Какое здание считается первым примером стиля модерн в архитектуре?

Стиль модерн – одно из самый ярких и значительных явлений в искусстве Нового времени. Историзм и эклектика лишь пользовались достижениями предшествующих эпох. Разностилью историзма и невысоким художественным качествам эклектики новое поколение мастеров хотело противопоставить некий целостный стиль, который стал бы основой нового синтеза искусств.Параллельно они хотели эстетизировать среду обитания. Эти идеи пропагандировали и старались претворить в жизнь участники объединения ≪Искусства и ремесла≫, в России – члены кружка ≪Мир искусства≫.

Последние особенно ратовали за то, чтобы привить широкой публике хороший вкус. Традиции народного творчества пытались возродить в художественных мастерских в Абрамцево и Талашкине – усадьбах С. Мамонтова в Подмосковье и М. Тенишевой в Смоленской области. Правда, со временем, когда приемы модерна сложились в целостную систему, это все равно привело к известной стандартизации.

Статья: Модерн

Модерн возник в искусстве Западной Европы, но быстро пришел и в Россию. Его существование в качестве ведущего стиля было недолгим – конец XIX – начало XX вв. На смену ему приходят новые направления, которые начинают все чаще сменять друг друга. Этому способствовали драматические события, потрясшие мир в начале XX в., острые противоречия между старым новым, идеалами и жестокой реальностью, поиск новых художественных форм, адекватных новому ритму жизни и духовным запросам эпохи. Но роль модерна была необычайно велика. Он не только стал последней прекрасной вспышкой искусства Нового времени и показал высокие возможности искусства, но и породил много таких идей, которые получили свое развитие в дальнейшем. Пожалуй, больше всего это касается архитектуры и моды.

  • мягкость форм и линий;
  • органика, загадочность и скрытая сила;
  • асимметричные композиции;
  • стилизация;
  • декоративность;
  • орнамент

Стиль модерн, как и любой стиль, имеет свои хорошо узнаваемые приемы. Но одновременно он демонстрирует множество оригинальных решений. Перечень эпох, тем и образов, которым модерн отдавал предпочтение, неудивителен. Модерн, который бросил вызов обыденному и приземленной буржуазной культуре, был своего рода бегством с мир грез, иллюзий, мистических видений и воспоминаний о прекрасном прошлом.

Одним из самых главных источников вдохновения модерна стала природа. Самые распространенные мотивы модерна – волна, изгибающиеся стебли растений. В дизайнерских решениях также могут просматриваться образы различных живых существ, реальных и фантастических; иногда это вполне конкретные изображения.

Расцвет в рамках этого стиля переживают графика, искусство плаката, возрождается искусство витража, пользуются популярностью изразцовые панно, художественная ковка, а в области живописи одним из ведущих типов стал тип настенного панно.

Модерн – интернациональный стиль

Несмотря на то что модерн так часто обращался к миру фантазий, в этом стиле строились не только частные особняки, концертные залы, театры и музеи, но и доходные дома, вокзалы, больницы и прочие общественные сооружения весьма практического назначения. Но это, напомним, соответствует цели многих представителей стиля модерн привнести в обыденную жизнь красоту и поэзию. В стиле модерн возведен и целый ряд культовых сооружений, в первую очередь христианских.

Как уже говорилось, модерн стал интернациональным стилем. Он широко распространился не только по Европе, включая Россию, но пришел и в Америку. Наряду с термином ≪модерн≫ существуют и другие названия этого стиля, принятые в ряде стран. Так, во Франции его называют ар нуво, в Германии югендстиль.

Тип частного особняка – один из самых любимых в модерне типов зданий. В этой области было создано немало шедевров. Так, в России это знаменитый особняк Рябушинского (изображение 1), построенный архитектором Ф. Шехтелем в Москве (ныне Литературный музей им. А.М. Горького), в Испании – дом Батло и другие постройки А. Гауди в Барселоне.

Особняк Рябушинского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Особняк Рябушинского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отель Гимар – яркий пример частного дома эпохи модерна. Автор проекта, Эктор Гимар, прославленный представитель стиля модерн во Франции, подарил особняк своей супруге. Композиция фасадов асимметрична. Мастер использует несколько типов окон одновременно, но так удачно выбирает их положение относительно друг друга, что это смотрится органично и естественно. Кирпичной кладке сероватого оттенка противопоставлены детали из желтоватого камня, обширным гладким плоскостям стен – сквозной узор решеток, а весомость архитектурных элементов – легкости последних. Отдельно стоит отметить значительный размер многих окон – это становится распространенным в модерне, а впоследствии будет подхвачено другими стилями.

Ярославский вокзал – яркий пример большого общественного сооружения в стиле модерн, а также местной интерпретации стиля, в которой основные стилистические приемы модерна сочетаются с национальными мотивами. Казалось бы, стилистика модерна и старой русской архитектуры бесконечно далеки друг от друга. Но блистательный представитель модерна в России – Федор Шехтель сумел создать на редкость органичный их синтез. Он использует варианты шатровых покрытий, так любимых в народном деревянном зодчестве Руси и в ее каменной архитектуре XVI–XVII веков, мотив крутоверхой крыши с гребешком, встречавшейся в русских теремах, оформление окон подобием кокошников и элементы крепостного строительства.

Доходный дом – еще одна важная точка приложения творческих усилий зодчих модерна. В XIX в. большой доходный дом становится неотъемлемой частью города, в том числе и его центральных улиц. Такие дома во многом определяли облик города.

В России прекрасные варианты такого рода зданий созданы в Москве (доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, арх. Л. Кекушев) и Петербурге (дом Лидваль).

Майоликовый дом в Вене (изображение 2) построен Отто Вагнером, представителем объединения ≪Сецессион≫. Его участники – создатели австрийского варианта модерна. Форма здания необычайно проста. Она не имеет никакого отношения не только к модерну, а вообще к какому бы то ни было стилю. Зато декор здания роскошен. Оно сплошь облицовано глазурованными плитками с изображением маков, листьев и венков. Яркую красно-зеленую цветовую гамму дополняет золото на решетках балконов.

Майоликовый дом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Майоликовый дом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Имя и творения каталонского архитектора Антонио Гауди приходят на ум, когда говорят о стиле модерн. В его проектах модерн преломился необычайно ярко, демонстрируя в отдельных приемах квинтэссенцию стиля, и в то же время его творчество глубоко индивидуально. Гауди строил не только светские, но и храмовые здания.

Самый грандиозный его проект – собор Саграда Фамилиа в Барселоне.

Собор Саграда Фамилиа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Собор Саграда Фамилиа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каса Мила совмещает в себе типы частного и многоквартирного дома. Он построен для семейства Мила , но поделен на отдельные квартиры. Предпочтение, которое модерн отдавал волнообразным линиям, здесь достигает своего апогея: здание кажется не выстроенным, а вылепленным. Оно также напоминает огромную скалу из мягких известняковых пород, в которой вода и ветер создали большие пещеры. В народе здание прозвали Ла Педрера (каменоломня).

Один из самых популярных стилей конца 19 – начала 20 века, который и по сей день продолжает вдохновлять многих деятелей искусства – модерн.

Европейский модерн

Короткий расцвет модерна длился всего лишь 20 лет, возможно, если бы не Первая мировая война модерн задержался бы еще на одно-два десятилетие, но трагедия, горе, потери и разрушения были абсолютно несовместимы с этим жизнелюбивым стилем.

Предпосылок к формированию модерна в конце века было достаточно много:

  • активно производились и использовались новые материалы;
  • новые материалы и технологии их использования позволяли сделать здания более легкими, впустить в них больше света через большие окна;
  • сохраняется интерес к декору и особенно к природным орнаментам;
  • дом понимается как место, в котором должно быть комфортно и все уже созданные блага цивилизации начинают работать на это.

Статья: Стиль модерн в архитектуре Европы конца XIX – начала XX века: Орта, Макинтош

В Европе модерн приходит на смену эклектике, но в каждой стране были свои особенности этого перехода и свои нюансы, поэтому так много названий у этого стиля, его именуют ар нуво во Франции, югендстиль в Германии, сецессион в Австрии.

Первым зданием во Франции в стиле модерн считается Эйфелева башня, которая стала примером для всех последующих поколений архитекторов. Мы видим плавные линии, новые материалы, торжество технологичности, декоративность, этот объект радикально отличается от построенного ранее, поскольку он не воспроизводит шедевры прошлого, а переосмысляет настоящее.

Архитектуре модерна свойственно использование чугунных кованных элементов, стекла, бетона.

Дальнейшая судьба стиля модерн дискуссионна, одни историки полагают, что он трансформировался в функционализм, другие, что в ар-деко.

Ар-деко – это архитектурный стиль второй четверти 20 века в Америке и Западной Европе, который характеризуется дорогими современными материалами, роскошью, шиком, использованием этнических и геометрических узоров, оформлением в полутонах.

Рисунок 1. Модерн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модернисты Орта и Макинтош

В каждой стране были свои яркие представители модерна. В Австрии – Отто Вагнер, в Венгрии- Эден Лехнер, в Испании – Антони Гауди, в Бельгии – Виктор Орта.

В Бельгии по проекту Виктора Орта был построен особняк Тассель, его возвели в 1893 году и поэтому он считается одной из первых построек в новом стиле.

Также за годы работы Виктор Орта спроектировал еще несколько домов, которые сегодня, как и особняк Тасселя, включены в список ЮНЕСКО, это:

  • особняк Сольве;
  • особняк Орта, в котором сейчас расположен музей;
  • особняк ван Этвельде.

В своих проектах Виктор Орта стремился выразить в фасаде план и конструкцию здания, показать материал и природу, отобразить идею через стилизованный декор.

Для модерна был характерен комплексный поход к проектированию, архитектор разрабатывал не только здание, но и мебель. Мебель по эскизам Орта изготавливали вручную и в одном экземпляре. Последней работой Орта стал Центральный вокзал Брюсселя, который он спроектировал в 1937 году.

Чарльз Ренни Макинтош является известными шотландским художником и главой художественного объединения «Школа Глазго», в которое помимо него входили его жена и их родственники, Джеймс Макнейр и Френсис-Макдональд-Макнейр, сестра жены Макинтоша.

Карьера Макинтоша как архитектора продолжалась с 1895 по 1906 год, он разрабатывал проекты частных домов, жилья, коммерческих учреждений, за это время он разработал собственный стиль, в котором геометрические элементы сочетались с линиями растительного декора.

В «Группе четырех» из Глазго лишь у Чарльза было архитектурное образование, остальные были художниками и рисовальщиками. Первая выставка их совместного творчества была проведена в 1892 году и уже через два года они представили свои работы в Лондоне на Выставочном обществе искусств и ремесел. Успех работы имели и спустя 10 лет, на выставку в Турине в 1902 году.

Рисунок 2. Чарльз Генри Макинтош. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К самыми известным работам «Школы Глазго» относятся Хилл Хаус в Шотландии, Дом любителя искусства в Глазго, Проект чайной комнаты «Ива». Мисс Кейт Крэнстон, владелица сети кафе в Глазго, предложила оформить интерьеры «Чайных комнат» многим художникам, среди которых был и Макинтош. Эта работа стала образцом шотландского модерна.

Супруги Макинтош также принимали участие в выставке, посвященной новому стилю в Москве, они прибыли по приглашению князя Сергей Александровича.

Rate article
Add a comment

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: