мишка для детей 2-3 лет: подробнее

19 книг – 999 р.

Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.

Мы ногами топ-топ-топ

Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате и топаем)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(топаем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(топаем на месте)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!
(А. Ануфриева)

Застучали ножки

(топаем ногами)
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз,
Будет весело у нас.
(хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком!
(кружимся)

Потешки для детей 1-3 года: подробнее

Песенки потешки: подробнее

Жил – был зайчик

Жил – был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.
(В.Хорол)

Загадки, песенки, стихи детям до года: подробнее

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)

Самолеты

Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате)

Как на горке

Как на горке – снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под горкой – снег, снег,
(приседаем)
И на елке – снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой – снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).
(И. Токмакова)

Снежинки

С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам)

Стрекоза

Вот какая стрекоза,
(показываем размер двумя руками)
Как горошины глаза.
(прикладываем руки к глазам)
Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),
Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),
Ну совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
(поднимаем руки вверх)
Мы летаем низко,
(присаживаемся на корточки)
Мы летаем далеко,
(приставляем к голове руку козырьком)
Мы летаем близко.
(руки в стороны – бегаем по комнате)

Автор-составитель: Дарья Колдина (Обновлено 13 января 2021 г.)

Комментарии 6
Отзывы 6

diana,

Большое спасибо за пополнение моей коллекции. Наверно скоро перегоню большую советскую энциклопедию!:roll:

Спасибо за стихи, разучим! А вот ещё. Мой Серёжка с удовольствием выполняет движения, когда я говорю текст, может, кому-нибудь тоже пригодится. К сожалению, уже не помню, кто автор.
ЛИСИЧКА
Шла лисичка по тропинке (изобразить кокетливую лисью походку)
И несла грибы в корзинке. (сложить руки “мисочкой”)
Пять опят и пять лисичек (показать по очереди ладошки с растопыренными пальцами)
Для лисят и для лисичек. (снова изобразить лисью походку)
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)
Здравствуйте, ножки,
топ-топ-топ! (топать)
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки,
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки,
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)
Привет! (помахать рукой над головой)

Читайте также:
Игры и упражнения на развитие внимания детей дошкольного возраста

Развивающие игры и игрушки для ребенка от 1 до 2 лет: потешки, Алиса, гимнастика, сказочники, кукольный театр и др.

«Как учить ребенка говорить? Почему ребенок не говорит? Как развить его речь?» — мы начали обсуждать эту тему в предыдущих статьях. А сегодня я хочу рассказать еще о нескольких речевых играх — потешках для самых маленьких. Они будут полезны как для занятий с детьми, которые уже начали говорить, так и для занятий с неговорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет.

То, что не тренируется – то не развивается. Это утверждение в полной мере относится не только к спорту, но и к развитию речи малышей. Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!

Такие игры — потешки для самых маленьких можно начинать проводить с детьми конца первого года жизни (примерно с 7-8 месяцев) для того, чтобы проблем с речью не возникло. Но если Вы никогда не проводили подобных речевых игр с малышом, то можно начать заниматься ими и в более старшем возрасте – после года.

Любая ли потешка будет способствовать развитию речи? Нет. Назначение игр — потешек разное – для забавы, для сопровождения купания, игр, гимнастики, массажа, укладывания в кроватку и т.д. И нужно уметь отбирать именно те их них, которые помогают ребенку заговорить.

Как же отобрать игры — потешки для развития речи малыша? Нужно учесть требования к речевым играм с малышами 1-2 лет:

  1. Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога– «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
  2. Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
  3. Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позициит.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
  4. Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
  5. Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

Игра-потешка для развития речи 1.Савка и Гришка

Приготовьте игрушечную дудочку. Изобразите, как играет дудочка — покажите жестами и скажите: « дудуду, дудуду». Спойте малышу белорусскую народную песенку о дудочке:

«Савка и Гришка сделали дудУ.

Савка и Гришка сделали дудУ.

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУууу!

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУ!»

Спросите у малыша: «Как дудочка играет?» «Ду-ду-ду». «А теперь давай Анечка (имя малыша) поиграет на дудочке, а мама споет». Ребенок изображает игру на дудочке, а Вы снова поете песенку. Малыш может молча изображать игру на дудке (если еще не говорит), или говорить слоги «дудуду». Предложите поменяться ролями: «А теперь Анечка споет ду-ду-ду, а мама будет играть на дудочке». В заключение игры предложите ребенку: «Пусть дудочка отдохнет, она устала играть (спрячьте дудочку, чтобы она не отвлекала малыша), давай вместе споем». И вместе с ребенком изобразите игру на дудочке и пропойте – «дудуду»!

В следующие повторения игры можно предложить другие движения под эту песенку: хлопать в ладоши, делать «фонарики» ладошками, приседать как «пружинки» или любые другие действия, которые любит Ваш ребенок.

Игра — песенка для развития речи 2. Гуси-гусенята.

Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображены гуси: «Кто это? Гуси. Как они кричат? Га-га-га. Они пьют водичку! А лапки у них красные как твои носочки». Спойте песенку:

«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Эта игра побуждает ребенка говорить слоги «га» и протяжно подговаривать текст. В дальнейшем можно инсценировать эту песенку (если у Вас есть игрушка гусь) – показать, как он идет к корыту, напился воды в корыте и начал в нем купаться.

Примечание: Игры 1 и 2 разработаны И.А. Выродовой – научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эти и другие замечательные игры Вы найдете в ее книге «Музыкальные игры для самых маленьких».

Игра-инсценировка с потешками для развития речи 3. Котик.

Игры-инсценировки побуждают детишек 1-2 лет начать проговаривать простые слоги и слова.

Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т.д.).

Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:

«Котя-котенька-котооооооок!

Котя – серенький хвостооооок!

Приди, котик, ночевааааать,

Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т.д.)»

Где же котик? Давай его позовем: «Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он. (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»

Читайте также:
Развивающие игры для детей: для сенсорного развития, внимания и памяти

Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.

Скажите протяжно или пропойте:

«Баю-баюшки-баююююю.

Сидит котик на краююююю.

Моет мордочку своююююю.

(покажите, как котик моет мордочку лапками игрушки или своей рукой)

Моет – умывается,

Маму дожидается»

Спросите малыша: «Как моется котик? (покажите еще раз действие). А как он говорит? Мяяяяуууу, мяяяяуууу. А как колыбельную поет? Бай-бай-баю-бай».

А где же мама котика? Давай ее позовем: «киса, киса, иди, иди». Достаньте спрятанную игрушку кошки (игрушка мамы-кошки должна быть более крупного размера). Предложите малышу погладить киску, скажите в ответ от лица кисы «Мяу, мяу, спасибо, Анечка». Покажите как киса ест молочко, как умывается. Дай киске молочка ( пусть малыш поднесет к ее мордочке ладошку или игрушечную тарелочку) — «на, киса, на, пей молочко. Молочко вкууууусное. На, киса. Пей.Киса кушает ам-ам-ам»

Такие речевые игры — инсценировки можно проводить с разными игрушками, меняя их содержание – «пошел дождик кап-кап-кап, прискакала лягушка скок-скок-скок и заквакала ква-ква-ква, пришла куколка топ-топ-топ и запела песенку ля-ля-ля, котик спрятался ку-ку – где котик? Где?». Включайте в сюжет те звукоподражания и слоги, которые уже появились в речи у ребенка. Придумывайте сами игры с игрушками для своего малыша, ведь придуманные мамой или другими близкими людьми сюжеты речевых игр-инсценировок для ребенка всегда самые интересные. Если трудно придумать сюжет самой, то вполне можно использовать сюжеты сказок «Теремок» и «Колобок», но только персонажами будут игрушки малыша. А в сказку будут включены звукоподражания. Например, в «Теремке»:

— Тук-тук-тук. Кто там?

— Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

— А я киска мяу-мяу-мяу.

— Иди, киса, в теремок, иди, иди!

Игра — инсценировка для развития речи 4. Наша кукла.

Возьмите куклу (или другую игрушку) и водите ее по полу, столу или дивану, приговаривая:

«Уходи с дороги, кот.

Наша куколка идет.

Топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ.

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет,

Бух! Упала!»

На последней строчке покажите, как кукла упала, обнимите ее, пожалейте и продолжите:

«Наша куколка идет. Ни за что не упадет!

Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ. Вот какая куколка!»

Отдайте куклу малышу, пусть покажет с ней все действия под этот стишок. Когда малыш освоит действия с куклой, он сможет поиграть так же с другими игрушками.

Примечание: игра 4 разработана Ю.А. Разенковой, ведущим научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эту игру и другие игры для мам и малышей можно найти в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста» (от рождения до года).

Игра с движением для развития речи 5. Попрыгаем.

Вариант 1. Посадите малыша на колени и начните подпрыгивать, проговаривая разные простые слоги, например: да-да-да, ти-та-та, ду-ду-ду, так-так-так, ба-ба-ба, ма-ма-ма, гоп-гоп-гоп, ай-да-ай-да-ай-да, но-но-но, кап-кап-кап, му-му-му» и т.д.

Можно эту игру проводить на большом гимнастическом мяче.

Сначала проговаривайте ритмично один слог, затем сделайте паузу, чтоб малыш мог присоединиться. Повторите еще раз вместе с ним.

Вариант 2. Посадите малыша на колени и протяжно, но ритмично говорите, подпрыгивая в такт (пружиня):

«Коооо-ни, коооо-ни (слог «ко» низким голосом, слог «ни» высоким голосом, на «ко» малыш внизу, на «ни» — подпрыгивание вверх. Также продолжается и дальше).

Хооооо-дят кооооо-ни.

Хоооо-дят кооооо-ни,

Коооо-ни, коооо-ни!»

После этого говорите ритмично, но уже в быстром темпе:

«Ко-ни, ко-ни, бе-гут ко-ни,

Бе-гут ко-ни, ко-ни, ко-ни.

Нооооооо! Ноооооо! Нооооооо!»

Обычно малышу нравится, когда кони быстро «бегут», и он подскакивает на маминых коленях и смеется. Если ребенку игра понравится, и Вы ее будете часто повторять, то через некоторое время малыш начнет проговаривать – тянуть слоги.

Вариант 3. Возьмите малыша за ручки и крепко его держите, пусть он прыгает на полу или на диване. А Вы в это время ритмично приговариваете-подпеваете на любую простую мелодию, какая придет Вам в голову:

«Ти-ни-ти-ни-ти-на-нааааааа!

Ти-ни-ти-ни-ти-на-нааааааа!

Ти-ни-ти-ни-ри-та-тааааааа!

Ти-ни-ти-ни-ри-та-тааааааа!

Уж ты, Саша(имя ребенка), попляшиии!

Твои ножки хорошиииии!»

Игра — потешка для развития речи 6. Блины.

Когда будете печь блины, покажите ребенку блинчики и как Вы «солите». И проговорите ритмично потешку:

«Ой-ли-лииииии, ой-ли-лииииии.

Несоленые блиныыыыыыыы!

Надо соооооли купить!

И блиныыыы посолить!

Вот-та-таааааа, вот-та-таааааа!

Вот какая красотаааааа!»

Попросите малыша показать, как мама пекла блины. Как солила? Вы проговариваете текст потешки, а ребенок делает движения:

На первые две строчки ставит ладошку горизонтально и хлопает по ней другой ладошкой.

На сдедующие две строчки «солит».

На последние две строчки хлопает в ладошки.

Сначала сами спойте потешку с этими движениями, а потом предложите малышу поиграть в блинчики.

После этой инсценировки можно спросить дочку или сына, если они Вам в игре предложат поесть суп из игрушечной тарелки: «А ты суп посолила? Давай посолим». Так Вы одновременно обогатите и игровой опыт малыша.

Игра — забава для развития речи 7. Юла.

Покажите ребенку новую игрушку – юлу. Скажите: «Это юла». Заведите юлу – она начнет кружиться и гудеть. Спросите малыша: «Посмотри как юла прыгает: прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. И гудит уууууу. Как гудит юла? Скажи: уууууу!». Когда юла упадет, скажите: «Бух, упала. Скажи – бух, бух, упала. Бух, бух — упала». Чтобы вызвать у ребенка звукоподражание, слова надо повторять несколько раз.

Читайте также:
Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет - для девочек и мальчиков: пальчиковые игры, на развитие речи, математических и творческих способностей

А сейчас Анечка заведет юлу (заведите юлу ручкой малыша). Как гудит юла? УУУУУ. А теперь скажи — бух, упала, бух, упала!

Маме на заметку:

  • Можно с ребенком поиграть в юлу – покружиться на месте и осторожно присесть после этого.
  • После игры убираем юлу на полку (или на другое место, недоступное для ребенка, но видимое им). Обычно дети с радостью играют в юлу, тянутся к ней. В следующий раз, когда ребенок потянется к юле, прося Вас поиграть, спросите: «Дать юлу? Скажи – дай, дай юлу! Дай! На! Вот юла! На!» и повторите игру с игрушкой.

Примечание: Игра 7 разработана Г.В. Груба. Эту игру и много других полезных игр для малышей Вы найдете в книге «Кроха. Играем с малышами»

Игра — сюрприз для развития речи 8. Чудесный мешочек.

Возьмите мешочек. Лучше всего его сшить из красивой яркой ткани. Ткань должна быть непрозрачной, чтобы ребенок не видел, что лежит в мешочке. Положите в «чудесный мешочек» игрушки, хорошо знакомые малышу.

Главный момент в этой игре – сюрпризный, ведь малыш не знает, что конкретно он достанет из «чудесного мешочка».

Достаньте сами первую игрушку из мешочка, удивитесь и порадуйтесь ей: «Что это? Киска! Киса! Какая киса. Хорошая киска». Погладьте игрушку и попросите малыша ее погладить: «Погладь киску! Хорошая киса!» Спрячьте игрушку за своей спиной, а потом достаньте: «Где киса? Вот киса» Спросите: «Как киса говорит? Мяу, мяу. Как киса кушает? Ам-ам-ам. Что у киски есть? Лапки. Где лапки. Хвостик. Где у нее хвостик? А у тебя есть хвостик? А где у киски ушки? Где глазки? А у тебя где ушки?».

Попросите ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку. Каждая игрушка так же обыгрывается с разными звукосочетаниями и многократным повторением ее названия.

Главное здесь – вести игру весело и очень динамично. И нужно обязательно варьировать задания: у первой игрушки назвать части – ушки, глазки, лапки, хвостик. А вторая игрушка поиграет в прятки: «Где собачка ав-ав (спрячьте от ребенка игрушку так, чтобы видна была только одна ее часть). Поищи. Вот она! Иди, собачка к нам, иди!» А третья игрушка споет малышу песенку. С четвертой он станцует.

Не нужно брать много игрушек для одной игры – вполне достаточно 3-4 игрушек.

Игра-перекличка для самых маленьких 9.

В перекличку очень полезно играть, начиная с 7- 8 месяцев и позже. Посадите малыша на колени лицом к себе. Нужно постараться выбрать такое место, чтобы внимание ребенка сосредоточилось на Вашем лице, и ничего его не отвлекало.

Начните повторять один слог (имеющийся в лепете Вашего малыша). Например: «Га-га-га, га-га-га». Говорить надо четко, внятно, подчеркивая артикуляцию звука губами. Обратитесь к малышу: «Ксюшенька, скажи – га-га-га». Обычно малыш начинает сосредотачивать взгляд на мамином лице и повторять за мамой. Если ребенок повторяет неправильно – «да-да-да» вместо «га-га-га» — то снова повторите правильный вариант: «га-га-га».

  • Малыши вскоре понимают, что это за игра и начинают с удовольствием повторять за мамой. Тогда можно вводить новые слоги. Вскоре малыш может сам «предложить» Вам свой слог для повторения. Повторяйте за ним!
  • Не будьте слишком назойливы и нетерпеливы. Если малыш не понял, как играть, повторите лучше игру в другой раз. Рано или поздно малыш порадует Вас своей перекличкой.
  • Когда Вы научитесь играть с малышом в перекличку слогами, можно вводить в нее целые фразы для договаривания их малышом: «Ай-люли-люлИ. Прилетели гу?…».«Ли», — договаривает малыш.
  • Или поиграйте в такую игру – потешку, показывая ребенку игрушки или картинки:

Мама: Наши курочки в окно: Ко-ко-ко.

Малыш: Ко-ко-ко.

Мама: Наши гуси у пруда: Га-га-га.

Малыш: Га-га-га.

Мама: Вот коровка на лугу: Му-му-му.

Малыш: Му-му-му.

Мама: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря.

Малыш: кля-кля-кля или кья-кья-кья (он еще не может произнести «кря»)

Мама: А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет: «Кукареку»!

В этой игре хорошо развивается артикуляционный аппарат и слуховое внимание малыша.

Желаю Вам радости общения с малышом! И творческих идей по его развитию!

О других играх-потешках и речевых играх для самых маленьких Вы сможете узнать в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет»

Полезную и интересную информацию о развитии ребенка в раннем возрасте Вы можете найти в статьях:

Развитие мелкой моторики: правда и мифы, игры и упражнения. Как делать упражнения, чтобы они действительно развивали?

Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие речи, мышления, движений малыша.

Игры для детей 1 года: речевые игры для малышей.

Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка.

Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, переодевания, кормления, игры, укладывания спать и пробуждения.

Колыбельные для малышей: какие колыбельные нужны малышам и как их петь?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: