На каком расстоянии удерживается бункер с бетоном от уложенного бетона?

1.1 Технологическая карта на возведение заглубленных встроенных сооружений гражданской обороны в монолитных конструкциях, возводимых строительными организациями, является составной частью технологической документации, используемой в строительстве.

1.2 Материалы технологической карты могут быть использованы для выполнения работ нулевого цикла многоэтажных зданий с подземным техническим этажом.

1.3 Выбор архитектурно-планировочного и конструктивного решения сооружения гражданской обороны, принятого за аналог, основан на материалах обобщения и изучения проектно-технической документации, а также имеющегося опыта строительства таких сооружений.

1.4 На основании обобщения было установлено, что значительная часть сооружений гражданской обороны встроена в многоэтажные здания производственного назначения, располагается в водонасыщенных грунтах и выполняется в монолитных конструкциях. За аналог для разработки технологической карты было принято архитектурно-планировочное решение сооружения гражданской обороны, приведенное на рисунке 1 . Экспликация представлена в таблице 1 .

При этом было принято:

– толщина наружных стен – 500 мм

– толщина внутренних стен – 400 мм

– толщина перекрытия – 500 мм

– высота помещений в чистоте – 2750 мм.

Указанные размеры отвечают оптимальным, выявленным при анализе конструктивных решений, а сетка колонн (6 + 3 + 6) ´ 6 м присуща большинству рассмотренных объектов.

1.5 Основные показатели принятого за аналог встроенного сооружения гражданской обороны составляют:

– полезная площадь – 246 м 2

– строительный объем – 1080 м 3

– объем монолитного железобетона – 454 м 3 .

1.6 Как правило, возведение конструкций нулевого цикла на стройках осуществляется краном нулевого цикла. Поэтому в технологической карте предусмотрено выполнение строительно-монтажных работ по возведению сооружений ГО краном КБ-404М, как показано на рисунке 2 . Грузовысотные характеристики крана КБ-404М со стрелой 36 м исполнения I без опорной вставки представлены на рисунке 3 . В качестве варианта на рисунке 4 приведена схема возведения сооружения гусеничным краном РДК-25, грузовысотная характеристика которого приведена на рисунке 5 .

Рисунок 1 – Архитектурно-планировочное решение объекта ГО в монолитном варианте

Таблица 1 – Экспликация основных помещений

Предтамбур входа № 1

Тамбур-шлюз входа № 1

Тамбур входа № 2

Санузлы и насосная станция перекачки

Расширительная камера приточная

Расширительная камера на вытяжке

Рисунок 2 – Производство работ при возведении конструкций ГО из монолитного железобетона с помощью крана КБ-404М

Рисунок 3 – Грузовысотная характеристика крана КБ-404М со стрелой 36 м исполнения I без опорной вставки

Рисунок 4 – Производство работ при возведении конструкций ГО из монолитного железобетона краном РДК-25

Рисунок 5 – Кривая грузоподъемности крана РДК-25 со стрелой 22,5 м и гуськом 5 м

1.7 Технологическая карта предусматривает возведение монолитных конструкций с применением двух вариантов армирования.

1.7.1 По варианту № 1 сооружения гражданской обороны возводятся в монолитных конструкциях, армированных плоскими каркасами, сетками и отдельными стержнями. Для возведения монолитных конструкций принята унифицированная инвентарная опалубка.

1.7.2 Вариант № 2 предусматривает предложение ОАО ПКТИпромстрой по возведению сооружений гражданской обороны в монолитных конструкциях, армированных унифицированными пространственными арматурными блоками, обтянутыми металлической сеткой в качестве опалубки. При этом предполагается, что пространственные арматурно-опалубочные блоки будут заводского изготовления, а их поставка на объект будет осуществляться в бортовых автомобилях. Для предохранения тканой сетки от повреждений и выпучивания при бетонировании используются переставные (передвижные) опалубочные блоки.

2.1 Технологической картой предусмотрено выполнение работ с помощью крана КБ-404М со стрелой 36 м и, как вариант, с помощью гусеничного крана РДК-25 со стрелой 22,5 м и жестким гуськом 5 м. При производстве работ по бетонированию монолитных конструкций с помощью автобетононасоса должны соблюдаться требования «Инструкции по транспортировке и укладке бетонной смеси в монолитные конструкции с помощью автобетоносмесителей и автобетононасосов» (ОАО ПКТИпромстрой, 2002 г.).

2.2 Использование крана КБ-404М является наиболее экономичным, так как этот кран наиболее широко используется в практике строительства для монтажа конструкций нулевого цикла. При расположении монтажного крана с одной стороны строящегося здания имеется возможность наиболее рационального складирования опалубки, арматуры и материалов, сокращается протяженность временных дорог.

При длине стрелы 36,0 м грузоподъемность крана позволяет подавать груз массой до 5 т (масса бункера с бетоном и вибратором) при высоте подъема 7,8 м в наиболее удаленную точку сооружения.

2.3 Характеристика грузоподъемности приведенного варианта использования крана РДК-25 при принятой глубине заложения сооружения позволяет подавать на гуське груз массой до 3 т только между рядами «Б» и «В» на вылете 17 м и менее. Поэтому по этой схеме строительные работы ведутся с двух сторон строящегося здания. Применение этого крана по вышеуказанной схеме требует устройства временных дорог под краны с двух сторон строящегося здания. Однако при использовании бункеров меньшей емкости с неполным заполнением их бетонной смесью при грузоподъемности на гуське 1,3 т и вылете гуська 24 м возможно забетонировать конструкции, перемещаясь с одной стороны здания ГО.

2.4 До начала работ по возведению сооружения необходимо выполнить ряд подготовительных работ, в том числе: устройство бетонной подготовки, завоз, разгрузка и складирование арматуры (армоблоков), закладных деталей, металлоконструкций, оборудования, инвентаря и приспособлений, комплект универсальной щитовой опалубки или переставных опалубочных блоков.

При этом следует проверять комплектность завезенной опалубки, выполнять геодезическую разбивку сооружения с фиксированием на бетонной подготовке осей и контуров стен и перегородок.

2.5 Щиты опалубки (блоки), арматурные сетки, каркасы (армоблоки), закладные детали с приобъектного склада подаются к месту установки краном. Бетон поступает на объект в автосамосвалах и разгружается в зоне действия крана в поворотные бункера емкостью 1,0 м 3 .

При варианте армирования плоскими каркасами, сетками, отдельными стержнями стыки арматуры и закладные детали должны свариваться электродами с качественным покрытием.

Эти же требования относятся и к варианту армирования пространственными каркасами. Выпуски арматуры и закладных деталей тщательно очищают перед сваркой.

2.6 До начала работ по укладке бетонной смеси необходимо закончить установку армокаркасов (пространственных армоблоков), универсальной (блочной) опалубки в пределах захватки и организовать бесперебойную подачу бетонной смеси к месту укладки.

2.7 При продолжении бетонирования с поверхности ранее уложенного бетона удаляют цементную пленку и бетон промывают водой.

2.8 Качество укладки бетона обеспечивается контролем подвижности и однородности бетонной смеси, определением прочности уложенного бетона, контролем вибрирования бетонной смеси, контролем правильности ухода за бетоном.

2.9 В варианте № 1 принята следующая последовательность работ:

– устройство бетонной подготовки и выполнение изоляционных работ;

– устройство бортовой опалубки фундаментной плиты из блоков;

– армирование фундаментной плиты плоскими сетками и отдельными стержнями с установкой арматурных выпусков для стен;

– бетонирование фундаментной плиты;

– установка плоских арматурных каркасов наружных и внутренних стен и сварка их с выпусками фундаментной плиты согласно ГОСТ 14098-91;

– монтаж опалубки наружных и внутренних стен из унифицированных крупнопанельных щитов опалубки;

– демонтаж щитов опалубки внутренних стен и щитов опалубки наружных стен;

– устройство опалубки перекрытия из унифицированных крупнопанельных щитов опалубки с установкой телескопических стоек;

– армирование перекрытия сетками и отдельными стержнями;

– бетонирование перекрытия по захваткам;

– демонтаж опалубки перекрытия.

2.10 Фундаментная плита армируется каркасами, частично отдельными стержнями и снабжается выпусками арматуры для соединения с арматурными каркасами наружных и внутренних стен.

После окончательного закрепления установленных каркасов, отдельных стержней и выпусков арматуры должна быть проверена правильность размещения конструкций относительно осей сооружения, по вертикали и горизонтали.

Закладные детали должны свариваться электродами с качественным покрытием.

После приемки арматурных конструкций фундаментной плиты разрешается приступить к бетонированию.

Фундаментная плита бетонируется захватками около 3-х м из расчета работы одной смены по ходу цифровых осей. Таким образом в каждую смену бетонируется полоса по длине трех пролетов с одним направлением по ходу буквенных осей.

1.1 Форшахта – это устройство, используемое в качестве кондуктора при строительстве оснований зданий и сооружений методом «стена в грунте» в сборном и монолитном вариантах, а также свайных оснований на строительных объектах разного назначения.

Конструкции форшахты могут различаться как по форме (Г-образные, трапециевидные), так и по способу применения (постоянные, переносные). Конструкция форшахты разрабатывается совместно со свайными основаниями и «стеной в грунте» в составе проекта.

1.2 Настоящая технологическая карта применяется при:

– строительстве оснований зданий и сооружений в стесненных условиях и реконструкции действующих предприятий;

– устройстве форшахты в различных грунтовых условиях (пески, супеси, суглинки и т.д.), когда уровень грунтовых вод находится на глубине более 1,5 м от поверхности планировки площадки;

– разработке грунта траншеи экскаватором, оборудованным грейферным ковшом, или скважин буровыми установками.

1.3 Устройство форшахты должно отвечать следующим требованиям:

– продольная ось крепления должна совпадать с продольной осью ограждающей стены, здания или сооружения;

– расстояние между вертикальными стенками должно быть на 50 мм больше рабочего органа землеройного оборудования;

– для предупреждения возможных смещений вертикальных стенок форшахты между ними следует устанавливать временные деревянные распорки;

– начинать разработку грунта траншеи или скважины допускается только после набора бетоном форшахты проектной прочности.

1.4 Привязка настоящей карты к проектируемому объекту и местным условиям заключается в корректировке всех параметров, связанных со строительной группой грунтов, с глубиной и шириной траншеи, выбором крепления верха траншеи, с конструкцией разделительных элементов и армокаркасов, а также корректировке ведомости объемов работ, калькуляции и календарного плана производства работ.

1.5 При привязке карты к сооружаемому объекту в г. Москве необходимо учитывать требования, изложенные в «Организационно-технологических правилах строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки» (введены в действие в 1998 г.) и «Правилах производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве», (утверждены постановлением Правительства Москвы № 603 от 08.08.2000 г).

2.1 До начала производства земляных работ необходимо отключить и вынести с трассы форшахты и рабочей зоны все подземные и надземные коммуникации. При невозможности выноса надземных коммуникаций разрешается производить работы при условии их отключения под непосредственным руководством прораба или мастера, а в охранной зоне кабелей, кроме того, под наблюдением работников электро- или газового хозяйства. Готовность объекта к устройству форшахты должна определяться комиссией, назначенной руководителем управления, с оформлением акта.

2.2 До начала работ по устройству форшахты необходимы следующие подготовительные работы:

– ограждение строительной площадки забором в соответствии со стройгенпланом и с требованиями ГОСТ 23407-78;

– планировка строительной площадки на заданной отметке;

– укладка железобетонных дорожных плит для проезда автотранспорта, работы буровых машин, экскаваторов и строительных кранов;

– срезка и складирование растительного слоя грунта в специально отведенных местах, вертикальная планировка строительной площадки с уплотнением насыпей до плотности грунта в естественном состоянии (или заданной проектом), отвод поверхностных вод, устройство постоянных и временных внутриплощадочных дорог и инженерных сетей, предусмотренных проектами организации строительства;

– размещение бытовых и подсобных помещений для рабочих и ИТР;

– оборудование мест для складирования материалов, конструкций, изделий и инвентаря, а также для установки строительной техники.

2.3 После выполнения подготовительных работ должен быть оформлен акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства.

2.4 Работы по устройству форшахты в монолитном исполнении производятся в следующей последовательности:

– разбивка котлована по верху;

– срезка растительного слоя грунта;

– разбивка габаритов для выемки грунта;

– разработка грунта в котловане;

– планировка откосов и дна котлована;

– установка заранее изготовленных щитов опалубки по габаритам форшахты;

– укладка арматурных изделий;

– бетонирование форшахты захватками;

– выдерживание бетона, включая уход за ним;

– засыпка песком пазух котлована форшахты.

Основные этапы устройства форшахты представлены на рисунке 1 .

2.5 Схемой производства работ сооружения форшахты должно быть предусмотрено использование комплекта высокопроизводительных строительных машин и грузоподъемных механизмов, эффективной опалубки и других материалов.

Для снятия растительного слоя и разработки грунта в карте рекомендуется использование одноковшового экскаватора ЭО-2621В-3 обратная лопата, снабженного также и съемным навесным оборудованием бульдозера. Кроме того, разработку грунта допускается производить и другими экскаваторами, отвечающими соответствующим технологическим требованиям. Выбор экскаватора производится в соответствии с приведенными техническими характеристиками, изложенными в таблице 1 .

1 – бульдозер на базе экскаватора ЭО-2621В-3; 2 – радиус опасной зоны; 3 – кран ДЭК-251; 4 – бункер с бетоном V = 1,0 м 3 ; 5 – железобетонные плиты δ = 16 см; 6 – экскаватор ЭО-2621В-3

Ширина форшахты «б»

Рисунок 1 – Схема устройства форшахты

Таблица 1 – Технические характеристики экскаваторов

Наибольшая глубина копания

Усилие на кромке зуба челюстей ковша

Угол поворота стрелы в плане

Преодолеваемый уклон твердого сухого пути

Группа разрабатываемого грунта

2.6 Размеры котлована должны обеспечивать размещение форшахты и механизированное производство работ по ее бетонированию, а также возможность перемещения людей вдоль фронта работ. Размеры выемок по дну в натуре должны быть не менее установленных проектом.

2.7 Планировку откосов и дна котлована выполняют вручную по данным визировочных отметок со срезкой неровностей толщиной до 0,1 м. Визировочные отметки отбивают маячными бороздами или приямками, после чего производится срезка грунта между маяками с откидыванием грунта на сторону.

2.8 Типы опалубок следует применять в соответствии с ГОСТ 23478-79 «Опалубка для возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций».

Нагрузки на опалубку следует рассчитывать в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 (обязательное приложение 11). Для устройства форшахты изготавливаются щиты опалубки из досок толщиной 40 мм.

Завод-изготовитель опалубки должен произвести контрольную сборку фрагмента на заводе. Схема фрагмента определяется заказчиком по согласованию с заводом-изготовителем.

Испытания элементов опалубки и собранных фрагментов на прочность и деформацию проводятся при изготовлении первых комплектов опалубки, а также замене материалов и профилей. Программу испытаний разрабатывают организация-разработчик опалубки, завод-изготовитель и заказчик.

Установка и разборка щитов опалубки производится вручную. Перед установкой опалубка должна быть смазана, а после разборки – очищена от наплывов бетона, цементного молока и отремонтирована.

Разборка опалубки должна производиться после достижения бетоном заданной прочности с разрешения производителя работ.

2.9 Заготовка и обработка арматуры должны выполняться в специально предназначенных для этого и соответственно оборудованных местах. При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:

– ограждать места, предназначенные для разматывания бухт (мотков) и выправления арматуры;

– при резке станками стержней арматуры на отрезки длиной менее 0,3 м применять приспособления, предупреждающие их разлет;

– ограждать рабочее место при обработке стержней арматуры, выступающей за габариты верстака, а у двусторонних верстаков, кроме этого, разделять верстак посередине продольной металлической предохранительной сеткой высотой не менее 1 м;

– складывать заготовленную арматуру в специально отведенные для этого места;

– закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м.

Элементы арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортирования к месту монтажа.

При устройстве ненапрягаемых арматурных изделий следует выполнять требования СНиП 3.09.01-85. Укладку арматурных сеток из стержней Æ 22 А III производить краном ДЭК-251 с обеспечением фиксации защитного слоя бетона.

2.10 Бетонирование форшахты производить захватками длиной по 10 метров. Класс бетона для форшахты устанавливается проектом.

Перед бетонированием скальные основания, горизонтальные и наклонные бетонные поверхности рабочих швов должны быть очищены от мусора, грязи, масел, снега и льда, цементной пленки и др. Непосредственно перед укладкой бетонной смеси очищенные поверхности должны быть промыты водой и просушены струей воздуха.

Все конструкции и их элементы, закрываемые в процессе последующего производства работ (подготовленные основания, арматура, закладные изделия и др.), а также правильность установки и закрепления опалубки и поддерживающих ее элементов должны быть приняты в соответствии со СНиП 3.01.01-85*.

Бетонную смесь следует укладывать горизонтальными слоями одинаковой толщины без разрывов, с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях.

Укладка следующего слоя бетонной смеси допускается до начала схватывания бетона предыдущего слоя. Продолжительность перерыва между укладкой смежных слоев бетонной смеси без образования рабочего шва устанавливается строительной лабораторией, но в любом случае не должна превышать двух часов. Верхний уровень уложенной бетонной смеси должен быть на 50 – 70 мм ниже верха щитов опалубки.

Поверхность рабочих швов, устанавливаемых при укладке бетонной смеси с перерывами, должна быть перпендикулярна оси бетонируемых конструкций. Возобновление бетонирования допускается производить по достижении бетоном прочности не менее 1,5 МПа.

2.11 Бункера (бадьи) для бетонной смеси должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21807-76* . Перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе.

При укладке бетона из бункера (бадьи) расстояние между нижней кромкой бункера и ранее уложенным бетоном или поверхностью, на которую укладывается бетон, должно быть не более 1 м, если иные расстояния не предусмотрены проектом производства работ или другой технологической документацией.

2.12 При уплотнении бетонной смеси не допускается опирание вибраторов на арматуру и закладные изделия, тяжи и другие элементы крепления опалубки. Глубина погружения глубинного вибратора в бетонную смесь должна обеспечивать углубление его в ранее уложенный слой на 5 – 10 см. Шаг перестановки глубинных вибраторов не должен превышать полуторного радиуса их действия.

2.13 Опалубка снимается после достижения бетоном прочности 1,5 МПа, обеспечивающей сохранность поверхности и кромок углов при снятии опалубки и движении людей по забетонированным поверхностям форшахты, после чего производится обратная засыпка песком до отметки верха форшахты.

2.14 При производстве работ по устройству форшахты состав контролируемых показателей, предельные отклонения, объем и методы контроля должны соответствовать требованиям СНиП 3.03.01-87 .

3.1 Все поставляемые материалы и изделия должны соответствовать ГОСТам и иметь сертификат качества.

3.2 Высокое качество и надежность сооружаемой форшахты должны обеспечиваться строительными организациями путем осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер эффективного контроля на всех стадиях сооружения форшахты.

3.3 Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться специальными службами строительной организации, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.

3.4 Производственный контроль качества строительно-монтажных работ должен включать входной контроль рабочей документации и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ.

3.5 При входном контроле рабочей документации должна проводиться проверка ее комплексности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ.

При входном контроле строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования следует проверять внешним осмотром соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов и рабочей документации, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов.

3.6 Операционный контроль должен осуществляться в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. При выполнении скрытых работ последние оформляются соответствующими актами.

3.7 Контроль качества спланированной поверхности откосов и дна котлована производится по рейке, шаблону или на глаз. Предельные отклонения контролируемых параметров форшахты приведены в таблице 2 .

Таблица 2 – Предельные отклонения контролируемых параметров

Rate article
Add a comment

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: