Нормы развития у ребенка от рождения до 1 года: физические и моторные изменения, речь и социальные навыки, возможные отклонения и нарушения

Психическое развитие детей

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Читайте также:
Развитие детей от 5 до 6 лет: формирование памяти и речи, физический и социальный рост ребенка, любимые занятия в этом возрасте

Нормы развития и отклонения у ребенка до одного года

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.

Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:

  • Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
  • Моторика – двигательная активность ребенка.
  • Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
  • Речь.
  • Эмоциональное и социальное развитие.

Физическое развитие

Основными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:

  • вес;
  • рост;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес ребенка до 1 года

Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.

информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.

Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.

  • В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
  • За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
  • С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
  • В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
  • К году масса ребенка составит 10000–10500 г.

Длина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.

  • За 2-й триместр своей жизни малыш вырастает на 2,5 см за каждый месяц.
  • К 6 месяцам рост составит около 66,5-68,5 см.
  • С 6 по 9 месяц ребенок вырастает еще на 6 см (по 2 см в месяц).
  • Затем, прибавив еще по 1-1,5 см в месяц, к году рост малыша достигает 75 см.

Окружность головы

У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.

Окружность грудной клетки у детей

информацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.

В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.

Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц.

Моторное развитие ребенка

  • У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны. В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.
  • Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок. Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.
  • На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.

информацияНачиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.

Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.

Статическое развитие

  • К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
  • На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
  • В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.
  • На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
  • Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.
  • В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
  • В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.
  • Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
  • Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
  • На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.
  • Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
  • Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.

Речь ребенка до 1 года

важноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.

  • К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
  • На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
  • К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
  • У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
  • На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
  • Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
  • В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
  • В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
  • Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
  • На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».

Социальное развитие и эмоции

информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.

Отклонения от нормы у детей до 1 года

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.

После рождения

  • Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
  • Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
  • Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.

В 2-3 месяца

  • Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
  • Не реагирует на мамино появление.
  • Не берет предметы в ручки.
  • Не держит голову.

В 4-5 месяцев

  • Не гулит.
  • Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
  • Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
  • Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.

В 6 месяцев и после

  • Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
  • Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
  • Не проявляет радости и любви к маме.
  • Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
  • Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
  • Не умеет смеяться и радостно гулить.
  • Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
  • Не лепечет.
  • Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.

Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.

Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка :

• факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

• пренатальные (внутриутробные);

• натальные (в период родов);

• постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы :

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей :

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка :

1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при :

• правильной работе головного мозга и его коры;

нормальном психическом развитии;

• сохранности органов чувств;

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

В дошкольном возрасте:

1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

4. Полное отрицательное отношение к учебе.

5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Памятка для родителей о приучении ребенка к дисциплине Памятка для родителей о приучении ребёнка к дисциплине * Ограничения (требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Консультация для родителей «Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?» Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик. 2-3 мес. На смену крику приходит.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.

Памятка для родителей «Развитие ребенка 5–6 лет» Ребенок в возрасте 5-6 лет заметно меняется. У него развивается ловкость и координация движений. Объем памяти возрастает, начинает складываться.

Памятка для родителей «Безопасность ребенка в быту» Памятка для родителей Безопасность ребенка в быту Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка. Необходимо.

Памятка для родителей «Безопасность ребенка» ДЕТИ И ЖИВОТНЫЕ Воспитанные домашние животные не станут причинять человеку зла. Однако некоторые люди плохо воспитывают своих питомцев,.

Памятка для родителей. Готовноcть ребенка к школе Памятка для родителей. Готовность ребенка к школе. Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: [/b] -интеллектуальную.

Памятка для родителей «Хвалите ребенка правильно» Ребенок подрос, но не может ещё он отличать хорошее поведение от плохого. Поэтому вы, родители должны помнить, что самое главное этому надо.

Памятка для родителей по правовому воспитанию ребенка Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них.

Права маленького ребенка. Памятка для родителей Консультация для родителей Воспитатель: Петровская Н. А Права у маленького ребенка? Да! Каждый день дети проводят время на игровой площадке.

Физическое развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие (НПР) ребенка рассматривается как интегральный показатель его здоровья. ФР и НПР Вашего малыша специалист оценивает в день грудного ребенка, ежемесячно, в возрасте от 0 до 1 года, затем 1 раз в 2 месяца — в возрасте до 2-х лет и ежеквартально в возрасте до 3-х лет.

Физическое развитие ребенка по месяцам

Поговорим об основных фактах о развитии малыша с рождения до года. Так, нормальный рост является одним из главных признаков здоровья грудного ребенка. Специалисты оценивают вес детей по возрасту в соответствии с нормами роста и массы тела, которые были разработаны ВОЗ. Новые нормы роста, представленные в виде графиков, были опубликованы ВОЗ в 2006 году и стали доступны специалистам и всем лицам, осуществляющим уход за детьми. Графики роста детей до года показывают, что дети в любом регионе мира при наличии правильной практики кормления, надлежащего ухода за их здоровьем и безопасной окружающей среды способны достичь одинакового уровня роста, массы тела и общего развития. На сайте ВОЗ и нашем сайте прибавки массы и роста малыша представлены для Вашего удобства в виде таблиц по возрастам и полу.

Прежде всего специалист смотрит, чтобы параметры развития новорожденного малыша по месяцам не выходили за пределы средних значений — это так называемая «золотая середина», абсолютно нормально, если Ваш малыш имеет параметры массы и роста в пределах т.н. «выше среднего» и «ниже среднего», что касается «низких» и «высоких» значений, то для таких малышей важно, чтобы все остальные «навыки и умения» соответствовали возрасту, в этом случае конкретные цифры массы и роста являются его индивидуальной особенностью.

Конечно, возможны ситуации, когда может потребоваться помощь специалиста, но у практически здорового малыша такие ситуации крайне редки.

На сайте ВОЗ, в мобильных приложениях динамика прибавки роста им массы представлена графически. Такие графики набора веса и роста могут быть вложены для удобства в амбулаторную карту ребенка или его историю болезни. Кроме графического отражения параметров развития малыша эксперты ВОЗ представили таблицы, в которых отражены показатели роста и веса по месяцам, и они также могут использоваться для оценки физического развития малыша.

Почему стали неактуальными прежние нормы развития ребенка до года, и родители очень часто говорят о том, что рост и масса их малыша «не соответствуют никаким нормам»?

Дело в том, что существовавшие ранее показатели веса грудного ребенка по месяцам были разработаны на основании данных о физическом развитии большого количества детей, которые имели разные варианты вскармливания. А эксперты ВОЗ для разработки новых норм роста инициировали крупномасштабное исследование, включив в него детей, находящихся в своего рода «идеальных» условиях, и получили эталонные показатели физического развития детей. Как известно, темпы роста напрямую зависят от практики вскармливания.

Показатели психомоторного развития детей до года также были разработаны достаточно давно, но до сих пор остаются актуальными, этапы НПР и системы развития ребенка представлены в таблицах с учетом основных эпикризных сроков, т.е. условных возрастных точек в 3, 6, 9, 12 месяцев, когда доктор оценивает основные параметры развития малыша. На сегодняшний день доказано, что психическое развитие и эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от влияния наследственности и окружающей среды. В частности, наследственность программирует потенциал ребенка, а окружающая среда, то есть семья, влияет на то, как этот потенциал будет реализован. Это означает, что те показатели, которые Вы видите в таблице Ваш малыш реализует в том случае, если с ним постоянно заниматься, разговаривать, соблюдать режим дня грудничка, не использовать гаджеты.

А формирование навыков и умений, развитие речи, все, что отражено в календаре развития ребенка, безусловно, напрямую будет зависеть от активности родителей.

Нормы развития у ребенка от рождения до 1 года: физические и моторные изменения, речь и социальные навыки, возможные отклонения и нарушения

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Развитие детей от рождения до 1 года

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» – кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, – сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

Показатели развития ребенка до года

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: