Развитие ребенка в 6 месяцев: физическое и психологическое состояние

Психическое развитие детей

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Развитие ребёнка в 6 месяцев

Развитие ребенка в шесть месяцев имеет свои особенности. Коммуникативные навыки крохи быстро развиваются, он экспериментирует со звуками, издает своеобразное жужжание, писк, бульканье. Около половины всех детей в этом возрасте «болтаю»: они повторяют слог «ма», «па», «га» или другие согласно-гласные соединения.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Первый прикорм — еще одно важное событие в шесть месяцев. Малыш впервые пробует что-то кроме молока или адаптированной смеси.

Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев

В этом возрасте активно развивается зрительная система младенца, он подолгу фокусирует взгляд на игрушке, может следить за ее перемещением. Активно изучает предметы вокруг себя, перекладывает игрушки, присматривается к ним, слушает звучание.

Малыш в 6 месяцев хорошо удерживает предметы в руке, при этом может с ними переворачиваться на бок, на живот. Ребенок использует все свои «органы чувств», чтобы исследовать мир вокруг себя. Всегда окружайте его множеством интересных вещей, которые можно потрогать, положить в рот и поиграть.

Что умеет ребенок в 6 месяцев:

  • Малыш без посторонней помощи переворачивается со спины на живот и обратно. Укрепляется мышечная система, малыш становится все мобильнее. Сильные мышцы шеи, рук и спины позволяют поворачиваться без особых усилий.
  • Полностью уходит гипертонус в ногах и руках, появляется способность контролировать свои конечности.
  • Многие младенцы в этот период начинают самостоятельно сидеть или, как минимум, пытаются это делать.
  • Если ребенка удерживать под руки, он уверенно отталкивается ножками от твердой поверхности.
  • Координация глаз и рук развита настолько, что ребенок обеими руками сознательно и целенаправленно тянется к предметам, может передавать их из руки в руку.
  • Практически исчезает рефлекс сосания и малыша можно подкармливать с помощью ложки.
  • Шестой месяц характеризуется скачком в росте, ребенок начинает демонстрировать больше эмоций. Прежде всего, это радость и гнев, которые можно выразить с помощью жестов, мимики или различных звуков
  • Шестимесячный ребенок может продолжительно играть с одной игрушкой и не отвлекаться в течение 15-20 минут. Поэтому рекомендуется активно развивать мелкую моторику с помощью развивающих колечек и пирамид.

В шестимесячном возрасте начинается процесс прорезывания зубов, может наблюдаться отечность десен и повышенное слюноотделение. Важно посетить детского стоматолога для определения состояния уздечек и строения челюсти.

В 6 месяцев удлиняется ночной сон, ребенок беспрерывно может проспать 6-7 часов. Уменьшается количество дневного сна — 2-3 раза по 30-40 минут.

Навыки ребёнка в 6 месяцев

Итак, малыш достиг шестимесячного возраста, как он выглядит: лежа на животе, опирается на таз и руки, ладони при этом его полностью раскрыты, хорошо умеет поднимать грудь от поверхности, и может немного прогнуться в спине.

В 6 месяцев навыки ребенка развиваются, наблюдаются следующие изменения:

  • Малыш активен, самостоятелен, становится крайне любознательным. Появляются навыки нахождения предмета, о котором ему говорят, легко укажет на любимую игрушку.
  • Продолжает развиваться когнитивная функция мозга: в 6 месяцев младенец начинает понимать причинно-следственную связь (если толкнуть игрушку, она упадет).
  • Малыш может некоторое время увлеченно играть, не требуя от мамы внимания.
  • Он умеет ползать по-пластунски, хоть и покачивается из стороны в сторону.
  • Может самостоятельно пить из кружки, если ее придерживать.
  • В этом возрасте, как правило, появляется первый зуб – обычно на нижней челюсти.

Рост ребенка в 6 месяцев

Рост ребенка в 6 месяцев согласно среднестатистическим данным врачей-педиатров:

  • Нижняя граница нормы у мальчиков колеблется от 63,3 см до 63,5 см, верхняя — от 69,8 см до 71,9 см
  • Рост девочек по нижней границе может составлять от 61,2 см до 63,5 см и по верхней – 68,0 см до 70,3 см

Рост шестимесячного ребенка согласно данным ВОЗ:

  • Нижняя граница у мальчиков колеблется от 63,2 см до 65,5 см, верхняя — от 71, 7 см до 71,9 см
  • Рост девочек может составлять от 61,4 см до 69,9 см

Сколько ребенок должен весить в 6 месяцев

Согласно статистическим данным отечественной педиатрии, вес ребенка в 6 месяцев должен приближаться к следующим нормам:

  • Мальчики: от 6,5 кг до 9,1 кг
  • Девочки: от 6,2 кг до 8,4 кг

Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие нормы:

  • Мальчики: от 7,1 кг до 8,9 кг
  • Девочки: от 6,5 кг до 8,3 кг

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

В шесть месяцев родители отмечают изменение психоэмоционального фона ребенка. Если раньше плач был основным инструментом общения, то теперь так выражаются в основном негативные эмоции – боль или дискомфорт. Увеличивается «словарный запас» малыша, в его арсенале уже около 40 звуков.

Психическое развитие ребенка шести месяцев жизни прогрессирует, теперь между взрослым и малышом происходит вполне осознанная беседа. Он может показать или найти тот предмет, о котором идет речь.

Малыш узнает голоса родителей на расстоянии, реагирует радостным визгом или своеобразными возгласами, показывая необходимость внимания. В полугодовалом возрасте дети максимально проявляют нежность к родителям, стремятся прижаться и обнять.

Появляется осознание причинных отношений. Младенец начинает понимать, что на крик придет мама, а если в поле зрения появляется бутылочка или тарелка — время обеда.

У ребенка имеется врожденный инстинкт самосохранения, но в силу отсутствия должного опыта, он развит недостаточно хорошо. А учитывая тот факт, что подвижность малыша увеличивается, следует максимально внимательно следить за его передвижениями и максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, чтобы у него было больше возможностей для исследования «мира».

[1] Первый прикорм – важное событие

В шесть месяцев начинают вводить прикормы, что позволяет разнообразить рацион питания ребенка. Следует начинать с мягких продуктов, выбирая овощные пюре или каши, поддерживая интерес к новой еде, давать также немного попробовать то, что ест мама или папа. Подробнее о первом прикорме.

Шестимесячные дети развивают понимание «постоянства объекта»: они будут искать предмет, который уронили или который исчез из поля зрения.

В 6 месяцев у ребенка улучшается координация, движения становятся целенаправленными. Теперь состояние малыша легко определить по его эмоциям, он открыто выражает радость и недовольство. На этом этапе развития ребенок проверяет, из каких материалов сделаны игрушки и какие они издают звуки. Он ощупывает их, трясет и даже пробует на вкус.

Уход за ребенком в 6 месяцев

По большей части родители уже знают, как ухаживать за младенцем. Правила ухода остаются неизменными — ежедневное подмывание, своевременная смена подгузников, полноценное купание дважды в неделю.

Поскольку ребенок усиленно учится ползать, необходимо следить за чистотой дома и руками младенца. В полгода начинается процесс прорезывания первых зубов, возможно снижение местного иммунитета полости рта. Родителям следует убедиться, что все игрушки, которые ребенок тащит в рот, максимально чистые. Такие меры предосторожности позволят избежать развития инфекционных процессов.

Шестой месяц отлично подходит для отучения от соски и бутылки, ребенку нужно как можно чаще давать пить из чашки или ложки. Если малыш упорно не хочет отказываться от пустышки, педиатры рекомендуют заменить ее специальной ортодонтической соской.

Читайте также:
Развитие ребенка в 3 года 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

Важным этапом в уходе остается ежедневный массаж и гимнастика, плавание в специальном бассейне. Гимнастические упражнения нацелены на стабилизацию ребенка в пространстве. Перед проведением любых упражнений обязательно проконсультируйтесь со своим врачом – педиатром

[2] Шесть месяцев — тот возраст, в котором имеет смысл оценивать развитие своего малыша. В этом периоде ребенок достигает очень важного умения -он овладевает навыкам переворота со спины на живот, и делает это одинаково ловко, как в левую, так и в правую сторону. Кроме того, ребенок продолжает упорно пытаться садиться. Шесть месяцев — это именно то время, к которому ребенок должен научиться совершать такие действия. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и не торопить события.

Возможно, вам будет интересно прочитать статью о развитии ребенка в 7 месяцев.

[2] – Под редакцией С. Сапожниковой: Развитие личности ребенка от рождения до года

Развитие ребенка в 6 месяцев: физическое и психологическое состояние

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В этой статье приводятся осредненные нормы развития ребенка от 6-месячного возраста до года.

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

В этой статье приводятся осредненные нормы развития ребенка от 6-месячного возраста до года. Однако обращаем внимание родителей, что у каждого ребенка свой темп развития, и если у малыша что-то не так, как описано здесь, это отнюдь не означает, что у него какие-то отклонения. Просто папам и мамам надо быть очень внимательными к своему малышу и, например, обратиться за советом к педиатру.

6 месяцев (Полгода – не срок!)

Психомоторное развитие.

В этом возрасте малыш уже умеет приподниматься, он может посидеть несколько секунд поддерживаемый взрослыми, но в конечном счете все же падает. Лежа в кроватке, ребенок тянет ручки вверх. Лежа на животе, он может приподнять голову, опираясь на руки, и перевернуться на спину. Кроме того, малыш хватается руками за ноги и старается поднести их ко рту. Он берет в руки и перекладывает из одной руки в другую предметы, которые ему дают взрослые. Однако может держать в руках только один предмет, т.е. если вы дали ребенку куклу в то время, когда он держит в руках кубик, он обязательно бросит его, чтобы взять куклу.
Физическое развитие. Возможно, что у вашего крохи уже появились первые зубки, обычно нижние передние. Теперь ему все хочется попробовать на зуб.
Психическое развитие. В связи с тем что малыш уже может сидеть с поддержкой взрослых, его поле зрения сильно расширяется, и он проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг него. Крохе нравится бросать разные предметы, чтобы вы их собирали. Он экспериментирует – что же будет? Если же малыш не получает назад свою игрушку, то начинает сердиться и даже плакать. Ребенок становится чувствительным к происходящему с ним и вокруг него, что выражается в его реакциях. Теперь он умеет отличать родных людей от незнакомых. Малышу очень нравится проводить время с мамой и папой, чужих же людей он часто встречает настороженно.
Развитие речи. Когда ребенок доволен или с ним разговаривают родители, он отвечает, издавая определенные звуки.

7 месяцев (Очень умелые ручки)

Психомоторное развитие.
Ребенок уже может сидеть некоторое время без посторонней помощи, опираясь на выставленные вперед руки. С этого момента руки малыша становятся его главными помощниками в исследовании окружающего мира. Теперь он с большей уверенностью держит бутылочку и другие предметы, ощупывает все, что ему попадается под руки. Малыш уже может брать вещи пальчиками, но все еще не делает различия между большим и указательным. Сидя, он вертит головой во все стороны.
Психическое развитие. Ваш ребенок использует появившиеся зубки и может есть с ложечки. К тому же у него уже сформировались свои предпочтения в еде. Если какая-то еда ему не по вкусу, он сжимает губы и отказывается от нее. Иногда ваш кроха даже не хочет есть с ложки. На этом этапе развития вещи привлекают внимание малыша, и он вертит их и осматривает со всех сторон, чтобы понять, как они устроены. Большое удовольствие ему может доставлять купание в ванной.
Развитие речи. Малыш уже умеет произносить отдельные слоги типа “ма”, “ба”, “да”. Кажется, что первое слово готово вот-вот сорваться с его языка. В этом возрасте с ним надо много разговаривать. Ребенку очень нравится, когда взрослые подражают его лепету и пытаются общаться с ним на его языке.

8 месяцев (Пробуждение чувств)

Большинство детей уже умеют передвигаться ползком на животе, чтобы достать какой-либо предмет или пододвинуться к маме.
Психомоторное развитие. Ребенок уже сам уверенно садится и много времени проводит, играя на полу. Если его игрушки лежат далеко, он старается сам их достать. Главное развлечение в этом возрасте – это бросать вещи на пол, наблюдая, как и с каким звуком они падают. Кроме того, малыш с любопытством следит за своими родителями.
Психическое развитие. В этом возрасте у малыша наблюдается особая чувствительность: хотя он еще не понимает значения большинства слов, он различает настроение родителей по тону голоса и жестам. Ребенку доставляет удовольствие все время проводить со своими родителями, поэтому это неподходящий период, чтобы отдавать его в ясли. Малыш усваивает новые навыки и привычки, повторяя то, что делают взрослые.Ваше чадо уже свыклось с ложкой и с удовольствием принимает участие в семейных застольях.
Развитие речи. Малыш репетирует, произнося то одни слоги, то другие.

9 месяцев (Как устроен этот мир?)
В этом возрасте ребенок уже активно ползает. Многие дети уже умеют ползать на четвереньках, хотя некоторым это удается только в десятимесячном возрасте.

Психомоторное развитие.

Малыш уже может брать предметы двумя руками одновременно; он вертит их, чтобы понять, как они устроены. Еще он может держать в каждой руке по вещи и стучать одной о другую. Маленькие предметы ребенок берет двумя пальцами – указательным и большим, – словно клещами. Он уже умеет прощаться, махая ручкой. Малышу очень нравится, когда его берут на руки, и он тянет к вам свои ручки, прося, чтобы вы его подняли.
Физическое развитие.
Вполне вероятно, что у крохи уже появились боковые резцы. Он пытается жевать деснами.
Психическое развитие.
Ребенок указывает на то, что он хочет, а если вы спрашиваете его о хорошо знакомом человеке, то малыш может указать и на него. Он уже знает, когда нужно идти на прогулку. Еда для него – настоящий источник наслаждения и. экспериментов.
Развитие речи.
Ребенок постоянно “играет” со звуками и тренируется их произносить.

10 месяцев (Все больше информации)

Малыш уже не только помнит людей и предметы, но и может их искать, когда не видит.
Психомоторное развитие. В этом возрасте ребенок может вставать, держась за бортики кроватки. Еще он умеет садиться сам, без посторонней помощи. Возможно, что он уже может сделать несколько шагов, держась за что-либо. Обычно малыш передвигается боком, например, от одного края дивана до другого. Как правило, такие походы кончаются падением, но ребенок снова встает и пытается преодолеть этот трудный путь. Родители должны следить за тем, чтобы ничто в доме не мешало их крохе экспериментировать, а также, чтобы все опасные предметы были убраны. В данный момент руки малыша – это главный источник приобретения навыков и информации: он открывает ящики, трогает все, что ему ни попадется, пытается перелистывать страницы книг и т.д.
Физическое развитие. Ребенок уже достаточно силен для того, чтобы сидеть и даже стоять.
Психическое развитие. Малыш может вспомнить любимых людей и различные предметы, даже если он не видит их в данный момент. Если ему называют чье-либо имя или название вещи, он пытается их найти.
Развитие речи. Когда малыш один, он что-то “мурлычет” себе под нос, и, возможно, именно в этом возрасте он начнет произносить по слогам первые слова (“ма-ма”, “па-па”. ). Когда ваше чадо указывает пальчиком на какой-то предмет, обязательно назовите его. Это можно сделать простыми фразами: “Это мишка. Мишка лежит в кроватке”.

11 месяцев (Не упускай из виду!)

Теперь родители глаз не должны спускать со своего ребенка. Он стал независимее, но и вероятность подстерегающих его опасностей возросла.
Психомоторное развитие. Малышу нужно отвести специальное место для игр, однако не стоит покупать ему манеж, потому что он ограничивает движения малыша и мешает ему дальше познавать мир. В этом возрасте для него полезны кубики и конструкторы, а также инсценировки песен типа “Жил-был у бабушки серенький козлик. “.
Психическое развитие. Ребенку очень нравится, когда с ним сидят и что-нибудь рассказывают. Необходимо объяснить ему, что для него опасно. Приучайте его к словам “да”, “нет”, “дай это мне. “. В своем исследовании мира малышу необходима помощь родителей. Они должны помочь ему понять и запомнить, кто он такой и что за люди и вещи его окружают. Для этого хорошо подойдут книжки с большими красочными картинками. Необходимо, чтобы малыш общался с другими детьми. Хотя он еще не умеет с ними играть, такое общение облегчит ему запоминание норм социального поведения.
Развитие речи. Малыш уже может произносить односложные и двусложные слова и узнает значения новых слов. Ему нравится повторять новые звуки.

12 месяцев (Очень нелегки первые шаги)

За этот год ваше сокровище прошло важный путь: малыш уже многое понимает, может объясниться при помощи жестов и звуков, а некоторые дети уже даже научились ходить.
Психомоторное развитие. Двенадцать месяцев – это переломный момент. Некоторые дети уже делают свои первые неуверенные шаги, но только немногие могут ходить самостоятельно, без поддержки взрослых. Родители не должны расстраиваться, если их малыш все еще не умеет ходить, так как у каждого ребенка свой темп развития. Кроме того, ходить – это достаточно трудное дело, так как малыш должен научиться распределять свой вес на две ноги и сохранять равновесие. Только после этого он пойдет. Ваш кроха будет сто раз падать и вставать, пока не научится свободно ходить. Падая, ребенок поймет, что, прежде чем пройти в дверь, нужно ее открыть, а углы стоит обогнуть, иначе будет “бо-бо”. Родители же со своей стороны должны убирать с дороги малыша все опасные предметы.Координация движения ребенка улучшается с каждым днем. Да и логика тоже. Возможно, он уже догадался, что маленький кубик нужно ставить на большой, а не наоборот.
Психическое развитие. Родители должны поощрять стремление детей познать окружающий мир и помогать им в этом. Свобода движений, которую малыши приобретают с умением ходить, облегчает процесс познания. Кроха проявляет повышенный интерес ко всему, что его окружает. Поэтому ему нравится открывать все ящики, чтобы посмотреть, что там внутри.Еще одно важное достижение. Малыш уже умеет объясняться при помощи жестов и звуков и знает, как попросить то, что ему нужно.
Развитие речи. Ребенку очень нравится, когда взрослые слушают его и разрешают ему “участвовать” в своих разговорах. Чтобы привлечь внимание родителей, малыш говорит “мама” и “папа”. И с каждым днем его запас слов растет.Родители должны внимательно следить за развитием ребенка и знать, в каких случаях нужно беспокоиться, а в каких – нет.У каждого ребенка свой темп развития, но взрослые должны следить за тем, как развивается малыш, потому что в некоторых случаях необходимо проконсультироваться с врачом.Обратиться к педиатру нужно:
если ваш малыш пассивен, апатичен и не проявляет интереса ни к играм, ни к людям;

  • если в семимесячном возрасте кроха не умеет сам переворачиваться;
  • если в восьмимесячном возрасте ребенок не имитирует звуки и не “мурлычет” себе что-то под нос;
  • если малыш не умеет сам садиться в девять месяцев.
Читайте также:
Развитие ребенка в 7 месяцев: физическое и психологическое состояние

Не стоит беспокоиться, если ваш годовалый карапуз еще не ходит, но если в возрасте пятнадцати месяцев он в буквальном смысле слова еще шагу не может ступить, необходимо обратиться к врачу, чтобы убедиться, что у вашего наследника нет никаких отклонений.

Ребенок играет: от рождения до года

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, – это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое “я” и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание – прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Читайте также:
Развитие ребенка в 10 месяцев: физическое и психологическое состояние

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки – это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка – зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда “придет коза-рогатая” и “забодает” его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш “разговаривает” с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет “гулить”, подражая китайскому языку, кубинец – испанскому, американец – английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

Читайте также:
Развитие ребенка от 3 до 4 лет: физические изменения , формирование речи и бытовых навыков, особенности режима дня и советы родителям

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела – глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова “папа” и “мама”. Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш “гулит” “ма-ма” и “па-па”, показывайте ему на фотографии и говорите: “Это мама, а это папа”.
Развитие координации
“Птички полетели”
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите “Птички полетели”, поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать – показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: “Скорее иди сюда и возьми шарик”.
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного — если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу “доску для игр”
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Читайте также:
Календарь развития ребенка по годам

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова “удар, ударять”, чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

опубликовано 21/05/2007 13:36
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Развитие ребенка в 6 месяцев: нормы и рекомендации

Развитие ребенка в 6 месяцев: нормы и рекомендации

Полгода — можно сказать, первая круглая дата для вашего малыша. К этому времени он окреп и потяжелел примерно в два раза с момента рождения. Вместе вы уже прошли через несколько скачков развития, вырастили первые зубы (но это не точно), освоили новые двигательные навыки. Дальше — больше! А куда дальше и чего больше — сейчас расскажем.

В этой статье:

Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития. Любые таблицы и нормы могут служить лишь ориентиром. Едва ли кто-то может лучше мамы чувствовать ребенка и знать, что и когда ему нужно.

В 2005 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила нормы развития детей. В их основе лежит масштабное исследование роста и веса почти 9 000 доношенных мальчиков и девочек со всего мира, находившихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев, и их матери не курили. В отличие от старых эталонов, новые нормы позволяют родителям отслеживать развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Рост ребенка в 6 месяцев

За шестой месяц дети в среднем вырастают на 1,7 см. Возможно, в этом месяце вы решите переселить малыша из колыбели, если использовали ее, в более просторную кроватку.

Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце–коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего»).

Мальчики
Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
62,6 64,1 66,2 67,6 69,1 71,1 72,6
Девочки
Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
60,5 62,0 64,2 65,7 67,3 69,5 71,0

Вес ребенка в 6 месяцев

За шестой месяц дети в среднем прибавляют в весе 450 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения. Стоит показать малыша врачу, если в неделю он прибавляет менее 100 граммов.

Стоит помнить о разнице в прибавках детей на грудном и искусственном вскармливании. Малыши, которые питаются молочной смесью, прибавляют плавно, в первые полгода по 600–700 г. А вот младенцы на грудном вскармливании до 4–6 месяцев могут порой набирать даже до 1,5–2,5 кг в месяц, и это абсолютно нормально, во втором полугодии такие «пышечки» обязательно будут «стройнеть».

Мальчики
Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
6,1 6,6 7,4 7,9 8,5 9,5 10,2
Девочки
Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
5,5 6,0 6,7 7,3 7,9 8,9 9,7

Вы можете заметить, что в этом возрасте малыш начинает более четко двигать пальчиками при хватании. Если к нему в ручку попадает игрушка, он не только может ее держать, но размахивает ею и перекладывает из руки в руку. В ванной ребенок может махать ручками при виде воды, а во время купания шлепать ими по поверхности. «Пустыми» руками кроха тоже иногда ритмически взмахивает.

Развитие ребенка в 6 месяцев: нормы и рекомендации

Малыш становится гораздо подвижнее. Многие полугодовалые дети начинают ползать и самостоятельно садиться. Но не переживайте, если этого еще не случилось с вашим ребенком. В норме самостоятельное сидение может развиваться даже до 9 месяцев, а ползание — и вовсе до 13!

Вы можете стимулировать ползание, кладя перед малышом игрушки так, чтобы ему приходилось немного продвинуться вперед для их захвата. Позвольте ребенку ползать по всему полу в комнате, идеально, если его игровым пространством станет весь дом. Прежде чем отпустить кроху в «свободное ползание», убедитесь, что розетки закрыты заглушками, провода и мелкие предметы убраны, свисающие края скатерки подобраны, а доступ к опасным веществам закрыт.

Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:

Можно ли присаживать малыша, если он еще не сидит сам?

Если малыш не садится сам — не торопитесь его присаживать. Лучше обратите внимание на подготовку мышц рук и спины к освоению этого навыка. Стимулируйте свое чадо стоять на четвереньках и ползать, занимайтесь легкой гимнастикой, например, давая малышу свои пальцы для захвата, и предоставляя ему возможность самостоятельно подтянуться на руках и сесть. Укрепив руки и спину, освоив положение на четвереньках, малыш быстро сядет и без вашей помощи.

Обратите внимание педиатра, если к концу седьмого месяца ребенок не научился переворачиваться с живота на спину.

Если ваш малыш уже проявил пищевой интерес (увлеченно заглядывает в вашу тарелку, тянет ручки к вашей еде), то в этом возрасте уже можно вводить прикорм. Обычно рекомендуется начинать с одного отварного овоща, без соли и любых других добавок, с порции в четверть чайной ложки, лучше в первой половине дня. В любом случае перед введением первого прикорма обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

После полугода ослабевает врожденный иммунитет, полученный ребенком от мамы еще во время беременности. Возможно, малыш впервые подхватит насморк или начнет подкашливать. Прочтите статью о сне во время болезни, чтобы знать, как будет вести себя малыш при недомогании.

У многих шестимесячных детей вовсю прорезываются первые зубки. Это может влиять и на сон, и на поведение в течение дня.

Буквально только что малыш вышел из пятого скачка развития, в результате которого он узнал о взаимоотношении вещей и о наличии расстояния между ними. Как следствие этого нового знания появляется сепарационный страх: ребенок понимает, что мама может уйти, и он ее не догонит! Поэтому он становится беспокойнее и может подолгу «висеть» на руках.

Кроме того, малыш начинает опасаться чужих. Теперь он вряд ли пойдет на ручки к врачу или даже к бабушке, которую долго не видел, а может даже испугается одного ее взгляда!

Обратите внимание педиатра, если к концу седьмого месяца ребенок не произносит нараспев слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «га-га» и т. п. (не лепечет).

С шести месяцев к поглаживаниям и растираниям можно добавить еще один прием массажа — разминание. Кончиками пальцев одной руки, кроме большого, слегка нажимаем на кожу и совершаем короткие круговые движения. Таким образом проходим по ручкам от кисти до плеча, по ножкам от стопы до бедра, по животику по часовой стрелке, по спинке от ягодиц до шеи вдоль позвоночника.

Помним, что для здорового малыша массаж — это прежде всего приятное общение с мамой, а не обязательная процедура. Достаточно будет и пяти минут в день. А если ему (или вам) это совсем не по душе, лучше отказаться от такого времяпрепровождения.

Чтобы массаж был интереснее, можно сопровождать его игровыми стишками, например:

Дождик травку поливает,
(легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев)

Ветер дерево качает.
(положив руки на плечи, слегка раскачиваем)

Листики висят, висят
(тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч)

И тихонько вниз летят.
(медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника)

Дети в садик выбегают
(«пробежать» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке)

И листочки собирают.
(легонько пощипать)

Их к себе домой несут
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке)

И в коробочку кладут.
(положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша и закрыть его пальчики в кулачок)

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Достижение полугодовалого возраста знаменует определенную веху в жизни ребенка – он переходит из пассивного младенчества к более активной жизни. Всех родителей интересует, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, так как четких критериев для всех детей нет и быть не может. Каждый малыш развивается индивидуально, на этот процесс оказывают влияние различные факторы – обстоятельства вынашивания и рождения, индивидуальные особенности и наследственные факторы.

В этот период изменения касаются всех аспектов жизни малыша – физического, умственного, эмоционального развития. Большинство детей в 6 месяцев уже научились отлично переворачиваться со спины на живот и обратно, управляют обеими руками, многие уже хорошо держат спину и сидят, некоторые уже делают первые попытки ползать.

Носки для малышей

В корзину

74-92 см / 6-24 мес

Джоггеры из футера

В корзину

68-92 см / 4-24 мес

Свитшот с кнопками

В корзину

74-92 см / 6-24 мес

Футболка для малышей

В корзину

68-92 см / 4-24 мес

Малыши в шесть месяцев прекрасно знают лица и голоса близких людей, эмоционально реагируют на родителей, выражают свое настроение, проявляют потребности. Приобретенные к полугодовалому возрасту навыки дают ребенку возможность познавать окружающий мир, осваивать новые умения.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Стоит сразу отметить, что никаких строгих нормативов физического развития малыша нет. Есть определенные сравнительно свободные критерии оценки. Как взрослый человек имеет свои особенные физические данные, так и дети в любом возрасте развиваются каждый по-своему.

Среднестатистический набор веса у детей к полугоду составляет 500-600 г, а рост увеличивается на 2 – 2,5 см. Обычно мальчики активнее набирают вес и быстрее растут, но это не выступает строгим показателем. В зависимости от веса при рождении дети в шестимесячном возрасте в среднем весят около 9 кг, а рост их составляет 65-70 см.

Физические умения малыша в 6 месяцев:

  • К началу 7 месяца дети независимо от половой принадлежности уже умеют переворачиваться с боку на бок. Например, поворачиваются на звук голоса или за движением яркого предмета.
  • Большинство детей в этом возрасте хорошо переворачиваются на живот и обратно. Многим детям очень нравится лежать на животе, это положение увеличивает обзор, а малыши уже очень любопытны. Активные движения ребенка – это первая опасность, нельзя оставлять полугодовалого ребенка без присмотра на диване или кровати, высок риск, что он может упасть.
  • К полугодовалому возрасту мышцы спины и позвоночник большинства детей уже достаточно крепкие, что позволяет им садиться, причем многие малыши уже умеют делать это самостоятельно. Родителям нужно помнить, что даже если малыш уже умеет сам садиться и ему это нравится, подолгу находиться в этом положении ему еще нельзя. Специалисты считают, что ребенку можно сидеть 15-20 минут, а затем делать перерыв.
  • У ребенка к 6 месяцам очень хорошо развиваются ручки. Если в младенчестве движения рук хаотичны и рефлекторны, то у полугодовалый малыш целенаправленно тянется за игрушками, берет их, крутит, рассматривает.
  • Многие родители интересуются, можно ли 6-месячного малыша ставить на ноги с опорой. Врачи считают, что насильно этого делать не стоит. Хотя многие малыши уже делают первые попытки встать на ножки, держась за руку или бортик кровати, сажать малыша в ходунки или водить за руки длительное время еще рано.

Чтобы помочь ребенку приобретать новые умения, не надо насильно ограничивать свободу его движений. Это касается не только пространства, но и одежды. Чем легче и свободнее одежда на малыше, тем лучше он двигается. Специалисты рекомендуют постелить на пол одеяло, положить вокруг малыша яркие мягкие игрушки и дать ему возможность самостоятельно тянуться и передвигаться. Игрушки будут целью и мотиватором, ребенок будет пытаться их достать и взять в руки.

Еще один важный физиологический фактор в шесть месяцев – это прорезывание зубов. Дети по-разному переносят и реагируют на этот процесс. Если вы заметили, что малыш плачет и капризничает без видимых причин, тянет в рот ручки или посторонние предметы, у него повысилось слюноотделение, значит, скоро у него прорежутся зубки. У многих малышей в этот период ухудшается самочувствие, не оставляйте недомогания малыша без внимания. Если повысилась температура или малыш сильно плачет, обратитесь к участковому педиатру.

Психическое, эмоциональное и нервное развитие ребенка

У ребенка 6 месяцев нервно-психологические рефлексы развиваются и заменяются проявлением эмоций. Уже проявляются первые признаки темперамента и характер ребенка. Полугодовалый малыш отлично фокусирует взгляд на интересующих его предметах, проявляет эмоции – заинтересованно смотрит на игрушку, радуется, когда получает желаемое и расстраивается при отказе.

Малыш этого возраста уже прекрасно знает своих родителей. Он радуется, увидев маму, или услышав ее голос. Улыбка или слезы – уже не просто реакция, а чаще всего осознанная эмоция. Многие малыши уже интуитивно чувствуют, что могут управлять взрослыми. Например, если заплакать, то придет мама и возьмет на ручки.

Многие современные педиатры убеждены, что в полгода с ребенком уже можно начинать заниматься развивающими играми. Для этой цели можно купить малышу мягкие игрушки, наполненные мелкими предметами (шариками). Научно доказано, что развитие мелкой моторики, способствует более активному умственному развитию.

Дети в 6 месяцев очень чувствительны к настроениям и эмоциям близких людей, они реагируют на голос мамы. В этом возрасте можно и нужно читать самые простые сказки, рассказывать истории, петь детские песни и колыбельные. Если вы рассказываете ребенку историю про мишку, показывайте картинку или игрушку, демонстрируйте звуки, которые издают животные. Безусловно, все это нужно делать, когда у малыша есть настроение. Постоянные разговоры с малышом помогают эмоционально развиваться, в этот период закладываются первые речевые зачатки.

Лучшие игрушки для детей этого возраста – крупные пазлы, мячики, сортировочные игры. Специалисты рекомендуют выбирать малышам игрушки для развития мелкой моторики, музыкальные книжки с яркими картинками, мягкие игрушки из материалов разной текстуры. Чтобы облегчить процесс прорезывания зубов, можно давать малышу специальные кольца из каучука или силикона, которые облегчают зуд десен.

В полгода уже можно определить первые проявления темперамента ребенка и развивать природные способности малыша. Спокойные детки любят наблюдать за происходящим вокруг, изучать предметы, свои руки, они любят гулять, сидя в коляске и разглядывать мир вокруг себя. Активные малыши находятся в постоянном движении, они уже пытаются вставать, постоянно тянутся за игрушками. Во время прогулки такие малыши неохотно сидят в коляске, им необходимо движение и не стоит ограничивать их в этом желании. Нервно-психическое развитие детей еще более индивидуально, но напрямую связано с приобретением новых физических навыков и умений.

Главными условиями правильного развития шестимесячного малыша выступают – наблюдение, внимание, поддержка и обеспечение безопасности. Детки пока не способны понять, что опасно, что нельзя, поэтому любые ограничения воспринимают как препятствие и реагируют соответствующе – плачем и криком. Не стоит ругать их за это, на капризы отвечайте спокойно и просто отвлеките внимание ребенка чем-то ярким, шумным, интересным.

Популярный детский доктор Комаровский кратко обозначил основные аспекты развития детей в 6 месяцев:

  • малыш сам переворачивается с боку на бок, со спины на живот и обратно;
  • любит движение (попрыгать на коленях у взрослого);
  • садится с помощью взрослого (хватается за руки и подтягивается, чтобы сесть);
  • больше времени проводит в вертикальном положении;
  • целенаправленно тянется за игрушкой, берет ее обеими руками;
  • речевое развитие выражается в виде издания звуков – агуканье;
  • эмоционально реагирует на родителей, ласковые прикосновения и любимые игрушки – смеется, улыбается, кряхтит;
  • делает первые попытки имитировать звуки (собачка «ав», кошка «мяу», барашек «бе»);
  • самостоятельно пьет из бутылочки или чашки-поильника;
  • умеет есть с ложечки;
  • может показать свои желания – попросить пить или игрушку, потянувшись рукой к предмету.

В полугодовалом возрасте малыши уже начинают понимать вкус пищи и напитков. Их рацион постепенно разнообразится, к материнскому молоку или питательной смеси добавляется прикорм. Дети в этом возрасте уже определяют, что сок вкуснее воды, с удовольствием едят одни продукты и не очень хотят употреблять в пищу другие. Наблюдайте, что нравится ребенку и как его организм реагирует на ту или иную пищу. Помните, что любой прикорм вводится с очень маленьких доз.

Если вы хотите развиваться своего ребенка, учитывайте его настроение и желание. Любая развивающая игра, прежде всего, – забава, малышу должно быть интересно. На этом этапе можно развивать физические навыки. Малыш учится манипулировать предметами, проявляет эмоции и предпочтения к определенным игрушкам, пробует и выбирает вкусы. Если ребенок бросает игрушку – это возможно не каприз, а просто изучение и любопытство, ему интересно – что будет? И так он изучает все вокруг себя, помогайте ему в этом. Поддерживайте двигательную активность и стремление к изучению мира, но оберегайте от опасности. Полугодовалому малышу уже можно немножко посидеть в песочнице или на траве, это даст ему новые впечатления.

Одежда – важный фактор, влияющий на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Требования к одежде для малышей просты:

  • вещи должны быть сшиты из натуральных материалов, хорошо пропускать воздух и давать коже дышать;
  • обратите внимание на швы, они должны быть крепкими, но не жесткими;
  • важный фактор для каждого ребенка – свобода движения, одежда не должна тянуть, сковывать, натирать нежную кожу;
  • верхнюю одежду для детей выбирайте по сезону, для осени и зимы – из непромокаемых материалов.

Далеко не всегда просто самостоятельно выбрать одежду для полугодовалого малыша и найти именно те вещи, которые подходят по сезону и особенностям климата. При выборе стоит учитывать и темперамент малыша. Для любителей гулять в коляске или для подвижных детей нужны разные виды одежды, особенно в холодный сезон. В нашем магазине представлены коллекции одежды для детей разного возраста. Брюки, комбинезоны, платья, ползунки – какая бы одежда не нравилась вашему ребенку, мы рады ее предложить, самого высокого качества.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Полгода – это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш. Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться. Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.

Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.

Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят [2], что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: