Эмоциональное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности формирования эмоций, возможные отклонения и советы родителям

Психическое развитие детей

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.
Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 3 до 4 лет: кризис трехлетнего возраста, основные особенности и советы родителям

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, понимание своих эмоций и чувств – главный компонент в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В дошкольном возрасте закладываются также основы эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональное развитие – это закономерный процесс, в каждом возрастном этапе есть новообразования, которые можно успешно использовать в формировании эмоциональной сферы. Давайте рассмотрим их.

На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу.

Отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.

Формируются симпатии к отдельным людям.

Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.

Ребенок доволен, когда его хвалят.

На третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним.

Общение детей друг с другом имеет форму эмоционально – практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация субъективного взаимодействия с ним.

Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд.

Увлекательной деятельностью занимается 10 – 15 минут.

Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут.

Распределять внимание между несколькими предметами не могут.

Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.

Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.

Испытывает удовлетворение, если смог что – то выполнить.

Переживает, если его ругают.

Понимает, если плохо делает кто – то другой.

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками.

Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям.

Возникают страхи, боязни темноты.

Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения.

Свои чувства выражает взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями.

Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.

Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно.

Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения.

У ребенка формируется личностная позиция «Я сам».

Это кризис трех лет – кризис «самости».

Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я- как папа; я – как мама и т. п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.

В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности;

Ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное;

Все больше приобретают интерес для ребенка его сверстники;

Характерны трудности и конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики;

Читайте также:
Психическое развитие ребенка раннего возраста от 1 до 2 лет

В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей;

У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время – это показатель развития воли;

Способность управлять своим вниманием очень невелика;

Переключение внимания с помощью словесной инструкции требует неоднократного повторения;

Устойчивость внимания незначительная и зависит от степени заинтересованности ребенка (на индивидуальном занятии с взрослым 15 -20 минут с перерывами);

Объем внимания не превышает одного объекта;

В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.

В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой – либо деятельностью в течение 15 – 20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т. п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2 – 3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам.

Дети любят шутить, понимают шутки других.

Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций.

Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов.

Ребенок может подавить свои непосредственные побуждения: не реагировать на привлекательный предмет.

Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы.

Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество.

Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче.

Многие преувеличивают свои достижения.

Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их.

Проявляется обоснованная детская агрессивность: удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.

Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности,

агрессивному поведению, чувству неполноценности.

В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ (аффект) становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулируе6т действия ребенка.

• Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания другому.

• Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания.

• Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех.

• Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм.

• К шести годам еще сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме.

• Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.

• Дети способны устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

• Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых.

• Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т. п.).

• Повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач.

• Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.

6 – 7 лет

• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания.

• Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей.

• Могут ограничивать свои непосредственные желания.

• Сильным стимулом в деятельности является успех ребенка, но многих побуждает и неуспех.

• Дети способны оценить ситуацию или поведение с позиции моральных норм.

• В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет.

• Дети активнее проявляют интерес к миру взрослых (копирование поведения взрослых, моделирование домашних ситуаций и т. п.).

• В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие – дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера).

• Ребенок в этом возрасте пытается показать себя и доказать свою значимость.

• К 7 годам складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек – свои).

• Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения.

Таким образом – зная об особенностях развития эмоционально – волевой и личностной сфер, вы можете помочь гармоничному развитию ребенка, и сохранить его психическое здоровье.

Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет» Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся.

Читайте также:
Психическое развитие ребенка от 2 до 3 лет: речь, эмоции, сон и мнение психологов

Возрастные особенности детей 2–3 лет Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на.

Возрастные особенности детей 2–3 лет Материал подготовлен в вид презентации. Будет интересен, как педагогам, так родителям. Слайд 1 Познавательная сфера Им присуще наглядно-действенное.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.

Возрастные особенности детей 5–6 лет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Я хочу немного познакомить вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Вашему ребенку исполнилось.

Возрастные особенности детей 7 лет Возрастные особенности детей семи лет Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и.

Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет

Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение.

Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее формирования Общепризнано, что игра – ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.

Эмоциональное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности формирования эмоций, возможные отклонения и советы родителям

Эмоции являются сложными, в значительной части генетически сформированными моделями поведения, которые возникли в ходе эволюции для того, чтобы решить определенные проблемы адаптации и позволить индивиду быстро и адекватно действовать в любой ситуации.

Не только взрослые нуждаются в социальных навыках, чтобы разобраться в своих отношениях. Также у детей дошкольного возраста необходимо развивать эмоциональный интеллект, чтобы им было легче завести новых друзей, избежать конфликтов и научиться адаптироваться в социуме и быть счастливым.

Как позитивные эмоции, так и отрицательные эмоции имеют физический, психический и поведенческий компоненты. Такие эмоции, как страх и благополучие ребенку знакомы уже до рождения. В утробе малыш способен поворачиваться, когда тревожен, сосать большой палец в моменты спокойствия и умиротворения.

Малыш знает голос матери и отца, звуки детских песенок. Если мама тревожна, ее кто-то обижает, малыш уже во чреве мамы все это чувствует. Живот сжимается во время ссоры, высвобождаются гормоны стресса, сердце начинает ускоренно колотиться. Ребенок сжимается, слыша грубые звуки извне. Плод затвердевает, и этот опыт сохраняется в головном мозге ребенка. После рождения ребенок самого раннего возраста в тревожных ситуациях попадает в подобное состояние затвердевания, когда слышит грубые и громкие голоса. К такому состоянию приводят отрицательные эмоции.

Понять свои собственные чувства, разработать стратегии преодоления отрицательных эмоций, умение сочувствовать другим, адекватно передавать свое эмоциональное состояние: всем этим навыкам ребенок должен сначала научиться.

Эмоциональная компетентность это способность иметь возможность владеть своими и уважать чувства других людей. Кто имеет такие способности, как правило, имеют уверенность в себе, имеют бороться с отрицательными эмоциями. По этой причине, эмоциональное развитие тесно связано с социальным развитием ребенка. Социальные навыки и эмоциональные навыки взаимозависимы и подкрепляют друг друга.

Чтобы оценить важность эмоционального развития, развития эмоциональной сферы необходимо сначала рассмотреть важность эмоций. Определение «Эмоция» означает «чувствовать». Эмоции развиваются из чувства. Таким образом, не только эмоции играют важную роль, но также чувства.

Основные шаги в развитии эмоциональной сферы ребенка происходят в первые шесть лет жизни. Дети дошкольного возраста учатся понимать свои чувства через мимику, жесты и выражения. Сначала эмоции проявляются через смех, плач или крик, а затем эмоции приобретают возрастные особенности. Чтобы правильно выражать свои чувства, чтобы понимать и признать эмоции и чувства других людей, необходимо уделять эмоциональному развитию ребенка особое внимание.

Эмоциональное развитие от рождения до младшего школьного возраста

Эмоциональное развитие первый год жизни

Вскоре после рождения ребенка появляются первичные эмоции, такие как радость и страх. Кроме того, ребенок в состоянии подражать в эмоциональных проявлениях взрослого, реагировать на улыбку.

Что касается способности регулирования эмоций, то ребенок этого возраста пытается подобрать состояние, чтобы найти утешение и удовлетворение своих маленьких потребностей (положительные и отрицательные эмоции регулируются извне).

Эмоциональные особенности детей на втором году жизни

На втором году жизни словарный запас ребенка начинает интенсивно формироваться, следовательно, расширяются возможности проявлять эмоции. Появляются возможности выразить чувство к другому человеку. Малыш делает первые попытки в отношении желательных и нежелательных методов регулирования эмоций.

Читайте также:
Психическое развитие детей по годам от рождения до школьного возраста

Кроме того, ребенок начиная со второго года жизни, учится сопереживать другим людям.

Трехлетний возраст — эмоциональные особенности

С трехлетнего возраста ребенок эмоциональные переживания и выражение эмоций могут отличаться. Таким образом, он способен манипулировать их выражение, чтобы вызвать определенные реакции со стороны других. Его словарный запас расширяется и, следовательно, он может выразить и объяснить свои чувства лучше. Тем не менее, на данном этапе ребенку раннего возраста нужна помощь в формировании эмоций.

Эмоциональное развитие — четвертый и пятый годы жизни

В 4-5 лет ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений в плане собственных и чужих чувств, которые они испытывают. Эти чувства часто противоречивы и запутаны. Многие дети этого возраста могут бороться с отрицательными чувствами. Они отвлекают себя, избегают конфликты и т.д. Однако, они по-прежнему часто нуждаются в этом возрасте в помощи взрослого в виде утешения и конструктивных предложений по урегулированию конфликтов, особенно, когда ребенок дошкольного возраста получает отрицательные эмоции.

Шестой и седьмой годы жизни — развитие эмоциональной сферы

Дошкольники в 6-7 летнего возраста имеют сложную эмоциональную экспрессию и знают, как и когда они могут выразить эмоции. Старшие дошкольники умеют поддерживать товарища, сочувствовать другим, пойти на компромисс, преодолеть негативные чувства и справиться с ними конструктивно и адаптировать выражения своих чувств, способны контролировать себя.

Таким образом, дошкольники приобретают самые важные навыки, которые способствуют развитию эмоциональной компетентности.

Как родители могут поддерживать эмоциональное развитие своего ребенка

Чтобы у детей дошкольного возраста сформировалась эмоциональная компетенция, развитие эмоциональной сферы дошкольников осуществлялось успешно, необходима поддержка родителей. Ниже вы найдете несколько советов о том, как содействовать конструктивному развитию чувств в семье:

  • Будьте вашему ребенку примером, учите проявлять чувства, позитивные эмоции.
  • Разговаривайте с ребенком о чувствах.
  • Не надо давить на ребенка, когда он подвержен отрицательным эмоциям. Поддержите ребенка в такие моменты, помогите ему в процессе регулирования эмоций.
  • Убедитесь, что ваш ребенок с самого начала имеет хорошие взаимоотношения со сверстниками, так они научится сочувствовать другим и улучшит свое социальное восприятие.

Хочется отметить также, что мальчики требуют в этом отношении больше психологической помощи, чтобы выразить соответствующие эмоции, в то время как девочкам нужно больше физической ласки и отвлечения.

Эмоциональное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности формирования эмоций, возможные отклонения и советы родителям

Автор: Скудина Александра Михайловна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва

Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка – одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:

– развитие эмоционального реагирования;

– развитие эмоциональной экспрессии;

– формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

– формирование словаря эмоциональной лексики.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.

Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание – ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.

Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.

Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:

– ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;

– ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;

Читайте также:
Развитие личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте: факторы и условия, особенности по этапам и возможные отклонения

– чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;

– в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей – это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.

Неправильное общение в семье, как правило приводит:

– односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

– ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

– выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.

Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников – в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.

Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.

Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:

– хороший – значит красивый (эстетические переживания);

– хороший – значит добрый (этические переживания);

– хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).

Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.

Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.

На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.

На 3м году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением.

В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.

При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).

Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.

Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.

Эмоциональное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте: возрастные особенности формирования эмоций, возможные отклонения и советы родителям

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)

К основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.

Читайте также:
Психическое развитие ребенка до года: критерии и особенности по месяцам

У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Развивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.

Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Эмоциональное развитие

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Воспитатели, в свою очередь, должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

– эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

– происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

– развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

– включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.
Причины возникновения эмоций

Читайте также:
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Одной из причин возникновения эмоций является борьба за выживание. Другой причиной возникновения эмоций, по мнению исследователей (К. Изард, Хюбнер, Райзер и др.), была потребность в средствах коммуникации. Ни для кого не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса.

  • Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
  • Радость: счастье, восторг удовольствие;
  • Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
  • Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
  • Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
  • Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
  • Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
  • Страх: боязнь, испуг; шок;
  • Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
  • Вина: виновность, раскаяние.

Как отмечают многие авторы, полное усвоение правил, установленных родителями, и социальных ценностей, а также развитие индивидуальных моральных принципов происходит в процессе социализации на протяжении не первых трех, а первых двадцати лет жизни. Однако начальные стадии социализации наблюдаются при первых попытках саморегуляции ребенка. Следует отметить, что сложившееся на предыдущих этапах взаимодействия ребенка с родителями базовое доверие ребенка к миру не должно подрываться возрастающим чувством самостоятельности. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста / Е. П. Полетаева, Е. В. Мерзлякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54539/ (дата обращения: 23.04.2022).

Истинная радость — дело серьезное!

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение».

«Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней». [2]

Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера.

«Ребенок 4- 5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику». [2]

Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.

«Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников мы проводим в двух направлениях:

– формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д.

– формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Читайте также:
Психическое развитие детей от 4 до 5 лет: показатели нормы, роль игрушек и самопознание, советы и рекомендации родителям

Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи следующих средств:

– использование различных сюжетно-ролевых игр

– используя игры на развитие воображения

– прослушивание музыки и обсуждение ее

– использование мимических этюдов

– чтение сказок и рассказов

– использование подвижных и коммуникативных игр». [2]

Многие дидактические игры мы сделали своими руками.

В своей работе мы используем нетрадиционные техники рисования, такие как:

– рисование мятой бумагой

– рисование зубной щеткой и зубочисткой и т. д.

Можно с уверенностью сказать, что такие занятия раскрепощают эмоциональную сферу ребенка.

В театральных играх учим детей исполнять различные роли. Ребята с удовольствием играют героев противоположного пола, отрицательных героев: бабу Ягу, Кощея Бессмертного, волка и т. д.

Наблюдая за поведением дошкольников, можно смело сказать, что использование мимических этюдов в нашей работе приносит очень хорошие результаты. Для этого мы учимся с различным выражением читать одно и то же стихотворение: радостно, грустно, удивленно и т. д.

В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убежден, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения. Именно поэтому мы даем рекомендации родителям: уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и физических способностей ребенка. [2]

Для этого им необходимо как можно больше времени проводить с собственным ребенком, не позволяя ему уткнуться в гаджеты.

Создавать в семье теплую атмосферу, объяснять ребенку принципы существования в обществе, разбирать вместе с ним различные жизненные ситуации. Развивать у дошкольника позитивные черты характера, учить делать полезные поступки, проигрывать вместе с ребенком различные эмоции, стоя у зеркала. [2]

Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком.

Родителям важно понимать, что в одиночку детям совершенно невозможно справиться со своими проблемами, а при поддержке старших они порой способны творить чудеса.

Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни все очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и плохое настроение, нужно постараться уделять ребенку как можно больше внимания. Попытаться сделать климат в семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития.

Трудовая и творческая деятельность также помогут формированию эмоциональных переживаний:

– радости от успеха

– удовлетворению или недовольству результатом.

В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Иногда — выплеснуть свои эмоции, даже негативные. [2]

Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при помощи разных видов воздействия, отдавая предпочтения игровым методам.

«Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности». [1, стр. 115]

Читайте также:
Нравственное развитие детей раннего и дошкольного возраста: основы духовного воспитания и советы родителям

Одно и то же событие может переживаться по — разному, в зависимости от того, какой был мотив и каков результат. Удовольствие и радость появляются при реализации мотива, а неудовольствие, разочарование и даже гнев — при его нереализации.

«Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций». [1, стр. 116]

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке, — его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, впечатлительность и эмоциональность — в благоприятных случаях не только ведут к развитию его талантов, характера, но порой определяют его судьбу.

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. «Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» https://paidagogos.com/osobennosti-emotsionalnoy-sferyi-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta.html?label_41cc0e4945e162021cfdd993f4c1104d=2

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, ребенок, эмоциональная сфера ребенка, дошкольник, дошкольный возраст, игра, развитие эмпатии, творческая деятельность, формирование умения, эмоциональная сфера.

Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста

Эмоции помогают определённым образом воспринимать действительность, реагировать на неё. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и общаться с людьми, быть восприимчивым к искусству и проявлениям жизни — всё это зависит от того, как сформирован ребёнок эмоционально. То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним.

Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста.

Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.

Дошкольный период — достаточно короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.

Когда ребёнку 1-3 года, то его эмоциональная сфера характеризуется:

  • отсутствием эмпатии
  • характерными эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями
  • неумением выбирать и принимать решения
  • эгоцентризмом
  • зарождением самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»
  • завышенной самооценки (Я — хороший)
  • не умением видеть последствия действий
  • важностью для ребёнка оценки взрослого, реакции не неё

В возрасте 4-6 лет эмоциональная сфера ребёнка характеризуется:

  • более спокойным эмоциональным фоном восприятия
  • проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция»
  • более управляемыми эмоциональными процессами
  • развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят)
  • появлением аффективных реакций
  • появлением новых мотивов для деятельности
  • способностью оценивать своё поведение

Ребёнок 4-5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, по большей мере, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, а также потребностей и мотивов. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Дошкольник уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику.

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:

  • они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями
  • они осваивают социальные формы проявления чувств
  • чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными
  • у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные)

Диагностика

Основные диагностические методы эмоциональной сферы детей:

  • тестирование
  • наблюдение
  • опрос
  • беседа
  • анкетирование
  • анализ образцов детского творчества (рисунков).

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как:

  • эмоциональный фон,
  • настроение,
  • степень выраженности эмоций,
  • уровень эмоциональной подвижности.
Читайте также:
Психическое развитие детей от 5 до 6 лет: особенности детской памяти и речи, уровень мышления, чувства и эмоции, возможные нарушения и отклонения

Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно — способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание. 2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  2. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  3. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  4. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  5. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  6. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  7. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  8. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  9. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Эмоциональное воздействие.

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло. Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры
  • психогимнастические игры
  • подвижные игры
  • коммуникативные игры
  • игры и задания на развитие произвольности
  • игры для развития воображения
  • игровые упражнения
  • мимические этюды
  • прослушивание музыки и обсуждение её
  • чтение сказок и рассказов
  • знакомство с живописью

В ходе занятий малыш будет переживать разные эмоциональные состояния, будет пытаться говорить о том, что чувствует, познакомится с опытом таких же ребятишек, благодаря чему он станет лучше понимать себя и окружающих.

Формирование эмоциональной сферы

Формирование эмоций и чувств у дошкольников зависит от условий:

  • Дошкольник должен общаться со сверстниками: именно в общении формируются чувства и эмоции.
  • Нужно организовывать целенаправленную деятельность, способствующую развитию эмоций и чувств (прослушивание музыки, музыкальные занятия, чтение).
  • Развивать эмоции и чувства у дошкольников лучше всего с помощью их основного вида деятельности — игры.
  • Трудовая и творческая деятельность помогает формированию эмоциональных переживаний: радости от успеха, вдохновению, сочувствию усилиям сверстников, чувству удовлетворения или недовольства результатом.

«А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие — это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье».

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:

  1. Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
  2. Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
  3. Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
  4. Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
  5. Чтение и обсуждение сказок.
  6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
  7. Организация совместной деятельности детей.
  8. Задания с использованием наглядных пособий.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: