Развитие речи у ребенка до года по месяцам и стимулирование

Развитие речи у ребенка до года по месяцам и стимулирование

Сроки развития речи у детей по годам и месяцам списком

Основные вехи в развитии нормальной речи приведены ниже. Зная эти вехи, можно сравнить речь ребенка с речью, которая должна быть в его возрасте.

Если ребенок не может пролепетать какой-либо звук или не подражает ему к 7-месячному возрасту, то следует заподозрить нарушение слуха или речи. Грудные дети с частичной потерей слуха могут вздрагивать при громких звуках или поворачивают голову в ту сторону, откуда они доносятся, и могут даже реагировать на голос своих родителей.

Но у них может быть затруднена имитация речи. Нарушение слуха у ребенка можно выявить при скрининговом исследовании. В дальнейшем в своевременном выявлении нарушений речи значительная роль принадлежит родителям. Если у них возникает подозрение, они должны показать ребенка оториноларингологу или детскому аудиологу.

0-2 мес. Стадия фонации. Ребенок издает удобные звуки (вокализирует), гулит.

2-3 мес. Стадия гуления. Ребенок издает звуки, напоминающие гласные и согласные, образующиеся в задней части ротовой полости.

4-6 мес. Стадия экспансии. Ребенок издает различные звуки включая губную трель, визг, ворчание, шепот, произносит отдельные слоги.

7-10 мес. Стадия канонической вокализации. Ребенок произносит «бабаба», «дадада», «мамама» и другие повторяющиеся слоги. Интонационно-окрашенные вокализации. Реагирует на имя, на человеческие голоса поворотом головы и глаз, а также на доброжелательный и сердитый тон.

11-12 мес. Лепетание с широким разнообразием гласных и согласных звуков. Ребенок произносит одно или несколько слов либо фрагменты слов, понимает простые инструкции, особенно подкрепленные физическими стимулами, пробует модулировать интонацию речи, понимает социальную ценность речи.

18 мес. Словарный запас насчитывает примерно 5-20 слов (в основном существительных). Повторяет слова или фразы, произнесенные другими (эхолалия). Речь во многом невнятна, эмоционально окрашена, понятна на 25%. Ребенок выполняет простые команды.

Развитие речи у ребенка

2 года. Ребенок может назвать несколько предметов из окружающей обстановки, использует по крайней мере два предлога (обычно «на», «в»), предложение в среднем состоит из 1-2 слов, обычно глагола в связке с существительным. Словарный запас насчитывает примерно 150-300 слов. Речь ребенка понятна на 50-75%, он использует местоимения «я» «мне», хотя часто путает их. Пытается произносить «мой». Выполняет команды, такие как «Покажи мне глаза (нос, рот, волосы)».

3 года. Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне», некоторые существительные во множественном числе, использует прошедшее время. Знает три предлога (обычно «в», «на», «под»). Знает основные части тела и показывает их или даже называет. Легко справляется с предложениями из 2-3 слов. Словарный запас насчитывает примерно 900-1000 слов. Речь понятна на 75-100%. В речи начинают превалировать глаголы.
Понимает большинство простых вопросов, касающихся окружающей обстановки и различных действий. Пытается поделиться опытом, объяснить свои ощущения. Понимает вопросы типа «Что ты делаешь, когда тебе хочется спать? когда ты голоден? когда тебе холодно? когда у тебя жажда?». В этом возрасте дети могут назвать свой пол, имя, возраст. Они могут ответить не на все вопросы, хотя и понимают их.

4 года. Знают названия некоторых домашних животных, используют в речи не менее четырех предлогов, понимают, что им делать, когда получают команды. Называют знакомые предметы, изображенные в иллюстрированных книгах и журналах. Знают один или два цвета. Могут повторить четыре цифры, если их назвать медленно, или слова из четырех слогов. Понимает значение «над» и «под». Хорошо умеют произносить большинство гласных, дифтонгов и согласных «п», «б», «м», «в» и «н».
Фантазируют. Играя, часто вербализируют. Понимают видимую разницу между предметами, например значение «длиннее», «короче». Быстро находят предмет, если его нет в поле зрения. Часто повторяют слова, фразы, слоги, и даже звуки.

5 лет. Могут спонтанно использовать многие слова – как прилагательные, так и глаголы. Знают часто используемые антонимические пары слов «маленький-большой», «длинный-короткий», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий». Имеют понятие о числе четыре или более, умеют считать до десяти. Речь полностью понятна, несмотря на трудности артикуляции. Произносят все гласные и согласные: «м», «п», «б», «х», «в», «к», «г», «т», «д», «н», «у», «я» (ясный).
Могут повторить предложение, в которое входит до 9 слов. Знают назначение многих предметов (шапки, туфель, стула). Могут выполнить последовательно три команды. Знают свой возраст. Имеют простое представление о времени: утро, полдень, ночь, день, позже, после, пока, завтра, вчера, сегодня. Составляют довольно длительные, обычно грамматически корректные, предложения, в том числе сложные.

6 лет. Помимо названных выше согласных дети владеют также звуками «ф», «в», «ш», «ж», «з». Речь полностью понятна и общественно полезна. Могут составить довольно связный рассказ по картинке, улавливая связь между предметами и событиями.

7 лет. Умеют произносить «с» и «з», «р», глухое «т», «ч», мягкое «г». Могут легко называть пары противоположных понятий: девочка-мальчик, мужчина-женщина, острый-тупой, короткий-длинный, сладкий-кислый и т.д. Понимают такие слова, как «подобный», «разный», «начало», «конец» и т.д. Могут называть время «четверть» или «без четверти». Могут читать простые тексты, писать или печатать многие слова.

Читайте также:
Развитие речи у детей раннего возраста от 2 до 3 лет: особенности, развивающие игры, средства и методика

8 лет. Могут давать вполне связные объяснения событиям, многие из которых произошли в прошлом. Легко составляют сложные предложения, делая при этом немного грамматических ошибок во временах, местоимениях, числе. Дети умеют произносить все звуки речи включая смешанные согласные, употребляют элементы речевого этикета, соответствующие обстоятельствам, довольно хорошо контролируют скорость и громкость речи, могут вести разговор на достаточно взрослом уровне. Выполняют довольно сложные инструкции и имеют довольно развитое представление о времени и числах.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года

Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года

К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

  1. Стадии речевого развития
  2. Возрастные нормы по месяцам
  3. Как способствовать речевому развитию ребёнка
  4. Отклонения от нормы

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Читайте также:
Развитие речи детей от 3 до 4 лет: особенности возраста, задержки и нарушения развития , советы родителям

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Читайте также:
Развитие речи ребенка в раннем возрасте от 1 до 2 лет: активная речь и понимание, возможные отклонения и нарушения, рекомендации родителям

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
Читайте также:
Развитие речи у ребенка дошкольного возраста от 5 до 6 лет: нормы, отклонения и нарушения, рекомендации родителям

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Развитие речи у детей

чтение для развития речи

Как бы нам этого ни хотелось, но повлиять на скорость развития речи малыша на самых ранних этапах (гуление, агуканье и пр.) нам практически не под силу. В этом возрасте оно скорее обусловлено физиологическими факторами и средой. Зато в том, что касается речевого развития после года, очень многое зависит от нас, взрослых. Рассказываем про основные особенности развития речи ребенка в разных возрастах и объясняем как помочь крохе заговорить скорее (и правильнее).

Этапы развития речи

5-6 мес.- лепет, появление первых слогов;

9-10 мес. – первые цепочки слогов, обращение к взрослым «мама», «баба», «папа»;

11-12 мес. – появление в речи названий предметов, выражение желаний. Словарный запас составляет около 10 слов. На этом этапе к словам относят любые устойчивые сочетания звуков, которыми малыш называет тот или иной предмет, даже если они совсем не похожи на настоящие слова;

18 мес.- словарный запас малыша стремительно нарастает, теперь он знает от 20 до 40 слов. Может выполнять простые просьбы, указывать на предметы;

2 года- ребенок начинает составлять простые предложения из двух слов, знает части тела и может показать их по просьбе, знает названия цветов. Словарный запас расширяет до 150-200 слов;

  • 3 года- предложения становятся сложнее, малыш использует предлоги, начинает правильно употреблять рода. Речь становятся понятнее, но некоторые звуки малышу все еще могут даваться с трудом. Ребенок может запоминать короткие стишки и песенки.

Помните, что это всего лишь приблизительные сроки, и, если ваш ребенок на несколько месяцев отстает от общепринятой нормы, это еще не повод бить тревогу. Следует учитывать, что у большинства мальчиков и речь, и коммуникативные навыки в целом развиваются медленнее, чем у девочек. Также медленнее овладевает речью билингвальные дети.

Понять, развивается ли речь ребенка в соответствии с возрастными нормами вам помогут своевременные обследования у невролога и ЛОРа.

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку о развитии и питании ребенка, скидки и спецпредложения, а также полезные советы от экспертов NutriClub.

Как помочь малышу заговорить быстрее?

Главное, что могут сделать родители и близкие для развития речи ребенка – почаще с ним разговаривать. Пойте песенки, рассказывайте малышу стихи и истории, обращаясь к нему, четко произносите слова и интонируйте, имитируйте звуки животных и его лепет. На развитие речевого аппарата положительно влияют своевременное (в возрасте около полугода) введение твердой пищи в рацион и обучение жеванию.

От 1 года до 1,5 лет:

Чтобы помочь малышу расширить словарный запас, не просто показывайте ему предметы, но и позволяйте их потрогать, совершить с ними какие-то действия, изучить их свойства. «Это дерево, оно шершавое», «снег холодный и мокрый», «в книжке картинки и буквы, ты можешь ее открыть, полистать, положить на стол».

Рассказывайте ребенку короткие ритмичные стишки, сказки, потешки. Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой и упражнениями для развития дыхания.

Читайте ребенку книжки! Если он еще не готов сосредоточиться на книге, попробуйте аудиосказки, а лучше сами рассказывайте малышу интересные истории и стихи. Очень полезно разучивать вместе стихи и песенки, побуждающие к произнесению звуков и повторению движений, например, про знакомого всем нам с детства косолапого мишку, или про автобус с крутящимися колесами.

Читайте также:
Развитие речи у ребенка от 4 до 5 лет: советы, сложности и особенности

Ограничьте время у экрана: да, мультики и компьютерные игры тоже дают знания и помогают развивать некоторые навыки, но не речь – ни планшет, ни телевизор не могут ответить на вопрос и отреагировать на реплику ребенка.

Развивайте слух, учите малыша отличать разные звуки: О-А, Б-П и так далее. Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова и звуки, но делайте это спокойно и мягко, не ругайте его – ведь он так старается!

А что же мелкая моторика?

Считается, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Об этой связи говорят уже давно, делая вывод из того, что в мозге человека зоны, отвечающие за артикуляцию и движения пальцев рук находятся рядом. Но, на самом деле, связь эта не доказана ни одним масштабным научным исследованием, хотя и оснований утверждать обратное тоже нет. Мы уверены, что упражнения на развитие как мелкой, так и крупной моторики в любом случае лишними не будут.

Как стимулировать развитие речи у малыша

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.

Как стимулировать развитие речи у малыша

Как вы думаете, когда надо начинать развивать речь малыша? Правильно, примерно на 30 неделе беременности. Ребенок уже слышит мамин и папин голос, значит, можно с ним разговаривать и петь ему песенки. Когда ребёнок рождается, он узнает голоса родителей, лучше успокаивается, когда их слышит, и вычленяет их из звуков, окружающих его. И начинается сложный и долгий процесс — овладение речью.

С рождения до 6 месяцев проходит предречевая фаза. Сначала малыш только кряхтит, плачет и кричит. Это важный этап: именно так развивается речевой аппарат, дыхательная система и голос (этим можно себя утешать, когда вы не можете успокоить малыша). Вскоре ребенок начинает не только различать голоса родителей, но и реагировать на них. Пока еще не на слова, а на интонацию. К двум месяцам появляется гуление, а к четырем — лепет. Теперь уже звуки, издаваемые малышом, похожи на человеческую речь — это подражание тому, что слышит ребенок.

Вторая фаза — становление звуков. Примерно с 6 месяцев до года малыш уже произносит понятные звуки и звукосочетания: «ба», «па», «ма», «да».

Третья фаза — становление активной речи. Она начинается примерно в год и длится до трех лет, иногда дольше. Малыш знает гораздо больше, чем может произнести. Именно сейчас появляются смешные словечки, которые родители охотно вспоминают потом всю жизнь. Нередко ребенок злится, если окружающие не понимают, чего он хочет. Речь формируется как звукоподражание. Малыш просто повторяет те звуки, которые произносит мама, папа или бабушка, так, как слышит.

Разговаривайте с ребёнком с самого раннего возраста. Пусть он слышит ваш спокойный голос, описывающий, что вы делаете. Буквально комментируйте каждое ваше действие.

Как же развивать речь малыша?

  • Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
  • Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
  • Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
  • Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
  • Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
  • Не спешите бросаться исполнять просьбу ребенка по указательному жесту. Дайте ему попробовать сказать вам, что он хочет.

Самое главное: нельзя просто дать ребенку игру или игрушку и ждать, что он сам ее освоит и с ней разберется.

Читайте также:
Развитие речи у ребенка дошкольного возраста от 5 до 6 лет: нормы, отклонения и нарушения, рекомендации родителям

Если у малыша долго нет гуления и лепета, обязательно проверьте слух ребенка. Не пропускайте визитов к неврологу, если речь задерживается. Рекомендации специалиста помогут вам «разговорить» маленького молчуна.

Как развивать речь малыша с рождения до года: рекомендации логопедов

По мнению логопедов формирование речи особенно стремительно происходит в первый год жизни ребенка. Насколько будет развита речь у человека не передается генетическим путем, не является врожденной особенностью. Это зависит только от развития функции. Наиболее благоприятное время – от рождения до 3 лет. В нашей статье мы дадим молодым родителям информацию, как развивать речь младенца от рождения и до года.

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Стадии развития речи ребенка

Развитие речи у детей происходит поэтапно. Оно делится на 4 стадии. Переход из одного этапа в другой происходит не плавно, а рывком. Границы стадий смыты между собой в связи с индивидуальностью. Если ребенок отстает на несколько недель, это норма, которая не должна вызывать беспокойства у родителей. Но, уже отставание от какого-то периода на несколько месяцев вполне может свидетельствовать о патологии.

От рождения и до 2 месяцев – стадия крика. Реакция новорожденного выглядит в виде крика, который носит носовой оттенок.

От 2 до 5 месяцев – стадия гуления. Голос ребенка приобретает интонацию, меняется в зависимости от его настроения. Он способен непроизвольно выкрикивать звуки «п», «к», «г», «б», «м», «н». Появляются первые слоги, «ля», «на», «па», «ба», «ня».

В 3 месяца – стадия первого смеха.

От 6 до 7 месяцев – стадия лепета. Малыш способен произносить отдельные звуки, формировать их в отдельные слова, которые пока только понятны его близким, «дай», «пи», «тата», «баба», «мама», «папа». Ребенок произносит слоги по несколько раз подряд, как будто что-то рассказывает.

От 8 месяцев до года – стадия первых слов. К концу первого года жизни ребенок говорит около 25 слов. Конечно, пока они не отличаются сложностью, состоят из одинаковых слогов. Дети в годовалом возрасте обычно выражаются на «своих» словах, которые доступны для понятия только родным.

«Говоруны» и «молчуны»

У каждого ребенка индивидуальный темп развития речи, влияние на который могут оказать заболевания, стрессы, дефицит общения, многолингвистическая среда. Психологи делят детей на два типа:

«Говоруны» проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Они начинают говорить раньше своих сверстников. В последствии любят что-то рассказывать, задавать вопросы.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им нужно время для адаптации к обстановке. Начинают говорить позже сверстников, но без речевых дефектов, обычно сразу предложениями.

Согласно статистике, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Они более эмоциональны по своей природе, что уже видно в младенческом возрасте.

Развитие по месяцам

Если в течение первого года жизни не развить речь ребенка, она будет не сформирована, потом наверстать упущенное, даже при активных занятиях, не получится. Поэтому с самого рождения младенец должен быть погружен в среду активного речевого общения. Основоположник советской логопедии Михаил Хватцев составил подсказки молодым родителям для развития речи детей первого года жизни.

С рождения до 3 месяцев

С самого рождения нужно уделять внимание развитию ребенка.

Пропевайте гласные звуки «о», «и», «а», «у».

Разговаривая с ребенком, показывайте движения губ, языка. Дети всегда внимательно следят за взрослыми. Они будут вглядываться в лицо, копируя движения, необходимые при произношении звуков.

Пойте колыбельные песни.

Разговаривайте с младенцем, но не красноречием, а простыми словами, короткими предложениями.

После обращения к малышу делайте паузы. Он впоследствии будет «отвечать» на своем языке.

Делайте массаж ручек, ладошек. У малышей еще пальчики сжаты в кулачок. Лучше расслабляющий массаж делать во время сна младенца. Массаж пальчиков делается от ноготков к основанию.

Играйте с ручками в «сороку-ворону», считайте пальчики.

Используйте потешки, пестушки.

С 3 до 5 месяцев

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Рекомендации для родителей:

Как только малыш начал гулить, повторяйте за ним те звуки, которые услышали от него, «агу», «ау», «гу». Таким образом вы вступаете с ним в диалог.

Читайте короткие стишки.

Разговаривайте с малышом простыми словами, но различной интонацией, ритмикой, артикуляций.

Продолжайте заниматься упражнениями из первого этапа.

С 5 до 9 месяцев

Это время перехода на новый уровень развития речи ребенка. Соответственно, и для родителей появились новые рекомендации:

Продолжаем играть в пальчиковые игры с одновременным включением прибауток и коротких стишков.

Активно занимаемся стишками, потешками.

Играем в прятки, «ку-ку», прячем свое лицо, игрушку.

Подключаем чтение книг с тактильными вставками, звуковыми эффектами.

Работаем с картинками, на которых изображены крупным планом отдельные предметы, животные. Мелких деталей на картинках не должно быть.

Осваиваем жестовые игры, «пока», «привет», «ладушки».

Знакомимся со звуками животных, собака – гав, кошка – мяу, мышка – пи-пи.

Читайте также:
Развитие речи ребенка в раннем возрасте от 1 до 2 лет: активная речь и понимание, возможные отклонения и нарушения, рекомендации родителям

С 9 до 12 месяцев

В этом возрасте ребенок активно подражает речи взрослых. Логопеды советуют общаться с ним простыми, четкими, ясными словами, без «сюсюканий». Речь взрослых должна быть неторопливой. Рекомендации родителям:

Обращайте внимание детей на звуки телефона, шаги, дождик, шум воды.

Включайте музыку, детские песенки, спокойную мелодию, звуки природы.

Называйте правильно названия предметов без уменьшительно-ласкательных обращений, «сюсюканий».

Работайте с предметными картинками.

Подключите картинки с людьми, показывайте части тела на них, называйте их.

Начинайте делать зарядку с песенками.

Показывайте на предмет в действии. Называйте действие, кукла сидит, мячик катится, собака бежит.

Задавайте вопросы «кто это?», «что это?», «где?», «где зайка, кошка?».

Мотивируйте действия в речи.

Всегда разговаривайте с ребенком, не молчите, комментируйте все, что видите кругом, во время прогулки.

Что делать родителям

Чтобы ребенок заговорил естественным для него образом, родителям нужно давать как можно больше информации об окружающем мире, сенсорные ощущения, стимулы. Логопеды советуют взрослым обратить внимание на следующие моменты при развитии детей от рождения до года.

Самое первое чувство для младенца – осязание. Чем больше малыш с рождения будет получать теплых маминых рук, массажа, гимнастики, игр разных фактур, тем лучше. Он узнает о себе и мире благодаря тактильным ощущениям. Для детей будут полезны тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые игрушки, пальчиковые краски, песок, крупы в банке.

Ребенок уже рождается с хорошо развитым слухом. Развивайте малыша через это чувство, давайте ему как можно больше звуковой информации, сопровождайте любое движение речью.

Заинтересовывайте ребенка посредством зрения, учите его фокусировать взгляд на предметах. Подвешайте на расстоянии 30 см от лица игрушки, мобили. Пополняйте арсенал игрушек в соответствии с возрастом ребенка, обращайте его внимание на визуальные впечатления, озвучивайте их.

Знакомьте ребенка с разнообразием вкусов, постепенно, в соответствии с возрастными нормами, вводите ассортимент продуктов. Знакомьте малыша с названием продуктов.

Знакомьте ребенка с различными запахами, запахом пирогов, осенней листвы, цветов. Учите его различать запахи.

Развивайте крупную моторику. Приучайте младенца с первых недель жизни к активным действиям, позволяйте ему свободно махать ногами-руками. По мере взросления крохи обеспечьте безопасное пространство для свободного передвижения.

Развивайте мелкую моторику. Сейчас много говорится о связи пальчиков и речи, которая обусловлена близким расположением центров двигательных и речевых центров головного мозга.

Занятия по развитию речи должны быть систематическими и последовательными. Занимайтесь всегда и везде, рассказывайте об окружающих предметах, незнакомых звуках.

Общие советы

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Логопеды дают молодым родителям следующие общие рекомендации, с помощью которых можно ускорить речевое развитие малыша:

Постоянно разговаривайте. Ребенок сразу после рождения готов впитывать информацию, наподобие губки, о том, что видит, чувствует, слышит. Слух новорожденного уже полностью сформирован. Говорите о чем угодно, куда пошли, кто пришел, давайте комментарий любой мелочи. Действия, которые сопровождаются словами, приводят к быстрому пониманию речи, слов. Спустя непродолжительное время малыш сможет понять, что от него хотят уже при помощи слов, незакрепленных действиями.

Повторяйте за малышом. Дети в младенческом возрасте пытаются что-то сказать. Обычно это выглядит в виде бесконечного повторения какого-то звука. Таким образом происходит тренировка дикции ребенка. В этом возрасте родителям лучше повторять за ним. Можно постепенно усложнять задачу, напевая привычные звуки для малыша, «дя-дя-дя». Таким образом он научится держать темп. Это также будет важно для дальнейшего формирования речи.

Показывайте, какие звуки издают животные. Если дома есть кошка говорим, «мяу», собака – «гав». Таким образом ребенок быстро освоит звуки, произносимые животными. После того, как речевой аппарат сформируется, он справится с тем, чтобы позвать кота привычным образом «кис-кис». Если в доме нет животных, то подкрепляйте звуки картинками.

Развивайте мелкую моторику. Если обратить внимание, то можно заметить, что маленькие дети все хотят потрогать своими руками. Таким образом у них развивается мозг. Если развивать мелкую моторику еще до года, то произойдет более скорое развитие речи. Но, все занятия с мелкими предметами должны однозначно проводиться под неусыпным присмотром взрослых.

Организуйте общение со сверстниками. Между собой дети общаются более активно, чем со взрослыми, хотя это выглядит, словно лепет. Неплохой было бы, если в детской компании был ребенок, который уже умеет говорить. Таким образом малыш будет ему стараться подражать.

Дозируйте язык жестов. Младенцу проще показать жестом, чем сказать словами. Поэтому сразу, как только ребенок начал жестом показывать на предметы, мама должна это комментировать словами, а не молча давать необходимый предмет ребенку. Малыш показывает на сок, говорим, что это сок, на кота, говорим, что это кот.

Наиболее распространенные ошибки взрослых

При развитии ребенка наиболее часто встречаются следующие ошибки взрослых:

Чрез чур активная опека. Родители стремятся предугадать желания ребенка. У него не формируется необходимость к разговору. Он не учится выражать свои мысли, что приводит к торможению речевых процессов.

Читайте также:
Развитие речи у ребенка от 4 до 5 лет: советы, сложности и особенности

Не включают в круг общения ребенка новых людей, что в последствии приведет к затруднению общения в непривычных условиях.

Завышение или занижение речевых требований. В некоторых семьях у ребенка не возникает потребность разговора на фоне абсолютного предугадания всех его желаний. Иногда же с малыша постоянно требуют «повтори», «скажи». Бывает, что в одной и той же семье встречаются сразу два подхода, бабушка чрезмерно опекает, а папа требует. Это неблагоприятно сказывается как на речевом, так и целом развитии малыша.

Через чур быстрая или медленная, монотонная речь родителей. Эмоционально неокрашенная речь взрослых, без пауз сказывается плохо на развитии речи детей.

Не нужно стремиться ускорять естественный ход речевого развития ребенка. Он не должен уставать от занятий.

Когда обратиться к специалисту

Все дети развиваются по-разному, кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже. Нормы не всегда служат ориентиром того, что ребенок развивается неправильно. Но, мы советуем обратиться к врачу в следующих случаях:

В 2 месяца ребенок не кричит перед кормлением.

В 5 месяцев малыш не улыбается, не гулит.

В 6 месяцев кроха не прислушивается к речи, музыке.

В 7 месяцев не узнает голос родных, не проявляет реакции на интонацию.

В 9 месяцев не лепечет, не повторяет за взрослыми слоги, сочетания звуков, не подражает интонации родителей.

В 11 месяцев не машет при отрицании, не прощается жестом.

В год не может произнести простых слов, не выполняет элементарные просьбы, «принеси», «дай», «покажи».

С самого рождения ребенка нужно заниматься его развитием. Чем чаще говорить с ребенком, тем быстрей он заговорит. Если мама относится к молчунам, вместо активного времяпровождения с ребенком сидит в телефоне, то не удивительно, что тот заговорит позже своих сверстников.

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Кравцова Елена Михайловна

Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?

Нормы развития речи у детей

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1] .

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет – малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.

Читайте также:
Развитие речи у детей раннего возраста от 2 до 3 лет: особенности, развивающие игры, средства и методика

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2] .

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

ФрутоНяня выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Читайте также:
Развитие речи детей от 3 до 4 лет: особенности возраста, задержки и нарушения развития , советы родителям

Рекомендации родителям

  • Больше разговаривать с ребёнком, поддерживать тёплый эмоциональный контакт, задавать вопросы и вести диалог.
  • Отказаться от языка жестов и коверканья слов.
  • Не ругаться, не злиться и не заставлять ребёнка заговорить.
  • Чаще хвалить малыша за достижения.
  • Читать, петь и выполнять гимнастику вместе с ребёнком.
  • Придерживаться игровой формы, вовлекая ребёнка в игру и вызывая к ней интерес.
  • Проходить плановые осмотры у врача и при возникновении проблем обращаться к специалистам.

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

Логопед рассказал, как развивать речь ребенка с рождения и до года

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.

как развивать речь ребенка с рождения и до года

Как родители развивали или не развивали речь малыша в нежном возрасте, становится заметно по мере взросления ребенка. Дальше – больше. Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Логично, что дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно.

Логопед Дарья Мартьянова поясняет, что «речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству». По мнению специалиста, самый благоприятный период для развития речи – от 0–3 лет.

Если в период раннего возраста у ребёнка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому, просто необходимо с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.

По мнению специалиста, в возрасте с рождения и до трехмесячного возраста«младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Появляются звуки, не свойственные нашему языку».

как развивать речь ребенка с рождения и до года© Depositphotos

3 месяца

Как развивать ребенка в этом возрасте. Логопед составила подсказки для родителей:

Пение гласных звуков (о, а, у, и).

  • Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
  • Пение колыбельных песен.
  • Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
  • Делайте паузы, чтобы малыш смог вам “ответить” на своём языке.
  • Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
  • Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
как развивать речь ребенка с рождения и до года© Instagram @sweet_businca

35 месяцев

  • Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
  • Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
  • Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
  • Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
  • Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
как развивать речь ребенка с рождения и до года© Instagram @little_card_for_baby

59 месяцев

Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.

  • Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
  • Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
  • Потешки, прибаутки
  • Игра в “Ку-ку” (спрятать лицо, игрушку)
  • Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
  • Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
  • Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
  • Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
как развивать речь ребенка с рождения и до года© Depositphotos

912 месяцев

Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определённый предмет.

  • Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
  • Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
  • Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
  • Развиваем моторику
  • Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
  • Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
  • Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
  • Задавайте вопросы ребёнку: “где?”, “что это?”, “кто это?”, “где зайка, а где киска”?
  • Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?

Всегда разговаривайте с вашим малышом! Не будьте мамочкой-молчуньей! Комментируйте, что вы делаете дома, что видите во время прогулки, из окна комнаты. Поверьте, это очень важно для речевого развития вашего малыша.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: