Развитие ребенка в 1 месяц: физическое и психологическое состояние

Показатели развития ребенка до года

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

Читайте также:
Развитие детей в 1 год 4 месяца: двигательные навыки, интеллект, советы

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Ребенок играет: от рождения до года

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся – с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка – это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, – это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12-30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает “гукать”. Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется “ознакомлением”. Ребенок как будто бы говорит: “Да, теперь я знаю, что это такое”. Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года 9 месяцев: физическое и психологическое состояние

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: “Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали”.
У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечисленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку – радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что, занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру “один на один”: вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает “гулить”. Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд “собеседники” снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.

Читайте также:
Раннее развитие детей до 1 года: программы и методики ускоренного становления в раннем возрасте

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)

Время игр
Зрение
“Кукла из тарелки”
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
Наблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: “Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. ” или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу – поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: “Мы едем, едем, едем в далекие края. “
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.

Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: “Ку-ку”.)

Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 10 месяцев: физическое и психологическое состояние

опубликовано 21/05/2007 12:26
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Развитие ребенка в 1 месяц: физическое и психологическое состояние

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Особенности физического и психического развития ребенка от рождения до 1 месяца жизни.

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

За первый месяц жизни ребенок быстро адаптируется к новым для него условиям. Мышечный аппарат совершенствуется, тренируется, поза эмбриона пропадает, появляются различные эмоции. Родителям интересно наблюдать развитие ребенка от рождения до 1 месяца жизни, ведь даже за такой короткий срок малыш успевает не только преобразиться внешне, но и много чему научиться.

Физическое развитие

Каждая мама с нетерпением ждет рождения своего ребенка, и неважно — мальчика или девочки. Уход и развитие за новорожденным в первый месяц жизни играют большую роль. Если все делается правильно, ребенок быстро адаптируется к окружающему миру, его организм привыкает к работе вне материнской утробы.

В первые 12 часов после родов малышу ставят прививку против гепатита. В течение первой недели — БЦЖ (вакцина против туберкулёза).

До месячного возраста перестраивается кровеносная система ребенка. Активно снабжается кровью печень и мозг, иммунная система начинает вырабатывать иммуноглобулин. Почки уже работают во всю силу, но пока еще остаются незрелыми до полугода. Дыхательная система малыша выводит из организма углекислый газ.

В норме к концу месяца ребенок уже уверенно управляет руками. Он может поднести ладошку к лицу. Лежа на спине, делает попытки приподнять голову. Некоторые активные малыши пытаются осуществить это движения даже лежа на спине.

В момент рождения можно заметить на лице малыша мелкие прыщики — милиумы. Они проходят самостоятельно. Родничок становится плотным. В редких случаях он зарастает только к году.

Кожа на пальчиках у новорожденного может облезать — это естественный процесс. Ее можно увлажнять детским кремом, молочком. Маме стоит контролировать заживление пупка. Он должен быть покрыт корочкой и не кровоточить. Обрабатывают его перекисью водорода, зелёнкой или слабым раствором марганцовки.

Меняются и органы чувств. К третьей неделе жизни малыш начинает придавать значение разным звукам. Он уже реагирует на речь мамы и папы, узнает их голоса среди чужих. В этот период малыш фокусирует взгляд на неподвижных объектах. К четвертой неделе жизни движения глазных яблок становятся координированными и плавными.

физическое развитие ребёнка с 1 месяца до года

Сон, нормы прибавки в весе и росте

Основной режим дня ребенка включает в себя сон и перерывы на кормление. Периоды бодрствования пока еще короткие. Спит младенец в позе лягушки — лежа на спине, ручки согнуты в локтях, ноги раздвинуты в стороны. Выделяют несколько стадий сна:

  • Глубокую — малыш расслаблен, дышит ровно, глаза закрыты;
  • Неглубокую — новорожденный ведет себя беспокойно;
  • Дремотную — ребенок полузакрывает глаза;
  • Бодрствование — младенец активен и подвижен.

Существует два варианта нормы роста и веса. От российских педиатров они выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 3,6 5,1
Вес девочек, кг 3,6 4,7
Рост мальчиков, см 51,2 56,5
Рост девочек, см 50,3 56,1
Окружность головы мальчиков, см 35,5 39,1
Окружность головы девочек, см 35,0 38,1
Окружность груди мальчиков, см 34,1 38,9
Окружность груди девочек, см 34,0 38,1

Всемирная организация здравоохранения придерживается несколько иных показателей:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 3,4 5,8
Вес девочек, кг 3,2 5,5
Рост мальчиков, см 50,8 58,6
Рост девочек, см 49,8 57,6
Окружность головы мальчиков, см 34,9 39,6
Окружность головы девочек, см 34,2 38,9

Но не стоит ориентироваться на эти таблицы прибавки веса в первый месяц жизни грудничка. Они рассчитаны на средние показатели и не учитывают индивидуальных особенностей развития. В первые две недели жизни малыш прибавляет по 150 г. За месяц прибавка составляет приблизительно около 600 г. К его росту прибавляется 2 см.

Основы кормления

Основное питание новорожденного — грудное молоко. У некоторых женщин его мало, но можно попробовать восстановить лактацию. Для этого ребенка чаще прикладывают к груди при первых же признаках беспокойства малыша. Такой режим называется «кормление по требованию». В среднем за день выходит до 12 прикладываний.

Маме стоит контролировать захват соска. Ребенок должен брать весь околососковый кружок. Некоторые младенцы быстро устают сосать и засыпают. Их нужно слегка похлопать по щечкам или поменять грудь. После кормления малышу помогают срыгнуть следующими способами:

  • ребенка ставят вертикально и опирают на плечо взрослого;
  • помогают лечь вниз лицом на коленях мамы;

Первые месяцы жизни ребенка сопровождаются коликами и вздутием животика. Это нормальное явление, так как ЖКТ только адаптируется к работе. Облегчить состояние малыша можно массажем: животик надо погладить по часовой стрелке (но не тереть с нажатием). Можно давать новорожденному укропную водичку, суспензию Саб симплекс или другое средство от коликов.

Психическое развитие

Молодые родители не всегда хорошо себе представляют, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни (девочка или мальчик — неважно). Расскажем об этом.

Малыш в этом возрасте редко бодрствует, предпочитая спать и есть. Появляется хватательный рефлекс. Если провести по ладошке пальцем или другим предметом, ребенок его инстинктивно схватит. Если погладить его щечку, то он повернет голову — это поисковый рефлекс, появление которого обусловлено инстинктом поиска пищи.

При проведении соской или пальцем вокруг рта губы младенца сложатся трубочкой, и малыш начнет имитировать сосание. Лежа на животе, он уже пытается делать движения, похожие на плавательные.

Стоить помнить об индивидуальном развитии ребенка. В 1 месяц он должен уметь делать не так много. Малыш издает отдельные звуки («к», «г») — этот этап развития речи называется гулением. Привлекает плачем внимание родителей, проявляет эмоциональные реакции, например, улыбается маме и папе, радостно лопочет.

Основные навыки и умения к первому месяцу жизни:

  • Гуление;
  • Фиксация взгляда;
  • Развитие зрения;
  • Реакция на звуки;
  • Удерживание головы.
Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года: физическое и психологическое состояние

Мы коротко разобрали, что должен уметь ребенок 1 месяца жизни. В этот период развития любые отклонения от норм вызывают панику у родителей. Но не стоит сразу переживать, так как небольшие расхождения вполне допустимы. Если очень переживаете, проконсультируйтесь у педиатра.

В этом возрасте нет смысла усиленно активно развивать малыша, ведь все, что ему пока нужно — это быть рядом с мамой, получать грудное вскармливание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Первые несколько недель с новорожденным ребенком могут быть волшебными, но достаточно тяжелыми. Вы учитесь кормить малыша, укладывать его на сон и понимать его постоянные потребности. Жизнь вашего ребенка в 1 месяц довольно проста. Все, что для него действительно важно, – это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Все, что для него действительно важно, – это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Как выглядит грудной ребенок в месяц

Независимо от того, во что вы видите в фильмах, новорожденные не появляются из утробы матери как с картинки. Требуется несколько недель или месяцев, чтобы ваш ребенок превратился в пухлощекого ангелочка. В течение первого месяца у него округляется головка, кожа меняет цвет с ярко-красной на бледно-розовую, исчезает шелушение и мелкие высыпания на лице и теле.

Рефлексы ребенка от 0 до 1 месяца

С самого первого дня у вашего ребенка есть набор рефлексов, призванных защищать его. Поисковый рефлекс помогает малышу найти мамину грудь, сосательный рефлекс, ладонный рефлекс, который заставляет его сжимать ваш палец, когда вы кладете его в ладонь, и рефлекс Моро (вздрагивание, которое он испытывает при испуге).

Органы чувств в первый месяц ребенка

Все органы чувств вашего ребенка работают с момента его рождения, в том числе:

Зрение. Первые несколько дней веки могут быть опухшими после родов, это постепенно проходит. Зрение ребенка еще слабое, но он может видеть ваше лицо и другие объекты крупным планом. Вы также можете заметить, что глаза иногда косят. Это потому, что мышцы, контролирующие движение глаз, еще не полностью развиты, в период от 1 до 6 месяцев эта проблема постепенно исчезает.

Слух. Хотя слух еще не полностью развит, ваш ребенок уже знаком с вашим голосом и другими звуками, которые он часто слышал в утробе матери.

Вкус. У ребенка сильно развито чувство вкуса, и он может различать сладкое и горькое, отдавая предпочтение сладкому.

Запах. Ребенок легко узнает ваш запах.

Тактильное чувство наиболее развито при рождении. Через прикосновения ваш ребенок узнает о мире, ощущает ваши объятия, и что его любят те, кто о нем заботится.

Особенности тела детей 1 месяца

После пребывания на протяжении 9 месяцев в тесной матке ребенок еще некоторое время рефлекторно принимает утробную позу. Его пальчики сжаты в кулачки, руки и ноги прижаты к телу. Для детей типичен гипертонус мышц. Это не опасно, его мышцы расслабятся в течение следующих нескольких недель.

Беспокоитесь по поводу опухшей мошонки у вашего мальчика или этих опухших половых губ у вашей маленькой девочки? Это норма, временное явление из-за ваших гормонов, которые все еще циркулируют в теле вашего новорожденного. В первые недели гениталии придут в норму. Эти же гормоны также ответственны за любые молочные выделения из сосков (как для мальчиков, так и для девочек) и выделения из влагалища (которые иногда могут иметь оттенок крови). Как и отек, выделения должны пройти в течение недели или двух.

Физическое развитие: рост и вес

Хотя ваш ребенок при рождении мог весить от 2,5 до 4 кг, не удивляйтесь, если он немного похудеет (примерно на 5-10 процентов). Причина уменьшения: – нормальная послеродовая потеря жидкости. Вес новорожденного должен перестать снижаться к 5-дневному возрасту. Примерно на 10–14 дней (а иногда и раньше) он восстановит свой вес при рождении, а затем начнет прибавлять в весе. В среднем, за первый месяц малыш прибавляет около 700 г (от 500 до 1500г).

Сколько весит ребенок в месяц, зависит от его веса при рождении и пола. Девочки обычно набирают чуть меньше, чем мальчики.

Сон малыша

В среднем малыш в 1-2 месяца спит около 16,5 часов между дневным и ночным сном, хотя есть широкий диапазон нормальных значений. Младенцам, находящимся на грудном вскармливании, обычно необходимо есть каждые два-три часа. Однако кормите ребенка по требованию, а не по часам. Через какое-то время вы сможете немного отодвинуть кормления, постепенно выстраивая режим кормлений и снов.

Сколько грудного молока нужно ребенку

В первые несколько недель младенцы едят много – по крайней мере, от восьми до 12 раз (или больше) за 24 часа. Это связано с крошечным размером желудка и невероятным темпом развития ребенка от 0 до месяца, как физическим, так и умственным.

Поскольку ваша грудь и ребенок не имеют встроенного измерителя, бывает трудно определить, достаточно ли поел ваш ребенок. Но есть несколько подсказок: если ваш ребенок доволен и счастлив, его вес соответствует возрасту и он мочит много подгузников (от восьми до 12 в любой день), это признаки достаточного питания.

Особенности стула

Говоря о грязных подгузниках, стоит поговорить о дефекации вашего новорожденного в первые несколько недель. Первые фекалии обычно черные и липкие – это меконий, наполняющий кишечник вашего ребенка в утробе матери. Через день или два стул перейдет в зеленовато-желтый цвет, а через несколько дней – в «обычный» детский стул. Обильный кал – не менее пяти подгузников в день для детей, находящихся на грудном вскармливании, а иногда и больше – нормальное явление в течение первого месяца. Стул у вашего ребенка может быть горчично-желтым, зеленым или коричневым, а также бледным или пятнистым.

Примерно к периоду от 1 и до 3-4 месяцев количество грязных подгузников может выровняться, и ваш ребенок может даже пропустить день или два между опорожнениями. К периоду, когда появятся зубы и будет вводиться прикорм, стул снова начнет меняться.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 3 месяца: физическое и психологическое состояние

Малыш плачет

Конечно, новорожденные плачут – так они общаются! Независимо от того, спокойный ли у вас ребенок или суетливый, в первый месяц вы начнете привыкать ко всем вариациям его плача. По факту, плач может быть признаком того, что ребенок здоров. Но что, если кажется, что она все время плачет? Некоторые дети просто плачут больше, чем другие.

Иногда приступы плача предсказуемы – например, вечером или после напряженного дня вне дома. Иногда они просто появляются, как неожиданная летняя буря.

Убедитесь, что ребенок не голоден, не нуждается в смене подгузников или ином уходе, ему не давит одежда. Если все это под контролем, помогите малышу успокоиться: качайте, гуляйте, пойте или обнимайте кроху.

Чтобы помочь малышу успокоиться, может потребоваться несколько попыток. Но если вы чувствуете, что теряете терпение или просто устали, можно положить ребенка в безопасное место, например, в кроватку, на несколько минут. Он может даже удивить вас и сам заснуть.

Что умеет ребенок в месяц

Все родители, читая календарь развития, с интересом ищут, что должен уметь в месяц их ребенок. Подчеркнем, что это усредненные нормы и возможны отклонения на 2-3 недели, поэтому не нужно волноваться. Вот некоторые этапы развития ребенка, которых вы можете ожидать от своего ребенка в течение первого месяца.

Если ребенку месяц в своем развитии что должен уметь:

  • Кратковременно поднимать голову во время бодрствования на животике
  • Сосредоточиться на вашем лице
  • Поднести руки к лицу
  • Сосать грудь или пальчик.

Примерно половина малышей сможет:

  • Каким-то образом реагировать на громкий шум
  • Поднимать голову на 45 градусов, когда они находятся на животе
  • Реагировать на раздражители не только плачем
  • Улыбаться в ответ на улыбку.

Прежде всего, сохраняйте хладнокровие! Если вы напряжены, ваш ребенок тоже будет в напряжении. Помните, что младенцы иногда просто плачут – и это пройдет.

Развитие ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка на 1 месяце после рождения

Ваш малыш в течение месяца будет очень активно развиваться: каждую неделю он подрастает примерно на 1,1 см и прибавляет в весе около 250 г. Не ждите, что кроха будет расти равномерно и в строгом соответствии со значениями в таблице педиатра. Иногда ребенок как бы застывает в своем развитии, а потом происходит резкий скачок – и он вырастает, «как на дрожжах», за одну ночь.

Улыбка – основной признак того, что у него все хорошо. Пока улыбка вашего ребенка вызвана физиологическими причинами и не связана с внешними факторами. Сейчас кроха чаще улыбается во время сна: ему тепло, он поел, находится в состоянии покоя и не испытывает дискомфорта.

Раздражительность и плач малыша в этом возрасте тоже отражают процессы, происходящие в его организме, и никак не связаны с особенностями характера и поведения в будущем. Новорожденный ребенок еще не научился плавно переходить из состояния покоя (сна) в состояние бодрствования и наоборот.

Утомленному малышу нужно помочь заснуть: после кормления подержите его в вертикальном состоянии, прислонив к плечу, или покачайте на руках. Иногда, проснувшись, кроха начинает капризничать и плакать. Успокоиться самостоятельно ему пока еще трудно.

Помогите малышу выйти из состояния крика, взяв его на руки или поглаживая ему животик. Со временем родители приобретают опыт и начинают лучше чувствовать потребности своего малыша.

Безопасный дом

Появление в доме нового члена семьи всегда требует определенной подготовки! Многие родители настолько переживают, что чересчур пытаются обезопасить пространство.

Чтобы вы не тратили время на лишние телодвижения, мы расскажем о самых необходимых вещах в первый месяц жизни. Даже когда малыш уже будет ползать, бороться за больничную стерильность даже вредно — организм должен получать дозированную инфекционную нагрузку, чтобы иммунная система «тренировалась».

Главное в новом доме – регулярная влажная уборка и проветривание. Что касается сквозняков, то, если ребенок изначально будет приучен спать с приоткрытым окном или форточкой, то в дальнейшем сквозняки ему не будут страшны. Эта наша, сугубо российская, традиция укутывать детей и беречь их от малейшего дуновения ветерка, которая на самом деле наносит исключительный вред здоровью детей.

Первый месяц жизни можно надевать на головку шапочку-чепчик, но в дальнейшем и он не нужен. Устанавливать ограничители на ящики и двери и блокираторы розеток пока рано – об этом можно позаботиться, когда новый человек начнет ползать.

Оборудуйте спальное место для малыша. Удобнее покупать кроватку, которая сможет прослужить ребенку до 2–3 лет. Например, люлька будет актуальна максимум полгода, в то время как в полноценной кровати с поднимающимися бортиками малыш сможет спать достаточно долго.

Важно обратить внимание на материалы, из которого изготовлены матрас, одеяло, бортики и постельное белье: все должно быть исключительно натуральное!

К теме гигиены окружающей среды: пеленки уже давно никто не гладит, это устаревшая рекомендация.

Личная гигиена малыша

Первый месяц при любом контакте с крохой тщательно мойте руки, старайтесь не использовать кремы для рук и другие средства непосредственно перед контактом. У новорожденного очень нежная кожа, поэтому важно пользоваться только специальными средствами для гигиены.

Приобретите средство для подмывания, крем под подгузник, влажные салфетки для детей. У ребенка должны быть свои ножницы для стрижки ногтей со специальными закругленными краями. Ногти растут достаточно быстро, и малыш может сам себя царапать, поэтому стричь их нужно примерно раз в неделю.

Уши чистить палочками нельзя (можно повредить ухо!), поэтому достаточно промывать их смоченным в теплой воде ватным тампоном.

Для удаления выделений из носа используйте специальный аспиратор в виде небольшой груши, но увлекаться им не стоит – слишком частые гигиенические процедуры раздражают слизистую и провоцируют ее отек. Лучше просто закапывать солевой раствор (для младенцев есть капли на основе морской воды), он промоет нос и стечет по задней стенке глотки. Особенно это будет актуально со стартом отопительного сезона, так как воздух в наших квартирах становится более сухим и может способствовать образованию корочек в носах у малышей.

Старайтесь не оставлять ребенка в грязном подгузнике на долгое время – это может спровоцировать серьезные раздражения интимных мест. Первое время кроху лучше подмывать с помощью специальных средств после каждого «большого дела», салфетками пользуйтесь только в ситуациях, когда возможности сделать это при помощи воды нет.

Купание грудного малыша

В первый месяц купать малыша достаточно 2–3 раза в неделю, используя средство для купания только после консультации с личным педиатром. Никаких мочалок и губок в первый месяц использовать не нужно, достаточно нежными и легкими движениями мыть ребенка водой с температурой примерно 37ºС.

Читайте также:
Развитие детей от 5 до 6 лет: формирование памяти и речи, физический и социальный рост ребенка, любимые занятия в этом возрасте

Воду для купания можно не кипятить, но пока пупок еще «сырой», в воду для дезинфекции добавляется отвар череды или ромашки примерно в течение первых двух недель жизни. Дальше ребенка купаем в воде из-под крана, во всяком случае, качество московской воды это позволяет.

В первый месяц жизни родничок еще не закрывается, но бояться его не надо – да, в этом месте кости не сомкнулись, но под кожей идет очень плотный сухожильный «шлем», и повредить его пальцами при купании не получится.

Поддерживать головку надо в интересах шейного отдела позвоночника – резкие сгибания/разгибания в этой области действительно могут навредить.

Время и продолжительность первых прогулок следует обсудить индивидуально с педиатром, но обычно гулять нужно начинать с 15–20 минут, каждый день увеличивая время на 5 минут.

Важное о здоровье

Практически сразу после рождения, если нет медотвода, малышу делают прививки от гепатита В и туберкулеза. В иных ситуациях те же прививки делаются в течение первых месяцев жизни малыша.

Основная проблема, доставляющая беспокойство новорожденному в первые месяцы, это колики. Из-за них он может плохо спать, есть, надрывно и горько плакать, прижимать к груди ножки.

Чтобы помочь малышу пережить этот период, рекомендуется регулярно делать массаж животика, а также использовать специальную безопасную грелку. При одобрении педиатра можно давать Эспумизан-бейби или Саб Симплекс во время каждого кормления.

Меню малыша

Природа предусмотрела, чтобы мама могла кормить ребенка сразу же после его рождения. Грудное молоко появляется в первые дни, а малыш с помощью сосания стимулирует увеличение его выработки.

При кормлении очень важно научиться правильно давать грудь – ребенок должен захватить ртом не только сам сосок, но и ареолу соска, чтобы не глотать лишний воздух. Во время кормления шея и туловище малыша должны быть ровно вытянуты, как будто в одну линию, а животик прижат к телу матери.

Правильное прикладывание к груди – залог успешного грудного вскармливания. При хорошем захвате соска и ареолы ребенок сосет грудь эффективно и до максимального опустошения. А это, в свою очередь, стимулирует новый, хороший, приход молока.

Начинающей маме на самом деле трудно понять, все ли хорошо у нее с прикладыванием, поэтому рекомендуется хотя бы один раз пригласить консультанта по грудному вскармливанию. Он увидит ошибки и поможет исправить, пока они не превратились в снежный ком.

Но не всем матерям удается с первых же дней приступить к грудному вскармливанию, иногда оно недоступно по медицинским или иным показателям. Переживать по этому поводу сильно не стоит, потому что, так или иначе, главное – чтобы ребенок был сыт, а мама спокойна. Для решения этой проблемы необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросу стимуляции выработки грудного молока или подбора правильной смеси, обсудить план и режим кормления.

Если вам предстоит кормить смесью, то необходимо приобрести стерилизатор и несколько бутылочек, так как число кормлений в день составляет от 6 до 8. Все бутылки важно тщательно мыть и стерилизовать, то же относится к соскам, если вы решили их использовать.

Детский сон

Первый месяц ребенок, если его ничего не беспокоит, спит практически 18 часов в сутки. правда, делает он не в один и даже не в три захода. В среднем, малыш спит по 2–3 часа за раз, прерываясь на еду и бодрствование.

С первых же дней можно начинать вводить «сонные ритуалы». Если вы начнете приучать малыша к определенной последовательности действий, повторяющихся день ото дня, с рождения, в дальнейшем это упростит вам процесс укладывания и укачивания.

Многие родители не могут выбрать, как лучше спать: вместе с ребенком или отдельно. Чаще всего эксперты выступают «за» совместный сон. Важное дополнение: задавить ребенка мама не может (исключение составляет ситуация, если мама в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Ночные кормления необходимы для становления и успешного продолжительного кормления грудью, и часто совместный сон является единственным способом сохранить маме силы.

Если родители принципиально против совместного сна, тогда удобен вариант с кроваткой, которая стоит рядом, впритык ко взрослой кровати, с опущенным бортиком. Но в реальности чаще всего получается так: первую половину ночи ребенок спит в кроватке, а после 5-ти часов, когда начинаются интенсивные утренние прикладывания, ребенка родители берут к себе.

Вещи, которые не нужны:

  • Одежда, которая надевается через голову или застегивается на множество пуговиц.
  • Радионяня. Большинство родителей, использующие гаджет, пришли к выводу, что это совершенно бесполезная вещь, потому что если ребенку в первый месяц что-то и требуется, он дает об этом знать с помощью крика, а мама на интуитивном уровне чувствует потребности младенца.
  • Утилизатор для подгузников. Гораздо проще использовать отдельный пакет для мусора, добавляя туда ложу обычной соды, чтобы нейтрализовать неприятный запах.

Совет месяца

После беременности и родов любая женщина хочет почувствовать себя женщиной в полной мере! Поэтому постарайтесь выбраться к парикмахеру, на маникюр и педикюр, массаж или к косметологу.

Также приятным делом станет покупка нового нижнего белья – небеременного, а красивого и удобного. Даже если оно не будет предназначено для кормления, вы получите удовольствия от самого процесса выбора и примерки. К тому же, жизнь мамы состоит не только из кормления – всегда есть поводы для красивого белья.

В связи с наступлением нового периода в жизни молодому отцу важно понять, что теперь внимание жены не будет сосредоточено только на нем. Это сложно принять, но цель оправдывает средства. Только благодаря тому, что вся семья пересматривает и переоценивает свои отношения, можно получать удовольствие от появления малыша.

Начните сразу!

Малыш так быстро растет, что через пару месяцев вы с трудом вспомните, как он выглядел сразу после рождения. Поэтому старайтесь ежедневно снимать коротенький видеоролик, буквально на 10 секунд. Когда ребенку исполнится год, вы сможете смонтировать увлекательное часовое видео о том, как рос ваш малыш.

Развитие ребёнка в 1 месяц

В первые месяцы жизни малышу еще предстоит приспособиться к своей новой среде. Особенно между сном и бодрствованием, он должен найти свой ритм. Развитие ребенка в первый месяц характеризуется появлением рефлекторных способностей.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Читайте также:
Календарь развития ребенка по годам

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребёнок в 1 месяц

Физическое развитие в 1 месяц жизни проявляется рефлекторными особенностями, которые помогают адаптироваться новорожденному в окружающем мире. Некоторые рефлексы являются врожденными, могут исчезать или трансформироваться, выходя на новый уровень сознания.

В первый месяц жизни у новорожденного выделяют следующие рефлекторные способности:

  • Хватательные. Относятся к примитивным рефлексам: ребенок пытается ухватить и удержать любые предметы, касающиеся его ладони. Рефлекс проявляется уже в утробе матери на 16 неделе беременности и сохраняется до пяти или шести месяцев после рождения.
  • Поисковые или рефлекс Куссмауля. Ребенок поворачивает голову в случае прикосновения к его щеке, открывает рот при легком надавливании на середину нижней губы. Данный рефлекс рассматривается как инстинктивный поиск пищи.
  • Стопный рефлекс (подошвенный). При прикосновении или проведении пальцем (карандашом) по стопе малыша, его пальчики расходятся в стороны, также отмечается отведение стопы.
  • Рефлекс Моро. Важный показатель нормальной и развивающейся нервной системы у вашего малыша. Это рефлекторная реакция младенцев на испуг, которая характеризуется вытягиванием рук в стороны, а затем их сближения. Проверить реакцию можно следующим образом: внезапно разогнуть ножки лежащего на спине малыша или приподнять разогнутые ножки крохи вверх вместе с тазом. Резко хлопнуть в ладоши рядом с лежащим ребенком.
  • Рефлекс Бабкина. Проявляется раскрытием рта и сгибанием рук в ответ на стимуляцию ладоней. Это нормальная реакция в первые 10 недель жизни и проявляется она достаточно ярко. Если рефлекс вялый или отсутствует, следует рассматривать возможные проблемы с центрально-нервной системой.
  • Плавательный рефлекс. Если малыша уложить на живот, он начнет совершать движения, имитирующие плавание.
  • Рефлекторная ходьба. Если новорождённого слегка наклонить вперед, он должен уметь делать шаговые движения (автоматическая походка).

Навыки новорожденного в первый месяц жизни

Первый месяц и начало второго, новорожденный проявляет способности к концентрации внимания на определенных объектах. В первый месяц жизни активно развивается нервная система, запускается процесс синтезирования и дифференциации внешних сигналов.

Двигательная активность

В 1 месяц двигательная активность ребенка не имеет четкой координации, но уже достаточно хорошо проявляется. Мускулатура пребывает в физиологическом гипертонусе — пальчики в кулачках, ножки согнуты в коленях. Для родителей важно научиться распознавать язык тела малыша. Клиническими исследованиями в педиатрии было доказано, что загибание пальцев ног часто свидетельствует о болевом синдроме. При развитии колик и вздутии, часто новорожденный активно машет ножками, создавая выбивательные движения.

Зрительная система

Глаза малыша, как орган зрительной системы, уже полностью сформированы, но зрение не достаточно четкое. Младенец испытывает затруднения при фокусировке на объектах и едва различает изображения своими глазами. Однако яркие, световые предметы побуждают ребенка пристально на них смотреть. К концу четвертой недели жизни появляется рефлекторное движение глаз, постепенно формируется возможность различать форму, размеры предметов.

Слуховая сенсорная система

В первый месяц новорожденный вырабатывает условные рефлекторные реакции на звуки и уже умеет узнавать голос мамы. Можно видеть, как при разговоре ребенок улыбается или перестает плакать, услышав знакомый голос. Наружный слуховой канал у младенцев, в отличие от взрослого человека, расположен вертикально и довольно узкий, состоит из хрящевой ткани, которая постепенно окостеневает.

Для первого месяца жизни ребенок имеет следующие навыки:

  • пытается сфокусировать взгляд на человеке/предмете;
  • замечает яркие объекты, реагирует на свет;
  • если в ладошку положить игрушку, малыш быстро ее схватит и моментально отпустит;
  • умеет различать мать по тембру голоса и запаху;
  • выражает дискомфорт, голод или жажду посредством плача;
  • реагирует на теплый, чувствительный, физический контакт и заботу.

Рост ребенка в 1 месяц

Согласно данным отечественных педиатров, в первом месяце рост мальчиков варьируется от 51 см до 56 см, у девочек показатели меньше — 50-55,6 см.

По данным ВОЗ мальчики 1 месяца имеют рост 50-58 см, девочки 49-57 см.

Первые месяцы ребенка — подготовка к самостоятельной жизни, изменяется не только рост и вес. Наблюдаются изменения на физиологическом уровне: запускается работа иммунной системы, уплотняется кожный покров.

Сколько ребенок должен весить в 1 месяц – норма веса для мальчик и девочек

Вес ребенка рассчитывается исходя из срока, на котором он родился. При преждевременных родах (32 неделя) масса тела не превышает 2100 г. Новорожденные с весом более 4000 г. рассматриваются как крупные младенцы. Нередко такой вес свидетельствует о наличии у матери углеводного нарушения.

При рождении ребенка на нормальных сроках, вес у мальчиков составляет от 3,5 до 5,5 кг, у девочек — 3,1-5,2 кг. При нормальном физическом развитии младенец прибавляет 100–200 г в неделю. В среднем за 1 месяц жизни идет прибавка в весе 600 г, в дальнейшем ежемесячно примерно 800 г.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

  • Начиная с третьей недели, новорожденный начинает понимать, как добиться своего. Если необходимо внимание мамы начинаются громкие, продолжительные крики. В 1 месяц у ребенка возрастает потребность социального общения, малыш уже ориентирован на родителей. Любит смотреть на новые лица, начинает улыбаться в ответ. Удивляется, поражается новым звукам.
  • На данном периоде психологическое развитие зависит от физического состояния. Многие педиатры рекомендуют ежедневно проводить легкий массаж в виде поглаживаний. Здоровому малышу предпочтительны именно руки мамы или папы: это позволяет установить более тесный контакт с родителями и положительно влияет на психоэмоциональный фон новорожденного.[1]
  • Пока у ребенка только два варианта выражения эмоций — улыбка и плач. Способность отвечать улыбкой в ответ развивается к концу четвертой недели. Правильному развитию ребенка способствует здоровая атмосфера в доме, нужно избегать конфликтных ситуаций и не выяснять отношения на повышенных тонах при младенце.
  • Исследования показали, положительный контакт в ходе общения с родителями, несет больше пользы для эмоционального и психологического развития ребенка. Были проведены эксперименты с младенцами в возрасте до четырех месяцев с использованием как положительного прикосновения (поглаживание или объятия), так и отрицательного (толкание, пощипывание или щекотка).
  • Дети, которые получали положительные прикосновения, плакали реже, а улыбались намного чаще, чем младенцы с отрицательными касаниями. Было выявлено, что новорожденные с негативным опытом общения в младенчестве, чаще испытывали проблемы эмоционального и поведенческого характера в дальнейшей жизни.

Уход за ребенком в первый месяц

  • Купать новорожденного рекомендуется ежедневно, а использовать детские моющие средства не чаще двух раз в неделю. Простая вода лучше всего подходит для кожи малыша в первый месяц.
  • После ванны кожу ребенка следует тщательно высушить чистым полотенцем, не пропуская складочки. После купания допускается нанесение кремов или масел, предназначенные для новорожденных. Лучше не купать младенца сразу после кормления, когда он голоден или устал.
  • Важным моментом в уходе является смена подгузника. Сразу после опорожнения или мочеиспускания нужно заменить памперс, это позволит избежать развития бактериальной инфекции и воспалительных процессов. Зачастую процесс дефекации у детей происходит сразу после кормления. Некоторые младенцы не реагируют на полный подгузник, поэтому стоит каждые несколько часов проверять его. Каждый раз перед сменой чистого памперса проводится гигиена половых органов новорожденного. После кожные покровы просушиваются, и наносится крем или присыпка для профилактики раздражения.
  • Для родителей-новичков приобретение подходящего размера подгузника может быть сложным, поскольку разные бренды имеют разные стандарты размеров. Размеры детских подгузников основаны на весе ребенка, что следует учитывать при выборе изделия.
  • Уход за ребенком подразумевает стрижку ногтей. Процедуру следует делать регулярно по мере отрастания ногтевой пластины. Для этой цели используют специальные ножницы, предназначенные для детей раннего возраста. Такой инструмент обладает повышенной безопасностью и снижает к минимуму возможность травматизации.
  • При необходимости обработки пупочной ранки используют раствор Хлорофиллипта в концентрации 1%, но чаще прибегают к использованию обычной зеленки. Средство обладает противобактериальным эффектом, ускоряет процесс заживления без побочных эффектов.
  • При уходе за ребенком важно придерживаться правильного температурного режима, нужно исключить перегревание и переохлаждение.
  • Обязательно необходима ежедневная прогулка на свежем воздухе, не менее 30 минут в осенне-зимний период и час-два в летнее время.
  • Психологическое и физическое развитие ребенка во многом зависит от родителей. Кормить и укладывать спать — недостаточно. Общайтесь с малышом, разговаривайте, включайте музыку. Это способствует развитию слухового аппарата, положительно влияет на психоэмоциональный фон.
Читайте также:
Развитие ребенка в 2 месяца: физическое и психологическое состояние

Важно продумать все мелочи, которые относятся к уходу за новорожденным. При малейших сомнениях следует обращаться к акушеру-гинекологу или советоваться с педиатром. Грамотный уход — залог счастливого и здорового ребенка[2].

Узнайте о развитии ребенка в два месяца по ссылке.

1. «Первые дни жизни. Учебник по уходу за новорожденным». Рылова Наталья Юрьевна. Здесь же: «Педиатрия: полный справочник для родителей». Лариса Аникеева

2. «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года». Евгений Олегович Комаровский. Здесь же: «Уход за новорожденным. Полная энциклопедия для родителей». Богомолов Б. Н.

Первый месяц жизни ребенка

Не откладывайте проблемы на завтра,
запишитесь на прием сейчас!

При уходе за ребенком первого месяца жизни у родителей возникает множество вопросов и волнений, которые в большинстве случаев вызваны естественными особенностями развития малыша. Беспокойство – нормальное состояние для матери и отца, так как забота о здоровье новорожденного становится для них приоритетной задачей. Но чтобы уметь вовремя заметить признаки проблем со здоровьем или развитием ребенка в первый месяц жизни, следует знать о том, какие именно особенности формирования его организма являются нормальными и естественными.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Особенности физического развития

В первую неделю жизни малыша не стоит ждать от него каких-либо особых «достижений»: процесс рождения отнимает много сил не только у матери, но и у ребенка, поэтому сон и питание – единственное, что ему нужно больше всего. Но уже со второй недели развитие новорожденного становится достаточно активным. С каждым днем он «взрослеет» и выглядит это примерно следующим образом:

  • У ребенка формируется определенный режим дня и питания – он нуждается в кормлении порядка 6–9 раз в сутки, а все остальное время у него занимает сон. К концу первого месяца периоды бодрствования могут составлять 15–30 минут в течение каждого цикла сон − кормление.
  • Держать голову малыш научится чуть позже – уверенно поднимать голову вместе с плечевым поясом он начнет в 3–4 месяца. Но уже к концу первого месяца он делает попытки «контролировать ситуацию» – отворачивает лицо в сторону при ярком освещении или подается назад при нежелании брать грудь или соску. Если 2–3-недельного малыша уложить на живот, то он уже пытается приподнимать голову, реагируя на звуки материнского голоса или поглаживание по щеке.
  • Ребенок прибавляет в росте в среднем 3–4 см, а вес увеличивается примерно на 700 г в течение первого месяца. Но эти значения очень примерны. Диапазон прибавки в весе варьируется от 400 до 1300 г и обусловлен весом ребенка при рождении, особенностями родов, качеством грудного молока матери, состоянием здоровья малыша и множеством других факторов.
Читайте также:
Календарь развития ребенка по годам

Основы гигиены ребенка первого месяца жизни

В течение первого месяца после рождения малыш достаточно сильно уязвим перед лицом инфекций, присутствующих в окружающей среде. Слизистые оболочки дыхательных путей и ЖКТ новорожденного, которые впоследствии приобретут собственную микрофлору, в первые дни остаются стерильными и постепенно заселяются нужными микроорганизмами. Когда микрофлора сформируется окончательно, ребенок будет защищен от многих нарушений состояния здоровья естественным образом. Но до этого следует особое внимание уделять уходу за ним.

Гигиена питания. Питание – самый важный фактор для ребенка первых месяцев жизни. Именно он задает правильные темпы роста и развития малыша и позволяет желудочно-кишечному тракту приобрести собственную здоровую микрофлору. Но чтобы снизить вероятность проникновения в организм новорожденного болезнетворных микроорганизмов, следует соблюдать некоторые правила гигиены:

  • При грудном вскармливании мать должна перед кормлением обрабатывать соски и ареолы водой с детским мылом, затем тщательно ополаскивать грудь чистой водой и насухо вытирать ее салфеткой.
  • При искусственном или смешанном вскармливании обязательна обработка всех аксессуаров для кормления с помощью кипячения или специального парового стерилизатора. Разбавление смеси до нужной консистенции должно проводиться только кипяченой водой, охлажденной до температуры 36–37 °C.
  • Так как в первые недели и месяцы после рождения высока вероятность развития у новорожденного кандидоза ротовой полости (так называемой молочницы), педиатр может рекомендовать после кормления давать малышу несколько капель воды. Это позволяет смыть со слизистой рта остатки грудного молока или смеси, которые являются питательной средой для грибка.

Личная гигиена

  • Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
  • Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
  • При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.

Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:

  • температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
  • одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
  • новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
  • следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.

Из-за чего стоит беспокоиться

Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:

  • ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
  • любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
  • носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
  • осиплость голоса, лающий кашель;
  • повышение температуры тела;
  • устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).

Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: