Гиперактивность у детей в раннем , дошкольном и школьном возрасте: причины, симптомы и лечение

Гиперактивность у детей в раннем , дошкольном и школьном возрасте: причины, симптомы и лечение

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Гиперактивность – это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором процессы возбуждения преобладают над торможением. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации и поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации. Детская гиперактивность, которую также называют СДВГ («синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей, при этом у мальчиков встречается значительно чаще, чем у девочек. СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования также постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, «витанием в облаках».

Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип, обусловленный индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Самая распространенная форма заболевания, при которой сочетаются нарушение внимания и гиперактивность.
Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в особенностях перинатального периода развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. Например, ребенок родился недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах.

Очень важно знать, как и в каком возрасте проявляется детская гиперактивность.

Признаки патологии (наличие СДВГ) у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться уже у новорожденного, это:
– излишняя возбудимость;
– бурное реагирование на разнообразные манипуляции;
– излишняя чувствительность к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
– нарушенный сон (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
– отставание в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
– запоздалое развитие речи.

Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин неспокойного поведения — прорезывание зубов, отрывание от груди и др.

Симптомы СДВГ у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы СДВГ. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:
– неусидчивость;
– большое число лишних движений и их хаотичность;
– задержка речевого развития;
– моторная неловкость.

Признаки заболевания дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей, однако у ребят с СДВГ значительно обостряются:
– неусидчивость;
– невнимательность;
– непослушание;
– трудности при укладывании спать;
– замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления патологии у школьников

У гиперактивных детей нервная система не справляется с увеличенными психическими и физическими нагрузками, связанными с поступлением в школу. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:
– невозможность сконцентрировать внимание;
– неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
– затруднение выслушивания взрослого;
– неуравновешенность;
– заниженная самооценка;
– вспыльчивость;
– головная боль;
– нервный тик;
– возникновение разнообразных фобий (страхов);
– энурез.

Симптоматика болезни у старших детей

Большинство родителей наивно полагают, что ребенок со временем перерастет гиперактивность. Однако изменения при отсутствии лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться. Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обычно обладают прекрасным уровнем развития, превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык и склонны к различным конфликтам. Их часто отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу и тем более самостоятельно приписывать ребенку такой диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже если есть признаки СДВГ, неврологический диагноз обычно ставят после 6-7 лет, так как в дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса — в 3 года и 7 лет. Приведем основные критерии, по которым специалисты ставят медицинский диагноз СДВГ.

Читайте также:
Причины и лечение заикания у детей в дошкольном и школьном возрасте: обследование и методы коррекции речи
Проявления гиперактивности:

1. Хаотичные, суетливые движения.
2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
3. Неможет долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
5. Если нужно долго сидеть и ждать, может подняться и уйти.
6. Чрезмерно разговорчив.
7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

Проявления дефицита внимания

1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может ихзапомнить, воспроизвести.
3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что неможет потом найти.
6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
7. Легко переключает внимание на другие объекты.
8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть специалисты, которые успешно работают с этой проблемой. Занятия проводятся в индивидуальной форме и комфортной для ребенка обстановке.
Для того, чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно найти к нему правильный подход и уделять особое внимание определенным моментам при воспитании и обучении.

Советы психологов:
  • Организуйте четкий распорядок дня и не меняйте его на протяжении продолжительного времени.
  • Создайте дома спокойную, предсказуемую обстановку, не ссорьтесь, если ребенок рядом.
  • Организуйте для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий. Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.
  • Не ограничивайте ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.
  • Не заставляйте ребёнка долго сидеть на месте или выполнять утомительную работу.
  • Помогайте ребенку закончить начатые задачи, учите быть усидчивым.
  • Используйте стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром.
  • Во время занятий регулярно делайте перерывы, позволяя ребенку размяться и немного побегать.
  • Не наказывайте ребенка физически и не кричите на него. Наказания должны быть согласованными между родителями, адекватными и последовательными.
  • Приучайте ребенка к аккуратности и порядку, но не давайте крохе сразу несколько поручений.
  • Постарайтесь минимизировать эмоциональные перегрузки. Смотрите спокойные мультфильмы и передачи, в которых отсутствует агрессия или страшный персонаж.
  • Не приглашайте много гостей, старайтесь избегать шумных мест и компаний.
  • Ограничивайте время у компьютера и телевизора.
  • Следите за сбалансированностью рациона ребенка, чтобы он получал с пищей микроэлементы и витамины, которые нужны для полноценного развития.
  • Дозируйте умственные нагрузки, все задания должны быть посильными и понятными.
  • Заканчивайте день спокойными играми и чтением. Создайте особый ритуал перед сном, который поможет ребенку успокоиться и легче заснуть. Следите, чтобы ребенок достаточно спал.
  • Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы таким детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.
  • Поощряйте даже незначительные успехи, будьте внимательны. Ребенок должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой он сможет раскрыть способности.
  • Обязательно придумывайте ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их.
  • Не приказывайте, старайтесь всегда просить.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень способными и творчески одаренными. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь и лечение, а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Своевременная диагностика гиперактивности позволяет значительно раньше предпринять необходимые действия и избежать в будущем многих неприятных моментов. Комплексная коррекционная работа позволит ребенку научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения и успешно учиться в школе.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Читайте также:
Аутизм у детей: симптомы и признаки, особенности развития и обучения ребенка-аутиста, причины и возможность лечения препаратами

Гиперактивный ребенок

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Гиперактивный ребенок

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Читайте также:
Развитие недоношенных детей: основные особенности и принципы

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

СДВГ у детей

image

Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.

Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагностики, профилактики и лечения, позволяют выявить синдром в раннем возрасте, и уже к 7 годам скорректировать его, выровняв состояние пациента до общепринятой нормы.

Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.

Причины возникновения

Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.

Читайте также:
Дети с нарушениями и задержкой физического и психического развития

Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.

Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:

  • обвитие пуповиной;
  • сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
  • сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
  • угроза выкидыша;
  • прием лекарств во время вынашивания плода;
  • злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
  • асфиксия.

Беременная женщинна заболела

Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:

  • порок сердца;
  • бронхиальная астма;
  • сердечная недостаточность;
  • лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
  • болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.

Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.

В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.

Симптоматика

Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.

В раннем детстве

Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:

  • при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
  • высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
  • слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;

Маленький мальчик с СДВГ кричит

  • нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
  • резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
  • внимание не задерживается надолго на новой игрушке.

При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.

Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.

У дошкольников и младших школьников

Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:

  • громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
  • частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
  • бурное проявление эмоций;
  • избегание рутинных, монотонных дел;
  • частая смена настроения;
  • импульсивность;
  • слабо развитый инстинкт самосохранения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
  • сложности в общении со сверстниками;
  • слабо развитая координация;
  • скудность эмоционального компонента.

Ребенок с СДВГ ведет себя неадекватно

Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.

Типы СДВГ

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.

Выделяют такие типы патологии:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.

Девочка дурачится с книгой на голове

  • Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.

Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.

Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.

Диагностика и лечение СДВГ у детей

Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.

Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.

При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:

  • Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
  • Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.
Читайте также:
Ребенок с синдромом Дауна: характеристика и особенности развития после рождения, распространенность патологии и советы родителям

Ритмы мозга, записанные на ЭЭГ

  • Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.

После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:

  • БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
  • ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
  • рефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;

Психолог беседует с семьей

  • психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
  • коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.

В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.

Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.

СДВГ у детей дошкольного возраста

Что такое СДВГ у детей?

Гиперактивность у дошкольников в наше время не является редкостью. Психологи уверяют, что примерно 20 процентов детей в стране неуемно энергичны, испытывают сложности с дисциплиной и координацией, трудно обучаемы.

Как распознать синдром дефицита внимания и активности у детей дошкольного возраста и нужно ли бороться с беспокойным и экспрессивным поведением, и если «да», то как именно?

Что такое СДВГ?

Что такое СДВГ у детей?

Это неврологическое расстройство поведения и развития, которое диагностируется в детском возрасте, но зачастую остается активным и при взрослении.

Дети с таким синдромом испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому им нелегко дается усвоение занятий в детском саду (а впоследствии – и школьных предметов). Из-за невнимательности ребенок ошибается, не усваивает объяснения воспитателя. Гиперактивные ученики чрезмерно энергичны, совершают множество ненужных движений вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении задания.

Бывает, что педагоги ошибочно объясняют такое поведение недостаточным воспитанием, и причисляют воспитанников с СДВГ к непослушным и неконтролируемым. Но причины такого поведения не в родительском невнимании к малышу, а в особенностях работы его отделов головного мозга.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Что такое СДВГ у детей?

Сегодня ученые не называют точную причину развития СДВГ, но большая часть исследований выдвигает гипотезу, что на возникновение расстройства могут влиять патологические изменения в гене, отвечающем за выработку дофамина, и активность соответствующих рецепторов.

Существует версия, что синдром может развиться в результате комплексного влияния социальных, психологических и биологических факторов.

Развитие расстройства у детей возможно с большой долей вероятности, если:

  • у родителей малыша тоже был диагностирован СДВГ;
  • мать в период беременности перенесла инфекционное заболевание;
  • у ребенка и матери конфликт резус-показателей крови;
  • мать во время беременности злоупотребляла алкогольными напитками, курила, принимала лекарственные или наркотические препараты;
  • роды были сложными или преждевременными, была проведена стимуляция;
  • малыш в раннем возрасте перенес тяжелое инфекционное заболевание, пневмонию, болезнь почек;
  • у ребенка есть диагноз «черепно-мозговая травма»;
  • малыш растет в экологически плохой среде.

Причиной СДВГ в первые годы жизни могут стать биологические факторы, позже преобладает риск социальных и психологических обстоятельств. Неблагополучные отношения в семье, частые ссоры, недостаток родительского внимания или чрезмерная забота и контроль не вызовут расстройство дефицита внимания, но ощутимо усилят его симптомы.

Типология СДВГ

Что такое СДВГ у детей?

Синдром классифицируется по трем типам течения:

Невнимательный, при котором преобладает дефицит внимания. Малыши (чаще – девочки) с таким типом расстройства рассеяны и замкнуты, отличаются развитой фантазией.

Гиперактивный, для которого характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная моторная возбудимость (чаще диагностируется у мальчиков).

И самый распространенный тип – смешанный, который сочетает симптомы первых двух типов (нарушенное внимание и повышенная активность).

Симптомы СДВГ у детей дошкольного возраста

Что такое СДВГ у детей?

Обычно у дошкольников симптомы СДВГ проявляются в комплексе, поэтому в этом возрасте расстройство диагностируется легче.

Родителей и воспитателей должно насторожить, если ребенок:

  • забывчив, с легкостью отвлекается от занятий, как будто не слушает объяснения воспитателя;
  • постоянно двигается, совершает бесцельные действия;
  • импульсивен, нетерпелив, часто перебивает других детей, не может дослушать рассказ воспитателя до конца;
  • избегает однообразных и рутинных дел;
  • испытывает явные проблемы с концентрацией внимания, то есть может при чтении пропускать строчки, не доводить начатое дело до конца, часто теряет/забывает вещи и игрушки;
  • более 10 минут не может заниматься одним делом;
  • имеет сложности с самоорганизацией;
  • может на занятии вставать со своего места, хаотично двигать руками и ногами, прыгать, дергаться;
  • разговаривает бегло и громко, «проглатывая» окончания слов и предложений;
  • сопровождает речь активной жестикуляцией и мимикой;
  • страдает частыми перепадами в настроении;
  • игнорирует принятые нормы поведения;
  • агрессивен и вспыльчив, не принимает правила игры, может ударить другого ребенка, легко обижается;
  • не умеет ждать, истерически плачет, если не получает желаемое в данный конкретный момент;
  • не чувствует страха перед опасностью, поэтому часто подвержен травмам.
Читайте также:
Причины и лечение заикания у детей в дошкольном и школьном возрасте: обследование и методы коррекции речи

Необходимо понимать, что такое поведение может встречаться и у здоровых малышей и являться признаками взросления или сложного характера. Чтобы говорить о наличии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нужна консультация специалистов.

Кто и как диагностирует СДВГ?

Что такое СДВГ у детей?

Диагностику проводят несколько специалистов: психоневролог, педиатр, нейропсихолог, логопед-дефектолог. Помимо медицинского осмотра, за ребенком наблюдают и просят родителей подключиться к этому. Для дошкольников проводят устные психологические тесты, а опрос на наличие симптомов заполняют родители.

Диагноз СДВГ ставится при:

  • наличии ярко выраженных симптомов, которые не проходят в течение полугода;
  • постоянно и всюду проявляющихся признаках расстройства (и в детском саду, и на игровой площадке, и во время прогулки, и дома).

При постановке диагноза важно не перепутать СДВГ с другими заболеваниями, которые также могут влиять на поведение и развитие.

Пройти обучение и получить профессию нейропсихолога можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы освоите новое интересное направление и сможете осуществлять диагностику, лечение и профилактику СДВГ и других нарушений в области нейропсихологии у детей.

Как лечат синдром?

Коррекция СДВГ осуществляется в комплексе – лекарственная терапия, физиотерапия, психотерапия.

В самых сложных случаях назначается медикаментозное лечение. Но, в основном, до этого не доходит, серьезные лекарства не рекомендуются детям в столь юном возрасте. Если психоневролог или педиатр все-таки назначает психокоррекционный препарат, принимать его следует только под контролем врача, а родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в поведении и настроении ребенка.

Физиотерапия поможет улучшить мозговое кровообращение, нормализовать сосудистый тонус, стабилизировать психоэмоциональный фон, уменьшить возбудимость.

Консультации у детского психолога проходят в игровой форме и помогают вовлечь малыша в коллектив, правильно реагировать на окружающий мир и ситуации. При помощи эффективных психологических методов специалист научит ребенка лучше понимать собственные эмоции, контролировать импульсивность и поведение, снизит уровень тревожности и разовьет внимание и усидчивость.

Советы родителям малыша с диагностированным СДВГ

Что такое СДВГ у детей?

В первую очередь, маме и папе активного ребенка рекомендуется:

Организовать для сына или дочки понятный режим дня, в котором нужно грамотно распределить время, отведенное на дела и отдых; важно, чтобы правила соблюдал не только малыш, но и вся семья.

Пересмотреть рацион питания для исключения продуктов, которые провоцируют возбуждение (сахар, сладкая газировка).

Набраться терпения (нужно понимать, что в расстройстве не виноваты ни вы, ни ваш ребенок).

Стараться избегать на прогулках людных мест, чтобы лишний раз не волновать ребенка.

Не допускать переутомления малыша при занятиях (отдых должен предоставляться каждые 20 минут).

Быть готовыми к тому, что в начальной школе вам придется делать домашние задания вместе с вашим чадом, следить, чтобы он не отвлекался и доделал задачу до конца.

Хвалить своего «гиперактивиста» даже за незначительные достижения и победы.

Помните, что роль родителей в лечении СДВГ – самая значительная. Без участия и поддержки со стороны самых близких людей, ребенок может не справиться с недугом.

Гиперактивность ребенка

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.

Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.

Разновидности СДВГ

Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.

Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.

Читайте также:
Развитие недоношенных детей: основные особенности и принципы

В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.

Возможные причины гиперактивности ребенка

Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка – признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.

Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.

Причины гиперактивности.jpg

К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.

К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность – семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.

Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.

Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Заболевания, при которых развивается СДВГ

К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.

Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.

Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.

Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.д.

Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.

К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка

Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр . Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу , психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.

Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.

Диагностика и обследования при СДВГ

Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого – оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.

К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:

    электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;

ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

СДВГ является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Для какого возраста характерно заболевание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.

Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, то есть в каждом классе начальной школы 1-2 ученика — дети с СДВГ . Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.

Причины и факторы риска

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.
  • Длительная терапия (более месяца) парацетамолом во время беременности
Читайте также:
Ребенок с синдромом Дауна: характеристика и особенности развития после рождения, распространенность патологии и советы родителям

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания – факторы, способные завести механизм развития СДВГ .

Гиперактивность у дошкольников и школьников

Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело просыпается. Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.

Все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому гиперактивности. Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный специалист.

  • частые движения руками и ногами;
  • хаотичность движений;
  • задержка развития речи;
  • неуклюжесть;
  • расторможенность, бесконтрольность в поведении;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • невозможность удерживать внимание на предмете;
  • частая смена настроения;
  • постоянная торопливость;
  • трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
  • отсутствие страха

Диагностика заболевания

Проблемой должен заниматься детский психолог. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку.

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

Лечение и коррекция

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

  1. воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.
  2. не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования зависимости от лекарств.

Рекомендуется использовать специальную диету с ограничением приема некоторых продуктов. Диета разрабатывается врачом индивидуально для каждого пациента.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, физиопроцедуры, психотерапия, лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

  • Развивать у ребенка самоконтроль и ответственность.
  • Необходимо поручить ребенку выполнять несложные домашние обязанности: выносить мусор, ходить в магазин за хлебом, мыть обувь, поливать цветы. В специальном дневничке можно отмечать детские успехи за день и назначать за них соответствующее вознаграждение.
  • Строго соблюдать распорядок дня. Необходимо приучать ребенка вставать, гулять, кушать, заниматься делами и ложиться спать в одно и то же время. Запрещено долго находиться перед телевизионным и компьютерным экранами, это усиливает перевозбуждение.
  • Установить рамки поведения. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что можно делать, а что нельзя. Дети с СДВГ должны научиться самостоятельно справляться с проблемами и трудностями, присущими их возрасту. Причем требования к таким детям не должны быть ниже, чем к здоровым сверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к ребенку как к больному.
  • Развивать интерес к занятиям. Ребенку важно ощущать себя успешным и умелым, уверенным в себе. Если любимому чаду с трудом даются школьные знания, то не следует требовать от него высокой успеваемости по всем предметам. Лучше, чтоб хорошие оценки ребенок получал лишь по основным из них.
  • Необходимо дать возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию. В помощь детям длительные прогулки и физические упражнения, плавание и активные игры на свежем воздухе.

Профилактика и превентивные меры

  • Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!
  • Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.
  • Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.
  • Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.
  • Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.
Читайте также:
Нарушения и задержки развития речи у ребенка, особенности их коррекции и лечения: детская дислалия, ринолалия, алалия, логоневроз , дизартрия, дисграфия и дислексия

Запишитесь на консультацию. Детский психолог и логопед центра определят индивидуальные причины синдрома, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – такое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития. Патология с трудом поддается диагностике и требует комплексного лечения с участием педиатра, психолога, невролога, других медицинских специалистов, а также педагогов, воспитателей и, конечно, родителей.

Общая информация

СДВГ – результат недостаточной выработки норадреналина и дофамина в головном мозге, что приводит к нарушению нейронной передачи информации в зонах, ответственных за внимание, концентрацию, принятие решений. Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чем-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребенка. Развитие малышей и подростков, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает у детей большие проблемы с обучением и социализацией. По статистике у мальчиков это состояние встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

Симптомы СДВГ у детей и подростков

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можно заподозрить у детей 4–5 лет. До этого возраста любые поведенческие отклонения, как правило, поддаются коррекции и считаются вариантом нормы. Родителям нужно насторожиться, если:

  • малыш слишком быстро теряет интерес к какому-либо занятию, не может сосредоточиться на задании, отвлекается буквально на любой шорох;
  • ребенок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, не осознавая последствия оных, действует импульсивно;
  • малыш не способен играть по заранее определенным правилам, выполнять задачи, требующие концентрации и полного внимания.

В случае, если такие признаки сохраняются дольше 6 месяцев, не зависят от окружения и проявляются одинаково при изменении обстоятельств, следует обратиться к специалистам.

Явными симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста, школьников или подростков служат:

  • чрезмерная активность: ребенок не может усидеть на одном месте, ерзает, подскакивает, крутит в руках предметы, а на просьбы взрослых или сверстников вести себя спокойно выдает обратную реакцию (вскакивает, топает, смеется, кричит);
  • импульсивность: малыши и подростки с СДВГ совершают необдуманные, плохо мотивированные поступки, например, перебивают учителя или выкрикивают ответ раньше, чем задан вопрос; затевают потасовку из-за проигрыша в игре или ожидания в очереди к игрушке, хотят получить желаемое немедленно и не терпят уговоров;
  • рассеянность: дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи дома, дневник в школе, игрушку на площадке), не слышат или быстро забывают обращенные к ним просьбы;
  • невнимательность: сосредоточиться на занятии, даже поначалу очень интересном для него, ребенок с СДВГ не может, он быстро теряет интерес, переключается, начинает откровенно скучать;
  • плохая память: даже многократно повторенный минимальный материал не удерживается в голове детей с дефицитом внимания дольше, чем на пару минут, а заучивая стихи или песни они просто машинально повторяют слова, не осознавая их смысл;
  • проблемы с общением: ребенок с СДВГ с трудом заводит друзей, ему проблематично знакомиться с новыми людьми, он бурно проявляет эмоции, совершает импульсивные действия, чем пугает и отталкивает от себя своих сверстников.

Нередко наряду с симптомами СДВГ у детей и подростков можно наблюдать признаки неврологических расстройств: тики, спазмы, нарушения моторики и речи, иногда синдром сочетается с повышенной тревожностью, заниженной самооценкой. Дополнительными признаками могут стать ночной и дневной энурез, расстройство сна и пищевого поведения, немотивированная агрессия по отношению к близким или незнакомым людям. Дети с таким заболеванием часто оказываются левшами или одинаково владеют обеими руками, но при этом испытывают трудности с письмом, чтением, освоением математики и других точных наук.

Читайте также:
Дети с нарушениями и задержкой физического и психического развития

Классификация СДВГ

В зависимости от преобладания симптомов в рамках диагноза СДВГ различают три типа патологии у детей:

  • гиперактивный или импульсивный тип, который характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребенок в состоянии сосредотачиваться на учебе или занятиях и полноценно впитывать изученный материал;
  • тип с преобладанием дефицита внимания, что выражается в невозможности сосредоточиться на определенном действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой патологии моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;
  • комбинированный или смешанный тип СДВГ, при котором у ребенка одинаково или с небольшим преобладанием наблюдаются признаки дефицита внимания и гиперактивности.

Чаще всего встречается комбинированная форма патологии, самый редкий вариант – импульсивный тип.

Причины развития СДВГ у детей и подростков

Достоверно выявить точную причину возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста и подростков пока не удалось, считается, что влияние оказывают генетические особенности и травмы головного мозга, полученные внутриутробно или в младенческом возрасте.

Определен также ряд факторов, которые способствуют развитию СДВГ. К ним относятся:

  • курение и употребление алкоголя матерью во время беременности;
  • органические поражения мозга и центральной нервной системы в результате заболеваний во время внутриутробного развития и первых лет жизни;
  • недоношенность и низкая масса тела при рождении;
  • нездоровая психологическая обстановка в семье (скандалы, драки, частое употребление спиртных напитков, криминальное окружение, крики и обвинения, направленные на ребенка);
  • поздние или слишком ранние роды.

Стартовым механизмом могут послужить непомерные психоэмоциональные нагрузки на детей, вызванные большим объемом учебы и дополнительных занятий, возложенной взрослой ответственностью, которая не под силу ребенку.

Диагностика СДВГ у детей

Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ, под маской синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут скрываться иные патологии: эпилепсия, олигофрения, гипертиреоз, заболевания органов слуха и зрения, психические расстройства. Необходимо полное клиническое обследование, которое включает лабораторные и инструментальные методы исследования, консультации различных узких специалистов и сбор детального анамнеза.

Говорить о наличии СДВГ можно только в случае, если у пациента имеется не менее шести ярко выраженных симптомов расстройства, которые сохраняются дольше полугода и выявлены до 8 лет.

Лечение СДВГ у детей

При подборе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков врачи учитывают возраст ребенка, возможные причины развития и вид заболевания, выраженность конкретных симптомов и дополнительных признаков, обстановку в семье. Своевременное выявление патологии и адекватная коррекция при участии родителей помогают существенно сгладить проявления синдрома и позволяют ребенку вести полноценную жизнь.

Современная практика предполагает комплексную терапию, в которую входят:

  • медикаментозные препараты, действие которых направлено на усиление метаболизма нервных тканей и улучшение работы головного мозга;
  • социально-психологическая поддержка, предполагающая психотерапевтические методики в сочетании с социальной адаптацией детей;
  • педагогические приемы коррекции, включающие занятия с логопедом, дефектологом, подбор оптимальной схемы обучения.

Дополнительно используются различные физиотерапевтические методы лечения, такие, как кинезиотерапия, микрополяризация, и поведенческие методики (БОС-терапия, групповая и телесно-ориентированная психотерапия).

Большую роль в стабилизации состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности играет домашняя обстановка. Родителям необходимо активно принимать участие в терапии, обеспечивая ребенку:

  • достаточную физическую активность;
  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон;
  • психологическую поддержку.

Максимально устранить симптомы дефицита внимания и гиперактивности у ребенка и избежать неприятных последствий можно только совместными усилиями родителей, врачей и педагогов.

Профилактика СДВГ – советы родителям

Специфических мероприятий, способных снизить вероятность возникновения синдрома, не существует. Специалисты рекомендуют тщательно планировать беременность, своевременно проходить все обследования и соблюдать рекомендации врачей. Чтобы максимально устранить вероятные причины развития детской гиперактивности, желательно отказаться от курения и приема алкоголя минимум на период вынашивания ребенка и грудного вскармливания, следить за психологической атмосферой в доме, а детей дошкольного и школьного возраста не нагружать излишними занятиями.

Синдром дефицита внимания можно держать под контролем и успешно корректировать. Врачи клиники «СМ-Доктор» проведут полное обследование и выяснят причину неусидчивости ребенка. При необходимости мы предложим комплексное лечение с применением медикаментозных средств, психотерапии и других методик с доказанной эффективностью.

Врачи:

Детская клиника м.Улица 1905 года

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: