Развитие ребенка в 3 месяца: физическое и психологическое состояние

Психическое развитие детей

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев: физическое и психологическое состояние

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Ребенок в 3 месяца делает огромный прорыв в развитии. С каждым днем он получает новый опыт, овладевает необходимыми умениями и навыками, а также приносит родителям массу незабываемых эмоций и радует своими достижениями.

В три месяца ребенок осознанно смотрит на все, что вокруг него происходит. Он начинает прислушиваться к различным звукам, внимательно изучает лица людей и окружающие предметы. В ответ на внимание взрослых трехмесячный малыш осознанно улыбается. Также ребенок начинает проявлять первые речевые способности, произнося отдельные буквы и слоги.

Футболка для малышей

В корзину

68-92 см / 4-24 мес

Комбинезон на кнопках

В корзину

56-86 см / 1-18 мес

Кардиган-распашонка для малышей

В корзину

56-92 см / 1-24 мес

Ползунки

В корзину

56-86 см / 1-18 мес

Как проходит физическое развитие трехмесячного ребенка

К этому периоду младенец в среднем набирает 800 грамм (¼ от его массы тела). Допускается изменение показателей веса на 200-250 грамм в большую или меньшую сторону. В росте трехмесячный ребенок прибавляет 3-4 см. Увеличиваются показатели окружности головы и груди малыша. Головной мозг к этому периоду набирает 40-50 граммов. Продолжают активное развитие все внутренние органы и функциональные системы ребенка.

Каждый ребенок – это индивидуальный организм, поэтому если в развитии малыша наблюдаются незначительные отклонения от стандартных показателей, волноваться не стоит.

Особенности психического развития трехмесячного ребенка

В три месяца коммуникативные органы продолжают развиваться. Ребенок начинает задерживать взгляд на ярких и неподвижных объектах, а также внимательно рассматривать лицо родителей или незнакомых людей. Кроме того, трехмесячный малыш способен сосредоточить зрительное внимание, то есть наблюдать за движущимися объектами. При этом ребенок начинает поворачивать головку. Чтобы определить уровень зрительной активности можно взять яркую игрушку и на расстоянии полуметра от глаз малыша медленно двигать ею со стороны в сторону. Ребенок должен наблюдать за движением игрушки глазами, поворачивая головку.

Кроме зрения, продолжает совершенствоваться и слух. Услышав голос или звук, ребенок пытается установить расположение источника шума.

Трехмесячный ребенок начинает отличать живые и неживые объекты. К примеру, другой младенец заинтересует его больше, нежели привычная игрушка. Внимательно наблюдая за взрослыми или другими детьми ребенок в 3 месяца на пдсознательном уровне начинает анализировать увиденную информацию. Это проявляется мимическими выражениями и неподвижностью тела. Некоторые младенцы этого возраста кроме улыбки способны прерывисто, тихонько или громко и заливисто смеяться.

Многие дети в три месяца начинают произносить одинокие гортанные звуки, которые оформляются в гуление или лепетанье. Таким образом ребенок показывает свои эмоции, реагирует на окружающих и принимает участие в разговоре.

Развиваются мыслительные способности ребенка. Поскольку он чувствует и реагирует на атмосферу в семье, психическое развитие трехмесячного ребенка будет во многом определяться окружающей обстановкой. Общаться в доме, где находится маленький ребенок, нужно спокойно и уравновешенно. Атмосфера должна быть благоприятной и предрасполагающей.

Плач у ребенка по-прежнему остается единственно возможным способом общения. Таким образом он сообщает родителям, что хочет кушать, спать, переодеться, купаться и т.д. Начиная с трех месяцев у ребенка формируется мыслительная ассоциативная связь. Он понимает, что после его плача последует кормление или другая необходимая помощь.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Строгих и четких показателей в данном вопросе нет. Один ребенок может овладеть определенными навыками в три месяца, а у другого ребенка они сформируются к четырем месяцам. И наоборот. Трехмесячный малыш может владеть умениями четырех или пятимесячного ребенка.

Существует примерный набор навыков и умений, которыми должен обладать каждый трехмесячный ребенок.

Перечень умений и навыков

  • уверенное лежание на спине без опоры;
  • реагирование на висящие игрушки, ребенок пытается к ним дотянуться и потрогать;
  • реакция на различные предметы и голоса не только взглядом, но и поворотами головы;
  • умение переворачиваться со спины на живот или бок;
  • продолжительное лежание на животе с целью изучению окружающей территории;
  • перемещение по горизонтальной плоскости с помощью движений ног и рук;
  • отталкивание ножками от ровной поверхности (при этом родителям нужно малыша обязательно поддерживать);
  • соединение пальцев в замок.
  • реагирование на появление знакомого лица движениями рук, ног, улыбкой, смехом или даже повизгиванием;
  • проявление эмоций и характера (если ребенку что-то не нравится или он желает что-то заполучить, он начинает громко и долго плакать или капризничать);
  • произношение звуков, состоящих из согласных и гласных букв (формирование первых речевыхнавыков);
  • получение удовольствия от купания.

Если трехмесячный ребенок овладел вышеперечисленными умениями и начал приобретать новые навыки, родителям следует ориентироваться на показатели развития старшего возраста. При этом не нужно прекращать заниматься с ребенком. Необходимо продолжать расширять уровень его знаний и возможностей.

Как определить, что трехмесячный ребенок отстает в развитии

Несмотря на индивидуальность ребенка, родителям следует быть предельно внимательными, чтобы вовремя обнаружить возможные отклонения в физическом и психоэмоциональном развитии малыша. Проконсультироваться со специалистом необходимо в случаях, если трехмесячный ребенок:

  • не удерживает головку;
  • не реагирует на источник шума поворотами головы и глазами;
  • не фокусирует взгляд на ярком предмете;
  • не тянется, не пытается держать в руках простую игрушку;
  • не реагирует на появление взрослых;
  • не издает никаких звуков, не улыбается при контакте с родителями.
Читайте также:
Развитие детей в 1 год 5 месяцев: двигательные навыки, интеллект, режим дня, советы

Также посетить педиатра и невропатолога следует родителям, у которых не получилось наладить режим кормления и сна, а ребенок стал плохо спать, есть и постоянно плакать.

Режим дня ребенка трех месяцев

Как и у двухмесячных детей, распорядок дня у малышей трех месяцев строится вокруг кормлений. В среднем ребенок кушает 5-8 раз каждые 3-3,5 часа. 2-3 кормления отводится на ночное время. Сохраняется четыре дневных сна по 1,5-2 часа. Если есть возможность, несколько дневных снов лучше организовать на улице.

Распорядок дня малыша родители организовывают сами. В него должны быть включены следующие мероприятия и занятия:

  • прогулки на свежем воздухе (2-3 в день по 1,5-2 часа);
  • гимнастика, массаж (по 5-8 минут 2-3 раза в сутки);
  • воздушные ванны;
  • развивающие игры;
  • выкладывание малыша на животик перед кормлением или спустя 1-1,5 после приема еды для укрепления мышц шеи и спины.

Также не следует забывать о тактильном контакте. Чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и гармонично развивался его нужно носить на руках, разговаривать, гладить, обнимать и т.д.

Питание трехмесячного ребенка

Суточная норма еды для ребенка в 3 месяца составляет 800-900 мл. Чтобы определить точную порцию необходимо вес ребенка поделить на шесть. Раньше родители уже с трех месяцев начинали докармливать детей фруктовыми соками или пюре. Сегодня представители Всемирной организации здравоохранения не рекомендуют здоровым детям на грудном вскармливании давать какие-либо продукты до полугода (даже воду). Только в сильную жару ребенка можно немножко допаивать очищенной водой.

Грудное молоко – это полноценное питье и питание для малыша. В нем содержатся все необходимые питательные микроэлементы и антитела, которые защищают детский организм от вирусов. После введения прикорма потребность в молоке невольно снижается, что приводит к снижению его выработки. Если маме кажется, что ребенок испытывает нехватку молока, не стоит спешить давать малышу смесь. Необходимо увеличить длительность и количество прикладываний ребенка к груди.

Чтобы узнать, сколько съедает трехмесячный ребенок за сутки и хватает ли ему материнского молока, есть два способа:

  • контрольные взвешивания при каждом кормлении (определение массы тела малыша до и после кормления);
  • установление количества суточных мочеиспусканий (в норме их должно быть 10-12). Для этого необходимо отказаться от памперсов и пользоваться на протяжении дня и ночи одноразовыми пеленками.

Рекомендации родителям по развитию трехмесячного ребенка

Когда ребенок активно бодрствует он уже не просто лежит в кроватке, а стремится услышать или увидеть что-нибудь необычное и интересное. Самое подходящее занятие с малышом в 3 месяца – это игра.

Игры должны быть непродолжительными и незатейливыми. Лучше, если во время развлечения взрослый будет рассказывать веселый стишок или потешку. В этом возрасте у ребенка проявляются первые речевые способности, он начинает издавать различные звуки (в науке это называется предречевой вокализацией). Чтобы речь правильно развивалась, ребенок должен постоянно слышать новые слова и звуки. Также можно ребенку начинать читать небольшие сказки, петь песни или просто включать музыку.

Не только приятным, но и полезным развлечением будет гимнастика для пальчиков, массаживание стоп и ладоней. Чтобы развить тактильные ощущения можно дать малышу потрогать предметы разной фактуры (ткань, мягкая игрушка, кубик, книга и т.д.). Отличный вариант для трехмесячных детей – игры с погремушкой. Можно погреметь ею перед глазами малыша или просто дать посмотреть. Чтобы ребенку было интересней игрушки следует периодически менять.

Еще один вариант игры для детей такого возраста – чтение книг. Ребенку можно показывать различные картинки, при этом рассказывая и называя все, что на них изображено. Изображения должны быть крупными и обычными.

Общаться с малышом необходимо не только во время игр. Любой контакт с малышом (смена подгузника, подготовка к купанию, массаж и т.д.) должен сопровождаться разговорами. Речь должна быть тихой и чувствительной. Таким образом ребенок будет не только развиваться, но и чувствовать мамину любовь, заботу.

Отдельное внимание родителям трехмесячных детей необходимо уделить выбору одежды. Чтобы ребенку было комфортно и уютно, предпочтение следует отдавать качественным, выполненным из натуральных тканей вещам. Важно чтобы одежда была бесшовной, не сковывала движений и позволяла телу дышать.

Приобрести качественную одежду на любой случай жизни и сезон можно в интернет-магазине LOLOCLO. Благодаря используемым материалам она легко стирается и долго сохраняет привлекательный внешний вид. Доставка осуществляется по всей России.

Развитие ребенка в 3 месяца: нормы, проблемы и советы

Возраст 3 месяца – это время удивительных открытий, новых навыков и скачков в развитии. Это уже не новорожденный, который все время только ест и спит. Дети в 3 месяца жаждут познавать мир, учатся с ними взаимодействовать и устанавливать контакт с окружающими людьми. Практически каждый день в арсенале умений ребенка появляется что-то новое. Расскажем подробнее, что нужно знать о развитии малыша в этот период.

Развитие ребенка в 3 месяца: нормы, проблемы и советы

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

С 0 до 3 месяцев ребенок продолжает активно расти. Каждый месяц он прибавляет в росте примерно 2-3 см, а в весе — 750-800 г1. В 3 месяца ребенок должен весить 5-6 кг. Мальчики обычно весят больше, чем девочки.

Эти параметры родители могут оценивать самостоятельно, но также их обязательно измеряет медсестра при плановом медицинском осмотре. Кроме роста и веса, она определяет окружность головы и груди. Голова ребенка в 3 месяца достигает величины 38-39 см. Окружность грудной клетки также составляет 38-39 см.

Читайте также:
Развитие ребенка в 3 года 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

Важно, чтобы эти показатели были в пределах нормы. Если есть отклонения в любую сторону — нужно разбираться, почему так происходит.

Чтобы правильно измерить рост ребенка, нужно положить его на твердую ровную поверхность, слегка надавить на колени и бережно зафиксировать голову. Длина тела измеряется от макушки для пяточек. В одиночку сделать это сложно — лучше взять помощника. Вес младенца измеряется на специальных весах в горизонтальном положении.

При оценке физического развития ребенка важно знать не только то, сколько он весит или какого он роста, а насколько гармонично происходят эти процессы. Следует помнить: грудничок не растет равномерно. Больше всего он набирает в весе и росте во внутриутробном периоде. Сразу после рождения происходит естественная убыть массы тела, связанная с адаптацией к новым условиям существования. Затем малыш снова продолжает расти, но темпы набора роста и веса будут уже не столь значительны.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 месяца

Родителям интересно знать, что умеет делать ребенок в три месяца, и какие новые навыки он осваивает. Для удобства восприятия мы собрали всю необходимую информацию в таблицу 2 .

Календарь развития ребенка в 3 месяца

Лежа на животе и высоко подняв голову, опирается на предплечья. Уверенно держит голову в вертикальном положении

Эта таблица показывает лишь приблизительные параметры, которым должен соответствовать ребенок в возрасте 3-4 месяцев в своем развитии. Однако следует помнить: все дети разные, и они не всегда вписываются в установленные педиатрами рамки. Это не всегда означает отклонения или болезни, нередко — это всего лишь особенности развития, свойственные для вашего малыша. И если вы задаетесь вопросом, что умеет ваш малыш — не сравнивайте его с другими детьми. Ориентируйтесь только на него самого и сравнивайте его трехмесячного с тем младенцем, что был всего лишь месяц или два назад.

Конечно, бывают ситуации, когда развитие ребенка в возрасте 3 месяцев замедляется. И если ваш малыш, например, не может самостоятельно держать голову — стоит проконсультироваться с педиатром. А вот если ребенок в 3 месяца не переворачивается — волноваться не нужно. Согласно современным рекомендациям педиатров, он может начать это делать не ранее, чем в 4-5 месяцев.

Питание малыша в 3 месяца

На третьем месяце жизни малыш все еще находится на грудном. Если у мамы хватает молока, она кормит им младенца — и не добавляет больше ничего.

По рекомендациям ВОЗ, прикорм в этом возрасте вводить еще не рекомендуется. Его начинают только тогда, когда грудного молока становится недостаточно для обеспечения потребностей ребенка. Как правило, это возраст около 6 месяцев 3 .

Уход за трехмесячным ребенком

Чтобы развитие трехмесячного ребенка шло полным ходом, ему нужно обеспечить должный уход. В комфортных условиях, согласно позиции современной психологии, малыш быстрее осваивает новые умения.

Поддерживать комфортный микроклимат в помещении. Температура должна быть в пределах 20-22 °C, влажность — 40-60%. Нужно часто проветривать комнаты, в которых бывает ребенок.

Гулять на свежем воздухе. При хорошей погоде и самочувствии рекомендуется гулять каждый день не менее двух часов.

Соблюдать гигиену. Грудного ребенка рекомендуется купать ежедневно, подмывать — по мере необходимости.

Многие родители задаются вопросом, как можно держать ребенка в 3 месяца. В этом возрасте можно носить младенца на руках, прижав его к себе или отвернув от себя — лицом к миру, поддерживая на уровне груди и бедер. Не забывайте придерживать голову – не все дети уверенно держат ее в этом возрасте, и иногда им еще нужна помощь

Развитие младенца в три месяца во многом зависит от контакта с родителями. Очень важно, чтобы малыш получал достаточно материнского и отцовского тепла и заботы. Если ребенок плачет — возьмите его на руки, предложите грудь или смесь, проверьте подгузник и пеленки. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы успокоить малыша. Но бывает и так, что плачем он сигнализирует о дискомфорте — например, если болит животик, заложен нос. Когда плач долго не прекращается, стоит обратиться к врачу и убедиться, что ребенок здоров.

Распорядок дня трехмесячного ребенка

К трем месяцам жизни у малыша вырабатывается собственный ритм сна и бодрствования. Обычно грудничок просыпается самостоятельно утром примерно в одно и то же время. Он сразу ест, затем некоторое время бодрствует и снова засыпает. Просыпается повторно в обеденное время, снова ест и активно играет. Третий сон случается вечером. Затем после очередного периода бодрствования малыш переходит на ночной сон. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, иногда спят до утра, но груднички практически всегда просыпаются на кормление. Это — вариант нормы для ребенка в 3 месяца.

Здоровье ребенка в три месяца

Развитие ребенка в 3 месяца во многом определяется его физическим состоянием. Если малыш здоров, он будет осваивать новые навыки и изучать окружающий мир в соответствии с возрастом. Но если у грудничка есть врожденные или приобретенные заболевания, стоит проконсультироваться с педиатром. Своевременная коррекция выявленных нарушений поможет не только избежать осложнений, но и позволит держать темпы нервно-психического развития в пределах нормы.

  • Общее состояние. Здоровый малыш бодр и весел, когда он сыт, одет в сухую одежду и подгузники и не хочет спать. Если все условия соблюдены, а ребенок вял, апатичен или, напротив, слишком возбужден, стоит обратиться к врачу.
  • Мочеиспускание. Ребенок в три месяца мочится 10-15 раз в день 4 .
  • Стул. Частота дефекации обычно совпадает с частотой кормления. Стул ребенка в 3 месяца должен быть кашицеобразным 5 .
  • Поведение после кормления. Здоровый ребенок может срыгивать молоко — это нормально. Главное, чтобы объем отторгаемой пищи был не слишком большим, а малыш – не страдал от дефицита веса.
Читайте также:
Развитие ребенка в 1 месяц: физическое и психологическое состояние

Теперь вы знаете, что делает ребенок в возрасте трех месяцев и какие навыки осваивает в этот интересный период. Представляете, что можно младенцу в этом возрасте, какие аспекты его развития критичны и заслуживают пристального внимания. Если у вас появляются сомнения или вопросы — не стесняйтесь задавать их врачу. Будьте в курсе — и пусть малыш растет здоровым!

Развитие ребенка в трехмесячном возрасте

Детский организм постоянно находится в состоянии изменений, как физических, так и психологических. Особенно быстро и заметно эти перемены проходят у грудничков, то есть малышей от первого месяца до первого года жизни. В этот период родители должны быть особенно внимательны к состоянию малыша и четко знать нормы анатомического и психомоторного развития, чтобы иметь возможность своевременно заметить какие-либо проблемы.
В данной статье мы поговорим о малышах в 3 месяца: что они должны уметь, какие рефлексы наоборот должны угаснуть, как правильно взаимодействовать с младенцем, какие проблемы со здоровьем могут возникать. Вы узнаете, нужно ли обращаться к остеопату, если ребенок полностью здоров, и с какими нарушениями развития данный врач поможет справиться.

Характерные особенности грудного возраста

Для возраста до года, но после периода новорожденности характерны свои особенности, которые также применимы для трехмесячных малышей:
– интенсивный темп роста;
– интенсивные функциональные и анатомические изменения всех органов и систем;
– близкий и частый контакт с матерью за счет грудного вскармливания;
– интенсивный обмен веществ для обеспечения высоких темпов роста, за счет чего увеличена потребность в энергии и, соответственно, потреблении питательных веществ (младенцу требуется в 3 раза больше энергии, чем среднестатистическому взрослому человеку);
– активное развитие и совершенствование работы нервной системы;
– постепенная утрата трансплацентарного (переданного от матери) иммунитета с достаточно медленным формированием собственной защиты (однако за счет отсутствия тесного контакта с другими детьми вероятность инфекционных болезней не повышается).

что умеет ребенок в 3 месяца

Скорость роста и темпы развития ребенка частично запрограммированы генетически. Однако роль факторов внешней среды исключать нельзя. Правильный уход за грудным малышом не только способствует снижению рисков формирования каких-либо проблем со здоровьем, но и сам по себе является важным фактором адекватного взросления ребенка.

Особенности организма трехмесячного ребенка

В 3 месяца у младенца происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровне. Родители должны внимательно оценивать состояние ребенка, обеспечивать комплексный уход и своевременно отмечать какие-либо несоответствующие возрасту проблемы.

Физические нормы в 3 месяца

Для понимания правильности физических изменений у ребенка, нужно отслеживать следующие параметры: рост, вес, окружность головы и окружность груди. Для каждого малыша в три месяца эти показатели могут отличаться, но в среднем, согласно Всемирной организации здравоохранения, они должны соответствовать следующим нормам:
– рост: 57-62 см для девочек и 59-64 см для мальчиков;
– вес: 5,2-6,6 кг для девочек и 5,7-7,2 кг для мальчиков;
– окружность головы: 38-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков;
– окружность груди: 37-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков.

Для трехмесячных малышей нормально прибавление в весе на 700-800 грамм, в росте на три см в течение 4 недель. Окружности головы и груди увеличиваются на 1,5 см. Измерять антропометрические показатели нужно ежемесячно.

Небольшие отклонения от указанных параметров не обязательно означают наличие болезни, но при их обнаружении лучше посетить специалиста, чтобы удостовериться в нормальном и гармоничном росте ребенка. Как можно быстрее стоит проконсультироваться с врачом, если перечисленные показатели значительно отличаются от указанных норм.

Особенности развития нервной системы 3 месячного младенца

Нервная система особенно быстро развивается именно в первые 3 месяца жизни. К этому возрасту ребенок, при отсутствии каких-либо нарушений, умеет следующее:
– в положении лежа на животе поднимать и уверенно держать голову;
– пытаться перевернуться на живот;
– поворачивать голову в стороны;
– в положении лежа на животе опираться на руки и локти;
– четко фиксировать взгляд на окружающих предметах и людях;
– при удерживании в вертикальном положении хорошо опираться на ноги;
– мычать некоторые звуки, гулить с различными интонациями и звукосочетаниями;
– реагировать на звуки, поворачивать голову к их источнику;
– улыбаться.

Важное значение имеют безусловные рефлексы — автоматические движения, осуществляемые в ответ на действие определенных факторов внешней среды. У новорожденного ребенка рефлексов достаточно много, но почти все из них должны угасать к трем месяцам.

Чтобы оценить наличие или отсутствие определенных рефлексов у малыша, нужно знать их проявления и способы проверки. К 3 месяцам не должно быть следующих рефлексов:
– хоботковый рефлекс: ребенок вытягивает губы трубочкой при легком постукивании по ним;
– поисковый рефлекс: малыш тянется к источнику раздражения, если его пощекотать по щеке;
– рефлекс Бабкина: малыш открывает рот при захвате и надавливании на центральную часть ладони.

Сосательный рефлекс сохраняется, а также происходит активное развитие моторики. Дети пытаются схватить ручками подвешенные над кроваткой игрушки, ощупывают разные предметы.

Оценка мышечного тонуса малыша в три месяца

Для новорожденных характерно состояние физиологического гипертонуса сгибательных мышц, то есть руки и ноги малыша разгибаются тяжелее, чем сгибаются. К 3 месяцам тонус выравнивается. Проблемы с напряжением мышц в 3 месячном возрасте — достаточно распространенное явление, поэтому нужно знать критерии нормы.
Чтобы проверить мышечный тонус младенца в три месяца, нужно раздеть и положить его на живот на твердую поверхность. Критерии оценки:
– ребенок в 3 месяца несколько минут удерживает приподнятой голову и поворачивает ее из стороны в сторону;
– руки малыша опираются на предплечья;
– грудная клетка слегка приподнята над поверхностью, а живот и таз плотно прижаты к ней;
– бедра ребенка слегка разведены, а голени приподняты;
– при мысленном проведении линии от затылка до нижней ягодичной складки должна получаться прямая (при наличии нарушений эта линия скашивается в сторону);
– при сгибании и разгибании ног ягодичные и подколенные складки должны быть симметричными, при этом сами движения производятся свободно, а таз не отрывается от поверхности.
В положении малыша на спине голова должна лежать на центральной линии и без затруднений поворачиваться в разные стороны. Руки ребенок держит свободно, постоянно играется ими, тянет в рот. Правая и левая стороны туловища должны быть симметричны друг другу.

Читайте также:
Развитие ребенка в 5 лет: физическое и психологическое состояние

Особенности взаимодействия с малышом на третьем месяце жизни

Трехмесячный возраст — это своеобразный рубеж, начиная с которого младенец нуждается не только в правильной гигиене, своевременных кормлениях, прогулках, гимнастических мероприятиях. В этот период резко возрастает потребность в эмоциональном взаимодействии с окружающим миром.

Так как на третьем месяце формируются зрение и слух, активно развиваются положительные и отрицательные эмоции, родителям стоит больше уделять времени для общения. Разговаривайте с детьми, рассказывайте им стишки, напевайте песенки, включайте музыку. Улыбайтесь им и не забывайте про важность тактильного контакта.
Важное значение для развития нервной системы 3 месячных младенцев имеют игрушки. Они должны быть разнообразными по форме и разноцветными, а также желательно быть сделанными из разных материалов. Таким образом у малыша развиваются осязательные, зрительные ощущения. Игрушки могут издавать разные звуки, только не очень громкие и резкие, чтобы ребенок не испугался. Также игрушки должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок их не проглотил или не засунул в нос или уши.

Сейчас есть множество специальных игрушек, мячиков и других приспособлений для развития моторики у трехмесячных малышей. Нужно понимать, что в этот период дети часто ломают попадающие им в руки предметы, но это абсолютно нормально. Любые действия руками в этом возрасте позволяют детям активнее улучшать двигательные навыки и познавать мир.

Нужно помнить, что в этом возрасте ребенок уже может случайно перевернуться с живота. Поэтому его нельзя оставлять на высоких поверхностях, с которых можно скатиться и упасть. Например, на краю дивана.

Проведение массажа и гимнастики

Дети более подвержены влиянию извне, чем взрослые. Они гораздо пластичнее и восприимчивее к массажу и гимнастическим упражнениям. Проведение подобных мероприятий необходимо не только в процессе лечения каких-либо отклонений от нормы, но и для достижения гармоничного и полноценного взросления малыша.

гимнастика для детей 3 месяцев

Детский массаж представляет собой комплекс мероприятий для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательной и нервной систем. Он также оказывает общеукрепляющее действие на организм.

Положительные свойства массажа:
– способствует нормализации деятельности всех органов и систем;
– улучшение питания тканей и, соответственно, роста костей, мышц;
– улучшение состояния кожи, повышение ее упругости и эластичности;
– положительное воздействие на кору головного мозга: формирование положительных эмоций, становление двигательных навыков.
Массаж часто сочетают с гимнастическими упражнениями, причем делать комплекс рекомендуется не только при наличии патологий, но и всем здоровым детям. Данные мероприятия можно делать самостоятельно, но первый раз лучше сходить с малышом к специалисту. Он покажет, какие движения во время массажа будут полезными на третьем месяце и какие гимнастические упражнения стоит проводить. Наиболее важно, что врач научит родителей, как правильно делать массаж и гимнастику, чтобы не навредить малышу.

В некоторых случаях, если у младенца наблюдаются отклонения от нормы в развитии, массаж и гимнастические упражнения должен проводить исключительно медицинский сотрудник. Именно поэтому малыша предварительно стоит показать доктору.

Противопоказания к массажу

Любое оздоровительное и профилактическое мероприятие имеет ряд ограничений, при которых его проведение может не только не улучшить состояние, но и навредить человеку. Детский массаж и гимнастические упражнения не являются исключениями.

Их выполнение противопоказано при наличии у малыша следующих болезней:
– повышение температуры вне зависимости от причины;
– тяжелая форма гипотрофии;
– воспалительные процессы кожи и подкожно-жировой клетчатки, мышц, костей, лимфатических узлов;
– болезни, при которых развивается повышенная хрупкость костной ткани;
– острый период рахита;
– острые артриты вне зависимости от происхождения;
– туберкулез костей и/или суставов;
– врожденные пороки сердца с выраженным влиянием на общее состояние малыша;
– различные формы геморрагического диатеза;
– наличие грыж у ребенка, особенно с риском их ущемления.

Распространенные патологии в трехмесячном возрасте

У грудных младенцев большая часть заболеваний связаны либо с наследственными факторами, либо с врожденными аномалиями, либо с неправильным уходом и питанием. Чаще всего у малышей в 3 месячном возрасте отмечаются следующие проблемы:
– нарушение мышечного тонуса (чаще сохранение гипертонуса);
– задержка физического или нервно-психического развития;
– дистрофия (дефицит массы или переизбыток);
– анемия;
– различные виды диатезов;
– повышенная раздражительность и гипервозбудимость;
– сбой режима сна и бодрствования;
– затруднение при глотании;
– обильное срыгивание и/или рвота после еды;
– запрокинутая или развернутая в одну сторону голова;
– спазмы мышц, судорожные состояния.
Предотвратить перечисленные состояния гораздо проще, чем заниматься их лечением. Поэтому еще с периода новорожденности, даже если беременность проходила хорошо, а при родах не было никаких проблем и ребенок полностью здоров, лучше показывать малыша специалистам остеопатической клиники.

Читайте также:
Развитие ребенка в 4 месяца: физическое и психологическое состояние

Детская остеопатия

Остеопатические мероприятия в раннем детском возрасте проводятся не только с целью лечения заболеваний, но и для профилактики их возникновения. Младенцы в 3 месячном возрасте хорошо поддаются остеопатическому влиянию, так как их организм еще не полностью сформирован. Поэтому посетить врача такого профиля не будет лишним, даже если здоровье малыша полностью соответствует норме.

развитие ребенка в 3 месяца

Основные преимущества обращения в остеопатическую клинику:
– Врачи остеопаты воспринимают организм малыша как единую систему и комплексно воздействуют на него.
– Остеопатия применяется без использования медицинских препаратов и хирургических вмешательств, поэтому может проводиться даже таким маленьким детям.
– Врачи клиники борются не с симптомами или даже механизмами формирования болезни, а выявляют точную ее причину. Это позволяет во многих случаях добиваться полного восстановления здоровья и исключить разнообразные осложнения.
– Детская остеопатия позволяет эффективно предотвратить появление каких-либо проблем со здоровьем малыша даже при наличии факторов риска. Оптимально будет показать младенца специалисту еще в период новорожденности, чтобы тот сразу оценил состояние организма, выявил или исключил всевозможные предрасполагающие факторы, дал рекомендации и при необходимости назначил процедуры.
– Остеопатия полностью безопасна для младенцев. Все детские специалисты являются полноценными врачами с высшим медицинским образованием, прошедшими дополнительное обучение в специализированной остеопатической школе.
Остеопатическое лечение не является панацеей от всех болезней. Детские остеопаты внимательно оценивают каждую ситуацию, определяя показания и противопоказания для использования специфических методик. Наиболее эффективным считается комплексный подход. Для достижения лучшего результата остеопатические методики могут комбинироваться с ЛФК, массажем, гимнастическими упражнениями и приемом препаратов при необходимости.

Остеопатический прием в клинике «Качество жизни»

Маленькие дети — особая группа пациентов, к которым нужен аккуратный подход, чтобы прием прошел удачно.
В клинике «Качество жизни» работают опытные детские специалисты остеопатического профиля, ЛФК и смежных направлений, которые обеспечивают комфорт не только родителям, но и самим маленьким пациентам. Все диагностические и лечебные манипуляции проводятся осторожно, максимально безболезненно. Чтобы оградить малыша от отрицательных эмоций, особенно при его повышенной возбудимости и плаксивости, специалисты соглашаются на следующее:
– вести прием не в белом халате, а в цветной одежде, которая отвлекает и не пугает малышей;
– не использовать укладывание младенца и отказаться от его полного раздевания;
– использовать отвлекающие факторы, в частности игрушки.
Врачи комплексно подходят к обследованию и лечению пациентов любого возраста. Специалисты проводят точную диагностику, направленную на выявление причины болезни или факторов риска ее возникновения. Только после полноценного обследования врач назначает комплекс лечебных или профилактических мероприятий.

Заключение

В трехмесячном возрасте отмечается ряд важных изменений. Младенцы продолжают стремительно расти и развиваться уже не только физически, но и эмоционально. Именно в этот период дети начинают улыбаться, могут сфокусировать взгляд на предметах, активно познают окружающий мир. Обеспечить полноценное взросление малышу могут родители с помощью правильного ухода и своевременного обращения к остеопату для профилактики и лечения возможных нарушений.

Развитие ребенка в 3 месяца: физическое и психологическое состояние

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая!

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Оценка нервно-психического состояния малыша может быть произведена на основании анализа ряда поведенческих и неврологических признаков.

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

Оценка нервно-психического состояния малыша может быть произведена на основании анализа ряда поведенческих и неврологических признаков. Оценивать нервно-психическое развитие малыша нужно будет на разных этапах его жизни. В первый раз — сразу после рождения, анализируя основные рефлексы новорожденного.

РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Нижеприведенные рефлексы, позволяющие сделать оценку нервно-психического развития детей, могут быть вызваны симметрично:

  1. Поисковый рефлекс. Легко проявляется при касании пеленкой уголка рта ребенка. Он обязательно поворачивает голову в этом направлении и начинает интуитивно искать источник пищи.
  2. Сосательный рефлекс. Стоит только поместить между губами крохи какой-либо предмет – он обязательно его ухватит, удерживая во рту и совершая губами сосательные движения. Этот рефлекс появляется у ребенка еще в утробе матери на 32 неделе.
  3. Рефлекс Моро. Также появляется у новорожденных и характеризуется вздрагиванием. Проходит не раньше четвертого месяца. Проверить его легко, если вблизи малыша громко стукнуть или хлопнуть. Ребенок зажмурится и вздрогнет, выпрямит согнутые до этого ноги.
  4. Рефлекс Робинсона. Если коснуться ладони малыша, он сожмет пальчики и попытается ухватиться за предмет. Чаще всего проявляется у малышей, появившихся на свет раньше срока.
  5. Ползанье по Бауэру. Лежа на животе, кроха старается упираться ногами в ладони взрослого. Проходит к началу второго месяца жизни.
  6. Рефлекс Кернига. Ноги малыша постоянно согнуты в коленях, и их сложно разогнуть.
  7. Рефлекс Бабинского. Если провести по наружной стороне ноги ребенка штриховыми движениями, то он согнет пальцы. Причем если сгибаются все пальцы, то речь идет об отрицательном синдроме, а если только большой палец, то о положительном.

Все перечисленные выше рефлексы пройдут у детей в течение первого года жизни.

Особенности развития малыша в первый месяц жизни

Анализируя ориентировочные зрительные реакции, нужно проверить, как месячный малыш реагирует на яркие неподвижные игрушки или лица взрослых. Младенец должен удерживать на них взгляд.

Проверить слух можно, оценив, как ребенок реагирует на звуки. В один месяц кроха должен интересоваться голосами, прислушиваться к звукам.

Читайте также:
Развитие ребенка от 1 до 2 лет: физические параметры, сон, питание

Что касается эмоционально-социального поведения, то у нормально развивающегося крохи в первый месяц жизни должна появиться первая улыбка.

Движения: ребенок в положении на животе должен уметь поднимать и держать голову в течение 5 секунд.

Кроха должен издавать звуки, слыша обращенную к нему речь.

Второй месяц жизни

Зрительные реакции проявляются фиксацией взгляда на неподвижных предметах, а также непродолжительным слежением за предметами, перемещающимися по горизонтали. Слуховые реакции можно оценить по способности малыша поворачиваться на источник звука.

В эмоционально-социальном отношении кроха становится более общительным, часто улыбается взрослым, наблюдает за другими детьми, если они присутствуют рядом.

В положении на животе двухмесячный кроха уже удерживает голову более 5 секунд, крепко держит погремушку в кулаке, способен произносить отдельные звуки.

Трехмесячный малыш

Оценка нервно-психического развития трехмесячного крохи может быть проведена на основании анализа его основных реакций и навыков. Малыши должны уметь сосредоточивать взгляд на игрушках, которые перемещаются в вертикальном положении.

Трехмесячные дети должны проявлять оживление при обращении к ним, случайно касаться подвешенных над кроваткой на уровне груди игрушек. Малыш в положении лежа уже должен уметь поднимать голову и удерживать ее в течение минуты, подниматься на предплечьях.

Четырехмесячный ребенок

Нервно-психическое развитие малыша в четыре месяца оценивается по тем же признакам, что описаны выше. В первую очередь это зрительные реакции: кроха узнает близких и проявляет оживление при их виде. Слуховые реакции выражаются в повороте головы при поиске источника звука.

В отношении эмоций и поведения можно отметить следующие достижения: малыши все так же активно реагируют на появление близких, любят смотреть на других детей, проявляют радость в их обществе.

Предметы, попадающие в руки, малыши рассматривают, захватывают, ощупывают. В речи четко прослеживается доминирование «гуления».

Пятимесячный малыш

Для оценки нервно-психического развития нужно будет проверить основные ориентировочные реакции малыша. В этом возрасте дети уже отличают лица близких людей от малознакомых, узнают их голоса, реагируют на эмоциональную окраску речи. Малыши с большим удовольствием идут на руки, радуются контакту с другими детьми, берут из их рук игрушки.

В положении на животе кроха лежит, поднимая корпус и упираясь ладонями в поверхность, умеет переворачиваться, с поддержкой уже стоит. В пять месяцев речь малыша — это певучее «гуление». Он впервые пробует есть густую пищу.

Полугодовалый малыш

Оценку нервно-психического развития крохи можно провести, проанализировав нижеописанные навыки и показатели.

В 6 месяцев у ребенка разная реакция на чужое и свое, он уверенно обращается с игрушками, перекладывая из руки в руку.

Малыш умеет менять положение, переворачиваясь с живота на спину, делает первые попытки ползти. В речи появляются первые задатки лепета.

Семь месяцев

Оценка развития ребенка в семь месяцев происходит на основе анализа следующих навыков малыша:

  • умеет играть с игрушками, бросает, стучит, перекладывает;
  • ползает, сидит;
  • речь активна, с лепетом и повтором слогов;
  • умеет пить из чашки в руках взрослого.

Восемь месяцев

Кроха с большим интересом наблюдает за поведением другого ребенка, ярко проявляет эмоции и лепечет. Движения его рук более осознанны и координированны. он подолгу играет игрушками, меняя порядок действий.

Малыш умеет самостоятельно принимать положение сидя или лежа, стоит, удерживаясь за борт кроватки, опускается. Четко произносит отдельные слоги.

Девять месяцев

Ребенок умеет танцевать в такт музыке, ползет навстречу близким людям, пробует копировать действия другого ребенка, подолгу играет с предметами, обращая внимание на их свойства.

Пробует переходить от одного предмета к другому, удерживаясь за опору, понимает простые вопросы, поворачивается на свое имя, имитирует речь взрослых, произнося целый ряд звуков.

10 месяцев

В 10 месяцев оценить нервно-психическое развитие детей можно по следующим навыкам. Малыши уже умеют играть одной игрушкой со взрослым или с другим ребенком, самостоятельно производят целый ряд манипуляций с ними, перекладывая, вынимая, закрывая и открывая.

Кроха ходит с поддержкой, способен выполнять простые просьбы взрослых, машет «пока», делает «ладушки». В речи доминирует лепет.

11 месяцев

Малыши в это время радуются появлению близких людей и других детей, начинают овладевать новыми навыками использования предметов, строят простые башни из нескольких кубиков, разбирают пирамидку. Кроха уже умеет стоять без поддержки, пробует делать первые шаги.

В отношении развития речи оценка может быть дана на основании анализа навыков ребенка, который должен выполнять словесные инструкции взрослых, делать первые обобщения слов, соотнося предметы с их категориальной принадлежностью.

Ребенку 1 год

В 12 месяцев для оценки нервно-психического развития детей нужно будет проанализировать следующие навыки.

Дети должны уметь различать формы предметов, узнавать лица взрослых по фото. Малыши ищут игрушки, протягивают руки к близким, смеются и радуются при ласковом обращении к ним.

Дети умеют самостоятельно выполнять разученные действия, переносят их с одного предмета на другой, ходят без опоры. В отношении речи малыши заметно прогрессируют: они знают имена близких, названия предметов, понимают запреты, произносят первые простые слова.

Развитие ребёнка в 3 месяца

В три месяца ребенок спит дольше ночью и имеет длительные периоды бодрствования в течение дня. Теперь малыш может фиксировать объекты на расстоянии около 30 см и следить за ними глазами. Он уже находится в контакте с окружающей средой, может начать тянуться кпредметам, расширяются коммуникативные навыки.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Читайте также:
Календарь развития ребенка по годам

Что должен уметь ребёнок в 3 месяца

Родителям необходимо обратить внимание на то, что должен уметь ребенок в 3 месяца:

  • Если трехмесячного ребенка положить на живот, он вытягивает руки вперед. При этом будет образовываться прямой угол в локтевом суставе. Так развивается крупная моторика — двигательная активность крупной мускулатуры.
  • Лежа на животе, ребенок может поднять голову, фиксируя ее на весу и опираясь на предплечья.
  • Физическое развитие ребенка в 3 месяца продолжает совершенствоваться. Теперь малыш, лежа на спине, без посторонней помощи переворачивается на бок.
  • Если новорожденного подтянуть за руки, он согнет ноги в коленных суставах и подтянет их к животу. В конце третьего месяца будут исчезать такие рефлекторные способности как автоматическая ходьба.

Игрушка побуждает малыша поднимать голову, лежа на животе. Чаще играйте с новорожденным, показывая яркие предметы, это будет стимулировать зрительную систему и положительно влиять на мозговую деятельность.

  • В состоянии покоя ладошка ребенка находится в открытом положении.
  • Малыш может захватить игрушку рукой и удерживать ее некоторое время. Это говорит о развитии мелкой моторики, когда происходит синхронизация рук и пальцев с глазами.
  • Играя с ребенком, можно заметить, как он следит за перемещением игрушки, поворачивая голову или фокусируя только взгляд.
  • Малыш рассматривает руки, пальцы, следит за их подвижностью.
  • Фиксирует взгляд на маме после голосового обращения.
  • Звуки, произносимые малышом, становятся интонационно выразительными.
  • Можно отметить появление слоговых комбинаций, которые различаются между собой в зависимости от настроения.
  • Звуки становятся более разнообразными и продолжительными: «аааххх», «оооххх». Добавляются новые буквы, можно услышать “Н”, «М», «П».
  • При виде лица ребенок улыбается, однако пока не способен различать чужих и своих.
  • При общении с мамой оживляется, становится активным, смеется.
  • Радость, любопытство, а также гнев и разочарование могут быть четко выражены трехмесячным ребенком. Головной мозг увеличивается в объеме: осознание растет, появляются простые ассоциативные способности.

Малыш больше интересуется своим окружением и пытается общаться. Он внимательно смотрит на маму при кормлении и поворачивается,когда с ним разговаривают. Через разные звуки он пытается общаться с окружением, умеет выражать радость, например, визжанием или смехом. Между 3 и 4 месяцами жизни обязательно проводится осмотр педиатром на отсутствие отклонений. Кроме того, врач объяснит, что должен уметь делать ребенок на 3 месяце жизни. При обнаружении нарушений, врач назначит соответствующий комплекс упражнений или дополнительные диагностические мероприятия.

Навыки ребенка, характерные для третьего месяца жизни

Ребенок в возрасте трех месяцев становится подвижным, его тело выпрямляется, и малыш уже не принимает эмбриональную позу — ему нравится свободно размахивать ручками и ножками. [1]

  • узнает родителей, резво откликается на голос мамы, усиливается желание к общению;
  • хнычет, капризничает, кричит в случае неудовлетворенности;
  • активно играет с игрушками над кроваткой, хватает их, пытается удержать в руках;
  • если приподнять малыша, будет пытаться упираться в твердую поверхность;
  • совершает активные повороты головой, удерживая ее на весу;
  • определяет звуковые и световые источники.

Развитие малыша на 3 месяце активно продолжается, он начинает лучше распознавать яркие цвета. Теперь он может четко видеть предметы даже на большом расстоянии. Бинокулярное зрение развивается: информация от обоих глаз сливается в одно целое.

У ребенка в три месяца хорошо развиты вкусовые рецепторы. Малыш любит все, что имеет приятный вкус и сладкий запах. Примечательно, грудное молоко матери меняется в первые месяцы жизни малыша. Оно адаптируется к более высоким энергетическим потребностям трехмесячного ребенка и содержит больше соединений сахара.

Исследования показывают, что дети, чьи родители общаются с ними, имеют более высокий IQ и больший словарный запас, когда они становятся старше, чем другие дети. Поэтому тесноевзаимодействие с новорожденным в данный период особенно важно.

Рост ребенка в 3 месяца – нормы веса и роста

Рост ребенка в 3 месяца согласно данным педиатров:

  • Мальчики: нижняя граница составляет 56,5 см, верхняя — 62,1 см.
  • Девочки: нижняя граница составляет 56,1 см, верхняя — 61,9 см.

Рост ребенка согласно данным ВОЗ:

  • Мальчики: нижняя граница составляет 57,2 см, верхняя — 65, 3 см.
  • Девочки: нижняя граница составляет 55,4 см, верхняя — 63,9 см.

Нужно отметить, что ВОЗ регулярно пересматривает свои стандарты, чтобы не упустить важные моменты. Рекомендуем ориентироваться на данные таблиц с официального сайта.

Сколько ребенок должен весить в 3 месяца

Сколько ребенок должен весить в 3 месяца указывают данные ВОЗ и отечественных педиатров. Так, согласно ВОЗ, вес мальчиков может варьироваться от 5 до 8 кг, что является нормой, а вес девочек от 4,4 до 7,6 кг. [2]

По данным педиатров, вес мальчиков в 3 месяца колеблется от 4,8 до 7,1 кг. Девочки могут весить от 4,6 до 6,2 кг.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок может успокоиться, посмотрев маме в глаза, он может искать ее в комнате и от волнения двигать руками, а найдя, начнет улыбаться.

В развитии мозга новорожденного происходят большие перемены, которые совпадают со значительными изменениями в поведении. Теперь ребенок настроен на внешний мир и чувствителен к различным шумам и звукам.

Часть мозга, которая управляет координацией рук и глаз, позволяет ребенку распознавать объекты, быстро развивается. Психическое развитие ребенка в конце 3 месяца становится уже очевидным. Постепенно частый плач сменяется улыбкой, которая может быть разной, в зависимости от того, что малыш хочет «сказать». Развитие ребенка на 3-м месяце характеризуется обострением его любознательности. В этот период рекомендуется играть с новорожденным, используя яркие игрушки.

Все дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию лишь показывают, чего может достичь малыш, если не прямо сейчас, то в скором времени. Имейте в виду, что детям, родившимся ранее положенного срока, требуется больше времени для полноценного развития.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

Уход за ребенком в третий месяц

Уход за новорожденным, который достиг третьего месяца, кардинально не отличается от детей 4-8 недель. Все также необходимо проводить водные процедуры, промывать половые органы после дефекации и мочеиспускания, следить за длиной ногтевой пластины.

Однако этот месяц является важной датой. Врач проверяет, развивается ли ребенок в соответствии с возрастом, определяет его рост, вес, двигательные и сенсорные способности. В конце осмотра назначается проведение вакцинации от следующих заболеваний:

  • Столбняк (вызывается бактерией Clostridiumtetani).
  • Дифтерия (инфекция, вызываемая бактерией Corynebacteriumdiphtheriae).
  • Коклюш (заразное заболевание, вызывается бактерией Bordetellapertussis)
  • Гемофильная инфекция (острый инфекционный процесс, вызванный Haemophilusinfluenzae).
  • Полиомиелит (инфекционное заболевание, вызванноеполиовирусом).
  • Вакцина против гепатита В.

Нужно следить не только за физическим, но и эмоциональным состоянием ребенка. В возрасте 12 недель малыш способен «считывать» состояние мамы, определяя ее настроение по тембру голоса. Также внимание следует уделить питанию. Американская академия педиатрии не рекомендует детям в возрасте 3 месяцев давать что-либо кроме грудного молока или молочных смесей. Привнести пищевое разнообразие следует не ранее полугода. [3]

Показатели развития ребенка до года

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

Читайте также:
Развитие детей от 5 до 6 лет: формирование памяти и речи, физический и социальный рост ребенка, любимые занятия в этом возрасте

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: