Физическое развитие ребенка-дошкольника в возрасте 6-7 лет: особенности, показатели и развивающие методы

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в жизни каждого человека. Именно в это время закладываются многие основные навыки и умения, формируется характер, развиваются нравственные ориентиры. От того, что получит малыш на этом этапе развития во многом зависит его взрослая жизнь. Основой всестороннего развития дошкольников является физическое воспитание в семье и коллективе. Это целенаправленный процесс, целью которого является формирование и развитие двигательных навыков ребенка.

Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

Основной целью семейного и общественного физического воспитания дошколят является подготовка к труду, жизни. Детям необходимо до поступления в школу получить ряд знаний и двигательных навыков, которые помогут им лучше усваивать школьную программу на разных этапах обучения, меньше болеть, правильно формироваться физически. В этом им помогут физические упражнения.

Основными задачами физического воспитания, роль которого сложно переоценить, являются:

  • охрана здоровья ребенка, укрепление иммунитета, закаливание организма;
  • создание необходимых условий для формирования двигательных навыков, приучение к регулярной физической активности;
  • полноценное физическое развитие (пропорциональное телосложение, повышение выносливости, как физической, так и умственной);
  • воспитание интереса к активной физической деятельности, формирование потребности в ней;
  • отработка основных видов двигательной деятельности (бег, прыжки, ходьба, бросание, метание, плавание и так далее);
  • профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки;
  • развитие выносливости, ловкости, силы и скорости;
  • формирование у ребенка комплекса знаний о пользе занятий физкультурой, правилах и требованиях гигиены.

Средства физического воспитания

Наиболее значимыми средствами физического воспитания детей первых лет жизни являются:

1. Режим дня. Должен отвечать всем необходимым требованиям и нормам. Ребенок должен спать не менее 10 часов, вовремя ложиться и вставать. В режиме дня дошкольников обязательно нужно зарезервировать время для занятий физкультурой, другой физической активности, а также закаливания.

2. Природные факторы. Это силы природы, которые используют для физического воспитания детей в двух основных направлениях:

В качестве вспомогательных средств. В этом случае природные факторы усиливают эффективность спортивных занятий. Выполнение комплекса упражнений на свежем воздухе в солнечную погоду повышает функциональные возможности органов и систем, ускоряет метаболизм, улучшает детское настроение, заряжает положительной энергией.

В качестве самостоятельных средств. Здесь имеется в виду закаливание ребенка при помощи воздуха, воды, солнца. Закаливание может включать в себя обтирание полотенцем, обливание прохладной водой, контрастный душ, купание. Воздушные и солнечные ванны улучшают обменные процессы, снабжают организм необходимыми питательными веществами, способствуют нормальному росту и развитию. Важно понимать, что использовать силы природы нужно рационально, только в этом случае они дадут желаемый эффект.

3. Физические упражнения. Являются основным средством физического воспитания дошкольников. С их помощью детский организм учится адаптироваться к нагрузкам, что приводит к повышению работоспособности, улучшению функционирования всех органов и систем.

4. Санитарно-гигиеническая обстановка. Крайне важно, чтобы в местах занятий физкультурой и спортом соблюдался температурный и световой режим, поддерживался порядок и чистота. Одежда ребенка должна быть чистой, дышащей. Не стоит забывать и о правильном питании. Сбалансированный рациональный рацион играет огромную роль в физическом развитии ребенка и росте организма, а также предупреждает развитие различных патологических состояний.

Принципы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста

Базовыми принципами для формирования физических качеств у дошкольников являются:

  • гармоничное развитие личности — достигается путем сочетания физического воспитания и развития умственных способностей ребенка;
  • связь физкультуры с реальной жизнью — занимаясь спортом малыш накапливает большую базу двигательных навыков, физических умений, которые в будущем способствуют формированию активной жизненной позиции и ведению здорового образа жизни;
  • оздоровительная направленность — необходимо наглядно (желательно на собственном примере) показывать детям, как правильно выполнять те или иные упражнения, составлять тренировки таким образом, чтобы они соответствовали возрасту и уровню физического развития малыша, постепенно увеличивать нагрузки, но при этом следить, чтобы увеличение не было чрезмерным и так далее.

Методы

Выделяют две основные группы методов:

1. Специфические. К этой группе относят строго регламентированные упражнения, при помощи которых ребенка обучают двигательным действиям, совершенствуют их, формируют новые физические навыки, повышают выносливость. К специфическим относят игровые и соревновательные методы.

2. Общепедагогические. Делятся на вербальные и наглядные. В первом случае информация подается ребенку в форме объяснений, как выполнять то или иное упражнение, инструкций, команд, лекций, замечаний. Наглядные методы подразумевают пошаговый показ тех или иных двигательных действий, которые малыш должен повторять (на собственном примере, путем показа обучающих видеороликов, специальных картинок, создания зрительных ориентиров). Методику подачи материала подбирают исходя из специфики возраста. Например, если дети младшего возраста лучше всего воспринимают наглядные объяснения, то дошколята уже прекрасно понимают вербальные указания.

Особенности физического воспитания и развития

При разработке программы физического развития необходимо понимать, что организм ребенка в 3-6 лет активно развивается и растет. В это время происходят значительные изменения физиологии и моторики, активно увеличивается масса тела, растет скелет, меняются пропорции. Поэтому силовые упражнения в данный период недопустимы. Занятия должны проходить в легкой игровой форме, чтобы малыш постепенно привыкал к физическим нагрузкам.

Ведущей формой обучения детей двигательной активности являются уроки физкультуры в дошкольных учреждениях. Для проведения занятий подбираются оптимальные для ребенка физические нагрузки. При наличии показаний для некоторых детей разрабатывается индивидуальная программа физической подготовки, направленная на развитие двигательных навыков.

Читайте также:
Рост и вес ребенка от года до двух: для мальчиков и девочек

Помимо занятий физкультурой в детских дошкольных учреждениях практикуется утренняя зарядка, активные прогулки на свежем воздухе. Процесс обучения строится в легкой игровой форме, что делает занятия веселыми, нескучными и запоминающимися. Это способствует формированию у детей культуры физического развития.

Возможные проблемы

Ниже перечислены основные проблемы, которые наблюдаются на сегодняшний день и препятствуют полноценному физическому развитию дошкольников:

  • физиологически незрелый иммунитет, большое количество врожденных патологий, снижение остроты зрения на фоне увлечения телефонами и другими гаджетами (на момент поступления в школу количество абсолютно здоровых детей не превышает 10%);
  • гиподинамия, злоупотребление фастфудом и другой вредной пищей — большинство современных детей мало двигаются и неправильно питаются, что приводит к развитию ожирения;
  • слабая физическая подготовка;
  • бездействие родителей, которые в силу различных причин не уделяют должного внимания физическому воспитанию ребенка.

Физическое воспитание дошкольников — это важнейшая составляющая формирования и развития личности. Именно в эти годы ребенок интенсивно растет, идет развитие всех основных систем организма, закладывается база духовного и физического развития.

Правильно организованные занятия физкультурой улучшают работу сердца, сосудов, нервной системы, ускоряют метаболизм, препятствуют развитию застойных явлений, укрепляют опорно-двигательную систему, повышают иммунитет. Ребенок, который на постоянной основе занимается физкультурой, меньше болеет, быстрее растет, становится более уверенным и раскрепощенным.

Врач высшей квалификационной категории

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Физическое развитие ребенка-дошкольника в возрасте 6-7 лет: особенности, показатели и развивающие методы

Проведен анализ системы физкультурно-оздоровительной работы, а также процесса развития и воспитания физических качеств старших дошкольников в теории и практике. Старший дошкольный возраст рассматривается нами как жизненный период, во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества детей. На основании анализа психолого-педагогической литературы, нами было выявлено, что специфика работы с детьми по физической культуре состоит в эмоциональной насыщенности занятий. В ходе исследования нами было проведено тестирование физической подготовленности у всех испытуемых. В ходе практического исследования, дети 6–7 лет выполнили практические нормативы, но уровень физической подготовленности детей двух дошкольных образовательных учреждений по результатам тестовых заданий различен. Внедрение инновационных подходов, технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность детей дошкольного возраста обеспечивает не только необходимые условия для их полноценного естественного развития, но и способствует воспитанию у дошкольников осознанной потребности в здоровье, практическому освоению навыков здорового образа жизни и формированию культуры здоровья. Установлено, что такая организация физкультурно-оздоровительной деятельности старших дошкольников, в большей степени способствует более успешной адаптации и учебно-познавательной деятельности в школе.

1. Бакурова Т.П. Содержание методики использования эмоциональной регуляции на физкультурных занятиях со старшими дошкольниками // Физкультурное образование Сибири. – 2001. – № 1(15). – С. 3-8.

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

3. Голиков Н. А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях начальной школы валеологической направленности: дис. … канд. пед. наук. – Тюмень, 1998. – 202 с.

4. Макаренко В. Г. Педагогическое управление физкультурным образованием детей дошкольного возраста: дис. . д-ра пед. наук. – Челябинск, 2012. – 403 с.

5. Родин М. А. Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья): дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2000. – 154 с.

6. Трещева О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: дис. . д-ра пед. наук. – Омск, 2003. – 466 с.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях предусматривает, прежде всего, охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек, развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм.

Физкультурно-оздоровительная деятельность детей дошкольного возраста должна быть направлена на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, развитие психических и физических качеств и особенностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка [6].

Дети дошкольного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции совершенствование морфологических структур двигательного аппарата. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности ребенка. Современные же дети в большинстве случаев испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, совершаемых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, так как значительную часть времени дети проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на отдельные группы мышц и вызывает их утомление. Также снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, что, несомненно, усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии [3]. В настоящее время появилось много различных детских студий, частных дошкольных учреждений, прогимназий и т. д., где в первую очередь встает вопрос о физическом развитии детей и физической подготовке в современных условиях. Весь комплекс средств физического воспитания, включающий выполнение режима дня, оздоровительно закаливающие мероприятия, обеспечение необходимых двигательных нагрузок, рациональное питание, должен быть направлен на решение главной задачи – воспитание здорового ребенка.

Читайте также:
Цвет глаз у новорожденного: какого цвета? когда меняется?

Физическая работоспособность детей зависит от особенностей физического воспитания, методов и форм преподавания физической культуры. В связи с этим выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач дошкольного образования обуславливает актуальность её теоретической и практической разработки, необходимость выработки путей сохранения здоровья начиная с детских лет.

Недостаточная теоретическая разработанность вопроса и практическая потребность определяет цель исследования: изучить особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений различного типа.

Цель нашего исследования предполагала решение следующих задач:

  1. Проанализировать систему физкультурно-оздоровительной работы, а также процесс развития и воспитания физических качеств старших дошкольников в теории и практике.
  2. Организовать и провести практическое исследование уровня развития физических качеств детей 6–7 лет в дошкольных образовательных учреждениях различного типа.
  3. Провести сравнительный анализ показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста, различных дошкольных образовательных учреждений.

Методологической основой исследования являются закономерности естественного формирования двигательных качеств человека в онтогенезе и педагогические принципы формирования физических качеств старших дошкольников в ходе целенаправленного педагогического процесса.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы; устный опрос педагогов-тренеров по физической культуре дошкольников (интервьюирование); педагогические контрольные испытания (тесты); педагогическое наблюдение; методы математической статистики.

Исследование было организовано и проведено на базе муниципального образовательного учреждения «Прогимназия № 163» и муниципального образовательного учреждения «Отделение гимназии № 1» г. Кемерово с детьми подготовительных групп (по 40 человек в каждой) в возрасте 6–7 лет.

Физическое воспитание детей подготовительной к школе группы требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Формирование умений и навыков в процессе обучения различным видам движений осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием физических качеств.

Двигательные качества у детей дошкольного возраста формируются в процессе выполнения различных упражнений, с помощью которых можно воздействовать на различные качества, постепенно увеличивая при этом скорость и частоту движений (воспитание быстроты), сложность координации (воспитание ловкости), количество повторений движений (воспитание выносливости), величину преодолеваемого сопротивления (воспитание силы).

По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех двигательных способностей [4].

Овладение новыми движениями, развитие двигательного анализатора обуславливают возможность совершенствования ловкости. О высоком уровне развития ловкости свидетельствуют хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями.

Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизменных условиях, перестает способствовать развитию ловкости [2].

У детей дошкольного возраста особенно большие возможности в проявлении силовых способностей. Определение силовых возможностей детей необходимо для правильного дозирования физических нагрузок в различных видах деятельности.

Приобщение ребенка старшего дошкольного возраста к ценностям физической культуры является чрезвычайно важным для теории и практики физического воспитания и спорта, т.е. именно в этот возрастной период формируется образ его будущей жизни. Поэтому основы ценностного отношения к занятиям физической культурой важно заложить именно в первые 5–6 лет жизни человека. Ученые и практики предлагают различные пути достижения этой цели. Среди них можно назвать мероприятия, расширяющие знания о спорте и физической культуре (экскурсии, беседы, встречи, фильмы), эмоционально привлекательные праздники и развлечения, домашние задания и др.

Все эти формы, так или иначе, влияют на отношение детей к занятиям физической культурой. По мнению Т.П. Бакуровой (2001), более эффективным является путь оптимизации взаимодействия педагога и детей на физкультурном занятии. Повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе физкультурных занятий позволяют увеличить число положительно переживаемых эмоций, а это, в свою очередь, скажется в целом на отношение к занятиям физической культурой. Это утверждение основано на том, что одним из мотивов начальной стадии занятий физической культурой является мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений [1].

На основании анализа психолого-педагогической литературы, нами было выявлено, что специфика работы с детьми по физической культуре состоит в эмоциональной насыщенности занятий. Создание эмоциональной насыщенности занятий, создание атмосферы сотрудничества, доверия, творчества достигается приемами эмоциональной регуляции: музыкальное воздействие, цветовое воздействие, прием переключения внимания, прием моделирования совместной деятельности, прием положительного подкрепления действий.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста должно обращаться внимание на биологические часы, являющихся основным механизмом, обеспечивающим равновесие физиологических процессов и циклических изменений окружающей среды.

Из всех средств физической культуры наиболее широкое применение получили общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений, подвижные игры, эстафеты, спортивные праздники. Очень интересное и эффективное средство физической культуры – проведение с дошкольниками недели физической готовности, которые организовываются педагогами ежемесячно. Основная цель которых – иметь представление о физическом состоянии детей, внести изменения в планирование, если это необходимо. В программе недели физической готовности может быть «день бегуна», «день прыгуна», «веселые старты» и т.д. Заканчивается неделя подведением итогов и награждением детей подарками, грамотами. Данная форма, наряду с другими, позволяет развивать интерес и потребности в физическом самосовершенствовании, получение «мышечной радости» от игр и упражнений, способствует воспитанию морально-волевых, физических качеств и способностей. Тем самым достигается высокий уровень физической подготовленности.

Читайте также:
Современные методы развития слуха у детей

Успешное обучение детей движениям во многом зависит от соблюдения основных принципов обучения: доступности, постепенности, последовательности, правильного чередования материала, физической нагрузки и отдыха, индивидуального подхода.

Детям старшего дошкольного возраста следует сообщать элементарные знания о пользе занятий физическими упражнениями, правильных способах выполнения движений (технике), правилах подвижных игр, назначением физкультурного инвентаря; простейшие сведения о личной и общественной гигиене – правила ухода за телом, одеждой, обувью, физкультурным инвентарем и т.д.

Важно воспитывать эстетические вкусы у детей: познакомить их с понятиями о правильности телосложения, красоте осанки и движений.

В процессе физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста развиваются умственные способности, внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Необходимо отметить, что для дошкольников характерна взаимосвязь развития психического и физического.

Таким образом, физическая культура, как система оздоровительного воздействия на организм ребенка дошкольного возраста, позволяет наиболее полно решать воспитательные и образовательные задачи.

В ходе исследования нами было проведено тестирование физической подготовленности у всех испытуемых.

Для оценки уровня развития физических качеств были использованы следующие педагогические контрольные испытания (тесты):

  • бег на 30 метров (норма для мальчиков 6–7лет – 6,5–7,5 с; для девочек – 6,7–7,7 с);
  • челночный бег 3х10 м (для мальчиков 6–7 лет низкий – 13 и более с, средний уровень- 12,1–11,1 с, выше среднего – 11,0–10,4 с, высокий – 10,3 и менее; для девочек – низкий уровень от 13 и более, средний – 12,3–11,3 с, выше среднего – 11,2–10,6 с);
  • метание теннисного мяча правой и левой рукой (норма для мальчиков 6–7 лет – низкий 5,4 и менее м; средний – 6,8–8,9; выше среднего – 9,0–11,3; высокий – 11,4 и более; для девочек низкий уровень 4,4 и менее; средний – 5,8–7,9; выше среднего – 8,0–9,2; высокий – 9,3 и более);
  • прыжок в длину с места (для мальчиков низкий уровень – 92 см, средний – 95-110 см, выше среднего – 111–126, высокий – 135 и более; для девочек низкий уровень – 78 и менее, средний – 85–100, выше среднего – 105–115, высокий – 125 и более см);
  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) (для мальчиков низкий уровень –1 раз, средний 2–4 раз, выше среднего 5–6, высокий – 7 и более; для девочек низкий уровень – 1, средний – 2–3, выше среднего – 4–5, высокий – 6 и более раз).

После математической обработки и анализа данных, полученных в ходе тестирования, было выявлено следующее. В целом можно наблюдать некоторые отличия в уровне развития физических качеств старших дошкольников различных МОУ (табл. 1).

Сравнение результатов в тестовых заданиях у старших дошкольников 6–7 лет МОУ «Прогимназия № 163» и МОУ «Отделение гимназии № 1»

Физическое развитие ребенка-дошкольника в возрасте 6-7 лет: особенности, показатели и развивающие методы

Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

1. Физическое и психическое развитие дошкольника.

2. Развитие личности дошкольника.

1. Физическое и психическое развитие дошкольника

Хронологические рамки (возрастные границы) – От 3 до 6-7 лет.

Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система

Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.

В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.

В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.

Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.

Читайте также:
Рост и вес новорожденного ребенка: таблица показателей, статистические нормы и средние значения для детей при рождении

Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

2. Развитие личности дошкольника

Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.

Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».

Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность – уважение. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.

  1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
  2. Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
  3. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
  4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
  5. Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
  6. Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
  7. Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
  8. Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
  9. Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
  10. Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
  11. Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
  12. Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
  13. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
  14. Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
  15. Смирнова Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
  16. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
  17. Тендрякова М. В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
  18. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
  19. Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально – потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
  20. Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
  21. Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
  22. Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
  23. Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
  24. Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. – 1998. ‑ №4. – С.24-30.
Читайте также:
Прорезывание зубов у детей: последовательность и средства для облегчения

2. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;

б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;

в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?

Физическое развитие ребенка-дошкольника в возрасте 6-7 лет: особенности, показатели и развивающие методы

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В этой статье мы рассмотрим специфику развития и обучения детей 6-7 лет.

Физиологическое развитие

В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Вес ребенка увеличивается в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов

Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Читайте также:
Рост и вес ребенка до года: таблица развития и принципы

Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь. Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

Развитие личности

Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.

Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

Кризис 7 лет

К 7 году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.

Читайте также:
Физическое развитие ребенка по годам от рождения до 7 лет

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время “стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально “приемлемые рамки”. Он выразил суть конфликта формулой “инициатива против чувства вины”. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Общение ребенка 6-7 лет.

Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно – личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:

  • инициирование общения;
  • первые привязанности;
  • потребности друг в друге, в признании и уважении;
  • соревновательное подражание:
  • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
  • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

  • освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
  • способность позитивного общения с людьми,
  • развитие половой идентификации,
  • формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.

При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

I.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей шести-семи лет.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь в физического и психического развития.

На шестом году жизни у детей наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация движений.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания – легкий и быстрый бег.

У ребенка семи лет продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и тому подобные.

Существенные отличия в двигательной деятельности ребенка 7 лет заключаются в следующем: в этом возрасте отмечается более совершенная координация движений, большая их экономия, устранение лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.

В движениях ребенка 7 лет видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей.

В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

Читайте также:
Развитие моторики у ребенка - мелкой , крупной и общей

В старшем дошкольном возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в шести-семи летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболевания.[1, стр. 14]

Отличительной особенностью детей дошкольного возраста является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовых ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети часто не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи.

В шесть-семь лет отмечается существенное развитие дыхательной системы: у ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей.

Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений костной системы и внутренних органов.

К шести годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц.

К семи годам значительно увеличивается становая сила – сила мышц туловища. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие разнообразные сложные движения: бег, прыжки, лазанье и так далее.

Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулирую рос костей, способствуют их укреплению.

К семи годам происходит развитие опорно-двигательной системы: кости скелета слегка изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается.

В старшем дошкольном возрасте устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника. В шесть-семь лет отмечается интенсивный рост черепных костей.

С семи лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника.

Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем.

К шести годам она продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К семи годам сердце приобретает форму взрослого. Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым.

Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой.

Основная дифференцировка нервных клеток к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

В шесть-семь лет большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается созревание нервных клеток и головного мозга, но сохраняется легкая возбудимость. Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым. Хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.[8, стр. 112]

Важнейшими особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление соответствовать его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. [35, стр. 167]

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Дети отдают предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения. [30, стр. 124]

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат.

Читайте также:
Развитие зрения у ребенка : особенности, нарушение зрения у детей, игры и упражнения для развития зрения

Старшие дошкольники начинают управлять своим поведением, восприятием, памятью, мыслительной деятельностью. Это связано с развитием произвольности психических процессов, целенаправленности действий.

Старший дошкольный возраст является возрастом развития воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Дети шести-семи лет овладевают умением контролировать положение своего тела на основании мышечных ощущений. [20, стр. 207]

Значительную роль продолжает играть подражание при выполнении волевых действий, но носит оно условнорефлекторный характер, произвольно управляемый действием.

Большое значение имеет словесная инструкция, побуждающая выполнять порученное действие.

Сам процесс волевого действия изменяется: появляется осознание предстоящего действия.

Резко перестраиваются у старших дошкольников мотивы волевых действий: побуждения у семилетних детей все яснее выступают как одно из решающих условий, обеспечивающих устойчивое и длительное волевое напряжение.[15, стр. 97]

Одним из мотивов, приобретающих к концу старшего дошкольного возраста определяющие значение для ребенка, является ожидание оценки его действий воспитателем и сверстниками. Не желая быть хуже, слабее товарищей, он может проявить значительное волевое усилие, выдержку. Поэтому педагог имеет возможность тонко «инструментовать» свои воздействия на разных детей, вызывая с их стороны необходимое волевое усилие.

Таким образом, период старшего дошкольного возраста характеризуется увеличением роста и пропорций тела, развитием и перестройкой всех физиологических систем организма.

Физиологические изменения и изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что в старшем дошкольном возрасте ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

Физическое развитие ребенка: советы для родителей

Физическое развитие ребенка: советы для родителей

В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития малыша. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие крохи. Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма в целом. О том, в чем особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста, какие двигательные навыки должны быть сформированы в этом возрасте, как заниматься физическим воспитанием с малышами, мы расскажем Вам в нашей статье.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно доля этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь, страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку безопасную среду дома.

Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что кроха 2 лет часто падает и зарабатывает синяки. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на беговеле и самокате, трехколесном велосипеде.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением

Дети среднего дошкольного возраста (3-5 лет) учатся быстро бегать, меняя направление, прыгать на одной и двух, перешагивать препятствия, ходить на цыпочках. Развитие координации движений позволяет малышам одновременно выполнять движения разными частями тела (например, качать головой и хлопать в ладоши).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на двухколесном велосипеде.

Пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Читайте также:
Рост и вес ребенка до года: таблица развития и принципы

Итак, двигательные навыки маленьких детей несовершенны. Чем старше ребенок, тем лучше развита координация движений, ловкость, точность, быстрота реакции. Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет развивать именно те свойства движений, которые сформированы недостаточно и требуют тренировки.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Для того чтобы в семье малыш активно развивался физически, родителям желательно создать для малыша соответствующие условия и следовать ряду принципов.

  1. Соблюдение режима сна и бодрствования;
  2. Правильное питание;
  3. Прогулки на свежем воздухе;
  4. Одежда не должна стеснять движения ребенка;
  5. Закаливание (после консультации с педиатром);
  6. Утренняя зарядка;
  7. Физкультминутки и подвижные игры.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Компактно организовать пространство для физической активности малыша дома помогут спортивный комплекс, сухой бассейн с шариками, массажные коврики и другие спортивные снаряды.

Подвижные игры и упражнения для дошкольников в домашних условиях:

  • «Преодолей препятствие». Разложите на полу различные предметы (подушки, игрушки, стульчики) и предложите малышу преодолеть полосу препятствия.
  • Массажные коврики. Ступни – это одни из наиболее чувствительных частей тела, потому что на них сосредоточено большое количество нервных окончаний. Ортопедические массажные коврики очень полезно использовать на занятиях с детьми, так как они формируют свод стопы, уменьшая риск плоскостопия.
  • «Собери шарики». Если у Вас дома есть сухой бассейн с шариками, вы можете предложить малышу простую и веселую игру, которая поможет развить скорость реакции, ловкость и координацию движений. Рассыпьте по комнате разноцветные шарики и попросите малыша как можно быстрее собрать все шарики определенного цвета.
  • «Забей гол». Из деревянного конструктора соорудите ворота, в которые надо вкатить мячик, не разрушив их. Мяч можно пинать ногой, толкать руками или бить по нему клюшкой, в зависимости от возраста ребенка.
  • «Попади в цель». Поставьте на пол корзину, а малыш должен попасть в нее мячом с достаточного расстояния.

Поддерживайте интерес ребенка к физическим упражнениям. Хвалите малыша за его успехи и старайтесь показывать ему положительный пример.

Увлечь малыша поможет веселая зарядка и физкультминутки. О том, какие упражнения полезны дошкольникам, смотрите на видео:

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Физическое воспитание ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок сразу учился правильному выполнению движений, так как ошибки могут надолго закрепиться. Если родители не обладают достаточными знаниями в области физического развития малышей, лучше чтобы ребенка наблюдал специалист. В настоящее время существует большой выбор спортивных секций и кружков для детей дошкольного возраста.

  • Плавание и фигурное катание позволяют ребенку отлично узнать возможности своего тела, укрепляют мышечный корсет.
  • Фитнес и йога способствуют развитию основных групп мышц, а также формированию и укреплению двигательных умений и навыков, ориентации в пространстве.
  • Конный спорт оказывает благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, формирует правильную осанку и развивает координацию движений.
  • Гимнастика позволяет развить гибкость, координацию и ловкость.
  • Ритмика, танцы имеют большую популярность среди дошкольников. В результате этих занятий у малышей развивается чувство ритма, пластичность и координация движений, а также формируется правильная осанка.
  • Командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Занятия в этих секциях развивают все группы мышц, быстроту, выносливость, координацию движения.
  • Боевые искусства подходят детям, которые испытывают трудности контроля своих эмоций и поведения. Помимо физического развития занятия боевыми искусствами, в том числе восточными единоборствами, учат сохранять самообладание, концентрироваться на своих ощущениях и быть внимательным.

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Выбирая спортивную секцию для ребенка, ориентируйтесь на его интересы, особенности темперамента и физические возможности. Активным малышам хорошо подойдут командные виды спорта и танцы, спокойным детям – плавание, фигурное катание, гимнастика, конный спорт.

Выводы

Физическое воспитание – это одно из условий гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. По мере взросления ребенок приобретает все более сложные двигательные навыки, улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость, скорость. Спортивные секции для детей дошкольного возраста способствую общему физическому развитию малышей. Но следует помнить, что детский организм не готов к сильным нагрузкам, поэтому занятия профессиональным спортом в этом возрасте могут нанести вред здоровью ребенка. Помимо посещения секций, очень важно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, правильно питаться, проводить время на свежем воздухе. Дома у ребенка должна быть возможность для физической активности.

Выводы

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» для физического развития детей предусмотрены такие направления как фитнес для малышей, танцы и ритмика. В игровой форме дети учатся координировать свои движения, развивают гибкость, пластичность, ловкость и выносливость. Наши занятия способствуют укреплению основных групп мышц, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, формируют правильную осанку и предупреждают развитие плоскостопия. При этом дети получают мощный заряд положительных эмоций. Мы всегда открыты для Вас!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: