Развитие новорожденного ребенка: физическое и психологическое состояние

Показатели развития ребенка до года

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

Читайте также:
Развитие ребенка в 6 лет: физическое и психологическое состояние

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Развитие новорожденного ребенка: физическое и психологическое состояние

Вы здесь: Глава 3. Психологический анализ возрастных периодов развития Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица – Рефлексы новорожденного

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

или 3- го месяца

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

Читайте также:
Развитие детей в 1 год 7 месяцев: двигательные навыки, режим дня, интеллект, социальное развитие

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Следует ли приучать ребенка к соске?

2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

Читайте также:
Развитие ребенка в 6 лет 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. Психология развития ребенка от рождения до года.

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

он служит ответной реакцией на приближение взрослого.

он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

Показатели развития новорожденного

Первый месяц жизни ребенка – период новорожденности – самое сложное и трудное дня него время. В свою очередь, наиболее ответственный этап этого месяца – первая неделя, а в ней – первые часы жизни. Период новорожденности – это время наиболее интенсивного приспособления ребенка к условиям внешней среды. Сразу же, с первой минуты, здесь все для него непривычно: другой способ дыхания, питания, другая температура, множество новых раздражителей. Благополучная адаптация на первом году жизни во многом определяет состояние здоровья ребенка не только на протяжении последующих месяцев, но и многих лет жизни.

Читайте также:
Развитие ребенка в 11 месяцев: физическое и психологическое состояние

У детей, рожденных здоровыми матерями в физиологических родах, период адаптации, как правило, протекает относительно гладко, однако таких малышей сейчас рождается не более 30% процентов. Подавляющее большинство новорожденных относится к «группе риска». Это означает, что они нуждаются в тщательном, иногда длительном наблюдении врач и особо внимательном материнском уходе. При этих условиях они полностью осваиваются в новой среде и приобретают все шансы расти здоровыми. Сразу после рождения ребенка взвешивают, измеряют его рост, окружности головы и груди. Это очень важные критерии его физического развития. Помимо показателей физического развития новорожденного, принято оценивать и степень его зрелости к моменту рождения. Зрелый малыш – это ребенок готовый к внеутробной жизни.

Существуют внешние критерии зрелости:

  • Достаточное развитие подкожной клетчатки;
  • Эластичная розовая кожа;
  • Плотные кости;
  • Телосложение, характерное для доношенного ребенка.

Но еще более важна функциональная зрелость ребенка- готовность всех его органов и систем к внеутробному существованию. О ней судят, в частности, по тому, насколько выражены у ребенка самые важные врожденные рефлексы, насколько устойчивы ритмы сердцебиения и дыхания, достаточна ли двигательная активность, готовность к перевариванию пищи и т.д.

Для определения состояния новорожденных, а также для оценки их физического развития существуют специальные критерии. В родильных домах обычно пользуются шкалой Апгар, по которой основные показатели состояния ребенка оценивается в баллах. Максимально возможный балл – 10, но это редкость, чаще бывают 9-8 баллов, что тоже вполне хорошо. Не надо огорчаться, если ребенок получил меньшую оценку. При хорошем уходе и, если необходимо, лечении, он свое наверстает!

Хорошими показателями веса (массы) и роста (длины тела) для мальчиков считаются 3500-3700г и 50-52 см, для девочек- 3200-3400 ги 48-50 см.

Окружность головы у здорового новорожденного обычно составляет от 34-до36 сми на 2-2,5 смпревышает окружность груди.

У преждевременно родившихся детей показатели физического развития зависят от степени их недоношенности.

Переходные состояния

Первый месяц – это время появления так называемых «переходных состояний», то есть ситуаций как бы на грани здоровья и болезни.

  • В первые дни жизни происходит потеря массы тела, которые врачи называют физиологической, то есть естественной. Ее основная причина в том, что организм новорожденного использует запасы пищевых веществ, полученных еще внутриутробно, то есть расходует свои «внутренние резервы». В норме такая потеря веса после рождения не превышает 3-5% массы тела. К 10 дню жизни ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, а затем вес тела увеличивается. Если малыш потерял более 200-250 ги не восстановил потерю к 10-12 дню жизни, – его надо обязательно показать врачу.
  • Часто тревожит родителей то, что кожа ребенка вдруг приобретает желтушный (иктеричный) оттенок. Если желтуха выражена очень слабо, появилась на третий день жизни или позже, не нарушает состояния ребенка и исчезает к 7-10 дню, то это – «физиологическая желтуха». Оснований для тревоги нет, так как это явление обусловлено време­нной незрелостью ферментной систе­мы печени. Но если желтуха – даже слабая – затягивается на более длительный срок, вопрос о необходимости обследования ребенка (иногда в стационаре) должен решать врач.
  • Половой криз – одно из переходных состояний у новорожденного. Проявля­ется он увеличением грудных желез и отечностью наружных половых органов у мальчиков и у девочек. Иногда из грудных желез выделяется похожая на молоко жидкость, а у девочек появля­ются слизистые или кровянистые выде­ления из половой щели. Это – реакция организма на освобождение его от материнских гормонов.
  • Припухлость грудных желез обычно не требует лечения. Если она выра­жена значительно, можно нало­жить согревающую ватно-марлевую повязку. При наличии выделений из половых ор­ганов у де­вочки ее не­обходимо осо­бенно тщательно подмывать слабо-ро­зовым раствором марганцовокис­лого калия («марганцовки») или слабым настоем ромашки – несколько раз в день и обязательно – после стула (дефека­ции). Девочку всегда подмывают, напра­вляя струю воды спереди назад.
  • К переходным состояниям относят также транзиторное, то есть быстро про­ходящее и незначительное, изменение (повышение или понижение) температу­ры, покраснение кожи, появление белых бугорков («милий») на носу. Все это до­вольно скоро проходит само собой и не причиняет ребенку заметного бес­покойства.

Пупочная ранка

Один из важнейших процессов у но­ворожденных – отторжение пуповинного остатка и заживление пупочной ран­ки. После накладывания при рождении металлической или пластмассовой скоб­ки у здорового ребенка происходит спонтанное отпадение остатка пупови­ны на 3~5 сутки жизни.

Обычно к моменту выписки ребенка домой (на 4-6 сутки) пупочная ранка по­крыта кровянистой корочкой. Уход за этой ранкой – один из важнейших момен­тов гигиены новорожденного ребенка. Обрабатывать корочку надо два раза в день (утром и вечером, после купания) спиртсодержащим антисептиком (напри­мер, 2% раствором бриллиантовой зеле­ни или 1% раствором хлорофиллипта).

Обычно корочка с пупочной ранки от­падает к 12-14 дню жизни ребенка. Если корочка сохраняется к концу 3-й недели или если после ее отпадения вновь появ­ляются выделения из ранки – нужен совет врача.

Корочки на голове

Корочки на голове малыша являются минимальным проявлением пище­вой аллергии. Как только ребенку будут подобраны правильный гигиениче­ский режим и питание, корочки пройдут сами. Категорически нельзя сче­сывать корочки расческой, это может травмировать нежную кожу ребенка. Можно намазать голову малыша стерильным растительным маслом, подо­ждать и, когда корочки размягчатся, осторожно удалить их ватным тампо­ном или мягкой губкой во время мытья головы.

Купание

Основная гигиеническая процедура для грудного ребенка – ежедневное ку­пание, которое, помимо гигиени­ческих целей, обеспечивает еще и мягкое закаливание.

Для купания новорожденного вам потребуется:

  • Специальная детская ванночка (пластмассовая или металлическая);
  • Кувшин для ополаскивания;
  • Термометр для воды;
  • Махровая варежка для намыливания.

Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних корм­лений. Температура воды должна быть комфортной – 36 _ 37°С. Сам процесс купания по времени зани­мает 5-7 минут. Важно промыть все складочки (рукой, намыленной дет­ским мылом). Махровой намыленной ру­кавичкой тельце и головку ребенка доста­точно мыть один – два раза в неделю.

Читайте также:
Развитие ребенка от 3 до 4 лет: физические изменения , формирование речи и бытовых навыков, особенности режима дня и советы родителям

Пока не отпала корочка с пупочной ранки, в воду добавляют 5% раствор марганцовокислого калия (до слабо-­розового цвета). Если у ребенка есть опрелости, сыпь, раздражение ко­жи, полезно добавлять в воду на­стой ромашки, отвар дубовой ко­ры. После купания и осторожного обсушивания на пеленальном столике складки кожи смазывают детским кре­мом, косметическим или стерильным рас­тительным маслом, припудривают дет­ской присыпкой.

Помимо вечернего купания, ребенку необходим утренний туалет – перед вторым кормлением, в 8.30-9.30 утра. Лицо и ручки ребенка при этом умывают ваткой с теплой (35-36°С) кипяченой водой, затем обсушивают марлевой (или одноразовой бумажной) салфеткой. Глазки промывают кипяченой водой – от виска к носу, каждый глаз – отдельной стерильной ваткой. Носовые ходы очи­щают ватными фитильками, слегка смо­ченными стерильным растительным мас­лом. Завершается утренний туалет ре­бенка смазыванием складок (после подмывания) детским кремом или маслом.

И девочек, и мальчиков необходимо подмывать после дефекации, затем осторожно обсушивать чистой пеленкой область половых органов и смазывать ее 2-3 раза в день – детским кремом или нейтральным маслом (стерильным вазелином или растительным). Можно использовать присыпку.

Косметические средства для ухода за кожей новорожденных

Кожа детей грудного возраста отличается характерными особенностями: у нее тонкий поверхностный слой, густая сосудистая сеть, неразвитые выводящие протоки потовых желез. Кроме того, у детей первых 6 месяцев жизни в коже отсутствуют эластичные волокна, которые формируют­ся только к 2 годам. Их отсутствие компен­сируется большим количеством влаги, которая обеспечивает защиту кожи от ме­ханических повреждений.

Проницаемость кожи у детей первых 2~3 лет жизни значительно выше, чем у взрослых, поэтому многие наружные ле­карственные средства не применяются во избежание токсического действия на орга­низм. Установлено, что проницаемость ко­жи значительно меняется при ее воспале­нии. Вещества, в норме не проникающие через кожу, свободно «проходят» через нее при любых повреждениях. Проницае­мость кожи увеличивается и с повышением ее влажности.

Обилие в коже капилляров, своеобраз­ное строение сосудистой стенки у новорож­денных позволяют микробам легко про­никать через нее. Загрязнение кожи сказы­вается на общем состоянии ребенка. Но­ворожденный остро воспринимает раздра­жение кожи, что часто является причиной беспокойства, нарушения сна и аппетита. Дети, предрасположенные к аллергии, реа­гируют на все компоненты применяемой косметики, что обусловливает жесткость от­бора средств для ухода за кожей.

Таким образом, кожа грудного ребенка нуждается в дополнительной защите, кото­рую может обеспечить только специальная косметика.

Детская косметика – это особый вид кос­метической продукции, предназначенной для ежедневного ухода за тонкой и чувст­вительной кожей ребенка, ее защиты от различных неблагоприятных факторов. Действие этой косметики направлено на со­хранение естественного защитного слоя ко­жи и профилактику кожных заболеваний.

Главное требование, предъявляемое к детской косметической продукции, – это безопасность. При использовании средств для взрослых, ребенок подвергается риску развития контактного дерматита вследст­вие раздражения кожи химическими ком­понентами.

В уходе за малышом рекомендуется ис­пользовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.

Эффективность применения любого средства зависит от локализации воспале­ния, его характера, глубины и распростра­ненности. Общее правило гласит: чем ост­рее воспаление кожи, тем более щадящим должно быть действие косметики.

По глубине воздействия современные средства можно распределить в порядке возрастания так: присыпки, примочки, взбалтываемые средства, мази, компрес­сы, кремы, пластыри.

В уходе за ребенком часто используют­ся присыпки – порошкообразные вещества, подсушивающие и обезжиривающие кожу, предохраняющие от опрелостей и раздра­жения особо чувствительные ее места.

Применяя присыпку, необходимо со­блюдать некоторые правила. Присыпка обычно используется после купания или подмывания ребенка для удаления излиш­ка влаги из складочек кожи. Нельзя на­носить это средство непосредственно на кожу. Небольшое количество присыпки наносится на ватный тампон или на ла­донь, затем припудривается кожа ре­бенка. Излишек присыпки необходимо удалять с поверхности кожи. Не следует применять это средство вместе с маслами или кремами.

В уходе за новорожденным существен­ное место занимают жировые компоненты, питающие и смягчающие кожу. Известно, что жиры и растворенные в них вещества хорошо проникают через кожу, поэтому жирные вещества входят в состав космети­ческих средств, в том числе детских. Жир, нанесенный на кожу, усиливает ее крово­снабжение, ускоряет рассасывание уплот­нений, восстанавливает эластичность. Во избежание раздражающего действия при­меняемые жиры как животного, так и рас­тительного происхождения должны быть химически нейтральны. В косметических линиях обычно преобладает такая лекар­ственная форма, как крем. Как правило, он содержит, наряду с высококачествен­ным животным жиром и растительным мас­лом, водную фазу, представляя собой эмульсию, в которой частицы воды нахо­дятся в масле, и наоборот. Действие тако­го состава на кожу зависит от пропорции масла и воды. Смесь типа «масло в воде» поглощает и испаряет воду, поэтому она, охлаждая кожу, устраняет воспалительные проявления. Такие кремы хорошо перено­сятся, смягчают и питают кожу.

Кремы типа «вода в масле» обладают менее выраженным охлаждающим эффек­том, не сушат, но хорошо питают кожу, восстанавливая ее свойства. Использовать эти кремы целесообразно при поверхност­ных воспалительных процессах, протека­ющих с сухостью кожи.

Косметические масла целесообразно использовать для удаления загрязнения с поверхности кожи ребенка либо, при не­обходимости, для массажа. Не следует ис­пользовать косметические масла для ув­лажнения кожи – для этого лучше приме­нять специальные увлажняющие кремы и молочко. Не следует использовать жирные средства при воспалении и опрелости.

При выборе косметического средства всегда лучше проконсультироваться с врачом.

Цветки ромашки содержат эфирное масло, в состав которого входит более 40 органических компонентов и множество микроэлементов. Они применяются в каче­стве спазмолитического, противовоспали­тельного и антисептического средства.

Череда обладает высоким содержа­нием аскорбиновой кислоты, дубильных веществ и применяется в дерматологии в качестве противоаллергического и проти­вовоспалительного средства, а также при гнойничковых заболеваниях кожи.

Основное действие календулы – бак­терицидное, противовоспалительное, ранозаживляющее. Она также обладает противогрибковой и даже противовирус­ной активностью.

Зародыши пшеницы – мощный сти­мулятор роста и деления клеток. Высокое содержание крахмала и витаминов в них оказывает защитное, ранозаживляющее и смягчающее действие.

Читайте также:
Развитие детей в 1 год 5 месяцев: двигательные навыки, интеллект, режим дня, советы

Одноразовые подгузники

В последние годы большое распростра­нение во всем мире получили одноразо­вые подгузники. По мнению большинства врачей, их использование является поло­жительным фактором. Надо только поча­ще менять их, так как влага ослабляет кожу, делает ее более уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасают­ся с кожей, тем больше вероятность ее по­вреждения.

Распространенное мнение, что в первые две недели нужно пользоваться только марлевыми подгузниками, неверно. В них кожа может оставаться влажной, а ново­рожденный еще не умеет дать понять, что ему неудобно или неприятно. Одноразо­выми подгузниками можно пользоваться с первых дней жизни малыша.

Как правильно сменить подгузник

Подгузники надо менять, когда они мокрые или грязные.

Для этого надо приготовить: чистый одноразовый подгузник, немного воды и ваты, сал­фетку, детский лосьон или масло. Могут пригодиться не содержащие алкоголь детские влажные салфетки. Все должно быть приготовлено заранее. Нельзя оставлять малыша без присмотра на столике для пеленания!

Для смены подгузника надо:

  1. Положить малыша на без­опасную, ровную поверхность. Расстегнуть и развернуть ис­пользованный подгузник, осто­рожно приподнять малыша за ножки одной рукой, а другой — снять старый подгузник.
  2. Перед тем как надеть новый подгузник, вымыть кожу малыша мягким мылом, сполоснуть водой, насухо промокнуть салфеткой и, если это рекомендовано врачом, нанести лечебный крем или мазь, содержащую цинк.
  3. Подложить чистый подгузник под попку малыша. Опустить ножки ребенка. Надеть подгузник. Закрепить его, накле­ив многоразовые застежки на цветную полоску спереди подгузника. Многора­зовые застежки можно откреплять и за­креплять несколько раз, регулируя при­легание подгузника.

Меняя ребенку подгузник, следует обратить внимание на характер стула. У новорожденного ребенка в первые 3 дня жизни отходит первородный кал -меконий (зеленовато-коричневого цве­та). В последующие дни при грудном вскармливании стул приобретает золо­тисто-желтый цвет, кисловатый запах, консистенция его обычно сметанообразная. При грудном вскармливании стул обычно бывает 5-7 раз в сутки, при сме­шанном и искусственном – реже и обыч­но – более густой консистенции.

Педиатры рекомендуют менять малышу подгузник перед кормлением, перед сном, перед прогулкой, после стула.

Развитие новорожденного ребенка: физическое и психологическое состояние

Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности – 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является “послеродовый стресс”, не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз – набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания – гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

развитие ребенка

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.
Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год: физическое и психологическое состояние

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше – в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения – телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

– Вернуться в оглавление раздела “Акушерство.”

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Развитие новорожденного ребенка: физическое и психологическое состояние

Физиологические (переходные) состояния новорожденных

Физиологические (переходные) состояния новорожденных

Автор: врач-педиатр ДМЦ “Тигренок” Жарков П. А.

В вашей семье появился малыш и это действительно грандиозное событие в Вашей жизни. Все то время пока ваше чадо находилось у мамы в животе вы предвкушали его появление на свет, думали о том какого цвета у него будут глазки, волосики, как Ваша девочка или мальчик первый раз прижмется к Вам, обнимет своими ручками. Наверное, те чувства которые Вы испытываете сейчас можно назвать счастьем. И поэтому вы особенно внимательны к Вашему ребенку и волнуетесь как бы с ним не было чего-нибудь не так.

Во время внутриутробного развития малыш относительно ограничен от воздействий окружающего его маму мира. Ему тепло, постоянно поступают питательные вещества, откуда-то издали доносятся приглушенные звуки и т.п., однако с моментом рождения этот комфорт исчезает: до ребенка доносятся миллионы резких звуков, резкий свет, чьи то руки не дают спокойно полежать, кругом различные запахи, перепады температуры окружающей среды и постоянное тактильное раздражение, а малышу еще приходится самому дышать, сосать и как то приспосабливаться к новому и не очень приятному для него окружающему миру. В педиатрии есть такое понятие — физиологические то есть «правильные, не относящиеся к болезни» или переходные состояния новорожденного которые как раз и показывают как Ваш малыш адаптируется к своей новой жизни.

Что же мама может заметить?

1. Физиологическая желтуха новорожденных. Где-то на 2-3 день после рождения кожа, а иногда и слизистые (особенно глаз) Вашего малыша может приобретать желтоватый оттенок. Это состояние наблюдается приблизительно у 70% новорожденных и связано с тем что некоторые ферменты (важнейшие химические соединения приводящие к расщеплению тех или иных веществ) в организме ребенка пока не работают в полную силу и накапливается билирубин (специфический продукт обмена веществ) который и прокрашивает кожу и слизистые Вашей малютки. Стул и моча при этом сохраняют обычную окраску. Как правило желтуха угасает к 10-14 дню жизни и если самочувствие ребенка остается удовлетворительным, лечения не требуется. При заметном похудании, вялости, пассивности ребенка, а также если желтуха появилась в первые сутки жизни следует немедленно обратиться к педиатру, т.к. данное состояние не характерно для физиологической желтухи.

2. Физиологическая эритема – покраснение кожи ребенка которое вызвано удалением первородной смазки с кожи ребенка. Этой смазкой малыш покрыт еще внутриутробно, когда ее удаляют в родовом зале, кожа малыша впервые встречается «лицом к лицу» с окружающим миром и возникает ее разражение. Это состояние усиливается на 3-е сутки жизни и исчезает к концу первой недели и лечения не требует. После разрешения физиологической эритемы, как правило, наступает физиологическое шелушение, которое более выражено на животе и груди малыша. При сильном шелушении кожу ребенка можно смазать детским кремом. Где-то у трети новорожденных может наблюдаться токсическая эритема — своего рода аллергическая реакция со стороны кожи на воздействие окружающей среды. При данном состоянии на коже образуются красноватые, слегка плотноватые пятна, иногда с пузырьками в центре. Эти элементы обычно располагаются на ногах и руках вокруг суставов, на ягодицах, груди, реже на животе, лице. Хотя, как правило, токсическая эритема не требует специфического лечения, все же лучше обратиться к врачу т.к. данное состояние легко перепутать с заболеваниями кожи.

3. Родовая опухоль – отек предлежащей части тела т.е. той части которая была ближе к выходу из родовых путей и на которую приходилось повышенное давление во время родов, чаще находится на голове. Держится 1-2 суток. Иногда на месте родовой опухоли появляются мелкоточечные кровоизлияния, исчезающие самостоятельно. Лечения не требует.

4. Затрудненное дыхание. В первые дни жизни маме может показаться что малыш «тяжело дышит». Периодически Ваш ребенок делает глубокий вдох и как будто «задерживает» дыхание, а потом делает медленный выдох. Дело в том что даже после рождения легкие функционируют неполностью и таким дыханием малыш подсознательно повышает давление в нижних дыхательных путях и «расправляет» легкие. Этот процесс, как правило, протекает не более 5 дней. Однако маме следует обратить внимание на то как ребенок дышит — если Вы слышите свист, хрипы или затруднение дыхания, а также если ребенок дышит слишком часто или слишком редко (в среднем новорожденный делает 30-50 дыхательных движений в минуту) или его дыхание «сбивается» и некоторое время малыш не дышит — необходимо немедленно обратиться к врачу.

5. Физиологическая потеря массы тела. В течение первых десяти дней жизни здоровый новорожденный может потерять до 10% от массы тела при рождении. Это связано, в первую очередь, с повышенным испарением жидкости при дыхании и недостаточным ее поступлением извне. Не забывайте что ранее начало грудного вскармливания способствует меньшим потерям массы.

Читайте также:
Развитие ребенка в 4 года 6 месяцев : физическое и психологическое состояние

6. Физиологическая диспепсия, дисбактериоз. При нормально протекающей беременности Ваш малыш во время внутриутробного развития не сталкивается с бактериями, однако уже в первые сутки жизни после рождения наблюдается бурный рост микроорганизмов на коже, слизистых, внутри кишечника и дыхательных путей и это нормально (конечно если эта флора не являтся патогенной и не произошло инфицирования) т.к. эти бактерии необходимы для функционирования процессов пищеварения и защиты Вашего ребенка. Вначале, первые три дня, выделяется первородный меконий – густой, темно-зеленый стул, который образовался еще внутриутробно. Затем в нем появляются вкрапления желтого и беловатого цвета, испражнения становятся более частыми – от плотных комочков до жидкой консистенции. Такая физиологическая диспепсия длится недолго. Через 2-4 дня кал становится кашицеобразным, однородно-желтого цвета – устанавливается стул постоянного характера, что свидетельствует о нормальном росте в кишечнике бактерий, нормализующих пищеварение.

7. Половой криз. Дело в том что во время внутриутробного развития плод получает постоянную гормональную стимуляцию половыми гормонами матери, при рождении собственная эндокринная система ребенка начинает работать более активно и возникает транзиторный половой криз. Одно из проявлений – нагрубание молочных желез (как у девочек, так и у мальчиков) с максимальным увеличением на 7-8 день, обычно проходит к концу месяца. Из нагрубевших молочных желез не следует пытаться выдавливать секрет, т.к. это ведет к их инфицированию и развитию мастита. В первые 2 дня жизни может воспалиться слизистая влагалища. Из половой щели появляются обильные выделения сероватобеловатого цвета, которые на третий день самостоятельно исчезают. Рекомендуется подмывать девочек слабым раствором ромашки, зверобоя, череды. Эти травы обладают обеззараживающими свойствами. Не следует протирать половые органы с усилием т.к. слизистая новорожденных и детей очень нежная и может легко травмироваться, что может приводить как к их инфицированию, так и образованию спаек, которые придется удалять хмрургическим путем. Более редкими проявлениями гормонального криза являются: отек наружных половых органов – половых губ, члена, мошонки, который может держаться 1-2 недели и более, потемнение кожи вокруг сосков и кожи мошонки. Водянка яичка – скопление жидкости между его оболочками, при этом размеры мошонки увеличены в размерах. Проходит иногда только в конце первого месяца жизни самостоятельно и не требует лечения.
8. Физиологические нарушения теплового баланса связаны с несовершенством теплорегуляции новорожденных, которые не могут удерживать постоянную температуру тела и реагируют на любые изменения ее в помещении или на улице. Пока Ваш ребенок еще не родился он находится в условиях постоянной температуры и влажности, однако после рождения организм малыша вынужден сам справляться с поддержанием постоянной температуры тела. Вследствие особенностей строения их кожи, богатой сосудами и капиллярами и бедной потовыми железами, происходит быстрое перегревание или переохлаждение ребенка.
Когда новорожденный выделяет больше жидкости, чем получает при кормлении, это выражается беспокойством, сухостью слизистых оболочек, повышением температуры до 38°С и выше, жаждой. При повышении температуры тела немедленно вызовите врача, разденьте ребенка и оботрите кожу полуспиртовым раствором, обильно напоите малыша сладким чаем или кипяченой водой. Не пытайтесь самостоятельно сбивать температуру фармакологическими препаратами! Если температура ребенка, наоборот, понижена, что чаще всего бывает в первые часы его жизни, следует быстро укутать в стерильные пеленки (проглаженные утюгом, если роды произошли дома) и поместить на пеленальный стол под лампу. Постоянная температура тела устанавливается, как правило, к середине первых суток.

В настоящей статье перечислены далеко не все переходные состояния новорожденных, однако наиболее наглядные и распространенные особенности представлены. Так или иначе, врачи медицинского центра «Тигренок» рекомендуют родителям обязательно обратиться к педиатру как можно скорее после выписки из родильного дома. Особенно это касается тех случаев когда имелась какая-либо патология во время беременности или родов или если у Вас есть какие-либо сомнения в здоровье Вашего малыша.

Лекция 17. Новорожденность

К 8 мес. пренатальности морфологическое и физиологическое развитие плода завершено. На 9 месяце развитие носит общий укрепляющий характер и происходит переход на психофизиологический уровень, на котором появляются первичные механизмы отражения окружающей действительности на физиологической основе.

В пренатальном периоде организм представлял собой замкнутую самоорганизующуюся систему, которая уже адаптирована к изменениям (внутренним), а на психофизиологическом уровне уже возможен прогноз изменений, которые произойдут под воздействием внешней среды.

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и последующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом.

Рождение для ребенка является большим потрясением, т.к. ему нужно приспособиться к новым условиям жизни.

Меняются физические условия: 1) ребенок попадает в воздушную среду и меняет тип своего дыхания (мышечное переходит в легочное); 2) он попадает в более холодную среду и меняет характер приспособления к температурным условиям; 3) он попадает в среду солнечного света и должен приспособиться к изменчивой освещенности; 4) меняет тип своего питания (планцетарное и переход к оральному).

Главная особенность новорожденности связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденность, как соединительное звено, совмещает в себе черты того и другого, и эта двойственность характеризует всю жизнь маленького существа.

Так, после рождения непосредственная физическая связь с матерью уже отсутствует, однако он продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме. Такая же двойственность отмечается в самой форме существования ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит полифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования. Сам сон еще недостаточно отдифференцирован от бодрствования, поэтому чаще у новорожденного наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием.

Помимо этого, двойственность обнаруживается в том, что ребенок сохраняет эмбриональную позу во время и даже во время бодрствования примерно до 4-месячного возраста.

Читайте также:
Развитие ребенка в 5 месяцев: физическое и психологическое состояние

Противоречия этого возраста заметны и в двигательной активности ребенка: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители; с другой стороны, он еще лишен самостоятельного передвижения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослого. Новорожденный почти неподвижен: в основном он лежит на спине и не может перевернуться или передвинуться. К 4-неделям он принимает, лежа на спине, позу «фехтовальщика», определяемую тоническими шейными рефлексами, и сжимает ручки в кулачки. Примерно 85% времени голова ребенка повернута вправо (есть предположение, что это связано с функциональной ассиметрией полушарий). Если его положить на живот, от он способен оторвать лицо от матраса лишь на одно мгновение.

Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных. К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов – безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

Ребенок приспосабливается к жизни с помощью рефлексов:

  1. защитные рефлексы – направлены на удаление от раздражителей или ограничение их действия (зажмуривается от солнца. );

Наблюдаются некоторые врожденные защитные рефлексы: кашляет, чихает, моргает, жмурится. Но на большинство внешних раздражителей новорожденный отвечает одинаково: вздрагивает, беспокойно двигает руками и ногами, кричит.

  1. ориентировочные рефлексы – направлены на контакт с раздражителем (поворачиваются к свету);

У новорожденного зафиксирован зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света и поворачивание горолы и глаз к мягкому свету: в солнечный день в комнатах родильных домов все головы повернуты к окнам, а если в сумерках медленно водить перед глазами новорожденного зажженную свечу, то глаза начинают двигаться вслед за ней. На 1-2 неделе жизни ребенок способен поворачивать голову за медленно движущимся объектом, находящимся от него на расстоянии 20-30 см. На 2-3 неделе появляется конвергенция, и не 3-5 неделе – зрительное сосредоточение. Вначале ребенок удерживает взор не более 5 с., но уже на 2-м мес. длительность увеличивается до нескольких минут.

  1. ориентировочно-пищевые рефлексы (рефлекс поиска груди).

У новорожденного имеется система пищевых рефлексов: механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов, которые легко вызываются прикосновение к уголкам губ и слизистой оболочке языка ребенка. Во время сосания все остальные движения и реакции тормозятся. Отечественные исследователи новорожденности и младенческого возраста М.П.Денисова и Н.Л.Фигурин называли это «реакцией пищевого сосредоточения». Сосательный рефлекс актуализируется у новорожденного всегда, когда какой-либо предмет попадает в рот (соска, палец, кончик подушки).

Кроме этого у ребенка есть ряд неврологических реакций:

  1. сосательный рефлекс,
  2. цеплятельный рефлекс (прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания),
  3. рефлекс отталкивания (прикосновение к подошвам ножек вызывает реакцию ползания, если положить ребенка животом вниз и приложить ладонь к подошвам, он оттолкнется и слегка продвинется вперед),
  4. реакции лабиринтного сосредоточения (Л.С.Выготский).

Врожденными являются и реакции со слухового лабиринта, которые отмечаются уже на 9-й день: при покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся (возникает «лабиринтное (слуховое) сосредоточение»).

Ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, но есть некоторые, на основе которых ничего не развивается, это атавистические рефлексы. К ним относят цеплятельный, рефлекс отталкивания, реакция Моро (обхватывающий рефлекс) (реакция возникающая в результате сотрясения головы ребенка, если слегка шлепнуть по подушечке или встряхнуть ее, причем ручки и ножки симметрично расходятся и смыкаются в виде арки), рефлекс «автоматической ходьбы» (если держать ребенка ножками на коленях, то он может делать переступательные движения), рефлекс плавания.

Цеплятельный рефлекс исчезает задолго до того, как появляется хватательный рефлекс (прикосновение к пальцам вызывает реакцию схватывания).

Рефлекс отталкивания угасает раньше, чем начинает развиваться ползание, которое обусловлено движениями рук. Но всех этих наследственных механизмов не достаточно для приспособления к новым условиям жизни. Жизнь ребенка будет в опасности, если за ним не будет ухаживать взрослый.

Поведение новорожденного фрагментарно, оно состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов, вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются быстро, автоматически и никак не контролируются произвольно.

2. Развитие ребенка в период новорожденности:

2. 1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица – Рефлексы новорожденного

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

или 3- го месяца

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

Рефлекс «поиска груди»

Читайте также:
Развитие ребенка в 9 месяцев: физическое и психологическое состояние

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

2. 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальнй психической жизни ребенка. Л.С.Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим. Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

Второй: жизнь новорожденного, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной но и психической. В качестве аргумента в пользу этого – факт готовности ЦНС к обслуживанию психических проявлений, новрожденный реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, в целом развиты все виды анализаторов. К моменту рождения состояние ЦНС обеспечивает начало его психической жизни.

Таким образом, центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: