Развитие ребенка в 1 год 8 месяцев: физическое и психологическое состояние

Развитие и питание ребенка в 1 год 8 месяцев: организуем режим дня и здоровый рацион малыша

Второй год жизни малыша – один из самых интересных периодов жизни. Кроха еще недостаточно хорошо разговаривает, по-прежнему очень привязан к маме и старается как можно больше времени проводить с ней рядом. Тем не менее, малыш начинает активно интересоваться окружающим миром и хочет становиться все более самостоятельным. Что должны уметь дети в возрасте 1 год и 8 месяцев? По каким параметрам можно оценить, нормально ли они развиваются или необходимо обратиться за консультацией к специалистам?

Рост и вес ребенка в 1 год и 8 месяцев

Правильное и своевременное физическое развитие ребенка заботит абсолютно всех родителей, так как является залогом здоровья малыша. Каким считается нормальный рост и вес в 1 год и 8 месяцев (см. также: нормы роста и веса мальчиков по годам)? Значения роста и веса отличаются у мальчиков и девочек. Мальчики в этом возрасте в среднем должны весить 12 кг, девочки – около 11,3 кг. Примерный рост мальчиков составляет 84 см, девочек – 82 см.

Режим дня

С первых дней жизни важно соблюдать режим дня – это нужно как родителям, так и малышу. Какой режим дня является приемлемым для ребенка в возрасте 1 года и 8 месяцев (рекомендуем прочитать: ребенок в 5 месяцев: питание и режим дня)? Как правило, малыш в возрасте 1,5 лет уже имеет установленный режим дня, в котором около 12-13 часов отведено сну.

Дневной сон

Дневной сон для ребенка в год и 8 месяцев все еще необходим, и если кроха отказывается спать днем, лучше продолжить добрую традицию и все-таки договориться с малышом

Сон ночью составляет 10-11 часов, дневному сну уделяется 1-2 часа. Многие дети не любят спать днем, успокоить и уложить их в кровать достаточно сложно. Доктор Комаровский говорит, что, несмотря на сложности, родителям лучше настоять на правильном режиме дня, включающем дневной сон и попытаться создать ребенку обстановку, способствующую спокойному отдыху. Тишина, задвинутые шторы – все это поможет ребенку успокоиться и прилечь. Если он не уснет или сон будет недолгим, он все равно отдохнет от активных игр и наберется сил для дальнейших свершений.

Что должен уметь делать ребенок?

В возрасте более 1,5 лет здоровый ребенок активен, энергичен и постоянно занят изучением мира. Как правило, малыш уже умеет:

  • достаточно хорошо, устойчиво стоя на ножках, бегать;
  • соблюдать дистанцию, следить за дорогой и избегать препятствий во время бега;
  • пользоваться лестницей, поднимаясь по ступенькам без помощи родителей и спускаясь с небольшой поддержкой;
  • прыгать на двух ножках;
  • играть с мячом, не промахиваясь и не теряя устойчивости на ногих;
  • открывать двери и мебельные ящики.

Нормальное психическое развитие

Первый год жизни ребенка – самый сложный для родителей. Кроха полностью зависит от их заботы и внимания, а родители мечтают о том, что скоро наступит время, когда их чадо будет становиться все более и более самостоятельным. Ждать осталось недолго – при достижении возраста полутора лет малыш начинает активно требовать независимости, крича: «Я сам!» и часто становится неуправляемым. В связи с тем, что умений делать все самому пока недостаточно, родителям стоит проявить терпение и прийти на помощь в нужный момент. В этом возрасте малыш обучается, поэтому важно показывать ему верную модель выполнения действий своим примером и советом.

Ребенок в возрасте один год и восемь месяцев часто проявляет гнев и раздражение, выражая их криками, слезами и дракой. Ведя себя подобным образом, малыш старается заставить выполнить все его желания. Не стоит идти на поводу и удовлетворять каждую его прихоть – нужно найти подход к малышу в состоянии истерики и выработать определенную модель поведения.

Некоторые родители просто не обращают внимания, выжидая, пока малыш успокоится и лишь после этого пытаются поговорить с ним, объяснить и утешить. В любом случае, не стоит раздражаться и кричать на капризничающего ребенка. Донося информацию спокойным тоном и объясняя, что общаться посредством истерики неправильно, вы добьетесь больших результатов в воспитании. Лучше спокойно говорить и объяснять, чем срываться на крик. Кроме того, не всегда капризы являются надуманными – иногда малыш действительно устал, голоден или просто плохо себя чувствует.

Интеллектуальное развитие малыша

Малыш уже интересуется не только игрушками, но и в большей степени различными окружающими его предметами. В возрасте 1 год и 8 месяцев он отлично слышит музыку и, как правило, начинает двигаться ей в такт.

Основной задачей для мамы малыша в таком возрасте является развитие у дочки или сыночка таких умений как внимательность, наблюдательность и фантазия. Полезно вместе рассматривать картинки и иллюстрации, читать стишки и сказки. Для активных игр приобретите мячики разных цветов и размеров. Также детям в возрасте 1 год и 8 месяцев интересны игрушки-каталки. Развитию воображения можно способствовать, играя с ребенком в куклы.

Ребенок играет

В этом возрастном периоде малыш охотно воспринимает сюжетную канву и готов играть в игры, развивающие его воображение – например, в куклы, конструктор или тематические наборы: “джунгли”, “птицы”, “железная дорога”

Читайте также:
Развитие ребенка в 9 месяцев: физическое и психологическое состояние

Правильное питание

Важно поддерживать сбалансированный рацион питания ребенка. Правильное питание будет способствовать не только физическому, но и умственному развитию крохи (см. также: меню ребенка в 1 год и 7 месяцев: составляем здоровый режим питания). Грамотно составленный рацион питания должен содержать:

  1. Молочные продукты. На молоке можно готовить каши и супы. В качестве дневного перекуса и вечером перед сном можно покормить ребенка йогуртом, кефиром или творогом.
  2. Мясные и рыбные продукты. Мясо или рыба должны присутствовать в ежедневном детском меню. Из рыбы предпочтительно филе судака или трески, приготовленные на пару. В качестве мясного блюда лучше выбрать курицу или индейку, подав ребенку как в виде тефтелей или котлет, так и в рубленом виде. Готовить также лучше на пару. Не стоит кормить ребенка сосисками, колбасой или копченостями.
  3. Мясные субпродукты. Предпочтительны в тушеном виде. Например, можно потушить печень со сметаной, получив вкусное и сытное блюдо.
  4. Крупы. Овсянка, гречка или любая другая каша должны стать основным блюдом утра или дня малыша. Крупы не только способны разнообразить меню, но и принесут несомненную пользу организму.
  5. Овощи и зелень. Отварные или мелко нарезанные овощи станут отличным блюдом для малыша. Кроме того, можно продолжать кормить кроху овощами в виде пюре.
  6. Фрукты. Груши, яблоки и любые другие доступные сезонные фрукты хорошо дополнят ежедневный рацион. С такими фруктами как цитрусовые, киви и персики стоит быть осторожными, так как они могут являться аллергенами.
  7. Хлебобулочные изделия. Не стоит злоупотреблять мучными изделиями. Потребление хлеба лучше ограничить – не более 80 грамм в день. Предпочтителен белый хлеб, так как черный может вызвать брожение в желудке, вздутие и проблемы с пищеварением.

Когда рацион подобран правильно по составу и времени приема пищи, малыш не должен капризничать или отказываться от еды. Если это происходит, следует понаблюдать за ребенком – возможно, для его индивидуального развития количество пищи можно уменьшить.

Питаться лучше четыре раза в день, не превышая суточного объема пищи ребенка – 1200–1300 грамм. При этом завтрак должен составлять 20% всего дневного рациона, обед – 40%, полдник – 15% и ужин – 25%.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев: нормы роста, веса и советы для родителей

В течение второго года жизни ребёнок активно развивается и познаёт мир. Задачи родителей – создавать благоприятную среду для роста и становления личности, а также своевременно замечать и по возможности устранять отклонения. Чтобы выполнять свои родительские обязанности, ознакомьтесь с нормами развития малыша в один год и восемь месяцев.

Физические данные

Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.

Физические данные в 1 год и 8 месяцев

В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 75,9 Менее 8,1 Недостаточный
Менее 78,6 Менее 9,1 Ниже нормы
78,7-81,5 9,2-10 Чуть ниже среднего
81,6-87 10,1-12,8 Норма (средний)
87,1-89,7 12,9-14,2 Чуть больше среднего
89,8-92,5 14,3-15,8 Большой
Более 92,6 Более 15,9 Не соответствует возрасту, крайне большой

В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 73,7 Менее 7,5 Недостаточный
73,8-76,6 7,6-8,3 Ниже нормы
76,7-79,6 8,4-9,3 Чуть ниже среднего
79,7-85,6 9,4-12 Норма (средний)
85,7-88,6 12,1-13,6 Чуть больше среднего
88,7-91,6 13,7-15,6 Большой
Более 91,7 Более 15,7 Не соответствует возрасту, крайне большой

Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.

Физические навыки

Физические навыки в 20 месяцев

Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:

  • устойчиво стоять на ногах, не падая;
  • быстро ходить и бегать;
  • идти задом наперёд или пытаться делать это;
  • доставать с разных высот интересующие предметы;
  • обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);
  • прыгать на двух ногах;
  • открывать двери;
  • выдвигать ящики мебели;
  • двигать и толкать предметы;
  • играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);
  • выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
  • легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
  • подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).

Интеллектуальные показатели

Интеллектуальные показатели ребенка в 1 год и 8 месяцев

Интеллектуальное развитие тоже стремительно. В 1 год и 8 месяцев ваш малыш:

  • удерживает в руке карандаш, рисует линии, зигзаги, неровные овалы или круги;
  • сосредотачивается на каком-то занятии;
  • выполняет просьбы, в том числе сложные типа «возьми и принеси мне»;
  • находит разные предметы в пространстве, называет их;
  • различает объекты по некоторым формам и цветам, размерам;
  • активно усваивает и хорошо запоминает новую информацию.
Читайте также:
Развитие ребенка в 8 месяцев: физическое и психологическое состояние

Психологические навыки

Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.

Психологические навыки ребенка в 1 год и 8 месяцев

В год и восемь месяцев ребёнок:

  • демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
  • показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
  • пытается обозначать свои желания словами или жестами;
  • слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
  • активно жестикулирует;
  • меняет интонацию;
  • играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
  • умело повторяет за взрослыми, подражает им;
  • проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;

К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников. Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.

Бытовые навыки

Бытовые навыки в 1 год и 8 месяцев

Что должен уметь ребёнок, достигший возраста 1 год и 8 месяцев, в бытовом плане? Малыш должен становиться самостоятельнее, пытаться себя обслуживать. Вот основные бытовые навыки:

  • самостоятельное употребление пищи;
  • попытки самостоятельно одеваться;
  • уборка игрушек на места;
  • вовлечение в домашние дела (подметание, вытирание пыли);
  • попытки умываться, мыть руки, чистить зубы;
  • помощь родителям по их просьбам.

Речевое развитие

Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить активно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или более сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и совершенствует. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.

Речевое развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Малыш использует слова уместно, называя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Некоторые произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.

Важно! Речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс, поэтому не стоит ждать от ребёнка сознательной и внятной речи.

Примерный режим дня

Приведём в таблице приблизительный режим дня:

Временной промежуток Действия
8:00-8:30 Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур
8:30-8:45 Завтрак
8:45-10:30 Занятия и игры
10:30-10:40 Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался)
10:40-12:30 Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе
12:30-13:00 Раздевание, подготовка к обеду
13-13:20 Обед
13:20-13:30 Подготовка к дневному сну
13:30-15:30 Дневной отдых
15:30-16:00 Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:15 Полдник
16:15-17:00 Игры, свободное время, развитие
17:00-18:30 Вечерняя прогулка
18:30-19:00 Вечерний приём пищи
19:00-20:30 Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг
20:30-21:00 Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока.

Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.

Особенности питания

Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:

  • мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
  • птица (индейка, курица);
  • рыба: судак, сёмга, треска, хек;
  • субпродукты (печень, языки, сердце);
  • тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
  • различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
  • молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
  • белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
  • фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
  • местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
  • масло (как сливочное, так и растительное).

Особенности питания в 20 месяцев

Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное. Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции.

Примерное меню на день смотрите в таблице:

Приём пищи Блюда
Завтрак Каша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)
Обед Овощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов
Полдник Творог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)
Ужин Овощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок

Воспитание

Воспитание направлено на помощь в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при необходимости. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.

Воспитание ребенка в 1 год и 8 месяцев

Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не разрешают, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте ребёнка, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выработать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не показывать гнев или злость.

Читайте также:
Развитие детей в 1 год 5 месяцев: двигательные навыки, интеллект, режим дня, советы

Полезные игры и занятия

В год и восемь месяцев полезно проводить такие занятия и игры:

  • чтение книг, рассматривание картинок;
  • лепка из солёного теста или безопасного пластилина;
  • пение песенок, рассказывание коротких стишков;
  • рисование карандашами, пальчиковыми красками, мелками;
  • ролевые и сюжетные игры с мягкими игрушками и куклами;
  • сортеры, простые пазлы, конструкторы, мозаики;
  • игры с мячом;
  • танцы под музыку;
  • занятия с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками;
  • детские стишки-потешки;
  • изучение разных форм и цветов предметов;
  • изучение явлений.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.

Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.

Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.

Возможные проблемы

Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители ребёнка возраста 1 год и 8 месяцев:

  • Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, хотя многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их произносить, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье.
  • Кроха отказывается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые кажутся невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение окружающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен обязательно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами.
  • Малыш капризничает. Капризы – неизбежный этап развития. С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое понимает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться. Иногда прекратить истерику можно телесным контактом. Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям детей в 1 год 8 месяцев

Напоследок дадим общие рекомендации родителям:

  1. Не стоит «подгонять» ребёнка под общепринятые нормы. Все дети индивидуальны.
  2. При явном и значительном отклонении от нормальных показателей расскажите о своих переживаниях врачу.
  3. Демонстрируйте любовь, заботу и поддержку.
  4. Постоянно общайтесь с малышом в любых ситуациях.
  5. Помните, что в таком возрасте дети балуются и шкодят, поэтому всегда будьте начеку и обеспечивайте безопасность.

Информация и советы из данной статьи помогут оценить навыки малыша, а также создать благоприятную обстановку для его гармоничного развития.

Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: физическое и психологическое состояние

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.instagram.com/detskiicentr27/

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 8 месяцев: правильная организация режима дня и рациона питания

фото 1

Возраст год и восемь месяцев — крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.

Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.

Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые — стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.

Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?

Физические параметры в год и восемь месяцев

Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.

  • В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
  • Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек — между 10 и 12 кг.
  • Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме — 48-50 см.
  • Зубов может быть как 12, так и 18 — все это является возрастной нормой.
  • Окружность груди у девочек 49.15 — 51.90, у мальчиков 49.15 — 52.90 см.

Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.

Что умеет делать малыш

фото 2

В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.

Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.

Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?

Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.

  • Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме — в том числе в виде бурного протеста.
  • Быть способным различать и называть цвета, формы.
  • Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости — приносить.
  • Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
  • Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.

В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 3

В возрасте 20 месяцев у ребенка появляется ярко выраженное самосознание.

У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность — игрушки и книжки.

Читайте также:
Развитие ребенка в 6 лет: физическое и психологическое состояние

Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.

Если малыш капризничает — исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.

Речевые способности

Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.

Важно! В 20 месяцев дети должны уметь произносить простые слова — «мама», «дай», «му-му».

Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.

Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.

Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.

Рацион питания

фото 2

Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.

Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.

Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.

В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.

Примерное меню

Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.

На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.

На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.

На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.

На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.

Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.

Рецепты блюд

«Ежики» с рисом и овощами
  • 200 гр. куриного фарша;
  • 0.5 стакана промытого риса;
  • два — три соцветия цветной капусты;
  • небольшая морковь.

Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.

Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.

Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.

Особенности гигиены и ухода

фото 6

В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.

Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.

От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.

Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.

В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.

Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.

Режим дня и сна

В 20 месяцев спать ребенок должен не менее 13 часов в день — 10-11 часов ночью и не менее 1 часа днем.

Дневной сон крайне полезен для детей этого возраста. Если малыш не желает спать днем — необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подкорректировать режим — возможно, ребенок плохо засыпает сразу после прогулки или после плотного обеда.

Гулять необходимо не менее двух раз в день — утром после завтрака и днем, после сна или перед ним. Если есть возможность — желательно выводить малыша на прогулку и вечером, незадолго до ночного сна.

Читайте также:
Развитие ребенка в 7 месяцев: физическое и психологическое состояние

Занятия с малышом

С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.

Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.

Игрушки

Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.

Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотреть видео о том, что умеет малыш в год и восемь месяцев:

Советы родителям

  • В 20 месяцев для малыша самое важное — общение и игры. Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, ставьте аудиосказки, обеспечьте условия, при которых он сможет играть с другими детьми.
  • Давайте больше свободы, возможность принимать даже небольшие самостоятельные решения хорошо скажутся на дальнейшем развитии самостоятельности.
  • И наберитесь терпения, впереди сложный возраст — два года, а затем и три!

«Нельзя наказывать малыша физически в ЭТОМ возрасте»

Really?? А с какого возраста дорогая редакция предлагает бить детей? В год и девять уже ок? Или ещё чуток подождать?

Сейчас в интернете столько ярких, хитро-мудрых блюд для малышей выкладывают, что можно съесть самую невкусную кашу.

Развитие ребенка в 1 год 8 месяцев: физическое и психологическое состояние

Большинство психологических процессов у детей раннего возраста носят особенный, непроизвольный характер. Им необходим эмоциональный комфорт для того, чтобы правильно развиваться. Родители должны следить за режимом, отдыхом и активностью малыша. Психологические особенности этого возраста связаны с активным развитием психической деятельности. Сейчас появляется много возможностей для дальнейшего развития личности – нельзя терять время.

Обучение в игровой форме подходит для детей 1-3 лет лучше всего. Вы удивитесь, узнав, как много уже умеет кроха в этом возрасте. Он не беспомощное существо, а маленький человечек, который готов учиться всему.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У ДЕТЕЙ

Первое, что нужно отметить — особенности психологических процессов у малышей раннего возраста. Сейчас личность, ценности, характер находятся в постоянном развитии. Но процесс этот – внутренний. Малыш даже не всегда понимает, как день за днем становится взрослее, опытнее. Эти изменения происходят на подсознательном уровне, подготавливая кроху к самостоятельной жизни. Он отнюдь не беспомощный человечек, который ничего не может сам. Тут все зависит от родителей: используют они его потенциал или нет.

На то, чтобы начать сидеть, ходить и бегать, малыша толкает интерес, жажда познания. Опять же, это процесс неосознанный. Теперь ребенок психологически готов обучаться, так что не нужно его останавливать. Очень часто, родители считают, что он еще «совсем маленький», ограждают его от разных полезных видов деятельности. Очень зря.

Стоит учитывать и другие психологические особенности детей 1-3 лет. Их интересы, желания, эмоции всегда сиюминутные. Кроха может начать плакать из-за ушиба или потерянной игрушки, но через секунду все меняется. Что-то привлекло его внимание, и о своих проблемах он тут же забыл. Он не может строить планов – мозг фиксируется лишь на настоящем моменте. Подход к обучению должен быть соответствующим, учитывая кратковременную концентрацию внимания.

Сознание

В 1-2 годика психологическая жизнь малыша не очень богатая. Он фиксирует знакомые лица, известные предметы. Они все уже связаны с некоторыми эмоциональными реакциями. Например, при виде ведерка и совочка кроха оживляется, ведь эти предметы связаны с прогулкой, игрой. Видит маму — бессознательно радуется, ведь она – самый знакомый, родной человек. Она кормит его, успокаивает, играет. Пока что складывается привязанность – говорить о любви еще рано.

У детей возраста 3 лет психика уже устроена сложнее. Их словарный запас шире, они уже более опытные. Дети научились выражать свои чувства. Им все проще устанавливать связь между предметом и его названием, предметом и различными действиями с ним.

Планирование

В 1-3 года планирование развито очень слабо. У малышей раннего возраста (1-2 года) оно вообще отсутствует. Это связано с тем, что они еще не умеют фантазировать, замышлять. Малыш видит игрушку — берет ее и играет, ему дают конфетку — ее нужно сразу открыть. Мысль оставить сладкое на потом ему в голову не приходит.

Поведение

Чем младше малыш, тем проще его поведение. Психологические особенности таковы, что дети до 2 лет используют привычные методы общения. Что-то не так — он начинает кричать. Точно так же поступает младенец, который кричит чисто инстинктивно, подзывая маму.

Читайте также:
Развитие ребенка в 10 месяцев: физическое и психологическое состояние

Уже с 2-2,5 лет сильно проявляется будущий характер малыша. Он становится все самостоятельнее. Сам для себя выясняет, что многие действия родителей может повторить. Теперь ему интересно самому застегивать одежду, кушать ложкой, собирать свои игрушки. У детей в этом возрасте появляется первый кризис самостоятельности. Это хорошо, ведь так ребенок утверждается как личность. Может выбирать, а значит, его психическая деятельность выходит на новый уровень.

Деятельность ребенка

Деятельность носит лишь частично осознанный характер. Только к 3 годам малыш задумывается о смысле и последствиях своих действий. Опять же, он подвержен сиюминутным порывам. Вот малыш играет с кубиками, а потом резко начинает бегать по комнате. Или его привлекает телевизор, и он забывает про игру. У детей раннего возраста плохая концентрация, именно поэтому происходит частая смена видов деятельности.

К трем годам и после малыши способны возобновить то, чем занимались. Ребенок рисует, потом может побегать и вернуться к рисованию. Это значит, что психическая деятельность усовершенствовалась. Как только произошла презентация этой психической особенности, можно начинать более серьезное обучение малыша. Например, спорту, танцам, иностранным языкам.

Режим и отдых

Для нормальной психической деятельности малышу необходим хороший отдых. Днем спать необходимо, можно даже 2 раза по 1-1,5 часа. Если кроха не будет отдыхать, то наступит перевозбуждение. После это дети бывают капризные, агрессивные. Психологические механизмы могут функционировать без проблем только в том случае, если мозг достаточно отдыхает за день. Иначе развития не происходит, так мозг перегружен информацией и утомлен.

Очень важно малышу бывать на свежем воздухе – не менее 2-3 часов в день. На стадии активного развития детям просто необходимы длительные прогулки. Они очень подвижные, а в квартире не получится побегать, поиграть. Кроме того, на площадках и в парках есть другие дети, с которыми можно общаться и играть.

Для детей раннего возраста игра — самый интересный и привлекательный вид деятельности. С 3 лет игры становятся все более сложными. Часто — ролевыми. Теперь одних игрушек не хватает – малышам хочется играть вместе. Ограничивать игровую деятельность нельзя, ведь так дети отрабатывают социальные механизмы, решают жизненные ситуации.

Общение

Общение играет очень важную роль. Уже к 3 годам малыши могут поддерживать длительные дружеские отношения. Хорошо влияет на психологическое развитие посещение садика или кружков. Там, кроме учебы, дети могут еще и общаться. Это хороший стимулятор для развития речи, социальных навыков, расширения круга интересов.

Обучение

Обучение все еще завязано на игровой деятельности. В садике постепенно вводится физическая культура, творчество. Многие считают, что 3 года — самое время начать изучать иностранные языки. В этом есть смысл. Сейчас мозг готов легко принять иностранный язык, и даже не один.

Развитие ребенка после года

Наступает время великих перемен. Малыш становится проворнее, внимательно изучает игрушки. Ему нравятся предметы, которые ставятся или вкладываются друг в друга, те, что можно собрать, а затем разобрать. Он все дольше играет самостоятельно. Ребенок указывает на то, что хочет, или на картинки в книге. Он активно изучает мир – и каждый день открывает для себя что-то новое.

Развитие ребенка после года

Физическое развитие ребенка после года

Вес и рост – вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребенка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:

  • У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лежа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.
  • Вес ребенка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).

Таблица роста и веса ребенка после года (по данным ВОЗ)

В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.

Рост и вес ребенка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.

Нервно-психическое развитие ребенка после года

После года ребенок активно осваивает окружающий мир – и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.

После года развитие ребенка идет очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 11 месяцев: физическое и психологическое состояние

Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.

Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.

В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).

ximg1

Нормы нервно-психического развития ребенка после года

Если заглянуть в календарь развития ребенка, можно увидеть, что он умеет делать:

Развитие детей от 1 до 2 лет

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

В первый год жизни малыш уже умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Читайте также:
Развитие ребенка в 4 года 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: физическое и психологическое состояние
Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: