Развитие ребенка в 6 лет: физическое и психологическое состояние

Возрастные и психофизиологические особенности детей 5-6 лет
консультация (старшая группа) на тему

Все дети разные, каждый ребёнок индивидуален и развивается по-своему, у каждого свой темп развития. Но, всё же, есть нечто общее, что позволяет в целом охарактеризовать детей, – это возрастные особенности. Предлагаю вашему вниманию общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.

Возраст 5 – 6 лет в педагогике называется старшим дошкольным возрастом.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности». Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь. Второе название этого периода – период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. средний рост ребёнка 5 лет – 106 – 107 см, масса тела 17 – 18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см, масса тела 21,5 кг.

Характерным клиническим симптомом этого возрастного периода являются «боли роста», периодически возникающие в икроножных мышцах ребят. Эта боль может быть настолько интенсивна, что иногда сильно беспокоит детей. Известный детский хирург С.Я.Долецкий, изучив подобные жалобы у большего числа детей, пришёл к выводу: это болят мышцы, не успевающие за бурным ростом костей и не получающие достаточного количества питательных веществ. Как правило, это явление в наибольшей степени характерно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На пятом – шестом году жизни у дошкольников начинают постепенно шататься и выпадать молочные зубы, а на шестом – седьмом прорезаются постоянные зубы.

В этот период защитные силы организма детей активно функционируют, и защиту от инфекционных агентов иммунная система обеспечивает достаточно. Но в это же время происходит чрезмерное развитие лимфатической ткани, что в свою очередь нередко приводит к склонности детей к аллергическим реакциям.

Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры , так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем, соответственно, лучше он будет готов к школе.

Развитие психических процессов:

5-ти летний ребенок способен:

– удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

– находить 5-6 отличий между предметами;

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

– находить 4-5 пар одинаковых предметов.

– запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

– рассказывать наизусть несколько стихотворений;

– пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

сравнивать два изображения по памяти;

легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

– преобладает непроизвольная память.

– определять последовательность событий;

– складывать разрезанную картинку из 9 частей;

– находить и объяснять несоответствия на рисунках;

– находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

– находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).

Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Счет в пределах 10.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»

Читайте также:
Развитие ребенка в 5 месяцев: физическое и психологическое состояние

Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.

Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.

Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.

Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, имя и отчество родителей, их профессии.

Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

Бережно относится к природе.

Социально – нравственное развитие:

Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит;

– стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;

– проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;

– проявляет навыки взаимодействия с детьми;

– активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность.

Желает показать себя миру;

Он часто привлекает к себе внимание, т.к. ему нужен свидетель его самовыражения;

Стремится к большей самостоятельности;

Очень хочет походить на значимых для него взрослых;

Проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.

Действия детей в играх становятся разнообразными.

Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят

свое поведение, придерживаясь роли.

Конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.

Дети осваивают 2 вида конструирования:

  1. От природного материала к художественному образу (ребенок достраивает природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями)
  2. От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ).

Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро,

осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

  • ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом;
  • по мере необходимости пользуется носовым платком;
  • самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за
  • положительно относится к оздоровительным и закаливающим

Отношения со сверстниками:

– Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;

– В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя;

– начинают осознавать половые различия

Отношения со взрослыми:

Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

Формируются высшие чувства:

5–ти летние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а девочки, наоборот, папу к маме.

Это порождает агрессивные выпады.

Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины.

Формируется основная черта характера ребенка «Я» – позиция.

Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.

Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию

(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Берегите психику детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Игра является отражением социальной жизни и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка. В игре формируется личность ребёнка.

“Психофизиологические особенности детей 4-5 лет”.Методическая разработка.

Материал можно использовать как для консультации родителей ,так и для педагогов детей 4-5 лет.

Возрастные и психофизиологические особенности детей 4-5 лет

Возрастные и психофизиологические особенности детей 4-5 летВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПАМЯТЬВНИМАНИЕРЕЧЬМАТЕМАТИКАДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

Возрастные и психофизиологические особенности развития детей средней группы

Возрастные и психофизиологические особенностиразвития детей средней группыУ детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых .

Родительское собрание на тему “Психофизиологические особенности детей 4-5 лет”

Родительское собрание на тему “Психофизиологические особенности детей 4-5 лет&quot.

Возрастные и психофизиологические особенности развития детей 5-6 лет

Все дети разные, каждый ребенок индивидуален и развивается по своему, у каждого свой темп развития. Прелагаю составить общий возрастной портрет ребенка 5-6 лет.

Читайте также:
Развитие ребенка в 4 месяца: физическое и психологическое состояние

Развитие ребенка в 6 лет: физическое и психологическое состояние

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В этой статье мы рассмотрим специфику развития и обучения детей 6-7 лет.

Физиологическое развитие

В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Вес ребенка увеличивается в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов

Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь. Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

Развитие личности

Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Читайте также:
Развитие ребенка от 2 до 3 лет: особенности по месяцам, необходимые навыки и умения, физические изменения

Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.

Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

Кризис 7 лет

К 7 году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время “стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально “приемлемые рамки”. Он выразил суть конфликта формулой “инициатива против чувства вины”. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Общение ребенка 6-7 лет.

Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно – личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:

  • инициирование общения;
  • первые привязанности;
  • потребности друг в друге, в признании и уважении;
  • соревновательное подражание:
  • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
  • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

  • освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
  • способность позитивного общения с людьми,
  • развитие половой идентификации,
  • формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.

При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год: физическое и психологическое состояние

Психологические и физические особенности ребенка 6–7 лет. Готовность к школьному обучению

Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период. Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, ребенку нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от коллектива, например, в детском саду.

Несмотря на то, что к 6-7 годам ребенок начинает быстро расти, идет интенсивный рост мышц, туловища и позвоночника, остается не сформирована центральная нервная система, от которой зависит поведение и психическая деятельность, остается характерной высокая утомляемость ребенка.

– в этот период идет адаптация ребенка к новым условиям, он может проявлять экстремальные эмоциональные реакции: истерический плач вместо грусти, бурный восторг вместо тихой радости…;

– обостряется эмоциональные реакции на происходящее: повышается чувствительность, ранимость, обидчивость;

– могут появиться одни из психологических синдромов младшего школьного возраста : хроническая неуспеваемость, школьная тревожность, уход от деятельности, которые приводят к ложному или реальному психосоматическому заболеванию;

ребенок зачастую ссорится с родителями, использует как способ сброса эмоционального напряжения от испытания страха расставания, связанный с необходимостью ходить в школу;

– начинает устанавливать (часто и много) поверхностные и кратковременные контакты, взаимоотношения со сверстниками;

– проявляется любопытство к половым органам;

– часто отмечается проявление соперничества с братьями и сестрами;

– может начать лгать, брать без разрешения чужие вещи, чтобы выразить бунтарские чувства.

При поступлении детей в школу многое оказывается новым и это представляет определенные трудности:

– место расположения учреждения;

– смена детского коллектива в котором ранее находился ребенок;

– новый статус- школьника,

– умение работать по новой программе;

– смена игровой на учебную деятельность…

Многие родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту знаний, которые он приобрел в период детства. Однако ребенок может прийти в школу с развитым кругозором, но оказаться совершенно неподготовленным к выполнению разнообразных требований, предъявляемых школой.

Неподготовленность ребенка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребенок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми. Возможность успешного движения вперед зависит от способностей учащихся адаптироваться к изменяющимся условиям.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей разного возраста в связи с обучением в школе.

Родителям первоклашек – хорошо запомните следующее!

1. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения обобщать, анализировать и синтезировать, но и умения наблюдать и иметь развитое творческое воображение.

2. Большую роль играет и хорошее здоровье. Состояние здоровья ребенка в начале обучения- это тот резерв, тот запас сил, который определяет во многом успешность и первого года обучения, и всего школьного марафона.

3. Многие исследования показали, что младшие школьники любят учиться. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения и правил. Но неграмотное поведение родителей и учителей приводит к уменьшению прилежания и ответственности. Ведь каждый ребенок к моменту поступления в школу находиться на определенном уровне морального развития.

4. Поведение ребенка во многом зависит от темперамента. Это может проявляться в речи, эмоциональном развитии, мысленных операциях, письме. Одни говорят быстро другие – медленно; одни легко включаются в работу, другие действуют неуверенно, робко; одни решают трудную задачу упорно и настойчиво, другие – бросают, потом опять продолжают решать. Особенности темперамента могут быть замаскированы навыками, привычками, так называемым характером. А так как темперамент зависит от свойств нервной системы, то изменить его почти невозможно и не следует этого делать!

5. Дети 6-7 лет уже обладают некоторыми способностями. Это способности, которые помогают ребенку общаться. Сюда же относятся: желание вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми; умение организовывать общение, слушать собеседника; знание норм и правил общения.

К возрастным особенностям 6-7 летних малышей относятся непосредственность, эмоциональность, любознательность, доверчивость, отзывчивость. Например, при объяснении учителем арифметической задачи, в которой говориться о грибах, первоклассник может тут же рассказать о том, как он тоже собирал грибы в лесу. При этом не нужно принимать такое поведение за непослушание или невнимательность. Ребенок непосредственен в отношениях с вами. Капризы и упрямство тоже характерны для этого возраста. Важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.

Таким образом, в основе готовности к школьному обучению лежит и физическое, и психологическое развитие ребенка, без которых он не сможет успешно учиться в школе.

Учебная деятельность становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью, и формирования мотивационно – потребностной сферы. И в связи с этими проблемами очень серьезной и просто необходимой становится роль психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к обучению.

Читайте также:
Развитие ребенка в 10 месяцев: физическое и психологическое состояние

Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим.

Общие рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению.

1. Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

2. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

3. Увеличивайте словарный запас ребенка.

4. Регулярно водите ребенка в библиотеку.

5. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начинайте вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ получается.

6. Учите с ребенком стихотворения наизусть. Сначала расскажите стихотворение целиком, затем учите по частям. Наблюдайте, полно ли ребенок воспринимает текст, не переставляет ли слова, пропускает ли слова или добавляет несуществующие.

7. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.

8. Знакомьте ребенка со счетом, последовательностью чисел. Необходимо, чтобы малыш постепенно переходил от момента прикосновения пальцем при счете предмета к моменту счета без видимых моторных или двигательных компонентов, т. е. к счету глазами.

9. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах.

10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.

11. Помогите ребенку запомнить его имя, фамилию, адрес.

Эти рекомендации являются общими. Дальнейшая работа зависит только от желания помочь своему ребенку!

Консультация для родителей «Готовность детей к школьному обучению» Давайте еще раз обговорим, что действительно должны знать родители об интеллектуальной готовности ребенка к школе, и что должен знать ребенок,.

Информационный материал для родителей будущих первоклассников «Готовность к школьному обучению» Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Доклад для выступления на педагогическом совете «Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению» Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Все дети шести-семи летнего возраста приходят в школу с огромным желанием.

Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению» Требования, которые предъявляет ребёнку школа, или готовность к школьному обучению Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости.

Консультация «Готовность к школьному обучению» Готовность к школьному обучению Начало школьного обучения – важный и закономерный этап в жизни каждого ребенка. Поступление в школу и начальный.

Консультация для родителей «Цветы нашей жизни. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Консультация для родителей «Цветы нашей жизни. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» 1. Вступительное слово педагога Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению» Поступление в школу – знаменательное и важное событие в жизни. Его ждут с нетерпением и тревогой. Вся семья надеется, что вчерашний малыш.

«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению». Конспект родительского собрания Филиал №2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность к школьному обучению» Цели собрания: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс.

Влияние программы «Радость в знании» на готовность к школьному обучению дошкольников «Влияние программы «Радость в знании» на готовность к школьному обучению дошкольников» Выполнил студент 5 курса Аракелян Лусине Романовна.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно- двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 месяца: физическое и психологическое состояние

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия , т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно- двигательная координация.

социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы

Развитие ребенка в 6 лет: физическое и психологическое состояние

Психическое развитие ребенка 6-7 лет проходит очень динамично. Активизируются важные психические механизмы: мышление, внимание, память, воображение – все это помогает приспособиться к школе.

С поступлением в первый класс связанны некоторые новые особенности поведения. Теперь главный вид деятельности детей — учеба. С этого момента начинается совершенствование речи. Она становится более предметной, осмысленной. Родителям нужно понять: школьник быстро взрослеет, ему хочется почувствовать себя более самостоятельным, важным – как в школе, так и в семье.

Для детей важно принимать участие во всех важных семейных событиях. Кроме того, 7 лет — время очередного возрастного психического кризиса. Меняется поведение, привычки – ваш малыш хочет скорее стать взрослым. Его поведение сильно зависит от того, в какой среде он находится.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 6-7 лет психическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.

Восприятие

Главные особенности восприятия детей 6-7 лет:

  • осмысленный процесс;
  • познаются более сложные вещи, понятия.

Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.

Память

Возрастное психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. Усложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы.

Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.

Внимание

Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель обучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.

В начальной школе советуют использовать как можно больше такого материала, ведь тогда малышам проще привыкнуть к урокам, заинтересоваться происходящим. Таковы особенности обучения детей младшего школьного возраста. Даже сложные предметы можно эффективно преподносить таким интересным образом.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 3 месяца: физическое и психологическое состояние
Воображение

Не менее важный психический процесс — воображение. Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображение становится более управляемым. Его цель — создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными.

Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.

Психическое развитие в возрасте 6-7 лет подразумевает, что воображение, вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни малыша много стресса, страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.

  1. Школьник хочет участвовать в жизни семьи, принятии решений (куда ехать отдыхать, что покупать, как проводить праздники и т.д.).
  2. Стремится скорее стать взрослым, избавиться от своего детства (часто смеется над прошлыми увлечениями, одеждой, интересами).
  3. Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).
  4. Хочет самостоятельно принимать решения (малыш борется за возможность выбора).
  5. Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным.
  6. Ищет похвалу взрослых. Ему необходим знать, что он нужный, ценный, что поступает правильно.

Такие особенности характерны для взрослеющих девочек и мальчиков. Сейчас у них разные интересы, потребности, но в целом возрастные особенности одинаковы для всех.

Кризис 7 лет

В 7 лет (или чуть позже) происходит кризис взросления: у детей наступает пора, когда хочется скорее повзрослеть. Они очень гордятся своим новым статусом школьника, и им необходимо чувствовать себя более самостоятельными, взрослыми.

Сильно меняется поведение детей в этот период. Они ищут себя, стараются понравится коллективу, влиться в новое общество (школа, класс). Родители отмечают, что совершенно не узнают своего ребенка после начала школьного обучения. Некоторые дети меняют свой характер, становятся более агрессивными или, наоборот, тихонями. В этом возрасте для них важно следовать общему настроению в коллективе.

В кризисный период ребенку сложно, и родителям нужно это понимать. Ругать его за несвойственное поведение неправильно. Старайтесь больше говорить, обсуждать, что и зачем он делает. Так ему будет проще разобраться в себе.

Обучение и развитие

Нормальное психическое развитие невозможно без целенаправленного обучения. В 6-7 лет дети нуждаются в получении новых знаний. Детский сад и школа, общение со сверстниками, игры, занятия помогают им получить достаточно информации для развития. Ограждать детей от чего-то из этого списка нельзя – это плохо повлияет на их личность, характер, психику.

Три компонента мышления у детей

В возрасте 6-7 лет у детей отмечаются некоторые особенности мышления. Можно выделить три основных компонента мыслительной деятельности:

  1. Мотивация.
  2. Регуляция (возможность планирования, воля).
  3. Операционный компонент (сформированный план действий, занятий).

Очевидно, что психическое развитие в этом возрасте уже качественно отличается от развития ребенка еще 2 года назад. Тогда не было возможности планировать, учитывать последствия своих действий, отсутствовала воля. Теперь развитие мышления позволяет детям лучше сосредоточиться на учебе, делать успехи.

Развитие речи

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Мышление детей стимулирует потребность общаться, обсуждать, высказывать собственное мнение. Младший школьный возраст выводит развитие речи на новый этап:

  • речь уже носит контекстный характер (малыш знает, когда и что нужно или можно говорить);
  • речь регулируется (знает, как обращаться ко взрослым, что следует говорить в конкретном случае);
  • совершенствуется произношение, уходят некоторые дефекты;
  • проявляется смысловая сторона речи, то есть речь уже гораздо осмысленнее.

Перед тем как разрешить малышу поступить в первый класс, его будет проверять логопед.

Некоторые простые дефекты не влияют на возможность учиться – это индивидуальные особенности произношения. Более серьезные дефекты придется лечить.

Если речь развита очень плохо, вам могут назначить занятия в специальной школе.

Главные функции речи

Можно выделить 3 главные функции речи для детей 6-7 лет:

Коммуникативная

Речь необходима для общения с родителями, учителями, друзьями. Важно, чтобы словарный запас был достаточно богатым – тогда возможно полноценное общение.

Обучающая

Здесь играют важную роль механизмы мышления и восприятия. Малыш слышит, понимает, запоминает материал. Его речь обогащается специальными терминами.

Регулирование

Данная функция позволяет осуществлять устное планирование.

Особенности развития речи необходимо учитывать еще раньше, в 4-5 лет. Родители должны контролировать свою речь, ведь их ребенок учится, слушая самых близких ему людей, и неосознанно воспринимает их речь за образец.

Психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Возрастной период от 3 до 7 лет в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.

Читайте также:
Развитие ребенка в 8 месяцев: физическое и психологическое состояние

Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном общении, в поведенческой, психоэмоциональной и познавательной сферах.

В дошкольном возрасте наблюдается несколько важных возрастных задач:

  1. Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
    • задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другим (4-6 лет), возраст «Почемучек»;
    • планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет).
  2. Рост независимости по отношению к родителям (воспитателям:
    • умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет)
  3. Занятия, направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
    • работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);
    • приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности (6-8 лет)
  4. Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:
    • находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);
    • поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет)
  5. Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
    • убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);
    • участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет)
  6. Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени
    • включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет);
    • пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет)
  7. Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:
    • быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет)

I. Особенности эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

II. Особенности структуры самосознания

Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».

При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:

  1. осознание имени,
  2. половая идентификация,
  3. притязание на признание,
  4. временно’е осознавание,
  5. осознание прав и обязанностей.

III. Особенности общения

Общение со взрослыми:

  1. Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
  2. При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
  3. Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  4. Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно – образа самого себя.

IV. Психосоциальное развитие

Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.

Игра

Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок – дошкольник есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для гармоничного психологического развития ребенок должен играть.

Один из компонентов в структуре игры – правила.

Сказка

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность.

Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.

Рекомендации: Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому ребенок должен ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и их взаимоотношениями.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 11 месяцев: физическое и психологическое состояние

Вывод: на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.

Психологические особенности детей 5-6 лет

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования.

Это — произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам.

Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений.

На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

На шестом году жизни ребенка создаются благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет по-делиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Это приводит к двум существенным изменениям в жизни детей:

— изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений;

— появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. Дети не должны получать односложные ответы на свои вопросы. Отвечать ребенку необходимо полно и развернуто, спрашивать его мнение, заставлять думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй».

У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 10 месяцев: физическое и психологическое состояние

Творчество

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ.

Восприятие окружающего мира

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

Мышление

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Д ети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно, при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.

Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

С ловарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: