Развитие ребенка в 2 года 3 месяца: физическое и психологическое состояние

Психологические особенности развития детей 2–3 лет

Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменения в его характере, поведении, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок идет по-своему пути развития, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития, которые являются некоторым ориентиром как для родителей, так и для специалистов работающих с детьми данной возрастной группы.

В 2-3 годика ребенок – это уже маленькая личность! Он сознательно произносит “я”: “Я хочу/не хочу, я буду/не буду!”. Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили. Нельзя наказывать несправедливо ребенка, т. к. он становиться обидчивым. Этот период жизни психологи называют кризисным. Тем не менее, у ребенка повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость. Малыш иногда может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, сразу прекратить игру, чтобы пойти поесть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становиться трудно.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

Двигательное развитие качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Обратите внимание: на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Однако родители должны тактично поправлять ребенка. Звукопроизношение становиться более совершенным. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского сада, и в точности повторяет характерные им позы, жесты, мимику, речь. Ролевая игра в жизни любого ребенка – показатель новой ступени в умственном развитии.

Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); выделение основных свойств предмета (форма, величина, цвет); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу, по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослым, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы – светит солнце, идет снег, дождь, гремит гром, на небе тучи; сегодня тепло, холодно, жарко и др. ; о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные представления о них; о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и др. ; о некоторых трудовых действиях – пилить дрова, копать землю, мыть посуду, пылесосить ковер и т. д.

Ребенок трех лет запоминает и правильно выполняет четыре-пять действий подряд, названных взрослым (подойти к столику, взять карандаш, принести его и положить на стол). Так же хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд. В три года малыш может после показа взрослого нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует заметить, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел карандаш, он вряд ли выполнит задание. Не забывайте, что в общении со взрослыми ребенок трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Проявлять внимание, сочувствие к другим детям (отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему, т. е. развиваться воспитанным малышом.

Для ребенка в этом возрасте важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 8 месяцев: физическое и психологическое состояние

Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку психофизическое благополучие на третьем году жизни?

предоставляйте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого;

относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью;

избегайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие; проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка ил умения, нужно просто дать время на его отработку;

доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справиться с заданием и у него все получиться; поддерживайте и чаще хвалите ребенка;

дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил свою задачу, необходимо отметить это, выразить радость;

если у ребенка что-то не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если он просит, но добиться, чтобы хотя бы частично выполнил что-то сам;

формируйте у ребенка установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату;

при возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника;

старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка;

хвалите ребенка только по заслуженному поводу, похвала должна быть адекватна результату действия;

продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, демонстрациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения;

активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельности; формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям, их деятельности и действиям, миру человеческих отношений;

если малыш увлечен игрой, а у вас другие планы (обед, поездка и т. п., постепенно и плавно переводите ребенка на необходимость сменить род деятельности.

Вам как родителям малыша 2-3 лет важно:

—Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

—Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

—Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

—Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

—Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

—Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

—Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

—Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) Работа в консультационном пункте (консультация для родителей детей 1,5 -2 лет) «Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте.

Психологические особенности задержки психического развития младших школьников «Психологические особенности задержки психического развития младших школьников» Учитель начальных классов Валеева Зимфира Ядгаровна.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 2–3-х лет» Консультация для родителей Особенности развития речи детей Первая младшая группа (от двух до трех лет) Подготовила: Самотохина М. Н., воспитатель.

Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет» Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет. Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми. Совместная.

Особенности развития детей 4–5 лет С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.

Особенности развития детей 4–5 лет. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Родительское собрание «Итоги адаптации. Особенности развития детей 1,5–3 лет» Родительское собрание «Итоги адаптации. Особенности развития детей 1,5 – 3 лет». Уважаемые родители, спасибо за то, что нашли время прийти.

Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: “Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.

Читайте также:
Развитие ребенка от 1 до 2 лет: физические параметры, сон, питание

Ребенку два года: советы нейропсихолога

Статья нейропсихолога нашего Центра Сальниковой Ирины Анатольевны в журнале «Медработник ДОУ» (7, 2015) на тему «Ребенку два года: советы нейропсихолога».

Медработник ДОУ - нейропсихолог Сальникова И.А.

Медработник ДОУ - нейропсихолог Сальникова И.А.

Медработник ДОУ - нейропсихолог Сальникова И.А.

Медработник ДОУ - нейропсихолог Сальникова И.А.

Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т.е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.

Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь), посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т.е. вас, он учится.

Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т.е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.

К двум годам ребенок:

  • умеет ходить, бегать (хорошо ходит во всех направлениях, по неровной дорожке, перешагивает через канавки, взбирается на бугорки);
  • умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;
  • умеет прыгать (подпрыгивает вверх, прыгает через обруч или лежащее на земле препятствие);
  • может ударить по мячу ногой, бросить его в определенном направлении (например, другому участнику игры или в цель), ловить мяч двумя руками;
  • способен сохранять равновесие на перекладине;
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • умеет рисовать вертикальную линию;
  • может построить башню или дом из 4–6 кубиков;
  • умеет резать бумагу, держа ножницы одной рукой;
  • самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины и пр.).

Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

В два года можно предложить следующие игры и задания.

  • Учиться бросать и ловить мяч, бросать его об стенку.
  • Изображать движения животных по показу мамы (прыгать, как зайка, махать руками, как птичка, громко топать, как слон, ползать, как удав и т.д.).
  • Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например, подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов (по типу лабиринта).
  • Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).
  • Ходить по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развивать координацию.
  • Игра «Поймай солнечного зайчика». Играть с солнечным зайчиком, который пускает мама.
  • Коллективные подвижные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры в «догонялки», в волка и зайчат и т.п.
  • Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.
  • Рисовать (пальчиковыми красками, мелками, карандашами).
  • Лепить, делать аппликации.
  • Играть с рамками-вкладышами.
  • Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается — то и застегивать их).
  • Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и надевать другую одежду.
  • Пересыпать / переливать крупу / воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания / переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посуды, лейкой.
  • Играть с мозаикой, Лего, другими конструкторами.

По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.

Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.

В два года малыш, как правило, может:

  • различать контрастные по форме, цвету и величине предметы;
  • ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них;
  • различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них;
  • собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку;
  • подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
  • складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
  • находить предмет по признаку (мягкий, твердый);
  • складывать несложный узор из мозаики;
  • понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т.д. и соотносить число с реальными объектами;
  • свободно ориентироваться в знакомом помещении;
  • быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т.п.);
  • замечать изменения в погоде и называть их;
  • активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями;
  • узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т.д.;
  • правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
  • называть предметы, действия, качества;
  • использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия);
  • рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т.д.;
  • повторять слова и фразы за взрослым;
  • запоминать слова песенок, танцевальные движения;
  • понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет;
  • создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).
Читайте также:
Развитие ребенка в 9 месяцев: физическое и психологическое состояние

В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.

Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.

Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:

  • Складывать элементарные пазлы или разрезные картинки из 2–4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
  • Учиться сопоставлять — играть в игры «Кто что ест?», «Где чей домик?», «Где чей хвостик?» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
  • Играть в загадки — мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например: «Маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку. Кто это?»; «Кто говорит: „Му-му“ и дает молоко?» и т.п.).
  • Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
  • Строить башенку из кубиков, стаканчиков.
  • Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных). Малышу предлагают разложить их на соответствующие группы (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше долго играть с одним и тем же набором предметов (например, для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
  • Игры с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу: найди предметы, фигуры такой же формы; найди предметы, фигуры такого же цвета; найди предметы, фигуры такого же размера; найди такие же фигуры но величине, толщине и другим признакам.
  • Играть в «найди» — взрослый просит ребенка найти какой- либо объект в комнате («Найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик»), на улице (смотрим через окно — «Найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!»), поиск на картинке в книжке и т.п. Играть можно всегда и везде.
  • Играть с ребенком в прятки (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).
  • Искать, что пропало. Ребенок запоминает картинки (игрушки), разложенные на столе, и отгадывает, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме — взрослый рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе; слушая, ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает: «Кто пропал?».
  • Сказать, что появилось. Игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая, но не прячут предмет, а добавляют. Нужно определить, какую игрушку добавила мама.
  • Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка общаться с другими людьми (взрослыми, сверстниками). В два года социальные контакты малыша обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.

Итак, к двум годам ребенок:

  • проявляет потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним (малыш никуда не хочет отпускать маму, ждет ее одобрения и внимания);
  • ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними;
  • выражает свою волю в ситуациях «хочу» или «не хочу», но легко откликается на уговоры взрослого проявить немного терпения, уступить в чем-то, т.е. найти компромисс;
  • во многих игровых ситуациях проявляет не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям;
  • начинает проявлять некоторую сдержанность, умение немного подождать, т.е. некоторую способность к элементарной самостоятельности и самоорганизации;
  • может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками (наблюдает за действиями других детей, пытается им подражать, может поделиться игрушкой);
  • узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии, запоминает их имена (мама Маша, баба Лена и др.);
  • знает свое имя, может называть себя сам. Например, на вопрос: «Кто это сделал?» может ответить в третьем лице: «Маша сделала»;
  • начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка.

В этом возрасте важно:

  • обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к другим детям («Смотри, какая девочка! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?»);
  • знакомиться на площадке со сверстниками, побуждать к совместным играм — вместе качаться на качелях, играть в песочнице и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть вместе самостоятельно, для этого им должен помогать взрослый;
  • учить меняться игрушками, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой;
  • учить жалеть другого и сопереживать его горю (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).
Читайте также:
Развитие ребенка в 2 месяца: физическое и психологическое состояние

Таким образом, к двум годам малыш многое умеет и начинает проявлять самостоятельность, но еще очень привязан к родителям, следовательно, для гармоничного развития ему необходимы внимание, одобрение и забота родителей даже в процессе обучения. Поэтому в процессе развития, обучения и воспитания ребенка важно придерживаться следующих принципов:

  • замечать даже самые маленькие достижения «юного исследователя» и искренне хвалить за них;
  • проводить развивающие занятия в игровой форме, поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является игра;
  • игрушек должно быть достаточно, но не много — главное не количество, а качество игры. В этом возрасте для малыша главное, чтобы родитель играл вместе с ним. Поэтому даже если у него будет всего три игрушки, но родители играют и разговаривают с ним, процесс развития будет идти значительно быстрее по сравнению с ситуацией, когда у ребенка вся комната завалена игрушками, но он играет с ними один. К тому же большое количество игрушек провоцирует проблему выбора и затрудняет сосредоточенность ребенка во время занятия (будет отвлекаться);
  • при выборе игр и игрушек для занятия исходить из интересов ребенка в этот момент. Например, если ему интересны машинки, можно взять разных цветов, размеров и на этом материале, например, изучать цвета, формы, назначение (грузовая, легковая, транспорт). Игрушки, игры, книжки должны быть яркими, чтобы привлекать внимание ребенка, и располагаться в доступном для него месте;
  • заниматься развитием, когда хочет и может ребенок, и, главное, — как он хочет. Любой навык (память, мышление, речь и т.д.) можно развивать множеством способов и всегда есть то, что интересно малышу сейчас (например, если он сейчас не хочет рисовать, можно заменить это занятие лепкой, конструированием что также развивает мелкую моторику, восприятие, речь);
  • не равняться на сверстников: у каждого свои способности и возможности, и даже если ваш малыш что-то не умеет сейчас, как большинство сверстников, — ничего страшного, ведь он умеет что-то другое, а этому научится чуть позже. Помните: темп развития каждого ребенка индивидуален;
  • развивать любой навык от простого к сложному. Например, обучение различению цветов можно разделить на следующие этапы: а) изучение одного цвета на предметном материале (например, кубиках — найди такого же цвета, как у меня) при выборе сначала из двух цветов, затем из трех и т.д.; б) изучение этого же цвета на картинках по аналогии с предыдущим этапом; в) обозначение цвета: «Какого цвета этот кубик?».

И только потом приступаем к изучению другого цвета и т.д.

Итак, в два года ребенок развивается везде и всегда, можно даже сказать круглосуточно, поэтому очень многое зависит от вашей фантазии и желания уделять время, и тогда все у вашего малыша будет получаться.

Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

развитие детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост – на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время – до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты – как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие – только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).
Читайте также:
Развитие ребенка в 7 месяцев: физическое и психологическое состояние

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй – после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен – малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом – окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе – важное условие спокойного крепкого сна.

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна – просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся – и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой – спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ – ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года 9 месяцев: физическое и психологическое состояние

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Развитие ребенка в 2 месяца: рост, вес, навыки

К 2 месяцу ребенок обнаруживает, что в жизни есть нечто большее, чем просто еда, сон и плач. Когда малыш бодрствует дольше, у него появляется больше времени для игр, а у вас — для фото или видео его забавных проделок!

Развитие ребенка в 2 месяца: рост, вес, навыки

Что ребенок делает в два месяца

Развитие малыша во второй месяц жизни идет семимильными шагами. Он очень быстро учится новому, и вы можете ему помочь в освоении навыков, предоставив множество возможностей для сенсорной стимуляции даже во время процедур по уходу за лицом и телом.

Например, используйте яркие игрушки (младенцев очаровывают высококонтрастные узоры и яркие цвета), детские игровые коврики и все остальное, на что может обращать внимание ваш ребенок. Но не переусердствуйте. На втором месяце жизни младенцы довольно легко перегружаются. Поэтому, если ваш ребенок начинает суетиться или хныкать, он дает вам понять, что с него достаточно.

Дети в возрасте двух месяцев складывают согласные и гласные (ах-гу!) и, могут даже начать переворачиваются (обычно сначала животик к спине). Скорее всего, он улыбается во время общения и, возможно, даже смеется (самый восхитительный звук в мире).

Рост и вес ребенка в два месяца

В среднем, 2-месячная девочка весит примерно 5,1 кг; вес ребенка мальчика в 2,5 месяца составляет 5,5 кг. Средний рост ребенка в 2 месяца составляет 57 см для девочек и 58 см для мальчиков. Такой активный рост поддерживается полностью жидкой диетой — будь то смесь, грудное молоко или комбинация того и другого. Но то, сколько ребенок должен весить , во многом зависит от исходного веса при рождении. В среднем, прибавка в весе должна составлять от 500 г.

Питание: что можно ребенку в два месяца

В этом возрасте дети должны получать исключительно грудное молоко.

Ребенок после 2 месяцев обычно потребляет от 140 до 170 мл пищи каждые три-четыре часа. Если вы кормите грудью, вам следует практиковать кормления грудью от 6 до 10 раз за 24 часа.

Сколько какает ребенок в два месяца

Многие родители жалуются — ребенку два месяца, не какает по 2-3 дня. Это нормально, даже учитывая, что он много ест. Постепенно ваш малыш начнет меньше испражняться каждый день. Не беспокойтесь, если ваш ребенок целый день или два не какает. Это потому, что по мере того, как дети становятся крупнее, их кишечник тоже становится больше, позволяя отходам задерживаться дольше перед выходом. Ваш ребенок все еще много какает? Это тоже нормально.

Здоровье и психическое развитие ребенка в 2 месяца

Пришло время посетить врача. В этом месяце малыш пройдет медицинский осмотр — вместе с измерением веса, длины тела и окружности головы ребенка , — врач оценит показатели развития . Некоторые этапы развития, о которых ваш врач может спросить: улыбается ли он в ответ на улыбку, замечает ли он свои руки и поворачивается ли он на звук.

Особенности развития ребенка 2 месяца: моторные навыки

Двухмесячные младенцы постепенно приобретают все больше контроля над своим телом. Они могут немного устойчивее держать голову, лежа на животе или находясь в вертикальном положении, на руках родителей.

На втором месяце жизни у грудного ребенка сохраняется сильный сосательный рефлекс. Вы можете заметить, что крохе нравится посасывать кулак или несколько пальцев. Это один из лучших способов утешить себя.

У детей в 2 месяца еще нет координации, чтобы играть с игрушками. Но он может ударить по красочному объекту, висящему перед лицом. Ваш ребенок может даже ненадолго подержать игрушку, которую вы положите в одну из его рук.

Жизнь ребенка в первые два месяца: сон

Один из ключевых вопросов родителей — сколько должен спать ребенок в месяц . Режим сна вашего ребенка меняется, но к двум месяцам он еще не полностью сформировался. В этом возрасте младенцы спят от 15 до 16 часов в сутки. Но эти часы бывают прерывистыми, и грудничок обычно не готов спать всю ночь. Это особенно верно для малышей на грудном вскармливании, которые обычно просыпаются, чтобы поесть каждые три часа или около того.

Подождите там еще несколько недель, и вы сможете немного отдохнуть, если поможете своему ребенку научиться засыпать самостоятельно. Для этого положите ребенка в кроватку, когда он дремлет, а не крепко спит. Всех младенцев необходимо укладывать спать на спине. Малыш может проводить достаточно времени на животике, когда он бодрствует и находится под присмотром. Кроме того, удалите из детской кроватки все мягкие предметы, включая подушки, одеяла, мягкие игрушки и мягкие бортики.

Второй месяц жизни новорожденного: развитие органов чувств

В два месяца младенцы могут видеть предметы и людей — на расстоянии до 40-50 см. Это означает, что вам все равно нужно подойти довольно близко, но ваш ребенок сможет довольно хорошо видеть ваше лицо во время кормления. Он также должен уметь следить за движениями, когда вы идете рядом.

Слух у ребенка тоже улучшается. В два-три месяца ребенку особенно понравится слушать звук вашего голоса.

Нормы ребенка в 2 месяца: общение

В два месяца у ребенка большая часть общения состоит из плача. Но вы можете услышать бульканье, ворчание и даже сладкое воркование. Ваш ребенок должен узнавать ваше лицо и голос и реагировать на них. Возможно, вы даже увидите первый очаровательный намек на улыбку.

Одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать в этом возрасте, — это поговорить с ребенком. Даже если двухмесячные младенцы не могут отвечать, они будут реагировать на звук вашего голоса, и это побудит их начать формировать свои собственные первые слова в ближайшие месяцы.

Читайте также:
Развитие детей в 1 год 4 месяца: двигательные навыки, интеллект, советы

Советы для второго месяца вашего ребенка

Первые несколько месяцев жизни ребенка являются волнующими и нервными для молодых родителей. Не бойтесь спрашивать совета, когда он вам нужен. Ваш педиатр — лучший источник информации, но наш сайт тоже готов помочь вам.

Сегодня родители всегда в пути. В следствии, младенцы проводят много времени в автокреслах и переносках. Дети для раннего развития в 2 месяца должны иметь возможность перемещаться в разных положениях в течение дня, чтобы они могли задействовать мышцы, которые им понадобятся для катания, ползания и, в конечном итоге, ходьбы. Чередуйте использование переноски с периодами отдыха на животе, прогулками с коляской и большим количеством объятий на руках. Младенцы не должны регулярно спать в переносках, автокреслах или надувных креслах.

Прикосновение очень важно в первые месяцы жизни ребенка. Попробуйте прикоснуться к телу своей обнаженной кожей. Некоторые специалисты рекомендуют детский массаж, но достаточно просто подержать малыша или покачать его. Не менее важно знать и как держать ребенка двух месяцев . Хотя кроха уже держит голову, нужно поддерживать мышцы шеи и голову своей рукой.

Когда ваш младенец плачет или часто стал кричать , попробуйте различные успокаивающие техники. Некоторые младенцы реагируют на мягкую музыку или пение. Других успокаивает «белый шум» (например, включение пылесоса или установка переключателя радиоприемника между станциями).

У ребенка два месяца текут слюни

В детском возрасте избыток слюны обусловлен незрелостью системы слюноконтроля, ребенок ее не может пока глотать. Масла в огонь добавляет желание все пробовать на вкус, что вызывает дополнительное раздражение слюнных желез. К 9 месяцам выработка слюны нормализуется, и слюнотечение замедляется и прекращается. По мере взросления ребенок все лучше контролирует выработку слюны, научиться ее глотать.

Когда ребенку два месяца , он иногда срыгивает . Это связано с попаданием при сосании в желудок небольшого количества воздуха и слабостью нижнего пищеводного сфинктера, который отделяет желудок от пищевода. Для того, чтобы уменьшить срыгивания, после кормления рекомендуется 5-10 минут подержать ребенка «столбиком», положив голову себе на плечо и слегка похлопать по спинке, чтобы отошел воздух. Если срыгивания частые, отходит много воздуха, стоит проверить правильность прикладывания к груди или отверстие на соске у бутылочки.

Развитие ребенка в 2 года 3 месяца: физическое и психологическое состояние

В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

На рубеже 2-3 лет есть два основных момента развития крохи, которым стоит уделить отдельное внимание: начало сепарации и период «почемучки». Именно эти отличительные особенности в большей степени влияют на дальнейшее развитие малыша: физическое, умственное, эмоциональное. От правильного поведения родителей будет зависеть, как пройдет этот период: в «атомных войнах» или «мире и согласии».

Кто такой «почемучка», родители двухлетних малышей знают не понаслышке. Тысячи вопросов с утра до вечера в этот период – обычное дело: ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.

А вот о сепарации слышали не все родители. Однако большинство из них наверняка уже столкнулось с безапелляционными детскими заявлениями «не хочу — не буду» и «я сам». Сепарация – это процесс разделения в сознании малыша его и родителей. Это касается личного пространства, желаний, демонстрации собственных достижений, самостоятельности как таковой. Малышу сейчас важно доказать взрослым в семье, что его слово или желание имеет вес, с его мнением старшим нужно считаться, а его умениями можно гордиться.

Он начинает осознавать себя как личность, соотносит себя с «я». Поэтому старается понять и раздвинуть границы «своей территории», утвердиться. Отсюда бесконечные капризы, отказы, требования, которых ранее не наблюдалось.

Этот период – один из самых напряженных. Но он означает, что малыш развивается правильно, очередной этап наступил вовремя. Закончиться он должен утверждением равенства в общении между взрослыми и ребенком.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ

Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.

Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.

В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.

Совет

Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых. Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам (распорядок в детском саду, поведение в коллективе).

СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.

Читайте также:
Развитие детей от 6 до 7 лет: физическое и психологическое состояние

В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя.

Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает.

Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.

Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:

  • размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
  • количество (много, мало, один);
  • названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми все пользуются;
  • предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот);
  • обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).

Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).

Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:

  • разучивать с ним простые четверостишия;
  • учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез;
  • чем отличаются две похожие картинки.

К 3 годам в лексиконе ребенка может быть от 400 до 1500 слов.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок 2 лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:

  • бегать, прыгать на одной и двух ногах;
  • ходить на цыпочках, на пятках;
  • наклоняться, приседать;
  • преодолевать пороги, ступеньки;
  • бросать и ловить мяч, попадать им в цель;
  • делать два действия одновременно (шагать и хлопать);
  • лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке.

В этот же период малыш учится кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.

Начало сепарации приводит к тому, что ребенок начинает активно осваивать новые навыки, доказывая родителям, что может сделать это сам:

  • надевать майку, носочки;
  • застегивать пуговицы;
  • мыть ручки;
  • чистить зубки;
  • завязывать шнурки;
  • даже чистить свои ботинки.

Не факт, что у него все получится с первого и даже десятого раза, но он упорно будет добиваться своего, и в этом родители должны ему помогать, поддерживать кроху, хвалить за его самостоятельность и умения, которые он с таким прилежанием им демонстрирует. Все это будет способствовать тому, что ребенок начнет доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Например, он сможет:

  • убрать свои игрушки;
  • отнести мусор в ведро;
  • протереть пыль на полке;
  • помочь маме загрузить белье в машину;
  • насыпать корм рыбкам, если есть аквариум;
  • разложить салфетки, хлеб на столе;
  • убрать на место ложки, вилки.

К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.

ИНТЕЛЛЕКТ, ЛОГИКА, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ

Сейчас юный исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Скажем, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул.

Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»).

В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут.

Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет:

  • собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков);
  • определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице);
  • различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник), свойствам (тяжелый, мягкий, теплый);
  • находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста);
  • определять предмет по его описанию;
  • описывать сюжет картинки;
  • рассказывать, что делал в течение дня.

Совет

Если ребенок в 2,5 года пользуется для рассказа односложными предложениями, провоцируйте его на развернутые ответы наводящими вопросами и просите затем собрать все ответы в один полный. Показывайте пример, если малыш не смог сделать это с первого раза.

ИНТЕРЕСЫ, ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО

Юный исследователь, мыслитель и конструктор постоянно проявляет все новые интересы. Интересно ему все:

  • слушать мамино чтение (теперь уже он вникает в суть услышанного, запоминает, анализирует, может пересказать сюжет в общих чертах);
  • описывать происходящее вокруг на прогулке, изображенное на картинках, увиденное в мультике;
  • придумывать, чем заняться (при этом ребенок может синтезировать самые невероятные эксперименты – наряжать кота, красить мамино тесто для пирога, рисовать на ботинках и т. д.).
  • фантазировать. Это одно из самых ярких проявлений возраста – чем невероятнее фантазии малыша в этот период, тем полноценнее развивается его интеллект. При этом за выдумки ребенка не нужно ругать – наоборот, буйная фантазия достойна похвал и развития взрослыми.
Читайте также:
Развитие ребенка в 6 лет 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепку, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д.

В этот период важно обеспечить ребенку простор для творчества. Рисовать можно карандашами, красками (в том числе – пальчиковыми), мыльной пеной, пальчиками по муке или песку. Лепить – из пластилина, глины, теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и строить можно конструкторы («Лего»), мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми как проявление взрослости их чада. Это придаст малышу уверенности.

Совет

Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.

Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное: крохе не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь именно родители. Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность. Какими бы понятиями для себя он это ни называл.

Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.instagram.com/detskiicentr27/

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: физическое и психологическое состояние

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать первые шаги в увлекательный мир «Развития».

Что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?

Память, внимание, мышление:
  1. Правильно складывать пирамидку, матрешку.
  2. Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
  3. Складывать пазлы из 2-4 частей.
  4. Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
  5. Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные», «такой же».
  6. Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
  7. Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
  8. Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки).

Помнить, что делал утром, днем, вечером.

  1. «Прячем игрушку и ищем ее»: в 2 года — ребенок видит куда ее прячем.

— Под коробку прячем

— К игрушке привязывается веревочка. Можно дать малышу потянуть (повозить) игрушку за веревку, чтобы он запомнил, что игрушка с веревкой. А затем спрятать игрушку, оставив веревку видимой.

— Или игрушка прячется так, чтобы была видна её часть.

— Игрушка прячется так, чтобы была видна её форма. Например, накрыть платочком, тканью, бумагой.

  1. «Карточки»: найти пару, найти похожую.
Математические представления:
  1. Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
  2. Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?».
  3. Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
  4. Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
  5. Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
  6. Понимать слова «сверху», «снизу».

На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.

  1. «Игра со счетными палочками»

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей).

-Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

-Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Развитие речи:
  1. Называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение.
  2. Понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи» и др.
  3. Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).
  4. Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий.
  5. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей.
  6. Запоминать несложные стишки.
  7. Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
  8. Пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  1. «Олины помощники»

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я тебе их покажу, а ты отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Родители указывает на её ноги.

— Что это. ( Это ноги).

— Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют).

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.).

  1. «Что за предмет?»

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Физическое развитие:

В 2-3 года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:

1. Бег. Малыши в возрасте 2-3 лет обычно бегают довольно быстро и ловко.

2. Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё.

3. Кроха может подпрыгнуть.

4. Малыш легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая руками.

5. Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы).

6. Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.

7. В 2-3 года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.

8. К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.

  1. «Ходьба восьмеркой»: расставляем кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40-50 см друг от друга. Для начала всего 2 штуки. Задача ребенка: пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию. Расставляя кегли иили кубики разными способами (в виде квадрата, круга) можно придумывать разные способы хождения. Можно еще и ползать таким же образом.
  2. «Зарядка для маленьких ножек»: Мама берет ребенка за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом он становится на носочки («цыпочки»). Так на носочках ходит под какое-нибудь стихотворение или песенку. Затем переходят к хождению на пятках. При этом держит за подмышки. Потом пробует стоять и ходить на внешней поверхности ступни.

педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Мазукевич Мария Юрьевна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: