Развивающие игры для детей до года: примеры и советы

Картотека развивающих игр для детей младенческого возраста.
методическая разработка по развитию речи на тему

Подборака развивающих игр для детей младенчнского возраста.

Скачать:

Вложение Размер
prilozhenie_k_obobshcheniyu_opyta.docx 32.31 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-Х МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА.

Подборку сделала учитель-дефектолог Т.И. Рубанович на основе методической литературы и интенрнет-ресурсов.

От 2-3 месяцев и старше.

  1. Поглаживание кистей рук по направлению от кончика пальцев к запястью.
  2. Сгибание-разгибание пальцев. По очереди берете каждый палец ребенка и сгибаете и разгибаете его.
  3. Пальчиковая игра-потешка «Сорока»

а этому не дала.

Он дров не рубил,

за водичкой не ходил,

  1. Пальчиковая игра-потешка «Братья»

Ивану-большаку – дрова рубить,

Ваське-указке – воду носит.

Мишке-середке – печку топить.

Тришке- малышке – кашу варить.

А крошке-Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку)

  1. «Поем песенку» : малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.
  1. «Ласковое общение»: улыбаемся крохе, тормошим его, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.
  1. Игра – наблюдение «Как прекрасен этот мир, посмотри!» . Конечно, взрослые знают каждый сантиметр своей квартиры. Не удивить их и рассматриванием двора – все вокруг знакомо. Но Ваш ребенок будет полностью заинтригован новыми предметами, новыми звуками и даже необычным освещением. Поэтому носите ребенка на руках или положите его в коляску и отправляйтесь в путь. Первая остановка: Ваш двор, а в нем – бесконечное количество новых и необычных развлечений для малыша: травинки, кора дерева, теплый камень, мокрые листья. Показывайте объекты, поднося малыш максимально близко к ним. Помогите ребенку дотронуться до предметов, дайте понюхать цветы.

Следующая остановка: Ваш дом! В нем есть много вещей, которые способны абсолютно очаровать любопытного ребенка 3 месяцев: выключатели света, водопроводные краны, шелковистые шторы, гладкие и прозрачные (что малыш видит за окошком?) стекла окон. По мере знакомства с предметами, озвучивайте их названия, а также ощущения, которые они вызывают у малыша (травка щекочет, камень холодный).

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

От насочков до макушечки.

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем.

9. Знакомимся с телом

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,

Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

  1. «Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Воот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.
  2. Когда вы одеваете малыша, попробуйте сделать несколько упражнений и одновременно прочитать короткие стихи или спеть песенку. Например, рассказывая стишок «Ехали медведи на велосипеде.

Ехали медведи
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.

Едут и смеются,
Пряники жуют. »,

(поочередно сгибайте и разгибайте ножки ребенка. Он будет прислушиваться к вашей речи и, возможно, улыбаться) .

  1. Показывайте ребенку, как «говорят» разные животные (лай собаки, мяуканье кошки, пищание мышки и т.п.). Чаще всего дети начинают изображать, как мяукает кошка и как лает собака.
  2. Играйте с малышом в прятки: закрывайте лицо руками или прячьтесь за край пеленки. Выгляните сначала справа, в другой раз — слева, затем покажитесь сверху и снизу. Ребенок будет внимательно следить за направлением ваших движений и пытаться их предсказывать.
  3. Поставьте рядом с малышом часы и понаблюдайте за его поведением. Когда ребенок начнет прислушиваться к тиканью, переставьте часы на другое место и привлеките к этому его внимание. Скажите малышу что вы сделали: «Посмотри, часики теперь стоят здесь. Тик-так, тик-так».
  4. Положите ребенка себе на колени и, легонько покачивая его, напевайте песенку «По кочкам, по кочкам, по рыхлым дорожкам. ». Затем неожиданно опустите малыша между колен, восклицая: «В ямку бух!» Постепенно ребенок приучится ожидать сюрприза в конце стихотворения или песенки и будет радоваться новым ощущениям.
  5. Ба-ба-ба
    Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.
  6. Вверх по эскалатору.
    Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:
    Вверх везет нас эскалатор,
    Вверх, вверх, вверх.
    Вниз везет нас эскалатор.
    Вниз, вниз, вниз.
    Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.
  7. Массаж ладоней и пальцев рук.
  • Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевого фаланга к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
  • Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия на них.
  • Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
  • Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Читайте также:
Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет - для девочек и мальчиков: пальчиковые игры, на развитие речи, математических и творческих способностей

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,

12. Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью,

Колотушки колочу, приколачиваю. (кулачками стучим)

13. Этот пальчик маленький, загибаем мизнец этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец этот палечик длинный, загибаем средний палец этот пальчик сильный, загибаем указательный палец ну а этот толстячок, загибаем большой пальчик а все вместе кулачок. покрутите кулачком)

  1. Занятие « Маленький читатель »: читаем с малышом книжки. Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках .
  2. Пальчиковые игра-потешка.

Ладошка – это солнышко. (Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки)

а пальчики – лучи (Поочередно поглаживать пальцы от кончиков к основанию)

Поёт о солнце скворушка, кричат о нем грачи. (Смыкать и размыкать большие с указательными пальцы)

Солнышко ясное. ( Поглаживать правую ладонь пальцами левой)

Согревайтесь, рученьки. (Поочередно растирать пальцы от кончиков к основанию)

Кулочки сложили, кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук. ( Стучать кулачками друг о друга)

3. . « Ай, туки, туки, туки» («Домострой»)

1 вариант — сидя за столом

Кулаками ритмично (то правым, Ай, туки, туки, туки,

то левым) ударяют по столу. Застучали молотки

Ритмично (медленно в такт) Застучали локотки

стучат по столу локтями. Тук-ток, тук-ток,

Пальцы рук смыкаются в замок. мы скуем себе замок .

2 вариант — сидя на стульях

Кулаками бьют по коленям . Ай, туки, туки, туки,

Бьют кулачком о кулачок. Застучали молотки

Руки согнуты в локтях, Застучали локотки

локти ударяются друг о друга.

Ударяют локти Тук,

(кулачки развести в стороны)

Ударяют кулачками друг о друга

(локти в стороны). Ток

Повторение предыдущих движений Тук-ток

Пальцы рук сжимаются в замок. Мы скуем себе замок.

.4 Собираем и разбираем пирамидку совместно.

6.Кидать погремушку в ведро.

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки, (похлопать в ладоши)

Устали немножко (ручки положить на колени или голову).

  1. Сжимать ручками мячик-еж и катать его между ладонями.
  2. Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки .
  3. «Ладушки»

Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте.

На головку сели!

  1. Рассматривание игрушечных зверей и др.игрушек со звукоподражанием (гав-гав, ту-ту…).
  2. Игра: «Дай мне….» (мячик, машинку, куклу и т.п.)
  3. Игра: «Где у куклы глазки? Посадите ребенка перед собой на расстеленное на полу одеяло, положите перед ним игрушки. Задайте малышу вопрос: «Где кукла (мишка)?». Если ребенок делает выбор правильно, продолжайте игру, спрашивая: «Где у куклы глазки (нос, рот и т. д.)?» После того как ребенок покажет глазки у куклы, обязательно голосом зафиксируйте правильность действия: «Вот они, глазки у куклы, правильно», затем спросите: «А где у нашей Маши (имя ребенка) глазки?», ребенок показывает свои глаза. «Вот они какие у Маши глазки, а где у мамы глазки?» Спросите у ребенка, где глазки у незнакомой игрушки, у игрушки, где глазок нет (у мяча, кубиков и т. д.). У ребенка подобные вопросы могут вызвать недоумение, поэтому следите за его реакцией и во время ободрите его, твердым голосом сообщите, что глазок у мяча нет, нет их и у кубиков.

7. Песенка для «пальчиков».

Пальчик где твой домик,

Я большой пальчик,

Пальчик где твой домик,

Пальчик где твой домик,

Я средний пальчик

Пальчик где твой домик,

Пальчик где твой домик,

8. Катание машинки.

  1. «Пока-пока» – учим махать ручкой.
  2. Игра с юлой, у которой «кнопка».
  1. «Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.
  2. «Повтори, малыш за мной!» : учим кроху новым словам, инициируем его повторять их за взрослым по нескольку раз.
  3. Соотношение реального предмета и картинки (разложить картинки на полу и на них ставить реальные предметы)
  4. Научиться катать круглые предметы (яблоко по столу, мяч по полу и т.п)
  5. Матрешку разбираем, соединяем части.
  6. Рвать бумагу.
  7. Дуть на кусочки бумаги или ваты. Дуть в свисток или дудку.
  8. «Дай – На», «Да-Нет», «Нельзя», «Бух»
  9. Лепить из пластилина колбаску, шарик, змейку…
  10. Пальчиковые игры-потешки
  • «Братцы»

Идут четыре брата навстречу старшему. Здравствуй, большак! – говорят.

– Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,

Тишка-малышка, да крошка-Тимошка.

(Соединяем большой палец руки с другими пальцами по очереди.

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?» (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал»

Маша варежку сняла:

«Погдядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутый палец)

Ищешь, ищешь – не найдёш,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) (И.т.д. см. Е.Краузе со стр.54)

Развивающие игры для детей до года

Развивающие игры для детей до года — это совсем не миф, они являются вполне простыми и интересными заданиями, которые посильны даже совсем маленьким деткам.

Роль развивающих игр

Изо дня в день ваш ребенок все больше и больше интересуется тем, что происходит вокруг него. Где-то глубоко в его сознании происходят невероятные процессы – «взрослеют» различные зоны мозга, формируются связи между ними, подготавливая почву для развития интеллекта. Формируются контакты между нейронами, а информация сортируется по категориям.

Развивающие игры помогают сложить «кусочки» огромного паззла в единое целое, и по мере взросления малыша эти «развлечения» станут очень важными для его социального, эмоционального, физического и умственного развития. Также посредством игры вы сближаетесь с ребенком, он чувствует контакт с вами и наслаждается им.

Читайте также:
Развивающие игры и игрушки для ребенка от 1 до 2 лет: потешки, Алиса, гимнастика, сказочники, кукольный театр и др.

важноПомните – чем больше ребенок смеется, тем меньше он плачет.

Советы родителям

Многие игры не будут работать с первого раза, но если вы будете продолжать направлять свои силы в нужное русло, ваш малыш со временем начнет вникать и выполнять элементарные требования.

  • Удержать внимание ребенка довольно сложно, и оно будет сильно варьироваться в зависимости от его возраста, темперамента, настроения. Иногда грудничок будет наслаждаться играми в течение получаса, а в другой раз его хватит всего на несколько минут. Если ваш малыш начал капризничать, недовольно кряхтеть или плакать – не заставляйте его. Лучше смените игру или вовсе отложите занятия на потом.
  • Некоторые дети очень легко перевозбуждаются. Если ваше чадо начинает плакать во время игр – не расстраивайтесь. Перейдите к более спокойным занятиям, как например обнимания, рассматривание картинок, пению колыбельной или кормлению.
  • Не каждый ребенок будет играть в подходящую его возрасту игру. И это совсем не значит, что он отстаёт в развитии. Вполне возможно, что ваш малыш немного ленится по конкретному параметру, но даст фору по любому другому критерию. Но конечно, если вы предполагаете существование нарушений в развитии, обязательно обратитесь к своему доктору.

Возможно, постороннему наблюдателю покажется, что ваш новорожденный развивается со скоростью сухопутной черепахи. Да и вы сами вероятно думаете, что не существует игр, которые могут помочь вам наладить контакт с таким крохой и ускорить все процессы взросления.

Спешим развеять ваши сомнения и страхи, и предложить вам ряд интересных занятий с ребенком любого возраста.

0-3 месяца

Лучшее, что вы можете сделать в этот период – это развивать чувства ребенка:

  • осязание;
  • обоняние; ; .

К концу первых трех месяцев жизни ваш малыш протянет ручку в сторону интересного предмета и попытается взять его, а также будет неподдельно восхищён поющими игрушками, приятными запахами, красивыми картинками.

Будьте терпеливы, ведь новорожденный должен сначала найти контакт с вами.

Танцевальная революция

Так как у новорожденных активнее всего развивается слух и двигательный аппарат, вполне рациональный ход включить приятную музыку, взять ребенка за ладошки, и немного пошевелить ими в такт песне. Постепенно, когда младенец войдет во вкус, вы сможете брать его на ручки и делать более резкие движения. Главное, аккуратно придерживайте головку и не трясите его слишком активно.

Каждый день – новое открытие

Очень интересный способ занять время малыша, показывать ему ежедневно новые вещи.

информацияПрактически любой предмет в доме может стать основой развивающих игр. В этом возрасте ребенок только-только начинает визуально различать предметы, и те – в черно-белых цветах. Поэтому ему будет невероятно интересно рассматривать различные вещи.

  • Показывайте малышу красивые предметы, книги, ложки, игрушки, произносите их название, можете дать подержать их малышу. Постепенно разовьется и цветное зрение.
  • Книги его заинтересуют больше с эстетической точки зрения – ведь они яркие и красивые, а их содержание оставьте на потом.

Не будем строить иллюзий и подчеркнем, ребенок в этом возрасте не способен запомнить названия предметов, а тем более их предназначение, но эта игра станет отличной подготовкой для дальнейшего развития.

Экскурсия в мамин шкаф

Осязание — это одно из чувств, которое начинает свое развитие в довольно раннем возрасте. Поэтому, трогая различные ткани и текстуры, из которых сделаны мамины вещи, доставит малышу удовольствие и привлечет его внимание. Ну а главная цель – развитие тактильных центров в головном мозге — будет успешно достигнута.

4-6 месяцев

В этом возрасте физическое развитие ребенка начинает набирать обороты. Возможно, ваш малыш уже научился переворачиваться или даже сидеть. Теперь он держит в ручках разные предметы, а также активно тащит их в рот.

Развивающие игры для этого возраста становятся более мобильными – малыш восторженно пищит, когда вы делаете ему «велосипед» или ловите его ножку. Также вы ощутите намного более тесный контакт с ребенком – его реакция на ваше присутствие будет очень позитивной.

Запахи

Когда вы готовите обед или ужин, а ваш кроха немного утомился от однообразия и капризничает, есть отличный способ развлечь его, в то же время развивая обонятельные центры его мозга. Попробуйте насыпать немного ванили на тыльную сторону своей руки и втереть порошок в кожу. Потом дайте малышу понюхать это место. Экспериментируйте, но главное не давайте малышу специи в руки, чтоб они не попали случайно в глаза или ротик.

Мыльные пузыри

Вероятно, есть что-то гипнотизирующее в этих летающих шариках, которые так интересно достать и лопнуть. Эта увлекательная детская игра заставит вашего малыша пищать от восторга. Когда вашему ребенку скучно – пускайте мыльные пузыри. В этом есть сразу несколько позитивных моментов:

  • это будет его заметно радовать;
  • он будет изо всех сил пытаться ловить их, тем самым улучшая свою координацию, и со временем движения ребенка станут более «прицеленными».
Перевороты

К этому возрасту нужно уже понемногу класть ребенка на животик. Но что делать, если он протестует? Конечно же, придумать игру, которая бы ассоциировалась у малыша с чем-то приятным:

  • постелите на кровать большое полотенце, положите на него малыша;
  • лягте напротив него (на живот);
  • когда малыш начнет капризничать, осторожно переворачивайте его с помощью полотенца, приговаривая «Опа, перевернулись».

7-9 месяцев

К этому возрасту ваш малыш становится экспертом в области сидения на попе, а может и ползания. Помимо этого, ребенок ловко перекладывает предметы из одной руки в другую. Также младенец делает невероятное открытие, которое потрясает его – пропавший предмет вовсе не исчезает, а просто перемещается в другое место. Поэтому игры типа «Ку-Ку» будут очень интересны деткам в этом возрасте.

Читайте также:
Игры и упражнения на развитие внимания детей дошкольного возраста
Прикоснись, подержи, постучи!

Наверное, вы заметили, что, дав ребенку в руки какой-то предмет, он обязательно будет стучать им по столу. А если два, то будет бить их друг о друга и каждым по очереди проверять, какие стуки они издают. Это нормально, поэтому помогите своему малышу познать мир и давайте ему вещи, которые издают разнообразные звуки:

  • полые контейнеры;
  • деревянные и металлические ложки;
  • колокольчики.

дополнительноТакже обратите внимание на текстуру предметов, с которыми играет грудничок, ведь развитие осязания не остановилось, а набирает все новые обороты.

Малыш управляет миром

В этом возрасте дети начинают понимать, что многие предметы поддаются их «власти». Например, если нажать на кнопочку – загорится свет или заиграет музыка. Показывая своему ребенку пульты, мобильные телефоны и другие интересные предметы, родители пробудят у ребенка интерес, но значительно усложнят свою жизнь. Поэтому рекомендуем вместо этого приобрести для ребенка игрушечный сотовый или различные «функциональные» игрушки например – пианино.

Вариации «Ку-ку»

Эта игра, наверное, вызывает наибольший восторг у 7-9-месячных детей. У этой игры есть несколько вариаций.

Например, раскройте полотенце между вами и ребенком, а потом внезапно уберите его, со словами «ку-ку». Или наденьте шляпу таким образом, чтобы ее поля прикрывали ваши глаза. Разрешите малышу «найти» вас. Он будет счастлив!

10-12 месяцев

Теперь игры, которые позволяют развивать крупную моторику, становятся для ребенка самыми интересными. Например, попытки самостоятельно стоять или карабкаться куда-то, пробовать ходить, держась за мебель, вызывают бурную реакцию у малыша. Мелкая моторика развивается не по дням, а по часам, поэтому во время грудного вскармливания ребенок производит различные махинации с вашими пуговицами или деталями на одежде, внимательно их рассматривая.

Разложи и упорядочи предметы

Этот период развития характеризуется поиском связи между различными вещами. Ему понравится складывать предметы, сортировать их по величине, цвету, форме. Дайте малышу легко открывающуюся коробку, и покажите, как складывать и выкладывать из нее вещи. Скоро эта игра примет мировые масштабы, и ваше чадо с очень довольным видом будет выбрасывать содержимое всех доступных ему шкафчиков.

Бесконечная прогулка

Когда ваш ребенок начнет ходить, стимулируйте и мотивируйте его. Поставьте его любимую игрушку в дальний угол дивана, чтобы для достижения цели он прошел вдоль него.

Поощряйте ребенка пинать различные предметы по комнате. Это поможет ему увереннее поднимать ножки, когда он будет делать свои первые шаги.

Подражалки

информацияМладенцы в этом возрасте очень любят подражать. Превратите эту, казалось бы, бесполезную привычку в развивающую игру.

Научите ребенка различным звукам, которые издают животные. Поощряйте, если он ни с того ни с сего начинает шуметь, пытаясь им подражать. «Ответьте» ребенку на зверином языке. Малыш увидит в вашем лице «соратника» и начнет все активнее и активнее повторять различные звуки и слоги. А это, в свою очередь, поспособствует гармоничному развитию речи.

Заключение

Приведенные примеры – лишь капля в океане, ведь существует бесконечное количество игр, которые можно придумать и адаптировать специально для вашего ребенка. И даже если вам сейчас кажется, что вы не способны на свежие идеи, начните с предложенных в статье игр, и дальше все пойдет как по маслу.

Как играть с младенцем: занятия от 1 месяца до 1 года

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша. Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка.

Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?

1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.

2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.

3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий — привлечёт внимание.

Читайте также:
Игры для сенсорного развития детей в раннем и дошкольном возрасте

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2-3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки – почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку. Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный: с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки. Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы. Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Читайте также:
Игры для развития памяти ребенка раннего и дошкольного возраста

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы, у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.

Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых. Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Новое видео:

Новое видео:

Полезные развивашки для наших малышей до года

От появления на свет до первого дня рождения ребенок проходит громадный путь. Он растет и развивается настолько интенсивно, что родителям порой сложно уследить за всеми его достижениями. С каждым месяцем потребности в развитии малыша растут по мере созревания его органов и систем. Какие развивающие игры для детей до года помогут родителям совершенствовать навыки их детей?

Малыш ползает по полу

Самое важное – движение

Развитие малышей всегда должно быть комплексным, затрагивать все сферы его жизни: мышление и интеллект, эмоции, моторику, координацию, навыки самообслуживания. Но наибольшее значение имеют упражнения, направленные на развитие двигательных и речевых навыков. Ведь это два основных умения, необходимых человеку.

Физическая форма крохи совершенствуется с каждым месяцем. Подробно об этом рассказано здесь. Соответственно, двигательные развивающие игры до года меняются по месяцам:

  • До 3 месяцев основное внимание уделяют упражнениям на укрепление мышц спины и шеи, чтобы кроха быстрее начал держать головку.
  • С 4 до 6 месяцев важно укреплять спинку, мышцы живота, ножек. Это поможет ребенку научиться переворачиваться, садиться и сидеть. Кроме того, сейчас актуально начинать пальчиковые упражнения, чтобы разрабатывать мелкие мышцы кистей рук, которые в эти месяцы приходят в нормальный тонус.
  • В 7-9 месяцев кроху учат ползать по-пластунски, вставать на четвереньки, подниматься на ножки, ползать на четвереньках.
  • 10 – 12 месяцев – период обучения хождению. Малышу нужны упражнения, которые научат его вставать, топать, передвигаться по опоре. Также важно тренировать вестибулярный аппарат, чтобы карапуз мог держать равновесие, а значит, смог стоять без опоры, а затем пробовать самостоятельные шаги.
Читайте также:
Развивающие игры для детей: для сенсорного развития, внимания и памяти

Упражнения с грудничком

Физические упражнения для разного возраста

Гимнастика для новорожденных деток примерно до возраста 3 недель довольно пассивна: мама поднимает и разводит ручки и ножки ребенка, сгибает их, а также делает крохе легкий массаж. Обычно этому мамочек обучают еще в роддоме. Необходимые упражнения рекомендует также педиатр на первом приеме.

Начиная с 3 недель, ребенка начинают выкладывать на животик. Это первое упражнение на тренировку мышц шеи и спинки. Малыш будет учиться приподнимать, а затем удерживать головку. Через пару-тройку недель карапуза можно увлекать яркой погремушкой.

Ближе к 4 месяцам упражнения усложняются. Грудничка учат переворачиваться и садиться:

  • Малыша держат на весу под бедра и животик, поочередно фиксируя его животиком вниз и в боковом положении. Он будет тянуться вверх, укрепляя мышцы.
  • Ребенка кладут на спинку, мама выполняет его ножками движения «велосипед».
  • Положив кроху на животик, взрослый манит его яркой игрушкой вверх и в сторону, стимулируя переворачиваться. То же самое можно делать из положения на спине.
  • Грудничка учат хватать игрушку из разного положения. Он должен как следует тянуться за ней, лежа на спине, животике, на боку.
  • Укрепить мышцы ног помогут пружинящие приседания крохи, когда мама держит его подмышки, не позволяя полностью опираться на стопы.

В 4–5 месяцев ребенку создают условия для активного движения, «расчищая» пространство на полу. Для обучения его ползанию используют все те же яркие погремушки. Но теперь актуально подставлять под стопы крохи опору (мамины руки подойдут идеально).

Полугодовалый малыш тянется к игрушкам

Старайтесь «запирать» малыша в кроватке или манеже как можно реже. Чем большее пространство ему предоставлено, тем больше у него будет желания ползать. Лучше создайте для него безопасную среду, убрав с пути все, что может упасть, травмировать или не желательно для проглатывания.

В 6–7 месяцев укрепить нужные мышцы поможет мячик, который взрослые толкают к ребенку, прося толкнуть его обратно. Малышу придется наклоняться и тянуться за мячиком, что весьма полезно.

Полезно упражнение, при котором кроху ставят на четвереньки, поместив под животик валик из одеяла или подушку, чтобы удержать в нужном положении, а впереди кладут игрушку, за которой он будет тянуться.

Чтобы ребенку было интересно вставать, к верхнему краю бортика кроватки или манежа можно прикрепить интересный предмет (мигающий или звуковой). Кроха будет подниматься за ним по бортику. Также для укрепления спины и рук сейчас эффективно упражнение «тачка» (ходьба малыша на ручках, когда взрослый поддерживает его под животик).

С этого возраста полезно уделять внимание вестибулярному аппарату. Для этого важно часто менять положение малыша в пространстве: поднимать и опускать, наклонять, кружить, приседать с ребенком на руках, катать на плечах, наклоняя и раскачивая. Можно качать грудничка на одеяле или фитболе.

Ребенок ползает

К 9–10 месяцам малыша нужно как можно больше провоцировать к ползанию. Кстати, оно сейчас может усложниться – родители добавляют препятствия на пути ползунка (книжки, небольшие подушки или игрушки). Кроме этого, полезно раскладывать по дивану (или кровати) привлекательные игрушки, чтобы ребенок переступал, стремясь к ним и держась за диван.

  • Взрослые могут водить ребенка, поддерживая сначала подмышки, затем, по мере укрепления его скелета и мышц, за две ручки, постепенно переходя на одну руку.
  • Водить ребенка можно по полу, на котором разложены мелкие предметы для переступания. Это и интереснее, и полезнее.

В этом возрасте полезной развивалкой для освоения навыка ходьбы может стать прогулочная коляска, которую малыш будет толкать перед собой, идя следом.

Ближе к году ребенок уже в состоянии быть активным участником гимнастических занятий – повторять простые движения за мамой самостоятельно. Например, он может вращать кисти рук, поднимать ручки вверх, раскачивать их в таком положении, наклонять и поворачивать головку, топать ножками, приседать у опоры, наклоняться по сторонам, раскачиваться, хлопать или гладить себя ручками по животику, коленям. Чтобы крохе было интереснее, можно включать в такие моменты ритмичную музыку (к этому времени у него наверняка появится любимая).

Здесь мы подробнее рассказали о том, как заниматься гимнастикой с малышом: в 2 месяца, в 3 месяца, в 4 месяца, в 5 месяцев, в полгода, в 7 месяцев.

Мама разговаривает с малышом

Развиваем речь

Первое и главное условие для правильного развития речи ребенка – постоянное общение с ним, создание вокруг него активной речевой среды. Маме необходимо все время говорить с крохой: комментировать все свои действия, рассказывать, что они с малышом сейчас будут делать, сопровождать основные режимные моменты (массаж, купание, гимнастика, укладывание, прогулка) веселыми потешками, петь ребенку песенки, в том числе – колыбельные. Когда малыш начнет агукать и лепетать – непременно отвечать ему, давая «высказаться», побуждая к общению вопросами и улыбками, повторяя его «перлы», а затем показывая новые звуки.

Даже самых маленьких крох нельзя просто «растить». Человек – существо социальное. А главное тут – общение. С самого рождения.

Примерно с 4 – 5 месяцев полезно начинать читать грудничку книжки со сказками или стишками, показывать иллюстрации. В 6 – 7 месяцев малыш может сам листать книгу, рассматривая картинки.

В это же время можно пробовать первую артикуляционную гимнастику: звукоподражания, или игра в «зоопарк». Мама показывает крохе, как «говорят» разные животные, и просит его повторять. Такие игры деткам очень нравятся, их можно использовать, расширяя и усложняя, даже после двухлетнего возраста.

Старайтесь обеспечить малышу максимум положительных эмоций. Веселите его, чаще улыбайтесь, сопровождайте игры веселыми комментариями, оградите кроху от стрессов и криков. Это положительно скажется на развитии ребенка.

Игрушка для развития мелкой моторики у детей до года

Внимание – мелкой моторике

Немаловажная роль в развитии речи ребенка принадлежит мелкой моторике. Давно установлено, что центры, отвечающие за моторику и речь, находятся в непосредственной близости. Стимулируя один, затрагивают и второй.

Игры для развития мелкой моторики также усложняются по мере роста крохи. В первые месяцы это может быть массаж ладошек и пальчиков рук. Начиная с 4-5 месяцев, можно осваивать простейшую пальчиковую гимнастику. Нужные для развития пальцевых мышц движения предполагаются в известных всем потешках («ладушки», «коза рогатая», «сорока-ворона», « мы делили апельсин»). Можно добавлять к этим занятиям массаж с помощью мячиков-шиповок, грецких орехов, ребристых карандашей – все это необходимо прокатывать между ладошками ребенка.

Читайте также:
Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет - для девочек и мальчиков: пальчиковые игры, на развитие речи, математических и творческих способностей

Примерно с полугода к пальчиковой гимнастике можно добавлять занятия, стимулирующие работу рук. Например:

  • игры с мешочками, наполненными разными наполнителями;
  • игры с резиновыми мячиками, игрушками-пищалками, которые весело сжимать;
  • перебирание мелких круп, фасоли, макарон, пересыпание и перекладывание их в емкости.

Примерно с 8 месяцев можно перебирать пуговки, бусины, рисовать пальчиками по манной или гречневой крупе, песку или муке. С этого возраста кроха может сам выполнят движения пальчиковых игр.

К 10 месяцам карапуза можно знакомить с кубиками, сортерами, вкладышами, пирамидками. Такие развивашки для малышей довольно увлекательны и способствуют совершенствованию ловкости пальчиков.

Можно предлагать ребенку лепить простейшие колбаски и колечки из пластилина или теста, «рисовать» мелками или пальчиковыми красками.

Малыш кушает сам

Обучение самостоятельности

Развивающие игры для детей до года обязательно должны содержать моменты, способствующие освоению малышом навыков самообслуживания. Точно так же их усложняют постепенно:

  • С 6–7 месяцев нужно учить кроху кушать из ложечки, пить из чашки и через соломинку с маминой помощью.
  • К 9 месяцам ребенка обучают пользоваться ими самостоятельно, а также помогают освоить полотенце, салфетку. Малышу будет полезно научиться накрывать кастрюлю крышкой, завинчивать крышки на бутылках, закрывать коробки.
  • Примерно в 10 месяцев ребенка учат управляться с мочалкой, обучают знанию частей тела.
  • К году – умываться, чистить зубки, надевать и снимать одежки, носочки, обувь.
  • Когда малыш начнет ходить сам, ему помогают научиться пользоваться краном.

Такое обучение обязательно нужно строить в игровой форме. Лучше всего для этого подходят игры с куклами или зверушками. Их ребенок будет учиться умывать, кормить, одевать. Затем все это его просят повторить на себе.

Второй вариант – устраивать соревнования с мамой – у кого лучше и быстрее получится сделать что-то. Естественно, побеждать должен малыш. И получать заслуженную похвалу.

Все это поможет ребенку легче преодолеть кризис первого года, а в дальнейшем – более успешно адаптироваться к дошкольному учреждению.

Большинство основных навыков и умений закладываются и развиваются именно на первом году жизни. От того, насколько грамотно будут вести себя родители в этот период, будет во многом зависеть дальнейшее развитие и становление маленькой личности.

Развивающие игры и занятия для детей от 0 до 1 года: обзор упражнений по месяцам

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие малыша

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры – частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Модуль для кроватки

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами – когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, – тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша – так он будет замечать зависимость звуков от его движений.
Читайте также:
Игры и упражнения на развитие внимания детей дошкольного возраста

Упражнения на фитболе

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: во что играть с ребенком в 6 месяцев: лучшие игры).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол – так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Читайте также:
Развивающие игры и игрушки для ребенка от 1 до 2 лет: потешки, Алиса, гимнастика, сказочники, кукольный театр и др.

Чтобы ваши занятия с детками до года были еще более разнообразными и интересными, посмотрите ряд видеоуроков, где подобраны отличные упражнения для грудничков. Чаще играйте с детьми, и вы научитесь получать от этого процесса большое удовольствие.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

ТОП 10 игр с малышами до года

Игры со взрослыми просто необходимы малышу для гармоничного развития. Кроме массы положительных эмоций и укрепления отношений между крохой и родителями, игры помогают ребёнку узнавать новые слова, усваивать знания об окружающем мире, тренировать ловкость пальчиков и многое другое. В этой подборке – 10 самых лучших игр для деток до 1 года. Все игры прошли проверку временем и точно будут интересны вашему крохе.

Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам – https://yadi.sk/i/tt_2vA2PqXxZ3

ладушки-ладушки

Эту игру знают, пожалуй, абсолютно все, а текст народной потешки даже заучивать не нужно: он у нас в памяти с рождения.

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Простоквашку.

Попили-поели,

Домой полетели (машем руками как крыльями).

…И полетели-полетели-полетели.

На голову сели,

Песенку запели (берёмся руками за голову).

Произнося это стихотворение, взрослый ритмично хлопает в ладоши, можно так же в такт покачивать головой и плечами. Со временем малыш начнёт повторять ваши движения. Чтобы ему проще было освоить хлопки, можно взять детские ладошки в свои, и таким образом хлопать вместе.

Это тоже хорошо известная и всеми любимая пальчиковая игра для малышей. Возьмите ладошку крохи в свою руку, и, очерчивая окружность своим указательным пальцем по детской ладошке, приговаривайте:

Сорока-сорока,

Где была?

Далёко!

А затем, пощипывая каждый пальчик:

Воду носила!

Дрова рубила!

Печку топила!

Кашу варила!

Деточек кормила!

Переключаемся на другую ручку и так же пощипываем каждый пальчик:

Этому дала, этому дала…Доходим до последнего пальчика: А этому – не дала. Он воды не носил, дров не рубил, печку не топил и кашу не варил.

Если играя в Сороку, мы пощипывали и разминали пальчики, то в этой игре будем их загибать. На каждую фразу загибаем малышу один пальчик:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя.

Вот и вся моя семья!

Произнося последнюю фразу, можно крепко обхватить кулачок ребёнка своими ладонями.

В аналогичную игру можно поиграть с малышом перед укладыванием спать:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

И тебе он спать велит.

В небольшой непрозрачный мешочек сложите разные мелочи, отличающиеся формой и фактурой. Предметы в мешочке должны быть такого размера, чтобы ребёнок удерживал их ручкой, но при этом не мог вдохнуть или проглотить их. Например, это могут быть: чайная ложечка, крупная деталь конструктора, грецкий орех, кусочек искусственного меха, пряжка от ремня и т.д. Выдаём «сокровищницу» малышу и наблюдаем, с каким любопытством и удивлением он извлекает из мешочка и рассматривает вещицы.

ку-ку

Вариантов этой игры очень много: можно просто закрывать лицо руками, а потом открывать, можно прятаться за дверь, шторку. Можно прятать и самого малыша, накрывая его пелёночкой на несколько секунд. Такие прятки обязательно нужно сопровождать словами: «Где же мама? Вот она! А где Ваня? Куда же он спрятался? Вот он!». А можно просто, встречаясь с малышом глазами, говорить «ку-ку».

Полетать под потолком любят все малыши, но физически для мамы эта игра будет тяжёлой, поэтому лучше привлечь к ней папу. Можно поднять малыша за подмышки и покачивать в разные стороны, а можно поиграть в «самолётик»: ребёнок ложится на предплечье взрослого животиком, папа держит его одной рукой под грудку, а другой придерживает спинку и поднимает вверх. Для полноты эффекта нужно включить «звуковое сопровождение» и изобразить звук летящего самолёта.

Для игры понадобится мячик небольшого размера. Усаживаем ребёнка на пол и садимся напротив него. Тихонько толкаем мячик малышу и показываем, что ребёнок должен сделать в ответ. Очень скоро кроха сообразит, как нужно действовать. Разнообразить игру можно, включив в процесс несколько мячиков разного размера: вот покатился большой, вот поменьше, а вот совсем маленький.

Ближе к году детки очень любят рассматривать своё отражение в зеркале. «Друг из зазеркалья» становится для них настоящим открытием. Можно сесть вместе с малышом напротив большого зеркала, запастись разными шапочками, шляпами, панамками, косынками и примерять их по очереди, наблюдая, как меняется образ человечка в отражении (Кстати, есть суеверный “запрет” о том, что ребенку до года нельзя смотреться в зеркале, все это выдумки. В конце статьи можете почитать о суевериях ) .

С большим интересом малыши рассматривают части своего тела и учатся их показывать. Для этой игры можно использовать игрушки (кукол, мягкие игрушки), а можно играть только вдвоём. Суть игры в том, что мама просит малыша показать, где у него ушки, а где носит, а где ротик? Называть части лица и тела можно с любимым мягким мишуткой или куклой, а потом показать их ещё и на маме.

Ещё одна замечательная игра на запоминания частей тела. Соедините указательный и большой палец на обеих руках – получилось «жало» комарика. Сначала поём песенку, «пританцовывая» руками в такт:

Дарики-дарики,

Летели комарики.

Вились-вились…( «вьёмся» руками вокруг малыша)

В ножку вцепились!(слегка щипаем указательным и большим пальцем, как будто ужалил комарик).

Вместо ножки в песенке могут быть щёчки, ручки, животик и другие части тела.

Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам – https://yadi.sk/i/tt_2vA2PqXxZ3

Читайте также:
Игры для развития памяти ребенка раннего и дошкольного возраста

Возможно заинтересует:

  1. Воспитание ребенка до года: советы родителям, игры и игрушки. .

Большинство этих игр не требуют специальной обстановки и «реквизита», поэтому играть в них можно и во дворе, и ожидая очередь, и в дороге. Несмотря на внешнюю примитивность, такие игры очень много дают малышу для всестороннего развития. Освоив «классику» игр с малышами, родители могут придумывать свои варианты – это только приветствуется.

Видео: Развивающие игры от 0 до 12 месяцев

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Какие развивающие игры выбрать для ребенка до года

Какие игрушки нужны ребенку до года и в какие игры с ним играть

Елена Смирнова зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО,
профессор, д. психол. н.

Появление в семье ребенка сопряжено с рядом новых обязанностей, которые ложатся на плечи родителей. Именно на первом году жизни малыш совсем беспомощный, а вместе с кормлениями, купанием и прогулками родители должны заниматься ранним развитием и выбором развивающих игр. Какие игрушки нужны крохе, каким звукам его учить, какие мультики включать – на эти и другие вопросы попробуем ответить далее.

Игры маленьких для детей

Какими детскими игрушками нужно обеспечить ребенка на первом году жизни: базовый набор

У каждого родителя свой список нужных игрушек, давайте рассмотрим некоторые рекомендации по их выбору.

  1. Погремушки и поющие игрушки, которые легко захватывает детская ручка.
  2. Не покупайте 50 игрушек, ведь малыш растет, и его интересы быстро меняются. Сегодня он играет погремушкой, а уже завтра тянется за музыкальным пианино.
  3. Качество каждого предмета не должно вызывать сомнений.
  4. Разнообразие материалов – это текстиль, силикон, пластмасса.
  5. После 1-2 месяцев купите круг для плавания, набор уточек, а когда ребенок научится сидеть, то стоит приобрести специальную горку для ванной.

Между 1 и 6 месяцем жизни малыша могут заинтересовать простые игры и наборы для игр.

  • Музыкальный мобиль на кроватку, играющий колыбельные и оснащенный яркими игрушками.
  • Аксессуары для коляски и автокресла (навесные игрушки, погремушки).
  • Развивающий коврик или дуга на кроватку или коляску.
  • Игрушки, которые с раннего возраста развивают моторику: мягкие книжки, все те же погремушки. После 6 месяцев можно привлекать ребенка к играм с пальчиковыми красками, лепкой, кубиками, конструктором с большими деталями.
  • Карточки для интеллектуального развития. Развивающие карточки помогают ребенку запоминать предметы и названия с помощью пассивного зрительного восприятия. Так возможно изучать цвета, алфавит, названия животных.

Самое сложное в развивающих играх с ребенком до года заключается в том, чтобы привлечь его интерес. Регулярные занятия принесут свои плоды: ребенок привыкнет к игре и полюбит этот процесс.

Игры для детей до полугода

Когда малышу исполняется 2-3 месяца, то он стремится изучать окружающий мир, а лучшими игрушками для детей такого возраста становятся окружающие их предметы. Чтобы занять ребенка, стоит использовать игры, которые рекомендуют педиатры.

  1. Для развития речи и слуха маме стоит читать ребенку стишки и петь песни, которые он будет с удовольствием слушать. При звуках любимых мотивов малыш будет радоваться, сжимать кулачки, разглядывать маму.
  2. Для игры возьмите 2 куклы, которые надеваются на руки, а потом разыграйте для малыша сценку или шевелите куклами, издавая простые звуки.
  3. Так же, как слушать, малышу очень интересно разглядывать родителей, поэтому не забывайте о классической игре в прятки. Просто закройте лицо руками, а потом покажитесь малышу, приговаривая “ку-ку”.
  4. Для развития моторики стоит разминать ручки ребенка, водить по ним пальцем, рассказывая при этом считалочку про сороку-ворону или зайчат.
  5. Возьмите яркую игрушку и наклоняйте ее в стороны или сделайте движение “самолетик”, чтобы ребенок следил за ней глазами. После 4,5-5 месяцев ребенок захочет подержать погремушку, поэтому после игры дайте ее ребенку в руку.
  6. Предложите ребенку посмотреть в зеркало, удерживая зеркало на расстоянии 2 ладоней от малыша.

Стоит помнить, что развивающие игры для детей не должны длиться дольше 10-15 минут, а играть с ребенком надо 5-6 раз в день. За короткий срок малыш не успеет устать, не будет капризничать и станет проявлять все больше интереса к игре.

Игры для детей от полугода

Когда ребенку исполняется полгодика, то он интересуется окружающим миром и становится активнее. Сейчас ему интересны игры, связанные с движением и познанием.

  • Под музыку ребенок ручками уже имитирует танец, повторяет звуки, агукает.
  • Дети с радостью играют с мячом: мячик с колокольчиком развивает слух, мячик с пупырышками – моторику. Также стоит взять надувной мяч, положить ребенка на него животом и покачать, хорошо придерживая малыша. Это не только весело, но и полезно для спинки.
  • Понравится ребенку игра с водой: налейте в глубокую тарелку воду, опустите туда пальчики малыша, дайте ему пощупать содержимое емкости.
  • Играйте с мягкими книжками, покажите ребенку на фото маму, папу и других знакомых ему людей.
  • Зовите малыша по очереди с папой или бабушкой, а потом спрашивайте: “Кто это зовет Ванечку?” Малыш должен поворачиваться в сторону того взрослого, который его звал.
  • Разрешайте ребенку трогать все предметы, которые ему нравятся, попутно выговаривая их названия и показывая предназначение. Пультом включите телевизор, позвоните с мобильного и дайте малышу послушать голос папы или бабушки, включите и выключите свет. Чем скорее малыш познает все вокруг, тем раньше он перестанет хватать предметы, которые не являются его игрушками.

Развивающие игры для самых маленьких подбирают в зависимости от того, что интересует малыша на том или ином отрезке жизни. Когда ребенку исполнится 4-5 месяцев, вы уже будете знать, какие именно игрушки и игры его привлекают, поэтому без труда подберете хорошую программу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: