Психическое развитие ребенка до года: критерии и особенности по месяцам

Что должен уметь ребенок (развитие ребенка от 1 до 12 месяцев)

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.

Показатели развития ребенка до года

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 2 до 3 лет: речь, эмоции, сон и мнение психологов

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

Читайте также:
Психическое развитие детей от 5 до 6 лет: особенности детской памяти и речи, уровень мышления, чувства и эмоции, возможные нарушения и отклонения

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

Читайте также:
Эмоциональное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности формирования эмоций, возможные отклонения и советы родителям

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Особенности развития детей младенческого возраста

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя. В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения: формируется моторика (общая, мелкая); нормализуется координация движений; совершенствуется механизм тонуса мышц; развивается зрение и слух. К концу периода активно формируется речь, ходьба. К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память. Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери. Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним. Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение. Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.
Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 3 до 4 лет: кризис трехлетнего возраста, основные особенности и советы родителям

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мусилович Татьяна Анатольевна

Психическое развитие детей

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.
Читайте также:
Нравственное развитие детей раннего и дошкольного возраста: основы духовного воспитания и советы родителям

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Возрастные этапы психического развития ребенка

Психологическое развитие ребенка

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Читайте также:
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Читайте также:
Психическое развитие ребенка раннего возраста от 1 до 2 лет

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Как развивается ребенок по месяцам?

Как развивается ребенок по месяцам?

Первый год жизни малыша – это особый период в жизни семьи.

Новый ритм жизни, новые хлопоты, новые привычки. Каждый день малыш открывает для себя мир, радуя родителей даже самым маленьким достижением. Родители следят за развитием новорожденного буквально по неделям. Чтобы семейное счастье было безоблачным, а детство радостным, маме и папе важно знать все о развитии ребенка по месяцам. В этой статье мы собрали актуальные рекомендации от ведущих педиатрических сообществ. Прочитав ее вы будете знать, какой навык стоит развивать малышу в следующем месяце, а также знать, на какие тревожные признаки стоит обратить внимание.

Рассмотрим этапы физического и психического развития ребенка до года .

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка в 1 месяц

Первый месяц – это период адаптации для всех: карапуза – к миру, а родителей – к миру, в котором есть малыш . Поэтому очень важно знать, как развивается ребенок в первый месяц жизни .

Физическое развитие

  • ребенок до месяца почти все время спит;
  • движения малютки в первый месяц жизни хаотичны;
  • малыш, лежа на животике, пытается поднять головку на несколько секунд;
  • может ненадолго останавливать взгляд на одном предмете;
  • узнает маму по голосу и запаху;
  • у ребенка в 1 месяц начинают проявляться черты лица, проходит отечность;
  • плачет, когда голоден и ощущает дискомфорт от мокрого подгузника.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Для психического развития малыша важно разговаривать с ним спокойным голосом, петь песенки или рассказывать стишки. Педиатры также рекомендуют чаще брать малыша на ручки: тактильный контакт очень важен. Можете купить небольшие мягкие игрушки, чтобы малыш мог учиться концентрировать на них внимание.

Развитие ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка в 2 месяца

В это время малыш становится более активным, чем в первый месяц.

Физическое развитие

  • ребенок спит в среднем по 20 минут в час;
  • поворачивается с боков на спинку;
  • реагирует на звуки, поднимает и поворачивает головку;
  • может ненадолго поднять и удержать голову, лежа на животике;
  • тянет ручки к маме;
  • агукает;
  • сосет пальцы рук и ног, активно их исследуя;
  • пытается дотянуться до игрушки;
  • начинает различать цвета.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с двухмесячным малышом

Разговаривайте с ребенком как можно чаще: делитесь с ним планами на день, пойте веселые песенки, делайте легкую зарядку по утрам, сопровождая ее потешками. Меняйте интонацию голоса, чтобы малыш учился ее различать. Учитывая нормы развития ребенка до года , не лишней станет в этот период покупка мобиля в кроватку или ночника с проекцией, чтобы малыш мог следить за динамичными предметами. Можете купить браслетик на липучке на ручку или ножку с разноцветными игрушками на нем.

Развитие ребенка в 3 месяца

Малыш к третьему месяцу заметно подрос, у него появились новые навыки.

Физическое развитие

  • малыш больше бодрствует ;
  • уверенно держит головку;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • пытается опираться на локотки, лежа на животике;
  • ловит свои ножки и играет с ними;
  • понимает, откуда исходит звук и поворачивает голову в этом направлении;
  • тянет в рот все, что попадает в руки;
  • хватает игрушки, к которым может дотянуться, удерживает их в руке.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте 3 месяцев

В этот период малыш с помощью плача уже начинает требовать к себе внимание, выражает свое недовольство. Ребенок узнает близких людей, улыбается им. Пытается копировать мимику близких. В этот период целесообразно уже купить игровой коврик с дугами, на которые подвешены различные по форме и фактуре небольшие игрушки и погремушки.

Развитие ребенка в 4 месяца

Малыш взрослеет на глазах. В 4 месяца он уже не просто узнает вас, но и понемногу понимает обращенную речь, вливается в режим семьи.

Читайте также:
Психическое развитие детей по годам от рождения до школьного возраста

Физическое развитие

  • малыш с легкость переврачивается на бок, на спинку, опирается на руки
  • ползает на животе;
  • пытается сесть;
  • переворачивается с живота на спинку;
  • осознанно берет и бросает игрушки;
  • пытается поддерживать бутылочку при кормлении.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с четырехмесячным малышом

Родители, зная особенности развития ребенка с первого дня , могут ожидать от малыша в это время попытки лепетать первые слоги “ма”, “па”, “ба”. Карапуз уже начинает реагировать на свое имя, чувствует настроение родителей У него появляются любимые игрушки. Малыш прислушивается к музыке, начинает стучать игрушками в такт. Поэтому, на этом этапе развития ребенка хорошо купить игрушки со звуковыми эффектами, которые вращаются или вибрируют.

Развитие ребенка в 5-6 месяцев

Развитие ребенка в 5-6 месяцев

В календаре развития ребенка этот период необычайно занимателен. Малыш начинает всем интересоваться, на прогулке все привлекает его внимание. Он очень активничает.

Физическое развитие

  • ребенок некоторое время сидит, опираясь;
  • играет с ногами, тянет их в рот;
  • начинает понемногу ползать;
  • в этот период у некоторых детей уже начинают прорезываться зубки, поэтому обзаведитесь безопасными прорезывателями;
  • в это время можно начинать понемногу вводить прикорм.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с полугодовалым малышом

Малыш становиться более коммуникабельным, пытается поддержать беседу на “своем языке”. Он играет с различными предметами, в том числе и с домашней утварью. Радуется близким и с опаской относится к незнакомцам. Любит рассматривать картинки, на которых изображены лица людей. К этому моменту у малыша уже выработались некоторые привычки (покушать, поиграть, прогулка).

Актуальными для развития мелкой моторики будут различные сортеры, игрушки молоточки. Но будьте внимательны к мелким деталям: маленький почемучка может проглотить их или попытаться засунуть в нос. Купите малышу рельефный прорезыватель для зубок (из нетоксичного геля или пластика), который может стать также интересной игрушкой.

Развитие ребенка в 7-8 месяцев

Это период начала социализации малыша, он старается во всем копировать родителей.

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • старается встать на ножки, держась за бортик кроватки;
  • хорошо ползает, особенно за понравившейся вещью;
  • проявляет интерес к еде из общего стола, пьет из чашки при поддержке взрослого;
  • продолжают прорезываться зубки. При достаточном их количестве, малыш может жевать мягкую пищу;
  • встает на четвереньки.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте восьми месяцев

В этот период ребенок проявляет активный интерес к разным игрушкам. Малыш все чаще копирует поведение взрослых. Он становится очень любознательным. Начинает понимать причинно-следственные связи, показывает на предметы, которые называет мама. В этом возрасте ребенок также узнает любимые песни и стишки, может просить родителей включить или спеть какой-либо из них. Малыш пытается произносить первые слова из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па и т.д), имитирует звуки. В этом возрасте также можно начинать учить с малышом название частей тела, названия животных, и звуки, которые они издают.

Развитие ребенка в 9-11 месяцев

Развитие ребенка в 9-11 месяцев

В это время ваш малыш будет вас удивлять все больше и больше своими достижениями.

Физическое развитие

  • малыш уверенно сидит, держа ровно спинку;
  • уверенно стоит, держась за ручку;
  • ходит с помощью взрослых;
  • активно пробует новые продукты;
  • прорезываются еще зубы, из-за чего малыш может часто капризничать и плохо спать;
  • появляется много осознанных движений.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом, который готовится к первому дню рождения

Малыш начинает проявляет заботу о маме, высказывает знаки внимания, делает первые подарки. Также ребенок начинает интересоваться другими детьми, пытается с ними взаимодействовать. Малыш понимает, что можно, а что нельзя, выполняет первые просьбы. Чтобы занять ребенка, рекомендовано приобрести различные сортеры, книжки с большими и красочными иллюстрациями, карточки с изображением игрушек, животных, частей тела, фруктов и овощей. Это период активного развития речевого аппарата, разговаривайте с малышом постоянно, называйте все вещи, которые вас окружают. И тогда ваш малыш заговорит в ответ!

Развитие ребенка в год

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • сам встает и пытается ходить без поддержки;
  • имеет около 6-8 зубов;
  • вес составляет около 10 кг, а рост в пределах 80 см;
  • малыш активно ест овощи, фрукты, мясо, рыбу, яйца, зерновые каши, молочные продукты, совмещая прикормы с грудным молоком матери или смесью. После года, при отсутствии противопоказаний, ребенка можно постепенно переводить на “взрослый” стол.
Читайте также:
Развитие личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте: факторы и условия, особенности по этапам и возможные отклонения

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Ребенок в год – это уже полноценные человек. Только маленький. Он потихоньку ходит, говорит (словарный запас 10-12 слов). Может выразить свои чувства, проявляет эмпатию, пытается дружить с детками. Узнает членов семьи, выражает свои эмоции по отношению к ним (например, скучает). Ребенок понимает, о чем его просят, соотносит некоторые слова с предметами. Малыш готов к новым открытиям, ведь в мире столько всего нужно еще узнать!

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Родители, зная как развиваются дети до года , смогут проследить, отстает ли малыш в развитии .

Важно понимать, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, у некоторых малышей показатели могут отличаться от общепринятых норм (рекомендуем изучить нормы развития ребенка до года в таблице ниже).

Признаки, при которых может потребоваться консультация специалиста:

  • ребенок не реагирует на источник звука или обращенную речь;
  • неравномерное физическое развитие (например, нарушения моторики при нормальном росте и наборе массы);
  • регресс (исчезновение) ранее приобретенных физических навыков;
  • ребенок не поддерживает зрительный контакт;
  • судороги (локальные или генерализованные).

Если вы отметили у малыша эти или другие тревожные симптомы,, обратитесь за помощью к современному доказательному детскому врачу . Запишитесь на прием в Педиатрическом центре ADONIS или пригласите врача на дом по номеру:

Во время осмотра педиатр определит, нужна ли консультация детского хирурга , невролога или логопеда для исключения глухоты, а также других специалистов.

Преимущества педиатрии в ADONIS

Педиатры центра расскажут не только, как развивается ребенок в первый месяц жизни , но и станут вашими надежными помощниками в воспитании здорового малыша.

В отделении педиатрии ADONIS работают врачи большинства узких специальностей. Наши центры оснащены новейшим диагностическим и лечебным оборудованием из США и Германии, которое позволяет проводить тщательную диагностику и назначать эффективное лечение.

Педиатрия в ADONIS – это:

  • педиатры с опытом работы с самыми маленькими пациентами более 10 лет;
  • 20 узких специальностей;
  • новейшее оборудование;
  • все необходимые лабораторные и инструментальные исследования в одном месте;
  • консультации врачей экспертов в сложных клинических случаях;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку ;
  • комплексные программы ведение детей от 0 до 18 лет;
  • возможность получения всех необходимых справок после прохождения обследования (в детский сад, школу, лагерь, бассейн и т.д.).

Цены на консультацию

Цена на консультацию педиатра (в Киеве, в Педиатрическом центре или отделении ADONIS в Обухове) зависит от квалификации детского врача и особенностей приема (выездная консультация или прием в клинике).

Цена первичной консультации педиатра начинается от 550 грн. Консультация врача -эксперта педиатра начинается от 750 грн.

Выезд специалиста на дом в пределах Киева от 1300 грн (в зависимости от дальности вызова и других особенностей). Уточнить итоговые расценки вы можете через контакт-центр.

Как записаться к врачам

Записать ребенка на прием к педиатру, хирургу или неврологу в клинике ADONIS или же вызвать детского врача на дом можно через форму обратной связи на сайте или в колл-центре сети медицинских центров ADONIS по телефону:

Развитие ребенка с рождения до 6 месяцев

Игры для самых маленьких

Ребенку с первых дней жизни требуется не только питание и уход, но и развивающие занятия. Игры для самых маленьких позволят маме.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Первые несколько недель с новорожденным ребенком могут быть волшебными, но достаточно тяжелыми. Вы учитесь кормить малыша, укладывать его на сон.

Развитие ребенка в 2 месяца: рост, вес, навыки

К 2 месяцу ребенок обнаруживает, что в жизни есть нечто большее, чем просто еда, сон и плач. Когда малыш бодрствует дольше, у него появляется больше.

Развитие ребенка в 3 месяца: нормы, проблемы и советы

Возраст 3 месяца – это время удивительных открытий, новых навыков и скачков в развитии. Это уже не новорожденный, который все время только ест и спит.

Развитие ребенка в 4 месяца

Вашему ребенку 4 месяца – и с каждым днем он все лучше воспринимает окружающий мир. Малыш учится по-разному реагировать на людей и предметы, звуки и действия.

Развитие ребёнка в 5 месяцев

Вот Ваш кроха и достиг пятимесячного возраста. Малыш уже спит гораздо меньше и больше времени проводит с Вами, он смеется и активно гулит.

Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 2 до 3 лет: речь, эмоции, сон и мнение психологов

Ребенок плохо спит

Часто сон малыша становится камнем преткновения на пути к счастливой и спокойной жизни семьи. Давайте посмотрим какие изменения сна возможны.

Второй ребенок в семье

Спустя какое-то время после рождения первенца многие родители задумываются о втором ребенке в семье. Все понимают, что это ответственный шаг.

Когда ребенок начинает переворачиваться и что об этом нужно знать родителям

Переворот со спины на живот и обратно только кажется простым. На самом деле это навык, требующий длительной тренировки.

Первые дни в роддоме с новорожденным

Томительные девять месяцев ожидания позади, и вы буквально со дня на день отправитесь в роддом. Но что вас там ожидает, как проходят первые дни в роддоме.

Во сколько дети начинают ползать

Во всех мальчиках и девочках заложена сложная генетическая программа развития и формирования двигательных, познавательных (по-научному — когнитивных).

Можно ли подстригать ребенка до года?

Чаще всего первая стрижка ребенка совпадает с его первым днем рождения. К этому времени волосики карапуза уже становятся достаточно длинными.

Что взять с собой на природу с ребенком?

Запланировали семейный отдых с детьми за городом? Прекрасная идея! В предвкушении приятного времяпрепровождения обсудите и решите.

Первые два года жизни малыша — время удивительных превращений

Как быстро растут малыши, словно по волшебству. В полгода малыш удвоит свой вес, а к годику — утроит и станет в полтора раза выше, чем был при рождении.

Как носить новорожденного в слинге с кольцами?

После покупки слинга с кольцами для новорожденных маме предстоит обучиться всем премудростям обращения с ним. И хотя данная перевязь является.

Дневник новорожденного малыша

Ведение дневника, посвященного вашему малышу, — несомненно, интересное и полезное занятие. Сейчас существует достаточно много вариантов.

Уход за новорожденным: что нужно знать и уметь молодым родителям

Рождение малыша – радостное событие для молодых родителей. Однако, после его появления на свет маме с папой нужно проявлять особую осторожность в уходе.

Общение с новорожденным малышом

Вы вернулись из роддома и на вас тут же свалилась гора забот: кормления, стирка, уборка, прогулки, купания, посещения врача… В суете очень важно.

Зрение новорожденных: Каким малыш видит окружающий мир?

Появившись на свет, малыш начинает открывать для себя новый мир. Знаешь ли ты, что зрение новорожденного совсем не такое, как у взрослых? Пройдёт несколько.

Физическое развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие.

Развитие мозга ребенка: 0-3 года

Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?

Прыгайте! Бегайте! Танцуйте!

Будет ли ваш ребенок, когда вырастет, получать удовольствие от занятий спортом и от физической активности, умело, уверенно двигаясь.

Мы контролируем ситуацию и продолжаем поставки детского питания в магазины. Если у вас есть вопросы, обращайтесь на нашу горячую линию.

Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным питанием для младенцев, и всецело поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни ребенка. Также мы признаем, что грудное вскармливание не всегда может быть доступно для родителей. Какой бы вариант кормления вы ни выбрали, клуб Nestlé Baby&me всегда готов предоставить новейшую научно обоснованную информацию, чтобы вы чувствовали поддержку и были уверены в том, что даете своему ребенку лучшее питание.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев и полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма вместе с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.

Мы также понимаем, что грудное вскармливание не всегда возможно для родителей, поэтому рекомендуем вам поговорить со своим лечащим врачом о том, как кормить ребенка, и получить совет о том, когда вводить прикорм. Если вы решите не кормить грудью, помните, что такое решение может быть трудно отменить и оно имеет социальные и финансовые последствия. Введение частичного кормления из бутылочки сократит количество грудного молока. Детскую смесь всегда следует готовить, использовать и хранить как указано на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: