Развитие способностей у детей: художественные, интеллектуальные, музыкальные

Развитие творческих способностей у дошкольников

Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.

Что такое творческие способности и зачем их развивать?

Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности. Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.

К творческим способностям относят:

  • воображение,
  • образное мышление,
  • интуицию,
  • фантазию,
  • восприятие,
  • инициативность,
  • любопытство,
  • возможность применить теоретические знания на практике.

Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Часто родители отдают предпочтение развитию интеллекта ребенка, логики и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это большая ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.

Условия для развития творческих способностей

творческие способности у дошкольников

Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:

  1. Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
  2. Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
  3. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
  4. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
  5. Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
  6. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
  7. Регулярный и системный характер занятий.
  8. Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
  9. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста активно вовлекается в творческую деятельность. В ней он и ведомый взрослым, и пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.

Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.

Развитие творческих способностей с возрастом

развитие творческих способностей

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.

Младший дошкольный возраст

1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.

3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество. Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое.

Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Стоит начинать развивать творческие способности детей как можно раньше.

Как развивать творческие способности дошкольников?

творческие способности у детей дошкольного возраста

Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься с малышом рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу.

Игры и упражнения для развития творческих способностей

На что похожа фигура?

Игра для детей 5-6 лет. Развивает творческое воображение, умение создавать образы, отбирать наиболее креативные из них, умение замечать признаки предметов. Взрослый предлагает несколько картинок, на которых изображены абстрактные фигуры. Дети думают, что они напоминают.

Поощряются все варианты, но отмечаются особенно оригинальные. Если у ребенка нет вариантов, можно подсказать ему посмотреть на картинку под иным ракурсом, закрыть часть ее и т. д. Способность увидеть предметы в абстрактных изображениях говорит о высоком уровне развития воображения у ребенка.

Сочиняем историю

Игра для детей от 5 лет. Ведущий начинает рассказывать историю с фразы «Жили-были…», а дальше в игру включаются остальные. По очереди они добавляют по одному осмысленному предложению и продолжают историю. Ведущий направляет развитие рассказа. Перед началом игры следует побудить детей фантазировать, подсказать идею использования героев сказок, книг, мультфильмов. В итоге ведущий пересказывает полностью всю историю.

Мозаика из зерен, семян

Игра подходит для детей с 3 лет и до младшего школьного возраста. Развивает творческое и образное мышление, мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей. Необходимо подготовить набор из различных зерен и семян в достаточном количестве. Детям предлагается выложить любое изображение — домик, цветок, животное и т. д.

Читайте также:
Развитие памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности запоминания, упражнения и развивающие игры

Важно не давать подсказки, а позволить им, проявив фантазию, сделать это самостоятельно. Если играет несколько детей, то можно сделать большую совместную картину.

Волшебные кляксы

Игра для детей от 3-4 лет. Развивает воображение и фантазию, умение видеть образы. Взрослый изготавливает несколько клякс: в центр листа выливает немного чернил или туши и складывает лист пополам. На развернутом листе получится симметричная клякса. Дети озвучивают, что они видят в кляксе (целой либо отдельных ее частях).

Три предмета

Игра для детей от 5-6 лет. Развивает воображение, мышление. Взрослый подготавливает карточки с записанной на них парой признаков предметов. Можно обойтись без карточек и просто их называть вслух. Например: теплый и пушистый, сладкий и мягкий, твердый и тяжелый и т. д. Дети должны подумать и назвать по три предмета, соответствующие указанным признакам. Теплый и пушистый может быть плед, кот, мягкая игрушка.

У кого какой характер?

Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш. С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости от того, в чьих руках они находятся? Детям предлагают описать, как работает печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш.

Идеи развития творческих способностей

условия для развития творческих способностей

Изобразительная деятельность

С самого маленького возраста можно давать детям мелки, карандаши, краски. Предмет, оставляющий след на поверхности, завораживает их и побуждает к экспериментам. С 3-4 лет рисование приобретает осмысленные черты. Ребенок стремится изобразить мир вокруг. С возрастом и приобретением опыта, его навыки совершенствуются.

Лепка

Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, формирует чувство прекрасного, умение видеть красивое в обычном. Еще лепка связана с игрой — ведущей деятельностью дошкольников. Выполненная фигурка объемная и стимулирует детей к игровой деятельности с ней. Хорошо использовать для лепки разные материалы — пластилин, глину, тесто, бумажную массу. Каждый из них имеет разную текстуру и свойства.

Аппликация

В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Закрепляться детали также могут различными способами — клеем, нитками и т. д. Своеобразие аппликации — в характере изображения и в технике исполнения. Изображение тут более условное, чем в рисунке, обобщенной формы, практически без деталей. Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии. Так формируется художественный вкус. Параллельно дети приучаются к плановой организации работы.

Нетрадиционное рисование

Дошкольники вначале приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными красками, карандашами и т. д. А взрослея, они начинают искать новые приемы отражения окружающего мира. В этот момент взрослый может познакомить их с интересными нетрадиционными техниками рисования.

В ход идут парафиновые свечи, ватные палочки, зубные щетки, расчески, нитки и прочие бытовые предметы. Такие занятия помогают в снятии детских страхов, обретению веры в себя, внутренней гармонии. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора.

Музыка

Способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе. Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, в процесс активно включается воображение.

Малышам с самого раннего возраста полезно слушать музыку — детские песенки, танцевальные мелодии, классику. Дети постарше учатся двигаться под музыку. Большой интерес у малышей вызывают музыкальные сказки. Это могут быть аудиозаписи и музыкальные мультфильмы. Дети быстро запоминают песенки, что способствует развитию памяти, речи.

Театрализованная деятельность

Перевоплощаясь в тех или иных персонажей, ребенок знакомится с разными сторонами жизни и подготавливается к новым ситуациям, которые могут встретиться в жизни. В театральном действии он может перевоплотиться в кого угодно, стать деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом и т. д. Это развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.

Чтение и литературное творчество

Книги дарят полет фантазии, развивают воображение, речь. Детских произведений очень много. Они должны быть подобраны по возрасту и интересам ребенка. Важно знакомить ребенка с разными жанрами —сказками, стихами, рассказами. Можно разыгрывать по ролям сценки из книг, находить рифмы, сочинять простые стишки и песенки. Это развивает творческий потенциал ребенка.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

Развитие способностей у детей

Всегда заботливые родители стремятся к тому, чтобы их чадо росло здоровым, грамотным и всесторонне развитым. А если малыш еще и с удовольствием посещает детский сад, легко осваивает программы обучения – счастью родителей нет предела. Конечно, при правильном подходе к развитию способностей крохи, он не только будет радовать маму с папой своими успехами, но и получать от этого колоссальное удовольствие, ведь ему самому это будет только в радость. Необходимо разобраться, что же такое способности, как выявить их у своего малыша и как же их развивать дальше.

Читайте также:
Развитие воображения у детей-дошкольников: особенности формирования фантазии в детском возрасте, возможные отклонения и нарушения, советы родителям

Способности у детей

информацияСпособности – это природные задатки в разных сферах деятельности, которые в большей или меньшей мере выражены у каждого человека. Именно наличие ярко выраженных предрасположенностей, подкрепленных определенными умениями и знаниями, определяют наличие таланта.

  1. Интеллектуальные задатки – склонность к математическим наукам, вербальные или другие способности.
  2. Творческие – художественные, музыкальные, актерские и другие.
  3. Физические.
  4. Другие специальные способности одаренных детей.

Как выявить способности ребенка

Все детки напоминают настоящий сгусток энергии и пример любознательности, но вот одаренных детей можно выделить по определенным качествам, которые проявляются в их характере и поведении. К таким качествам можно отнести:

  1. Любознательность – стремление постоянно узнавать что-то новое, всесторонне развиваться. Это качество проявляется в стремлении малышей познавать окружающий мир, почемучки проявляют неугасаемое желание исследовать все вокруг. . Уже с раннего возраста малыши могут отличаться от своих сверстников умением не только использовать множество слов, но и строить достаточно сложные предложения.
  2. Изобретательность – стремление находить нестандартные выходы из стандартных ситуаций, проявляется в быту, в детских играх и других сферах деятельности ребенка.
  3. Целеустремленность.
  4. Умение логически мыслить, которое проявляется с раннего возраста.

Для выявления тех или иных предрасположенностей у крохи существует множество разных методик и тестов. Ниже мы приводим один из них, наиболее объективный на наш взгляд.

инструкцияДля проведения оценки необходимо прочесть утверждения, приведенные в представленных списках, и оценить степень выраженности указанных признаков у своего ребенка по 5-балльной шкале, где 1 – отсутствие данной характеристики у ребенка, 5 – ярко выраженное качество. Затем необходимо суммировать баллы в каждой сфере и разделить данную сумму на количество вопросов в соответствующем списке. Полученные средние баллы будут отражать профиль задатков ребенка.

Художественные задатки

  1. Нарисованные сюжеты разнообразны.
  2. Вдумчивое и серьезное отношение к произведениям искусства. в создании своих творческих шедевров.
  3. Готовность к творческим экспериментам.
  4. С удовольствием занимает свободное время рисованием, лепкой, рукоделием.
  5. Использует творчество для выражения своих чувств и эмоций.
  6. Интересуется произведениями искусства, художников и скульпторов, имеющих мировую славу. Пытается воссоздавать то, что понравилось.
  7. Любит работать с пластилином, глиной.

Музыкальные задатки

  1. С раннего возраста вслушивается в мелодии, подхватывает ритмы.
  2. Любит петь и делает это красиво.
  3. Проявляет чувства и эмоции в игре на музыкальных инструментах, песнях.
  4. Всегда с удовольствием слушает музыку.
  5. Любит сочинять свои мелодии, песни.
  6. Проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах. Имеет желание научиться.

Интеллектуальные задатки

  1. Всю новую информацию усваивает легко и «на лету».
  2. Знания, которые имеет, старается применять на практике.
  3. Умеет логически рассуждать и излагать свои мысли.
  4. Умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Рано начинает читать информацию между строк, улавливать то, что не сказано взрослыми вслух.
  6. Умеет критично относиться к собственным поступкам и поступкам других людей. Понимает мотивацию поведения других людей. , не нуждается в заучивании.
  7. Имеет более широкий кругозор, чем сверстники.
  8. Имеет большой словарный запас и умеет четко и ясно выражать свои мысли.
  9. Решает сложные для своего возраста логические или математические задачи.
  10. Обгоняет своих сверстников в учебе, скучает на уроках, так как уже знаком с информацией, которую излагает учитель.
  11. Любознателен. Задает, вопросы и делает свои умозаключения на основании услышанных ответов.

Развитие способностей в возрасте от 1 до 3 лет

Каждый ребенок, независимо от того, какими талантами его одарила природа, имеет возможность проявить себя в той или иной сфере, или просто стать всесторонне развитой, интересной и целостной личностью.

  • Знакомьте свое чадо со всем, что его окружает – семьей, домом, предметами быта, внешним миром. Читайте крохе, показывайте картинки и фотографии, сопровождая их рассказами о том, что изображено на них. В общении с малышом учите его использовать различные предметы, вещи.
  • Уделяйте внимание развитию мелкой моторики. Придумывайте игры, где нужно будет перебирать различные мелкие предметы, пересыпать из одной емкости в другую. Давайте карапузу самому пробовать застегивать и расстегивать крючки и пуговички на одежде. Не забывайте о пользе пальчиковых игр.
  • Знакомьте подрастающего гения с цветами (сначала с основными, а затем и различными их оттенками), размерами и формами предметов. Начинайте в игровой форме знакомить кроху с цифрами и буквами.
  • Включайте в игры малыша ролевые моменты. С помощью ролевых игр дети познают модели поведения взрослых в социальном мире. Совсем скоро вы заметите, что ваши дети в своих играх начнут копировать ваше поведение, так что это отличный повод заняться саморазвитием и не давать крохе плохих примеров.
  • Развивайте память и речь карапуза – читайте ему сказки, заучивайте стишки и потешки, слушайте песни и мелодии.
  • Пойте, танцуйте, рисуйте с крохой. Это не только поможет ему развивать то, что подарила природа, но и даст возможность вам выявить задатки настоящих талантов в той или иной сфере.
  • Давайте возможность своему ребенку проявлять самостоятельность – одеваться, убирать свои игрушки, помогать взрослым. Старайтесь знакомить его со сверстниками и взрослыми, пусть учится не бояться и общаться с незнакомцами, сначала с вашей помощью, а затем и самостоятельно.

Возраст до 3 лет — это тот период, когда малыш впитывает всю информацию, словно губка.

важноНе стоит в это время делать упор на что-то одно. Ваша главная задача — познакомить малыша со всем, чем только возможно. Таким образом, вы уже сейчас заложите прочный фундамент, на котором в будущем будет построен прекрасный замок.

Развитие способностей в возрасте от 3 до 7 лет

В этом возрасте деток не зря называют «Почемучками». Им все интересно в этом мире и как раз сейчас вы можете закладывать в малыша ту информацию, которая в будущем определит его кругозор и сферу интересов. Рассказывайте ему обо всем, что его интересует и окружает – о строении его тела, о диких и домашних животных, растениях, планете, о земле и о воде, обо всем, что он спросит у вас. И не стоит сейчас искать простые отговорки, ведь именно вы должны знакомить такого любознательного малыша с миром.

    – читайте ему или с ним книги, детские энциклопедии, учите стихи.
  • Знакомьте ребенка с начальными основами арифметики, изучайте цифры, счет, геометрические фигуры. Развивать логику ребенка помогут различные головоломки или паззлы, логические игры.
  • Старайтесь развивать воображение. Пробуйте вместе придумывать свои сказки или рассказы, предложите крохе пофантазировать на ту или иную тему, придумайте вместе игру и ее сценарий.
  • Развивайте мышление ребенка – знакомьте его с понятиями целого и его части, причины и следствия, сходства и различия. Учите ребенка обобщать и делать выводы из логических цепочек.
  • В этом возрасте можно отдавать малыша в школы развития детей или в различные кружки или спортивные секции. Главное, что нужно учесть, это не желание родителей, а пожелания крохи. Если же малыш не проявляет особого интереса к чему-либо, можно отдать его в несколько кружков и через месяц-два дать ему возможность самостоятельно сделать свой выбор.
Читайте также:
Развитие воображения у детей-дошкольников: особенности формирования фантазии в детском возрасте, возможные отклонения и нарушения, советы родителям

В любом случае, стоит напомнить, что каким бы ни был ваш ребенок, проявит он таланты или нет, он все равно останется самым лучшим ребенком на Земле, именно потому, что это ваш малыш. Любите своих детей!

Показать Скрыть комментарии (Один комментарий)

Комментарии (Один комментарий)

Считаю важной предпосылкой в развитии ребенка наследственность. У кого-то она лучше, у кого-то хуже. Не надо думать, что если «в нашей семье все гении», то и ребенок станет абсолютно выдающимся. Возможно, он родится с прекрасными задатками, но без занятий, систематического развития личности все задатки на корню погибнут. Потому и важны систематические, постоянные, многократные занятия с ребенком, чтобы вырос достойный человек. И никаих «сюсюканей», гипер-умиления и сверхвосторгов, что «он уже книжку в ручки взял». Нормальное человеческое общение, стимуляция и поощрение успехов сделают вашего малыша настоящим вундеркиндом.

Музыка – как средство интеллектуального развития ребенка
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья о благотворном влиянии музыки на становление личности ребенка, его интеллектуальное развитие.

Скачать:

Вложение Размер
Музыка – как средство интеллектуального развития ребенка 41.79 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыка – как средство интеллектуального развития ребенка

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни.

В. А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности».

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте

В.Г. Белинский отмечал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

Для музыки отведена отдельная роль в становлении личности в дошкольном возрасте.

Она обогащает чувство и представление ребёнка, способствует выработке умения сострадать, сопереживать, чувствовать ритм и мелодичность произведения, развивает интерес к разным музыкальным жанрам. Язык музыки — дополнительная возможность для взаимодействия между детьми.

Главным в музыкальном развитии дошкольника является его погружение в разнообразие мира музыки, ознакомление с разными средствами выразительности и образными движениями. Для того, чтобы научить ребёнка ориентироваться в музыкальном пространстве, необходимо рассмотреть основные составляющие музыки и их непосредственное влияние на организм слушателя:

  • МЕЛОДИЯ: оказывает воздействие на жизнедеятельность человека посредством пробуждения не только эмоций, но и ощущений;
  • РИТМ: влияет как на тело, так и на эмоции слушателя;
  • ТЕМБР: окраска звука, играющая особую роль в музыке и способная пробудить самые сильные чувства. Композитор, искусно сочетая различные инструменты, может довести до исступления целую толпу.

Стоит отметить, что музыка является одним из тех редких явлений, которые наш мозг воспринимает обоими полушариями одновременно: левое полушарие анализирует ритм и лирическую составляющую, а правое — тембр и мелодию.

Интеллектуальная деятельность ребёнка обеспечивается функциональной работой мозга. Эта деятельность связана с восприятием, передачей и переработкой информации.

Современная жизнь связана с постоянной умственной работой, поэтому очень важно, чтобы, ребенок смог с легкостью воспринимать информацию, обрабатывать ее и использовать по назначению с максимальной отдачей. В связи с этим наметилась тенденция раннего обучения детей. К тому же, современная школьная программа более интенсивная и насыщенная, чем раньше. Поэтому чем лучше ребенок будет подготовлен, тем меньше риск того, что могут возникнуть такие проблемы, как повышенное состояния тревожности, стеснительность, отставание от сверстников. И развивать интеллектуальные способности ребенка «с пеленок» поможет… музыка.

Ученые провели ряд экспериментов, связанных с влиянием музыки на интеллект детей младшего и дошкольного возраста. В методике было предложено выполнение заданий под музыку Бетховена. Эксперименты показали, что именно под музыку дети лучше усваивают материал, запоминают и выполняют задания. Благодаря прослушиванию музыкальных произведений у них возросла точность выполнения заданий, увеличился объем воспринимаемой зрительной информации, отмечена устойчивость внимания, что повлекло умственную продуктивность детей. Родители были очень довольны результатами и продолжили развитие своих детей в игровой форме в домашних условиях с использованием музыки.

Читайте также:
Развитие памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности запоминания, упражнения и развивающие игры

Однако не всякая музыка одинаково полезна детям. Очень важно, какую музыку слушать. Тяжелая и слишком громкая музыка может навредить ребенку, поскольку негативно влияет на работу нервной системы и эндокринных желез. Это может негативно сказаться на интеллектуальном развитии малыша. Шум мешает сосредоточению на подсознательном уровне.

Доказано, что особое влияние на развитие ребенка, его интеллектуальное развитие, оказывает музыка Моцарта, которую называют «богатой». Произведения прославленного композитора рекомендуется слушать во время игр с ребенком. Они несут мощный энергетический заряд, пробуждают смекалку и креативность, способствуют творческому мышлению, поиску нестандартных решений.

Как и почему музыка повышает умственные способности детей, память?

Это связано с влиянием музыки на активность определённых генов и образование ряда белков, отвечающих за внимание и память.

Музыка способствует концентрации внимания, координации движений, укреплению памяти, увеличению скорости мышления и диапазона восприятия звуков, развитию творческих способностей, а также способностей к изучению иностранных языков.

Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

Психологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно.

У человека доминирует одно полушарие мозга. поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная» Заставляя «слабую» руку работать наравне с сильной, мы даём толчок к более сильной работе соответствующего полушария мозга. В результате оно развивается не хуже доминирующего (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно).

Интеллекту ребенка с раннего детства уделялось большое внимание. В числе так называемых инструментов для развития интеллекта детишек выступает именно музыка. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, следовательно, она оказывает влияние на весь организм и развитие ребёнка. А тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия (музыка, звуки, музыкальные инструменты, танцы) могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения, а можно и раньше, имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Так как ее восприятие доступно человеку еще до его рождения.

Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой. И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется это поистине магическое влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

• Улучшение памяти . Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

• Формирование речи . Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка . Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

• Развитие творческих способностей . Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

• Развитие письменных и математических способностей . Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Ребенок постепенно растет, учится, взрослеет и вливается в нашу жизнь со своими законами, требованиями, большим объемом информации. Поэтому так важно помочь ребенку в познании мира.

Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

Образовательный портал

Методические рекомендации по развитию интеллекта в музыкальной деятельности дошкольников

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Одна из проблем, интересующая педагогов, – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Педагог должен научить ребенка слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии

Выдающиеся педагоги-просветители Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский рассматривали слушание музыки как метод формирования музыкального мышления.

Познание дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах: это чувственное познание и абстрактное мышление. Все, что окружает ребенка, усваивается через органы чувств. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. В музыке – это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребенком отдельных свойств музыкального звука Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.

Читайте также:
Развитие внимания у детей дошкольного возраста: развивающие игры и диагностика отклонений

Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как и само музыкальное искусство. Когда слушатель целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи между мелодией и ритмом, мелодией и гармонией, тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе. О природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления. Которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способов сенсорных действий активизирует умственные способности.

Д. Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.

Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности (певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на детских музыкальных инструментах) удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка и осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, в музыкально-ритмической деятельности с удовольствием придумывают, комбинируют движения, напевая и двигаясь под музыку.

Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т.д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не освоенному им ранее. Именно поэтому музыкальная игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через нее он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным.

В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

Опытные педагоги в случаях дидактических затруднений в процессе обучения обращаются к музыкально-игровым формам (песенкам-считалкам, музыкальным загадкам, музыкальным конкурсам и т.д.), в ходе которых дети осваивают то, что вне игровых ситуаций представляло сложность для их восприятия. Наиболее полезны для детей старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни – сенсорный, смысловой, понятийный.

Ребенок живет в мире разных звуков – природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Музыкальные игры на развитие мышления.

«По какому предмету стучу?»

Цель. Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование. Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры. На столе за ширмой лежат вышеназванные предметы. Дается установка на восприятие шумовых звуков: Надо музыку послушать, инструменты подобрать,

Их звучание запомнить и по тембру различить.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шумана, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха. При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.

Цель. Развивать ассоциативное мышление, диалогическую речь.

Ход игры. В начале игры детям дается установка на запоминание повторяющихся вопросов, которые сначала проговариваются, а затем хором пропеваются. Ответ по мере разучивания песни сначала пропевается взрослым, а затем выразительно поющим ребенком. В дальнейшем – индивидуально.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

– Я не шарик и не ёлка, не колючка, не сосенка.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

– Мал я да удаленький, смелый, сильный, храбренький.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

– Я веселый, как юла, не скучаю никогда!

«Какая бывает зима?»

Цель. Развивать логическое мышление, учить подбирать слова, обозначающие признаки

Оборудование. Игрушка-слон, палочка.

Ход игры. В центре круга на детском стуле игрушечный слон и лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому палочка придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившийся напротив слона, берет палочку и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он называет приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая» и т.д.

n Таким образом,влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры .

Читайте также:
Развитие внимания у детей дошкольного возраста: развивающие игры и диагностика отклонений

Список используемой литературы:

n 1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

n 2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. – М.: просвещение, 1983. – 255 с.

n 3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

n 4. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

n 5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

n 6. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

n Каплунова И.М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

n 7. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

творческое развитие детей фото

Все дети любят узнавать что-то новое, фантазировать, сочинять, воображать – так происходит естественный процесс проявления и развития творческих способностей детей. Всестороннее развитие личности невозможно без развития творчества, креативности, нестандартности.

Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность: рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Максимально вкладывая в детстве, мы помогаем становлению гармоничной личности в будущем.

Содержание статьи:

Что такое творческие способности, что к ним относят и зачем их развивать

Процесс создания чего-то нового, отличного от того, что уже имеется, называется творчеством.

Творческие способности предполагают возможность человека к разностороннему мышлению, которое способно находить нестандартные решения для вполне обычных ситуаций. Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития.

Творческие способности включают в себя:

  • активное воображение;
  • гибкое мышление;
  • способность к восприимчивости;
  • развитую интуицию;
  • инициативность;
  • умение применять теорию в жизни;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни.

Условия для развития творческих способностей

Развитие творческого потенциала ребенка требует создания специальных условий.

  1. Раннее вовлечение ребенка в творческий процесс.
  2. Создание развивающей среды для стимулирования творческой деятельности, поддержка ребенка во всех начинаниях, доверительные отношения между членами семьи.
  3. Развитие физического здоровья малыша, мелкой и крупной моторики, координации движений.
  4. Развитие творческого мышления дошкольника через ведущую деятельность в этом возрасте – игру.
  5. Предоставление ребенку свободы выбора в том, чем и как ему действительно хочется заниматься в данный момент.
  6. Оказание помощи ребенку, если она необходима.
  7. Стимулирование самостоятельности и инициативы.
  8. Поддержка ребенка при возможных неудачах, вера в его способности.

Особенности творческих способностей в разных возрастах

В зависимости от возраста развитие творческого потенциала детей проявляется по-разному и имеет свои особенные черты.

Младший дошкольный возраст

творческие способности у детей дошкольного возраста

1-2 года: малыши в этот период очень музыкальны, их привлекает всё, что издаёт ритмичные звуки, поэтому они так любят игрушки-погремушки. В этом возрасте также дети испытывают интерес к художественному творчеству: пытаются держать карандаш, рисуют «каляки-маляки» и всячески экспериментируют.

3-4 года: младшие дошкольники уже имеют опыт во многих сферах творчества, часто фантазируют и изобретают. В их рисунках уже можно определить, что конкретно там нарисовано, да и сами дети знают, что они хотят нарисовать и каким образом.

Старший дошкольный возраст

развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

5-6 лет: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста приобретает иной характер. Старший дошкольник обладает усидчивостью, нацеленностью на результат, внимательностью и самостоятельностью – всё это даёт возможность усложнять задачи, предлагать новые задания и ожидать предполагаемого результата.

Младший школьный возраст

развитие творчества в младшем школьном возрасте

7-8 лет: период поступления в школу совпадает с периодом начала более серьёзной творческой деятельности. Школа предлагает самые разные направления – музыка, изобразительное искусство, театральная деятельность, техническое творчество. Ребенок имеет возможность развивать себя во многих направлениях или же определиться с каким-то конкретным, подходящим именно ему.

Лучший период развития творчества – ранний дошкольный возраст, когда ребенок легко и непринуждённо впитывает в себя все знания, однако и в старшем возрасте необходимо продолжать работу над формированием творческих качеств.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается. Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка.

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу.

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Читайте также:
Развитие воображения у детей-дошкольников: особенности формирования фантазии в детском возрасте, возможные отклонения и нарушения, советы родителям

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Игры и упражнения для развития творчества

Игры для развития творчества детей

Мы подобрали игры и упражнения, способные развивать способности к творчеству с раннего дошкольного возраста.

  1. Разнообразный предмет. Возьмите самый обычный предмет и предложите ребенку назвать необычные способы его применения. Помогайте ребенку, предлагая свои варианты, если он затрудняется. Чем более оригинальна идея, тем лучше. Эта игра помогает развивать гибкость мышления, воображение, креативность.
  2. Загадочная свечка. Вечером, перед отходом ко сну, зажгите свечу и поиграйте с ребенком, придумывая, на что похожи тени от свечи. Можно даже составить целый рассказ. Поощряйте особенность сюжета.
  3. Ковёр-самолёт. Предложите ребенку представить, куда бы он отправился, будь у него волшебный ковёр-самолёт. Будет ли это какое-то реальное место или выдуманное, полетит один или с кем-то, чем там займется, что увидит. Чем больше вопросов, тем больше простора для фантазий.
  4. Истории игрушек. По типу мультфильма «История игрушек» предложите ребенку пофантазировать про его игрушки. Что делают игрушки, когда никого нет дома? Кто с кем из игрушек дружит, а кто – одиночка? Скучают ли они, когда с ними долго не играют?
  5. Необычная клякса. Капните на лист бумаги каплю краски и предложите ребенку превратить её во что-то, что ему захочется. Он может дорисовать пальчиком или же на высохшей краске нарисовать контуры. Вместе придумайте историю, как из кляксы получилось что-то новое.
  6. Какой характер у предмета. Предложите ребенку придумать, какой может быть характер у неодушевлённого предмета, например, холодильника, кисточки, расчески. Можно составить рассказ, как этот предмет очутился в руках вредного мальчика, и как поменялось настроение у предмета.
  7. Крокодил. Предложите семье поиграть в крокодила, где ведущий загадывает, что необходимо изобразить, а остальные отгадывают. Игра поистине увлекательна и не требует особой подготовки, при этом отлично развивает актерские способности ребенка.

Вывод

Развитие творческих способностей детей необходимо начинать в семье с самого раннего возраста. Когда родители, детский сад, школа и всевозможные кружки за одно – ребенок спокойно и уверенно идет по пути беспрепятственного развития и становления творческой личности. Важно создавать благоприятные условия дома, прислушиваться к желаниям и потребностям ребенка, развивать задатки, данные от природы.

Детские клубы «Бэби-клуб» уже создали все необходимые условия для развивающей среды, подобрали педагогов, раскрывающих потенциал каждого ребенка, и составили программы для детей различных возрастов и наклонностей. Нам, как и Вам, важно не ограничивать ребенка жёсткими рамками, развивать индивидуальность и раскрывать таланты в атмосфере уюта и безопасности.

Формирование музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и их развитие

Дети очень музыкальны

Образование детей дошкольного возраста

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте. Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дети очень музыкальны

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.
Читайте также:
Развитие памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности запоминания, упражнения и развивающие игры

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности. Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.

Музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Дидактическая игра

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Ладовое чувство

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Ладовое чувство - что это

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Слуховые представления

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.
  • Различение голосов.
  • Повторение простых мелодий на слух.

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

Чувство ритма

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  1. Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
  2. Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.
  3. Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
  4. Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.
  5. Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.
Читайте также:
Развитие воображения у детей-дошкольников: особенности формирования фантазии в детском возрасте, возможные отклонения и нарушения, советы родителям

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Рекомендации по развитию музыкальных способностей для детей разного возраста

Многие специалисты утверждают, что ребенок, будучи в материнской утробе, различает звуки и проявляют эмоциональную реакцию на настроение родителей. Поэтому начинать музыкальное воспитание нужно еще до рождения ребенка. Спокойная и веселая музыка вызывает положительные эмоции. Это сказывается не только на сиюминутном состоянии ребенка, но и на его музыкальное восприятие в будущем.

Прослушивание музыки

Малышам в возрасте до одного года рекомендуется слушать музыку около 3 минут с перерывами каждые 30 секунд. Лучше всего в этом возрасте воспринимается голос отца или матери, поэтому самым правильным решением будет песня или мелодия в исполнении родственников. Петь ее можно без слов. Главное – это тихий ласковый голос родного человека.

Детки постарше могут слушать музыку без перерыва немного дольше. Например, ребенок 2-3 лет способен активно воспринимать мелодии и песни на протяжении 5 минут. Главное для родителей – это обращать внимание на настроение малыша. Если ребенок чувствует дискомфорт, прослушивание не принесет ему должного удовольствия. В этом возрасте необходимо понемногу создавать у ребенка ассоциации с музыкой. Для этого можно использовать детские музыкальные пьесы, которые носят изобразительный характер. Таких произведений очень много в продаже.

Музыка и игра

Прослушивание музыкальных произведений должно проходить в тишине, чтобы малыша не отвлекали посторонние звуки. Обязательно при этом присутствие родителей. Мама должна быть рядом с ребенком и показывать своим видом заинтересованность в произведении.

Дети возрастом постарше (3-4 года) развиваются в музыкальном смысле, просматривая телепередачи, прослушивая музыку и песни из мультфильмов вместе с родителями. Взрослые должны постоянно следить за музыкальным воспитанием своих детей. Помимо этого, с малышами в домашних условиях можно проводить развивающие игровые занятия, ведь никто не знает характер детей лучше, чем их родители.

Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, его музыкальное восприятие становится более целенаправленным.

Первое знакомство с пианино

Появляется культура прослушивания мелодий, способность оценивать композиции. Ребенок запоминает информацию о музыкальных группах и направлениях, формирует собственный вкус. Этот период считается наиболее благоприятным для развития любых творческих способностей.

Пение как основной способ развития музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, и пение является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.

При исполнении песен ребенок повышает все основные музыкальные навыки: эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.

Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку, которая может сопровождаться обучением игры на музыкальных инструментах (что в свою очередь также повышает музыкальные способности дошкольника).

Обучение вокалу

Кроме того, пение способствует самовыражению детей дошкольного возраста. Это один из самых доступных форм личностного роста в возрасте 3-6 лет. Поэтому к занятиям по вокалу детвора относится с любовью и посещает их с большим желанием. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере.

Обучая детей вокалу, родители делают первый шаг к раскрытию творческого потенциала малышей. Ведь уроки музыки и пения не ограничиваются исполнением песен. Здесь также присутствует сочинительная практика и тренировка творческих способностей. Для этого преподавателями проводятся специальные занятия:

  • Мини-постановки для родителей с исполнением заученных песен.
  • Индивидуальные занятия с малышами, имеющие цель выявить творческий потенциал.
  • Проведение праздников с привлечением детей к исполнению маленьких эстрадных номеров.

Методика преподавания музыкальных дисциплин для дошкольников

В различных дошкольных учебных заведениях педагогами разрабатывается множество методов для повышения музыкальных способностей у детей. Выбор того или иного метода зависит от специалиста и программы обучения принятой в учебном заведении.

Формы музыкальных занятий

Однако большинство преподавателей выделяют основные методы обучения:

  1. Наглядный метод представляет собой комплекс занятий, на котором преподаватель подает основные знания путем личного примера. Для музыкальных школ этот метод характеризуется исполнением мелодий для детей с целью повышения музыкального восприятия, чувства ритма и эмоционального ощущения.
  2. Теоретические (или словесные) занятия проводятся с целью предоставления ученикам информации об истории музыки, разнообразии музыкальных направлений, известных исполнителях. Такие уроки повышают уровень культуры детей и их музыкальный кругозор.
  3. Практические методы обучения основаны на непосредственном участии детей в процессе занятия. Это подразумевает совместное исполнение песен, участие в театрализованных постановках, танцы и игры. Такой метод обучения способствует повышению коммуникабельности дошкольников, а также дает возможность оттачивать чувство ритма и вокальные навыки.

Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии. Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений.

Музыкальное занятие

При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.

Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.

Читайте также:
Развитие внимания у детей дошкольного возраста: развивающие игры и диагностика отклонений

Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки».

Музыкальный руководитель: Кирсанова И. В.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира. Последние зарубежные исследования в области раннего развития показали, что именно музыка является мощным активатором для развития интеллекта и способностей ребенка. Музыка способствует более активной работе всех систем в коре больших полушарий, в результате чего дети становятся более активными, развитыми, смышлеными. Именно поэтому необходимо слушать с ребенком классическую музыку во время беременности мамы и заниматься с детьми музыкой в раннем возрасте. Доказано, что дети, которые в раннем возрасте или даже еще до рождения слушали классическую музыку, имеют уровень общего интеллекта (IQ) выше, чем дети, которые были лишены такой возможности.

Всем известно, как маленькие дети любят приплясывать, притопывать, раскачиваться под звуки понравившейся им мелодии. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности и фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

Интеллектуальное развитие дошкольников в дошкольных учреждениях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В.В.Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием – мышлением». Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Музыкальная деятельность включает в себя и посильное детям исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения и игры на музыкальных инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой музыкальной способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.

Танцы. Основу танцев составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности.

Стоит отметить, что занятия музыкой благоприятно влияют на успеваемость и обучаемость ребенка. Это связано с тем, что благодаря музыке у детей развивается усидчивость и улучшается восприятие информации. Во время обучения в школе такие навыки помогают достичь успехов и хорошо учиться. Ученые объясняют данное явлением тем, что при недостаточном развитии взаимосвязи между полушариями человеческого мозга появляются трудности в процессе обучения в школе. А музыка способствует усилению межполушарных связей мозга.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. На развитие всех перечисленных качеств и направлено музыкальное воспитание дошкольников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: