Психическое развитие детей от 4 до 5 лет: показатели нормы, роль игрушек и самопознание, советы и рекомендации родителям

Что должен знать и уметь дошкольник

В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте 4 – 5 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
  • Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
  • Собирать пирамидку без посторонней помощи.
  • Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
  • Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан – фрукты; стол, стул, диван – мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
  • Складывать по образцу постройки из конструктора.
  • Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
  • Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
  • Находить сходства и различия предметов.

Математика

Ребенок в возрасте 4 – 5 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, времена года
  • Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
  • Понимать значение: больше – меньше, поровну.
  • Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
  • Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
  • Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).

Развитие Речи

Ребенок в возрасте 4 – 5 лет должен уметь:

  • Понимать речь окружающих.
  • Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
  • Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • Находить предмет по описанию. Описать предмет.
  • Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
  • Понимать, употреблять, составлять слова – антонимы (теплый – холодный, низкий – высокий и т.д.).
  • Называть существительные в единственном и множественном числе (груша – груши).
  • Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
  • Выделять первый звук в слове.
  • Читать наизусть небольшие стихотворения.
  • Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
  • Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 4 – 5 лет должен уметь:

  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).
  • Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
  • Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
  • Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
  • Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
  • Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 4 – 5 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
  • Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
  • Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
  • Правильно удерживать в руке карандаш.
  • Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 4 – 5 лет должен уметь:

  • Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
  • Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Создавать узор на круге, квадрате.
  • Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
  • Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 3 до 4 лет: кризис трехлетнего возраста, основные особенности и советы родителям

Развитие детей 5-6 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
  • Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
  • Сравнивать два изображения по памяти.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
  • Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
  • Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
  • Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

Математика

Ребенок в возрасте 5 – 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
  • Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
  • Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
  • Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Развитие речи

Ребенок в возрасте 5 – 6 лет должен уметь:

  • Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Определять место звука в слове.
  • По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
  • Замечать неправильную постановку ударения в слове.
  • Подбирать к существительному несколько прилагательных.
  • Заменять слово другим словом со сходным значением.
  • Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
  • Правильно произносить все звуки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 5 – 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
  • Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
  • Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
  • Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
  • Знать своих родственников, домашний адрес.
  • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Знать два – три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре – пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
  • Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 5 – 6 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться.
  • Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  • Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
  • Завязывать узелки на веревке.
  • Ориентироваться в тетради в клетку
  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Читайте также:
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 5 – 6 лет должен уметь:

  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
  • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
  • Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
  • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
  • Владеть навыком округлого раскатывания
  • Владеть навыком рационального деление пластилина
  • Использовать в работе стеку
  • Умение передавать в лепке движения
  • Правильно держать ножницы и действовать ими
  • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
  • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
  • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Развитие детей 6-7 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 6-7 лет

У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние».

Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.

В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Соподчинение мотивов – такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.

Возрастные особенности психического развития детей от 4 до 5 лет
статья (средняя группа) на тему

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Читайте также:
Психическое развитие детей по годам от рождения до школьного возраста

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т. п.

Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологическими особенностями.

В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т. п.).

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложным природным условиям.

А это значит, что взрослый не только дает знания, но и принципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес. Очень важно, что чувства и отношения, переживаемые ребенком по поводу далеких и лично ему незнакомых существ или событий, по сути своей бескорыстны, не связаны с сиюминутными эгоистическими желаниями и устремлениями. Тем самым взрослые выводят ребенка за пределы узких и эгоистических интересов, делая самые первые шаги в формировании будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не будет чуждо.

Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 2 до 3 лет: речь, эмоции, сон и мнение психологов

Дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развитие психических процессов

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие [20, с. 93].

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Читайте также:
Развитие личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте: факторы и условия, особенности по этапам и возможные отклонения

Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной (там же).

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4—5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24—25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : ” Возрастные особенности детей 3-4 лет” Воспитатель.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей “ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ” с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Развитие детей 4-5 лет: рекомендации психолога

Развитие детей 4-5 лет: рекомендации психолога - Нормы развития, Развитие навыков, Воспитание

Психологи и педагоги описывают период с 4 до 5 лет, как один из самых благоприятных для освоения полезных навыков и знакомства с окружающим миром. Станьте помощником вашему ребенку на этом интересном пути. А как развивать ребенка в 4 года и 5 лет, чтобы избежать трудностей, присущих детям среднего дошкольного возраста, читайте в нашей статье.

Что знает и умеет ребенок в 4-5 лет?

Несмотря на то, что развитие детей происходит индивидуально и под влиянием многих факторов (способности, социальная среда, вовлеченность родителей), к 4-5-летнему возрасту ребенок уже умеет довольно многое. А именно:

    проявляет ролевые взаимодействия. Он четко разделяет собственную роль от игровой. С удовольствием меняет их, примеряя на себя новые образы. Игры в профессии, подражание взрослым, имитация повадок животных выходят на новый уровень: ребенок демонстрирует понимание нюансов поведения, может смешно скопировать другого человека или пение любимого артиста;

    вырезает мелкие детали из бумаги, делает аппликации, собирает гербарии. Такое занятие не просто развивает творческое начало, но и тренирует мелкую моторику — задел для каллиграфического почерка и активизации умственного потенциала в будущем;

Интересный факт: четырехлеткам характерен так называемый феномен Пиаже. Он заключается в том, что дети данного возраста не способны оценивать предметы по двум и более характеристикам. К примеру, если вырезать из бумаги три желтых кружка и пять синих, показать их ребенку и спросить, сколько желтых кружков, он ответит «три». Но если вопрос сформулировать по двум критериям («Каких кружков больше — желтых или бумажных?»), ответ не изменится — «три». Учитите этот момент при развитии ребенка в 4 года.

Острые углы в воспитании ребенка 4-5 лет

Чтобы выстроить линию воспитания и успешно справиться с трудностями данного возрастного периода, учитывайте некоторые психологические особенности:

  1. Уважайте права ребенка, не препятствуйте его естественной сепарации от родителей и желанию выразить собственное мнение.
  2. Давайте хороший пример поведения в различных жизненных ситуациях, демонстрируйте этичный подход к решению конфликтов. Помните, в 4-5 лет дети учатся сопереживанию, поддержке и взаимопомощи. И учатся они на примере ближайшего окружения.
  3. Не осуждайте за излишнее воображение и некоторую отрешенность от реального мира. То, что ребенок живет в своих фантазиях, — совершенно нормально.
  4. Излишняя эмоциональность и развитое воображение могут спровоцировать страхи. Будьте рядом и постарайтесь окружить ребенка заботой, объяснить ему, что его страхи лишь в голове, а в реальности — он в полной безопасности.
  5. Ребенок нуждается в общении со сверстниками, не лишайте его этой возможности. Но это не значит, что вам придется по полдня проводить на детских площадках. Социализировать ребенка можно и с помощью продуктивной деятельности. Запишите его на кружки, занятия по подготовке к школе, в спортивную секцию.
  6. Не осуждайте ребенка за потерянный интерес к определенным играм или игрушкам. Снижение заинтересованности привычными предметами — побочный продукт развития любознательности.
  7. Не тушуйтесь, когда услышите вопросы вроде «Откуда я появилась?» или «Что такое секс?». Рано или поздно вам придется объяснить это ребенку. Лучше подготовьтесь к разговору «про это» заранее. В помощь — познавательная литература, составленная психологами. В ней грамотно и правильными словами описаны эти физиологические процессы.
  8. Учитывайте ранимость и чувствительность ребенка. Подбирайте слова, учитесь самоконтролю. Поймите, что ваш ребенок уже вышел из возраста «он все равно ничего не понимает». Понимает, впечатляется и порою делает неправильные выводы.
Читайте также:
Психическое развитие ребенка до года: критерии и особенности по месяцам

Рекомендации по развитию ребенка от 4 до 5 лет

Основной рекомендацией по развитию ребенка в данном возрасте считается его активное вовлечение в игровую деятельность. Но она должна быть не бессистемной, а осмысленной, подчиненной определенным правилам.

В своей книге «Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет» кандидат психологических наук И. Ю. Кулагина пишет:

«Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем появляется в других видах деятельности».

Поэтому мы советуем родителям как можно больше уделять внимания именно играм. Рассмотрим несколько игровых занятий с позиции их влияния на отдельные аспекты развития.

Воспитание детей 4 - 5 лет

Слуховая память

Назовите ребенку цифровой ряд из 6-8 цифр и попросите повторить его, не меняя порядок цифр.

Критичность мышления

Прочитайте текст с некоторыми нелепицами (можно придумать самим непосредственно в ходе чтения). К примеру, «по улице бежала собака с мокрыми лапами крыльями» или «Сережа положил в портфель книгу солнце и ушел в школу». Пусть малыш найдет нелепицы и постарается угадать, какое слово вы заменили.

Произвольное внимание

Называйте часть своего тела и показывайте на нее пальцем. Пусть ребенок повторяет за вами. Через 3-5 названий приложите палец к носу и скажите «глаз», запутывая таким образом ребенка. Его задача — правильно называть части тела, на которые вы указываете пальцем, несмотря на словесную путаницу.

Увеличение объема внимания

Подходит для детского коллектива. Один ребенок — ведущий — садится в круг и закрывает глаза. Другие дети должны поменяться местами, а ведущий угадывает, кто куда пересел.

Слуховое восприятие

Старый добрый «Испорченный телефон», когда ведущий загадывает слово, говорит его на ухо первому игроку, а тот передает услышанное по цепочке. Команда побеждает, если слово, озвученное последним игроком, совпадает с тем, которое сказал ведущий.

Активное внимание

Один игрок рисует фигуру и все закрывают глаза. Второй игрок дорисовывает к ней какую-то деталь. Все открывают глаза и угадывают, что изменилось. После задействования всех игроков и приобретения рисунком множества деталей находить каждый раз новую все труднее.

Наблюдательность

Попросите ребенка в течение нескольких секунд найти определенное количество предметов в комнате (например, вещи синего цвета), а потом закрыть глаза и перечислить их.

Концентрация внимания

Сравнивание двух картинок (поиск отличий) можно усложнить, установив время на выполнение задания и штрафы за неправильное указание деталей.

Реакция

Ведущий хлопает в ладоши один раз, а игроки должны принять, к примеру, позу лягушки. Хлопает два раза — стойку аиста. Хлопает три раза — сделать «ласточку». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Регулярные игры и развивающие занятия вскоре принесут плоды. Ваш ребенок с каждым днем будет демонстрировать все больше освоенных навыков и хорошо подготовится к школе, где очень важны усидчивость, внимание и способность следовать установленным правилам.

Психическое развитие детей от 4 до 5 лет: показатели нормы, роль игрушек и самопознание, советы и рекомендации родителям

И. А. Галкина (к.пс.н.)

Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
  • Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
  • Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
  • Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
  • Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
  • К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.
Читайте также:
Психическое развитие ребенка раннего возраста от 1 до 2 лет
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Три года. Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.

Четыре года. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки.

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет – важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом.

В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

В норме ребенок четырех – пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, – возможно, он не слышит их.

Читайте также:
Нравственное развитие детей раннего и дошкольного возраста: основы духовного воспитания и советы родителям

Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет – важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех – пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки.

В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве – когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно.

Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.

Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей – как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом “интеллектуального голода” – малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.

Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.

Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС. В родительский уголок

Автор: Гончарова И.И., воспитатель высшей категории КДОУ ВО «ОЦППМСП детям дошкольного возраста»
Описание: информация по ФГОС о возрастных особенностях является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьёй и дошкольным учреждением. Она важна для родителей в плане выстраивания правильных взаимоотношений со своим ребёнком.
Назначение: материал предназначен для родителей, педагогов и всех заинтересованных лиц.
Цель: знакомство родителей с возрастными особенностями развития детей 4-5 лет.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития ребёнка на данном возрастном этапе; дать рекомендации по воспитанию детей вне ДОУ; способствовать формированию устойчивых связей между родителями и их детьми.
Можно выделить наиболее существенные моменты в развитии на данном возрастном этапе. Возраст от 4-х до5-ти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса («я сам») и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
Физическое развитие.
Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.
Психическое развитие.
Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые. Появляются детские страхи, об этом стоит помнить.
Продуктивные виды деятельности.
У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Появляется потребность участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется её содержание, которое акцентирует внимание на обыгрывании отношений между людьми. Усложняются формы её проведения. При распределении ролей могут возникать конфликты, что необходимо учитывать.
Социальное поведение.
У ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей. Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к ним интерес и не доводят начатое дело до конца.
Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность, ведут себя соответственно ей.
Дети начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания указать на проблему.
Начинает формироваться потребность в общении, поиске друзей.
Советы и рекомендации родителям для построения взаимоотношения с собственным ребёнком:
– Создавайте возможности для активной подвижной деятельности, но не допускайте переутомления. Чередуйте виды деятельности.
– Предлагайте для игры мозаику, лото, паззлы, конструкторы, а также игры, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки. Вместе с этим не затягивайте игру, т.к. сам ребёнок не сможет её закончить.
– Совместно рисуйте, лепите, делайте простые поделки из различных материалов, используя разнообразные инструменты. Обязательно хвалите его. Дарите поделки близким.
– Дайте возможность проявлять самостоятельное творчество.
– Не оставляйте без внимания детские страхи.
– Не делайте при детях то, что запрещаете им. Запретов не должно быть много, иначе их трудно выполнить.
– Незаконченные дела доделайте вместе, заинтересуйте поощрением.
– Хвалите и гордитесь своим малышом, ведь он у Вас такой единственный и неповторимый!
Таким образом, педагоги учитывают возрастные особенности при воспитании и обучении детей, родители используют рекомендации педагогов, что делает сотрудничество обеих сторон наиболее успешным для подготовки ребёнка к дальнейшей жизни.
Литература:
1. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста/ под ред. Л.А. Головчиц, Л.П. Носковой, Н.Д. Шматко и др., М., Просвещение, 1991
2. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001.
3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
4. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. – М.: Гном и Д, 2006.
5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М.: 1999.
6. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно – ролевым играм. – М.: 1995.
7. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М.: 1972.
8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – СПб, 2008.

Читайте также:
Эмоциональное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности формирования эмоций, возможные отклонения и советы родителям

“Психологические особенности дошкольного возраста (от 4- 5 лет)”

Ведущая потребность – познавательная активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно-образное мышление .

Особенности возраста:

  • речь начинает выполнять контролирующую функцию;
  • усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре);
  • повышенная познавательная активность;
  • продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником;
  • интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка;
  • усложнение сюжетно-ролевой игры;
  • появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

– контролирующая функция речи;

– появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре;

– появление элементов произвольности;

– появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым .

Рекомендации для взрослых:

– создавать условия для развития творческого воображения;

– продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил;

– создавать условия для проявления познавательной активности;

– способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости;

– создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Психологические особенности детей 4-5 лет

У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

– складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей

– складывает из кубиков целостную картинку

– собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

– конструирует из лего по образцу

– собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 3 до 4 лет: кризис трехлетнего возраста, основные особенности и советы родителям

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 – 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю “почемучками”. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения – познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы. Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов. Появляются сложные предложения. К пяти годам все звуки кроме Л,Р.

Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

внимание + память +мышление + речь = Умный ребенок.

Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?

Причины речевых нарушений:

  • Патология беременности
  • Родовая травма
  • Заболевания в первые годы жизни
  • Анестезия
  • Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
  • Наследственные факторы
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия

Основания для беспокойства:

  • Грубые грамматические ошибки
  • Грубые дефекты звукопроизношения

Как развивать речь малыша?

  • Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
  • Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
  • Ежедневно читайте ребенку книги;
  • Побуждайте к пересказу прочитанного;
  • Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
  • Играйте с ребенком;
  • Не подражайте неправильному произношению ребенка;
  • Создайте комфортный психологический климат.

В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: