Развитие речи у ребенка дошкольного возраста от 5 до 6 лет: нормы, отклонения и нарушения, рекомендации родителям

Развитие речи у детей от 5 до 6 лет

Правильная речь – важный фактор общего развития ребенка и незаменимый элемент эффективного общения. Поэтому родители должны знать специфические особенности, существующие нормы и возможные отклонения развития речи детей в 5 лет. Необходимо как можно чаще пробуждать интерес ребенка к активному речевому общению, так как развитие речи формирует воображение и мышление карапуза.

Общая информация

Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.

  • В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
  • Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
  • Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
  • Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.

важноВажно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле.

Нормы развития речи

  1. Словарный запас. Запас слов должен составлять 2500-3000. В словах не должны часто встречаться пропуски и перестановки слогов и звуков, исключение составляют сложные слова (экскаватор, велосипед). В словарном запасе детей появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный).
  2. Произношение. Малыш полностью готов к правильному воспроизведению всех звуков. Он уже может оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя.
  3. Построение предложений. Дети активно используют все части речи в разговоре, правильно строят простые и сложные предложения.
  4. Оттенки речи. Маленький болтун свободно выражает эмоции при помощи интонаций (читает стихи весело или грустно), умеет регулировать громкость разговора.
  5. Лексика. Малыш знает домашний адрес, фамилию, имя и отчество как свои, так и родителей. Умеет классифицировать предметы, находить однокоренные слова, применять притяжательные прилагательные (мамины духи). Дети начинают использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы.
  6. Навыки общения. Ребенок может поддержать беседу, составить небольшой рассказ, пересказать маленькое произведение, выучить стишок (при помощи взрослого).

Отклонения и нарушения

Речевое развитие ребенка 5 лет может иметь следующие отклонения от нормы:

  1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
  2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
  3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
  4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
  5. Неправильное построение предложений.
  6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Рекомендации родителям

советПри нарушении речевого развития у малыша следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет как можно быстрее разрешить возникшую проблему.

Очень важно помогать карапузу развивать речь. После пяти лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

Речевое развитие детей с 5 до 6 лет

Речевое развитие детей с 5 до 6 лет

Речь у дошкольников этого возраста имеет большое значение и подразумевает, что они должны уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания.

Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.

  1. Особенности речевого развития детей шестого года жизни
  2. Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
  3. Симптомы задержки речевого развития в 5 лет
  4. Самостоятельная диагностика задержки развития речи
  5. Профилактика речевой задержки

Особенности речевого развития детей шестого года жизни

Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения.

Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи. Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3–4 месяца до поступления в первый класс.

Интенсивные занятия с репетитором может и дадут кратковременное преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперёд потеряет своё значение уже к середине первого учебного года, если у ребёнка неразвита речь. Между тем за два года до школы ещё многое можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.

Словарный запас

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Читайте также:
Развитие речи у ребенка от 4 до 5 лет: советы, сложности и особенности

Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных ипереставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:

Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.

Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.

Грамматика родного языка

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.

Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

  • испорченный телефон;
  • как назвать по-другому (на подбор синонимов);
  • скажи наоборот (поиск антонимов);
  • что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
  • узнай предмет по описанию;
  • закончи фразу.

Речь ребёнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не становятся для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, то и ребёнок будет делать так же.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:

  • искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
  • замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти – пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.

Особенно внимательно следует отнестись к появлению заикания или речевых запинок. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Заикание возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью, у ребят со слабым типом нервной системы, при излишне строгом семейном воспитании, а также в результате элементарного подражания ребёнком речи заикающегося взрослого.

Связная речь

Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.

В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.

ребенок играет в компьютер

К сожалению, некоторые родители не контролируют время, потраченное детьми на компьютерные игры. Даже если не учитывать их отрицательного влияния на психику, увлечение гаджетами негативно сказывается на речевом развитии. Грустно смотреть, как дошкольник, с трудом подбирающий ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, через минуту, торопясь и захлёбываясь, с увлечением рассказывает о своих успехах в компьютерной игре.

Активное развитие зрительного восприятия компьютерной действительности в таких случаях происходит в ущерб восприятию речи на слух, умению связно выражать свои мысли. Если вовремя не принять нужных мер, в будущем это может стать серьёзной проблемой в детском развитии.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

После того как мы разобрали особенности речевого развития детей 5–6 лет, поговорим о существующих нормах. Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно произнося слова.

Читайте также:
Развитие речи у детей раннего возраста от 2 до 3 лет: особенности, развивающие игры, средства и методика

Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, придумать самостоятельно сказку или рассказ, пересказать прочитанные ему произведения. Описывать предметы пятилетний ребёнок тоже умеет, так же как и отыскивать предмет по описанию взрослого.

Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Например, грустный – это значит… невесёлый, печальный. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.

Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно, но может встречаться отсутствие или нечёткое произношение звуков [л] и [р].

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

Первое, на что нужно обратить внимание тем родителям, которые подозревают ,что у их ребёнка проблемы с развитием речи – это то, насколько она понятна. Признаки неразвитой речи:

  • его не всегда могут понять посторонние люди;
  • он говорит невнятно;
  • из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
  • словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаёт от сверстников;
  • фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
  • неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.

Если у вашего ребёнка есть хотя бы один из этих признаков, можно с уверенностью сказать, что налицо речевая задержка.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Родители могут самостоятельно определить, всё ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Для проверки словарного запаса можно предложить следующие задания:

  • спросить, что делает тот или иной человек, как действует какой-либо предмет. Например, «Что делает корабль?» (плывёт). «Что делает дедушка?» (копает грядку);
  • попросить назвать противоположные действия, например, «сел – встал, открыл – закрыл» или противоположные признаки, например, «лёгкий – тяжёлый, мягкий – твёрдый»;
  • предложить назвать детёнышей животных, например, «У козы кто детёныш? Козлёнок. У медведя кто? Медвежонок. У коровы кто? Телёнок. У лошадки кто? Жеребёнок» и т. д.;
  • проверить, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольная, круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, многоугольная);
  • проверить, может ли он описать предмет, например, «Стул какой? Мягкий, деревянный, коричневый, с металлическими ножками»;
  • предложить достать предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками для определения правильного употребления предлогов.
  • образовать множественную форму слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это… окна. Это воробей, а это. воробьи»;
  • просклонять существительное: «Это что? Книга. Нет чего? Книги. Что убрали? Книгу. К чему положить тетрадь? К книге. Чем я закрыла тетрадь? Книгой. О чём мы говорим? О книге»;
  • изменить слово, употребив его в другом роде: «Сын пришёл в парк. Как это можно сказать про дочку? Дочка пришла в парк». Разложить перед ребёнком картинки (жёлтая груша, жёлтый цыплёнок, жёлтое солнце, жёлтые бусы) и попросить их назвать.

Для проверки построения фраз, надо предложить ребёнку закончить предложение, используя при этом сюжетную картинку: «Девочка… поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Далее, можно задавать наводящие вопросы, чтобы фраза стала более полной: «Чем поливает? Где поливает? Зачем поливает?»

Проверяя, не страдает ли у детей структура слова, им предлагают повторить сложные слова типа простокваша, академия, механизатор, складчина, потолок, фармацевт. Пусть ребёнок повторит слово несколько раз подряд, чтобы проверить, не переставляет ли он слоги местами, не пропускает или не заменяет слоги и буквы в слогах.

Профилактика речевой задержки

На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.

Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.

Читайте также:
Развитие речи у ребенка до года по месяцам и стимулирование

Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»

Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.

Речевое развитие детей 5–6 лет. Нормы. Рекомендации педагога-психолога

Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.

Как узнать, соответствует ли речь вашего ребенка норме? Как обогатить речь, развить память и внимание дошкольника? Как помочь подготовиться к предстоящим школьным нагрузкам уже сейчас? Об этом пойдет речь в этой статье.

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы.

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов, может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее, в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно, при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.

Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме. Давайте проверим?

Как развивать речь у ребенка 5 – 6 лет.

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

В этом вам помогут следующие упражнения:

1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.

2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).

3. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана, тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)

4. Игра: «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване, а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.

6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Читайте также:
Речевое развитие ребенка-дошкольника: нормы, задержки, нарушения и методики развития речи у детей 6-7 лет

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи.

В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога – психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: “Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Ребёнок к 6 годам коверкает слова

Если дошкольник за год до школы разговаривает недостаточно хорошо, то он не сможет самостоятельно справится с программой начальной школы. Если же он почти не говорит, то это уже серьёзная проблема.

Норма речевого развития в шесть лет

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. Центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в этот период. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.

Все это в полной мере относится и к речи, коррекцию недоразвития лучше всего начать не позже этого времени. За 1–2 года до начала школьного обучения речь ребенка достигает определённого совершенства, при котором он сможет осилить школьную программу если взрослые уделяли этому должное внимание.

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки. Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. В игре он усваивает и понимает новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи: дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Читайте также:
Развитие речи ребенка в раннем возрасте от 1 до 2 лет: активная речь и понимание, возможные отклонения и нарушения, рекомендации родителям

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Помощь плохо говорящему ребенку 6 лет

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы — что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Развитие речи у ребенка дошкольного возраста от 5 до 6 лет: нормы, отклонения и нарушения, рекомендации родителям

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Читайте также:
Развитие речи детей от 3 до 4 лет: особенности возраста, задержки и нарушения развития , советы родителям

Перезвоните мне

Статья

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства.

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту.

Особенности развития речи 5 – 6 лет

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Грамматический строй речи

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

Связность речи

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

Норма развития речи у ребенка 6 лет

В этом возрасте характерны следующие особенности:

  1. Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
  2. Дети выговаривают все звуки;
  3. Артикуляционный аппарат полностью сформирован;
  4. Словотворчество «отмирает»;
  5. Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;
  6. Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;
  7. Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);
  8. Развитие связной речи 5 – 6 лет.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Игры на развитие речи дома

Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры:

  1. Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
  2. Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
  3. Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
  4. Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
  5. Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
  6. Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
  7. Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно;
  8. Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой), а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
  9. Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
  10. Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название. К примеру, антисобака: какая она, где она живет, что любит, как выглядит. Если играет несколько ребят, взрослый «раздает» каждому одну приставку, а затем говорит слово — каждый участник добавляет к нему свою приставку.
Читайте также:
Развитие речи у ребенка до года по месяцам и стимулирование

В играх может принимать участие как один малыш, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее.

Симптомы задержки развития речи у детей 5 – 6 лет

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят, если речь ребенка 6 лет сильно отстает от возрастных норм. Вот по каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи:

  • Скудный словарный запас: менее 2500 слов;
  • Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю;
  • Не может выделить главное в рассказе;
  • Недостаточное развитие связной речи 5 – 6 лет;
  • Не выговаривает звуки;
  • Голос невнятный, нечеткий, монотонный, «глотаются» окончания;
  • Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика.

Если имеются нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет, обратитесь к логопеду-дефектологу. Не ждите, пока ваш малыш выговорится сам — этого не произойдет. Поэтому скорее консультируйтесь с логопедом и приступайте к коррекции. Ведь при нарушениях развития речи деткам намного тяжелее дается школьная программа, им сложно социализироваться, заводить друзей, со временем снижается самооценка.

Проблемы развития речи у дошкольников: как помочь ребёнку говорить правильно и чисто

Читайте, как устранить проблемы с речью дошкольников, в нашем материале.

Проблемы развития речи у дошкольников: как помочь ребёнку говорить правильно и чисто

Речевое общение — социальный навык, который формируется только при помощи других людей в возрасте от трёх до шести лет. Любые проблемы развития речи у детей нужно выявить и скорректировать в дошкольном возрасте. Это важно не только для успешной учёбы или нормальной социализации, но и потому что потом, когда ребёнок станет старше, может быть поздно.

Причины нарушений речи

Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.

Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей. Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:

  • Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.
  • Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.
  • Подгузники. Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации.
  • Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.
  • Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.
  • Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.
  • Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.
  • Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.
  • Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.
Читайте также:
Развитие речи у ребенка от 4 до 5 лет: советы, сложности и особенности

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод и занимайтесь бесплатно в течение недели

Промокод действует только для новых пользователей

Когда начинать беспокоиться

Будущие нарушения в развитии речи можно выявить уже в первые месяцы жизни. Педиатры определяют задержку речевого развития по следующим признакам:

  • к концу первого месяца жизни ребёнок не кричит, когда испытывает дискомфорт;
  • в четыре месяца не отвечает улыбкой на ласковые слова и взгляды;
  • к пяти месяцам не произносит отдельные звуки, не ищет глазами вещи, на которые ему указывают;
  • в семь месяцев не произносит отдельные слоги;
  • в девять месяцев не говорит простейшие слова из повторяющихся слогов: «мама», «папа», «ляля»;
  • к десяти месяцам не осваивает речевые жесты — кивок и мотание головой, не машет ручкой на прощание;
  • к году не освоил ни одного слова, не реагирует на простые просьбы: «иди сюда», «дай игрушку»;
  • к двум годам не может указать на предмет, о котором его спрашивают, не различает понятия «большой — маленький».

Диагноз «задержка речевого развития» ставится только детям старше двух лет. Если ребёнку диагностировали ЗРР, ему необходима комплексная поддержка специалистов:

  • Отоларинголог проверит слух: возможно, малыш плохо слышит, поэтому и не учится говорить.
  • Невропатолог установит, нет ли органических повреждений центральной нервной системы и коры мозга. По статистике у 95,5% детей дошкольного возраста с проблемами развития речи также есть проблемы по части неврологии.
  • Психолог выяснит, в каком состоянии находятся психика и интеллект ребёнка, при необходимости направит к логопеду, коррекционному педагогу или психиатру.
  • Логопед проведёт диагностику и подберёт упражнения для развития речи.

Отставание в речевом развитии приводит к тому, что кругозор ребёнка не расширяется, поскольку он не задаёт вопросов. Детям с плохо развитой речью труднее воспринимать абстрактные понятия, обобщать, сравнивать и анализировать. Они испытывают трудности с усидчивостью и вниманием — им трудно исполнять словесные инструкции. Кроме того, проблемы с речью возводят стену между ребёнком и окружающими людьми — он становится замкнутым, обидчивым, неуверенным в себе. В запущенном виде нарушения речевого развития могут стать причиной нарушений мышления. Поэтому чем раньше будет оказана помощь, тем лучше.

Виды речевых отклонений

Отклонения в развитии устной речи делятся на фонационные и системные.

Системные отклонения — алалия и афазия — возникают из-за поражений коры головного мозга при развитии плода, в процессе родов, в результате перенесённой инфекции или инсульта. В этом случае ребёнок не всегда способен понимать смысл слов и правильно повторить их.

Фонационные отклонения более распространены, и их проще исправить. В этом случае ребёнок понимает речь, но ему трудно воспроизводить звуки, выдерживать темп и владеть интонацией.

  • Брадилалия — замедление темпа речи из-за трудностей произношения отдельных звуков.
  • Дизартрия — невнятная речь, вызванная поражением центральной нервной системы, которое мешает развитию речевого аппарата.
  • Дислалия — искажение звуков, связанное с нарушениями нервной системы или особенностями речевого аппарата. Одна из самых распространённых проблем с речью у дошкольников. Частные случаи — картавость, шепелявость.
  • Заикание — зацикленное или затянутое произношение слогов, нарушение темпа и ритма речи, неверные ударения. Может возникнуть под влиянием сильного стресса, перенесённой инфекции, задержке или наоборот слишком раннем развитии.
  • Ринолалия — гнусавость, возникает при хроническом синусите или из-за аномального строения носовой полости.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи. Ребёнок очень частит и захлёбывается словами. Бывает связана с гиперактивностью и другими особенностями психического развития.

Психологи и логопеды делят детей на три условные группы в зависимости от того, насколько сильные нарушения речи у них имеются:

  1. Восприятие в норме, но есть проблемы с воспроизведением отдельных звуков.
  2. Проблемы с восприятием: неразличение некоторых слогов. Такие дети часто путают слоги и глотают окончания слов.
  3. Общее речевое недоразвитие: скудный словарный запас, проблемы с построением высказывания. Таким детям срочно требуется помощь логопеда.

Профилактика проблем с речью дошкольников

Общайтесь. Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. С первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.

Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:

  • грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
  • простыми законченными предложениями;
  • периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
  • с разными интонациями и темпом;
  • выразительно, содержательно и логично.

Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.

Читайте также:
Развитие речи у детей раннего возраста от 2 до 3 лет: особенности, развивающие игры, средства и методика

Развивайте мелкую моторику. Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Поэтому развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов и другие развивающие занятия.

Играйте в коррекционные игры. Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.

Читайте художественную литературу. Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.

Коррекция речевых нарушений

Любое речевое расстройство — не повод отчаиваться, ставить на ребёнке клеймо и стыдить его. Современная логопедия может помочь даже в сложных случаях.

Чтобы скорректировать расстройства речи, необходимо научить ребёнка правильно управлять речевым аппаратом. Это кропотливая работа, задействующая центральную и периферическую нервную систему, мозг, органы дыхания и артикуляции.

Работа над произношением звуков проходит в четыре этапа:

  1. Подготовка. Ребёнок учится правильно распознавать звук.
  2. Постановка звука. Артикуляционные упражнения на произнесение отдельного звука.
  3. Автоматизация. Постепенное встраивание освоенного звука в речь, оттачивание произношения.
  4. Дифференциация. Закрепление умения различать и воспроизводить звук в спонтанной речи.

В каждом детском саду работает логопед, который регулярно проводит с детьми занятия по развитию речи. Для детей, которым требуется более серьёзная поддержка, открыты логопедические садики. Правда, попасть туда можно только по направлению психолого-медико-педагогической комиссии.

Если вашему ребёнку нужна помощь в развитии речи, приглашаем посмотреть наш бесплатный логопедический видеокурс. Забавные персонажи научат вашего малыша правильно выговаривать [р], [л], шипящие и свистящие звуки. За пять коротких занятий-мультфильмов ребёнок освоит эффективные упражнения для развития дыхания, артикуляции, слуха, внимания и просто от души повеселится. Комментарии профессионального логопеда позволят вам отследить прогресс.

Автор иллюстрации: Julia Kutsaieva / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Этапы развития речи ребенка с 0 до 6 лет

Этапы развития речи ребенка с 0 до 6 лет

Речь – важнейшее условие для умственного и психического развития ребенка. Отклонение от нормы часто является признаком серьезного нарушения. Наилучших результатов удается достичь только при своевременной диагностике и правильной коррекции. Именно поэтому родители должны внимательно следить, как протекает речевое развитие их малыша. Рассказываем, какие этапы развития речи от рождения до 6 лет выделяют специалисты.

Первый год жизни

Ребенок попадает в языковую среду с момента рождения. Он слышит речь взрослых, реагирует на того, кто с ним говорит. Речь начинает развиваться с первого дня жизни.

  • От рождения до 2 месяцев. Со взрослыми малыш общается посредством улыбки, спонтанных вокализаций гласных. О своих потребностях, дискомфорте он сообщает криком.
  • В три месяца происходит формирование речевого дыхания. Младенец гулит, растягивая и припевая гласными. В этом возрасте родители могут услышать первый смех.
  • В четыре месяца ребенок обычно испытывает сильную радость при общении. Он уже умеет «жонглировать» звуками, гуление становится более сложным: один гласный плавно переходит в другой, например «ОООО-УУУУ-АААА и т.д.».
  • В пять месяцев малыш активно гулит. Он учится произносить простые согласные звуки и соединять их с гласными. Например, «ПЯ», «ПА», «МА», «БА» и пр.
  • Шесть месяцев – это время появления лепетных слов типа «БАБА», «ГАГА», «НАТИ» и т. д., некоторые из них приобретают значение, но чаще всего слоги соединяются в случайном порядке.
  • В 7 месяцев младенец понимает обращенную речь взрослого, активно использует лепетные слова, пытается вести примитивный диалог.
  • В 8-12 месяцев ребенок осваивает интонацию родного языка, во всяком случае, он может произнести несколько слогов с разной интонацией. Он использует простейшие слова «ДАЙ», «МАМА», «НА» и другие, обозначающие базовые действия и близких родственников. К году активный словарный запас обычно составляет около 15 слов

Если к 12 месяцам нет ни гуления, ни лепета, ребенок не реагирует на речь взрослого, необходимо срочно проконсультироваться с логопедом.

От года до 1,5 лет

В этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается до 30-50 слов (названия предметов, действий). Он употребляет их в значении предложений, дополняя жестами, интонацией и мимикой. Иногда он составляет из облегченных слов короткие двухсловные предложения типа «ДАЙ МАМА». Малыш начинает активно познавать мир, и родители должны ему в этом помогать: называть предметы и их характеристики, например, «чай горячий».

Читайте также:
Речевое развитие ребенка-дошкольника: нормы, задержки, нарушения и методики развития речи у детей 6-7 лет

От 1,5 до 2 лет

Словарный запас быстро увеличивается, ко второму дню рождения многие дети знают около 200 слов, среди них есть прилагательные и местоимения. Облегченные варианты слов сменяются правильной формой. Все чаще в речи появляются простейшие предложения из 2-3 слов. Малыш связывает слова с конкретным значением, употребляет их осмысленно, правда, слова обозначают обобщенные понятия. Например, слово «КИСА» обозначает всех кошек вообще, а не конкретную. Ребенок хорошо понимает простые побудительные предложения типа «Дай», «Пойдем гулять».

К концу второго года жизни дети с удовольствием слушают сказки и песни, различают слова по их звучанию. Во время игры ребенок часто говорит сам с собой, называя свои действия.

От 2 до 2,5 лет

В этом возрасте дети с легкостью повторяют фразы, услышанные от взрослых, запоминают коротенькие стихи. Лексикон быстро расширяется, ребенок знает и активно употребляет 300-700 слов. Длина предложения увеличивается до 3-4 слов, но они еще грамматически неправильны. В речи появляются глаголы, существительные, наречия («тут», «здесь»), служебные слова. Со сверстниками и взрослыми ребенок общается именно при помощи речи. Ребенок хорошо понимает рассказы взрослых о событиях, участником которых он был лично.

Когда нужно срочно показать малыша логопеду? Если ребенку уже исполнилось 1,5 -2,5 года, а в его речи все еще нет слов с конкретным значением, например, «ПИТЬ», «МАМА», «ИДИ», он говорит на своем собственном «птичьем» языке.

От 2,5 до 3 лет

Малыш активно познает мир, и речь взрослого становится для него важным источником знаний. Словарный запас очень быстро растет. Предложения становятся более сложными, в них меньше ошибок. Ребенок хорошо понимает просьбы взрослого, состоящие из двух действий. В речи появляются падежи и местоимение «я». При произношении длинных слов могут пропадать некоторые слоги, звуки произносятся то правильно, то с ошибками.

Если в 3 года ребенок молчит, но «всё понимает», общается преимущественно жестами и мимикой, «мычит», то следует срочно исключить алалию. Это может сделать только опытный логопед.

От 3 до 4 лет

В этот период ребенок овладевает почти всеми звуками родного языка и может даже заметить, если их неправильно произносят другие дети. Словарный запас составляет 1500 – 2000 слов, в речи употребляются глаголы, существительные, прилагательные, числительные, служебные слова. Ребенок правильно использует названия основных цветов, личные местоимения, некоторые антонимы («большой – маленький»), умеет объединяет слова в группы, рассуждать, может связно рассказать о себе – назвать имя, фамилию, возраст, пол. Речь становится грамматически правильной. Большой интерес ребенок проявляет к сказкам, стихам, песням. По картинкам он может передать хорошо знакомый сюжет. В незнакомых словах переставлять слоги, но в целом говорит без грубых ошибок.

От 4 до 5 лет

Словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы, например, он в состоянии построить рассуждение типа: щенок – собака – животное. В речи появляются наречия времени и места. Малыш с удовольствием усваивает словообразовательные модели родного языка, он умеет переносить грамматические признаки с одного слова на другое (в пределах части речи). Кроме того, он более-менее правильно образует форму множественного числа. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.

Внимание! Если в 4-5 лет малыш сильно искажает звуки, например киса – это [кися], а птица – это [фица], то это серьезный повод для беспокойства.

От 5 до 6 лет

Речь становится связной, логически выстроенный. Например, ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать текст. Постепенно формируется внутренняя речь.

Словарь очень быстро увеличивается, ребенок моментально усваивает незнакомые слова, причем не только значение, но и грамматические признаки.
Что касается фонетического состава слова, ребенок уже понимает, какой звук является первым, что произойдет, если один звук заменить на другой или убрать его вообще. Он с легкостью управляет громкостью голоса и интонацией.

Если ребенок в 5-6 лет произносит звуки неправильно, у него неприятный гнусавый голос, нужно обязательно показать его логопеду.

У каждого малыша свой темп развития, поэтому он может опережать или отставать от сверстников на 2-3 месяца, но не более. Иногда в суете родители настолько привыкают к детскому лепету и не замечают, что по возрасту речь должна перейти на более сложный уровень.

Именно поэтому мы рекомендуем обязательно приходить на консультацию к логопеду ежегодно. Только опытный специалист может точно сказать, правильно ли развивается речь ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: